2 ноября 2023 г.

Тиробхав Шри Нароттама Даса Тхакура.
Тиробхав Тридандисвами Шримад Бхакти Кушол Нарасимхи Махараджа.


  


Тиробхав Шрилы Нароттама Даса Тхакура.

Тиробхав Тридандисвами Шримад Бхакти Кушол Нарасимхи Махараджа.


Шрила Нароттам Дас Тхакур (Narottama Dāsa Ṭhākura 1534—1611) — вайшнавский святой, поэт и музыкант, проповедовавший гаудия-вайшнавизм в Ориссе и Бенгалии. Автор многих песен, прославляющих Радху и Кришну.

Нароттам Дас Тхакур был воплощением учения Гаудиа. Он передавал любовь к Богу через свою, известную нам, поэзию и жил с этой любовью также поэтично. Он был совершенным преданным, чьи черты описывают Шесть Госвами каждый раз, когда их перо касалось пальмовых листьев. Даже больше, чем Шриниваса и Шьямананду, Нароттама помнят, как величайшего представителя Гаудиа, возможно, потому, что суть философских концепций Гаудиа Вайшнавизма в каждой из его песен.


Явление и описание личности Шри Нароттама Даса Тхакура.

Жизнеописание Нароттамы содержится в «Према-виласе».

Шри Нароттама Даса Тхакур, также известный как Шри Тхакура Махашой, родился в 1534 году в cемье царя Кришнананды Даты и его жены Нараяни-деви. Он имел все признаки махапуруши (возвышенной святой личности): длинные руки, глубокий пупок, золотое лицо, прекрасные лотосоподобные глаза. В школе он был шрути дхара (способным запоминать всё услышанное). Также он быстро стал знатоком санскрита и ведических писаний. Всю жизнь он оставался в ашраме брахмачари.

Примечателен тот факт, что Нароттама Даса Тхакур отказался съесть зерновую пищу во время обряда анна-прашнам (традиционного обряда для новорожденных, когда ребенку предлагают зерновые). Hароттам, будучи младенцем, с отвращением отказался от еды. Когда же в отчий дом пришел благочестивый вайшнав с такой же пищей, но предложенной сначала Кришне, Hароттам съел её. Всем стала ясна причина отказа - эта пища не была прасадом. Это говорило о высоком уровне преданности ребенка, что не могло не радовать родителей.

Повзрослев, Нароттам стал образцовым учеником и овладел всеми академическими предметами, а также религиозными писаниями. Однако его любимым занятием было - сидеть у стоп Кришнадаса, пожилого брахмана, внимая его повествованиям о лилах Чайтаньи Махапрабху. Эти истории увлекали его и дарили ни с чем несравнимое наслаждение. Еще тогда он предался Господу Чайтанье без оглядки.

Према-тали гхат

Однажды, вскоре после того, как Нароттаму исполнилось 13 лет, к нему во сне пришел Нитьянанда Прабху и сказал: “Завтра на восходе солнца ты должен искупаться в реке Падма. В это время ты получишь всю полноту Гаура-премы, любви к Богу”. Проснувшись, Нароттам немедленно исполнил волю Нитьянанды Прабху и побежал к реке.

Войдя в Падму, Нароттам почувствовал, как в нем происходит необыкновенное превращение. В этот момент перед ним появился Махапрабху и нежно обнял его. Когда их тела слились, он почувствовал, как сама сущность Махапрабху охватила его душу. Говорится, что в этот момент смуглая кожа Нароттама приобрела цвет расплавленного золота - отличительный цвет тела самого Махапрабху.

В наши дни Према-тали Гхат в Бангладеш, где произошло это историческое событие, посещают многие паломники.

Побег Нароттама Даса Тхакура во Вриндаван и встреча с Госвами

Нароттама Даса Тхакур мечтал служить Кришне.

Царь Кришнананда, отец Нароттама, боялся, что его сын убежит из дома и станет отшельником. Для царя это было бы ужасно - его единственный сын, наследник престола, уходит, как будто все богатства мира ничего не стоят. У Кришнананды были и планы на женитьбу Нароттама. Отреченный образ жизни - это совсем не то, что он готовил для своего юного Нару.

Чтобы его планы сбылись, Радж Кришнананда поручил лучшим охранникам караулить Нароттама день и ночь. Из любви к сыну он сделал Нароттама узником в собственном доме. Тем не менее, Нароттам продолжал лишь воспевать имена Чайтаньи Махапрабху, Радхи и Кришны.

День и ночь Нароттам молился: “О мой Господь, Гауранга Махапрабху, освободи меня от этой безумной жизни, семейной привязанности и позволь служить Тебе в обществе осознавших себя вайшнавов!” Его единственное стремление стало настолько сильным, что он уже не спал, его ум и сердце были полностью поглощены играми Господа и Его миссией.

Нароттам нашел-таки возможность уйти. “Теперь или никогда” - решил он. Осторожно обойдя стражу, он сумел убежать в лес, полный решимости найти дорогу в священный Вриндаван. Но чтобы попасть во Вриндаван, нужно было пройти пешком через большую часть Индии. Нежное и холеное тело царского сына с трудом переносило тяготы пути, и он начал испытывать утомление и голод. Через три дня его ноги покрылись волдырями, и в какой-то момент от истощения он потерял сознание.

Тогда к изможденному Нароттаму под видом брахмана с золотистой кожей и горшком молока пришел Махапрабху. Не узнав в брахмане Самого Шри Чайтанью, Нароттам просто заснул, снова поддавшись истощению. Рупа и Санатана пришли к нему во сне, чтобы подбодрить. “Нароттам, скоро твои страдания окончатся. Махапрабху принес молока, чтобы поддержать тебя. Выпей все до дна и продолжай свой путь во Вриндаван”. Когда он проснулся, в его сердце все звучали слова Рупы и Санатаны, и Нароттам разрыдался от счастья.

В вечных лилах Кришны одно из служений Нароттама в качестве манджари - обеспечивать Шри Радху и ее ближайших подруг гопи молоком. На сей раз Кришна в форме Махапрабху отвечал ему тем же, подавая молоко своему чистому преданному. Размышление об этих любовных отношениях - вот что по-настоящему подкрепило Нароттама, и скоро он с новой силой продолжил свой путь во Враджу.

Во Вриндаване состоялась встреча Нароттама Даса Тхакура, Рупы Госвами и Санатаны Госвами. По мере того, как Нароттам знакомился с наиболее знаменитыми преданными, наибольшее впечатление на него произвел Локанатха Госвами, чья исключительная скромность и аскетизм были признаны всеми вайшнавами.

Он принял шикшу в Гаудия философии от Шри Дживы Госвами и дикшу (духовное посвящение) от Шри Локанатхи Госвами. Два года Нароттама преданно служил Локанатхе Госвами, выполняя всю работу, и удостоился чести стать его единственным учеником. Ни до, ни после этого, Локанатха Госвами никому никогда не давал посвящения. Локанатха Госвами дал Hаротаму Радха-Кришна-мантру, а также мантру Гаятри. Он открыл Hароттаму его служение в духовном мире, как Чампака-манджари, которая служит Радхе.

Впоследствии во время совместного путешествия с другими садху по Бенгалии, Нароттама Даса Тхакур распространял труды Гаудия-вайшнавизма, авторами которых были Рупа и Санатана Госвами.

По стопам Господа Чайтаньи

В Навадвипа-дхаме все преданные осведомились у него о здоровье Госвами Вриндавана и о том, чем они сейчас занимаются. Они с нетерпением ждали новостей из Вриндавана. После того, как он посетил все места пребывания Господа Гауранги в Гаура Мандале, Нароттама Даса сделал то же самое в Шри Кшетра Дхаме (Джаганатха Пури), Шантипуре, Шри Кханде, Кантаке Нагаре, Экакадре и Кхетуре Граме.

Первый фестиваль «Гаура-Пурнима» и установка шести божеств

В Кхетуре, Шри Нароттама Даса Тхакур организовал в 1574 году знаменитый Кхетури Махотсава. Это был первый Фестиваль «Гаура-Пурнима» на честь дня явления Господа Чайтаньи. В течение фестиваля было установлено шесть Божеств: Шри Гауранга Дева, Шри Валабхи Канта, Шри Враджа Мохана, Шри Кришна, Шри Радха Канта, Шри Радха Рамана. Таким образом, Нароттама Даса Тхакур выполнил наставление своего духовного учителя Локанатхи Госвами о введении в Кхетури поклонения мурти.

Своим удивительно сладким голосом Нароттама Даса Тхакура начал киртан. Его воспевания удовлетворяли небеса и заставляли преданных проливать слезы премы. Все купались в океане экстаза. «Вдруг в середине киртана необычайно щедрый Шри Чайтанья и все Его приближенные появились и присоединились к санкиртане. Как вспышка молнии посреди глубокого синего неба, Шри Чайтанья возник в толпе преданных..» (Бхакти-Ратнакар).

Сотни и сотни преданных были приглашены, включая прямых последователей Махапрабху, Нитьянанда Прабху и Адвайта Ачарья. В это время, существовало множество интерпретаций философии Гаудия Вайшнавизма. Но этот фестиваль считается огромным достижением в Гаудия Вайшнавизме. «Первый раз на фестивале было так много киртанов в разных стилях, которые объединили славу Господа Чайтаньи и Славу Господа Кришны». И благодаря тому, что так много вайшнавов присутствовали в одном месте, это сделало фестиваль в Кхетури необыкновенным. Это также было важным шагом к сплочению всех Гаудия Вайшнавов. (Шри Навадвипа-дхама парикрама). С тех пор фестиваль «Гаура Пурнима» традиционно проводится каждый год.

Духовное наследие Шри Нароттама Даса Тхакура.

«Прартхана» и «Према-бхакти-чандрика» (Лунные лучи любовной преданности) - два самих известных философских шедевра руки Шри Нароттамы Даса Тхакура.

Помимо этого, Нароттама Даса Тхакур считается автором «Хатапалтаны», но вопрос этот по сей день остается спорным.

Нароттама также перевёл на бенгали «Смарана-мангалу», где содержится описание ежедневных восьми лил Радхи и Кришны.

Нароттама Даса Тхакур написал множество песен преданности о духовном учителе, о преданных, о преданном служении, о шести Госвами, Гаура-Нитьянанде и Радхе-Кришне.

Они были положены на прекрасные мелодии и исполнялись на простом бенгальском языке. Среди них молитвы Шри Рупа манджари-пада» и «Шри Гуру-чарана-падма». Песни Нароттама Даса были источником вдохновения для преданных.

Уход Нароттама Даса Тхакура.

В 1611 году Нароттама Даса Тхакура оставил этот бренный мир. Было ему тогда 77 лет, а произошло это следующим образом.

Узнав о том, что его близкие друзья-вайшнавы - Рамачандра-Кавирадж и Шриниваса верну-лись в духовную обитель, Нароттама Даса Тхакура, преисполненный чувства разлуки, провел нектарный киртан в храме Господа Чайтаньи. Не в силах больше быть в разлуке с Кришной, Нароттама Даса принял решение уйти к нему в духовный мир, он вошел в транс, и погрузился в Радха-Кришна-лилу.

Через несколько дней Hароттама Даса Тхакур оставил этот мир. При этом присутсвовали его ученики и другие вайшнавы. Нароттама вошёл в Гангу, неустанно воспевая имена Кришны вместе с Рама Кришной и Ганганараяной Чакраварти. А затем тело его просто исчезло в священных водах Ганги.

Нароттама Даса служит Шримати Радхике, как Чампака Манджари. Его самадхи находится во внутреннем дворе храма Радхи Гокулананды.