14 ноября 2023 г.

Шри Говардхан-Пуджа Махотсав и Аннакут Махотсав.
Го-пуджа, Го-крида и Го-граса-дан (почитание коров).
Бали-даитйарадж-Пуджа (поклонение Шри Бали Махараджу).

Авирбхав Шри Расиканандадева Госвами.
Авирбхав Шримад Бхакти Кусум Шрамана Махараджа.


  

Говардхана-Пуджа Махотсав и Аннакут Махотсав.
Го-пуджа, Го-крида и Го-граса-дан.


Шри Говардхан-Пуджа Махотсав и Аннакут Махотсав.
Го-пуджа, Го-крида и Го-граса-дан (почитание коров и кормление их).
Бали-даитйарадж-Пуджа (поклонение Шри Бали Махараджу). Авирбхав Шри Расиканандадева Госвами. Авирбхав Тридандисвами Шримад Бхакти Кусум Шрамана Госвами Махараджа.



Господу сегодня можно поклоняться несколькими мантрами:

Говардхана дхарадхара гокула транакарака
Вишнубаху криточхайа гавам котипрада бхава

и следующей:

Гири-нрипа! харидаса-шрени-варйети-нама
Мритам идам удитам шри-радхика-вактра-чандрат
Враджа-нава-тилакатве клипта! ведаих спхутам ме
Ниджа-никата-нивасам дехи говардхана твам



Коровам сегодня можно поклоняться следующей мантрой:

Лакшмирйа локапаланам дхенурупена самстхита
Гхритам вахати йагйартхе йамапашам вйапахату



Бали Махараджу сегодня можно поклоняться следующей мантрой:

Балираджам намастубхйам вирочанасута прабхо
Бхавишйендра сурарате пуджайам пратигриджхйатам

“Из всех преданных этот холм Говардхан – самый лучший! О подруги, холм этот предлагает Кришне, Балараме, Их телятам, коровам и друзьям-пастушкам все необходимое: воду, чтобы пить, луга с очень мягкой травой, пещеры, фрукты, цветы и коренья. Так холм оказывает почтение Господу. Это от прикосновения лотосных стоп Кришны и Баларамы холм Говардхан выглядит таким ликующим”.
Шримад Бхагаватам 10.21.18

Этот праздник знаменует многое. Сам Говардхан переводится как два слова: го - это «чувства», а также «го» – это «коровы» на санскрите; «вардхан» также имеет два значения – это означает «питать» и «разворачивать, направлять к чему-то». Итак, если мы примем Го в значении «коровы», то Говардхан означает – «холм, который питает коров» - всем необходимым: свежей травой, водой, тенью деревьев в жару и т.д. Если мы рассмотрим Го как «чувства», то мы можем принять другое значение слова Говардхан, и оно будет подразумевать, что Говардхан разворачивает наши чувства, направляя наши чувства к Господу Кришне.

Рождение Гирираджа / Говардхана

Нам трудно понять и принять это, но ведические писания говорят, что такие грандиозные объекты, как земля, горы, реки являются личностями. Земля-мать, корова-кормилица, так же и реки, и горы, - за всеми этими грандиозными явлениями стоят полубоги. Т.е. за каждой этой внешней формой – рекой, которая течет, или горой, самой высокой или маленькой, стоит определенный полубог, который обеспечивает жизнь этого явления.

И вот в очень давние времена, в период Сатья-юги, на западе Бхарата-варши у одного из горных хребтов в Гималаях по имени Нанда Дроначала родился сын, которого назвали Говардхан или Гирирадж, что означает «царь гор». Он был действительно прекрасен, лучшим из гор, со своими долинами, пиками, деревьями, своими различного рода удивительными растениями и красивыми камнями, Гирирадж превосходил своей красотой абсолютно всех. Полубоги почтили новорожденного Гирираджа, осыпав его дождем из цветов. Также все олицетворённые горы во главе с Гималаями и Сумеру пришли выразить ему свое почтение. Они обошли вокруг него, поклонились, вознесли молитвы и приняли Говардхану своим царём, сказав: «Ты явился с изначальной Голоки Вриндаваны и ты - драгоценность Враджи». Затем они удалились.

И как-то раз, во время своего путешествия, в гости к Дроначале пришел великий мудрец, Пуластья Муни. Он сказал, что в его обители Варанаси, являющейся также и обителью Господа Шивы, всё прекрасно и там протекает полноводная река Ганга, но такого изумительного холма с множеством пышных цветов и красивых деревьев, пещер и рек, птиц и животных, там нет. И он подумал: «Было бы хорошо, если там был этот холм, и на его вершине я мог бы сидеть в медитации и совершать свои аскезы.» И он очень мягко обратился к Дроначале с просьбой, чтобы тот позволил своему сыну, Гирираджу, пойти с ним. О, как Дроначала разгневался на Пуласью Муни. Но Гирирадж, желая загладить это разногласие, и не желая, чтобы Пуласья Муни проклинал его отца, попросил отца позволения пойти с мудрецом. Затем он обратился к мудрецу: «Но как ты меня заберешь, Пуласья Муни?». «Не беспокойся, - ответил мудрец, - я тебя донесу». И Гирирадж согласился пойти с ним, но с одним условием: в том месте, где Пуласья Муни опустит его первый раз на землю, он там и останется, и его не смогут больше поднять.

В те времена люди обладали большими мистическими способностями. Пуласья Муни поднял Гирираджа своей правой рукой и поплыл в небе с этой горой. Уже вечерело, в то время они пролетали над Вриндаваном. И в этом месте Говардхан, как и всякое живое существо, испытал огромное желание встретиться с Кришной. Он подумал, что здесь он сможет дождаться явления своего дорогого Господа Кришны. И своей мистической силой он повлиял на мудреца так, чтобы тот почувствовал сильную потребность помочиться. Он положил холм на землю, удовлетворил потребность, а вернувшись, не смог сдвинуть его и на йоту. Холм не позволил поднять себя. И Пуласья Муни разгневался на гору и проклял Говардхана, сказав: «За это ты каждый день будешь уходить под землю на величину горчичного семени».

В те времена, в Сатья-югу, Говардхана был 64 мили в длину, 40 миль - в ширину и 16 - в высоту. Сейчас его высота уже примерно 25 метров, а через 10 тыс. лет Кали-юги он и вовсе исчезнет. Но для людей Кали-юги то, что холм становится меньше - это благословение, иначе люди просто не смогли бы обойти Его (сейчас холм 24 км в окружности). Теперь мы можем обойти его за один день, оказать Ему почтение.

Говардхана-лила Господа Кришны

Говардхана-лила знаменует собой момент, когда Кришна поднял холм Говардхан. История, которая описана в 10-й песни «Шримад Бхагаватам», гласит следующее.

Однажды, отец Господа Кришны, Нанда Махарадж, собирался вместе с другими пастухами устроить жертвоприношение царю небес Индре. Они свезли огромное количество яств и стали погружать их в Сурья-кунду и Манаси-Гангу: миллионы пакор, самос, расагул, сандешей, горы пури, чапати, тонны сладкого риса и топлёного масла исчезали под водой. Но маленький сын Нанды, Кришна, запротестовал: «Нет нужды почитать полубогов. Давай лучше поклоняться холму Говардхану. С его холма мы получаем сочную траву, которая щедро кормит коров, мы получаем свежую воду, плоды, фрукты, цветы, минеральные краски». Кришна так хотел проучить Индру, возгордившегося своим высоким положением.

«Те, кто вместо полубогов поклоняется Господу Хари, достигают счастья и в этой и в следующей жизни. Холм Говардхана - царь всех повелителей гор. Он родился прямо из груди Господа. Просто созерцая Говардхану, человек освобождается от необходимости рождаться вновь. Поэтому лучше всего устроить поклонение холму Говардхане и коровам».

И пастухи послушались Кришну и провели поклонение холму Говардхану. По Его указанию, все жители Вриндаваны собрались возле Говардхана, украсили коров, накормили их сочной травой и, ведя их перед собой, стали обходить вокруг холма. Гопи нарядно оделись по случаю праздника, сели в повозки, запряжённые быками, и стали счастливо прославлять игры Кришны мелодичным пением. Брахманы раздавали свои благословения пастухам, их жёнам и юным дочерям-пастушкам.

Когда враджаваси обходили холм, Кришна наигрывал на флейте, и её чарующие звуки уносили прочь их усталость. Обойдя холм, они читали ему манту: «Я склоняюсь пред тобой, о холм Говардхана, ты - зонтик Верховной Личности Бога, ты - венец Голоки и ложе леса Вриндаваны».

Чтобы доказать, что Говардхана достоин поклонения, поскольку неотличен от Него Самого, Кришна легко запрыгнул на его вершину и слился с ним. На склоне холма появились глаза, нос, рот, по бокам выросли длиннющие руки, украшенные прекрасными браслетами, сверху появилась корона. Присутствовавшие в благоговении поклонились Ему и громко прославили. Говардхана громогласно заявил: «Я запросто проглочу всё, что здесь есть!» И Кришна-Говардхана одной рукой стал живо загребать все приготовленные яства Себе в рот, а другой прищёлкивал и кричал: «Ещё! Ещё!», и вскоре от больших гор подношений ничего не осталось. Жрецы повторяли благоприятные мантры. Говардхана запивал сласти нектарной водой из ближайших озёр, и вскоре они опустели. Но Говардхана не унимался: «Ещё! Ещё!» Брахманы было растерялись, но тут же нашли выход: помазали подножие холма сандаловой пастой и приложили листики туласи. В конце Ему также принесли тысячи орехов бетеля, смешанных с изысканными пряностями. Говардхана был в блаженстве, полностью доволен и счастлив. Его лицо сияло, как восходящее солнце.

Довольный Кришна-Говардхана мистически вернул враджаваси все проглоченные яства в виде маха-прасада. Те вспомнили, что Ему ещё нужно предложить арати, и стали размышлять, что использовать как лампаду. Говардхана улыбнулся и представил в мыслях тысячи светильников, каждый из которых имел по тысяче фитилей. Они тут же появились наяву, и пастухи предложили их с любовью и преданностью, на которые были способны. Когда враджаваси поклонились холму, Он объявил: «Пренебрегающему поклонением Говардхане, как Я Сам показал, не видать счастья. Здесь много змей, и они закусают такого лентяя до смерти. Все, кто живут рядом с холмом, ради блага коров и своего блага должны поклоняться Ему, как предписываю Я Сам». И затем принял Свою былую форму.

Но царь небес, Господь Индра, пришел в огромную ярость, почувствовав себя оскорблённым пастухами и Кришной. Он приказал туче Самвартаке, которая затопляет весь мир во время разрушения вселенной (вселенского потопа, описанного в писаниях), разорить процветающую Вриндавану. И Самвартака стала извергать нескончаемые потоки воды, толстые, как колонны. С неба обрушились глыбы града и камней, гигантские, словно пики гор. Удары молнии напоминали бивни слонов. Молнии соперничали с громом. Дул ураганный ветер, вырывавший с корнями деревья и снося дома. Постепенно вода сровняла всё.

И враджаваси, находившиеся в страхе от всего происходящего, как всегда, не знали иного прибежища, кроме Кришны. Они обратились к нему с просьбой защитить их.

И тогда Кришна мизинчиком левой руки поднял холм Говардхан. Маленький мальчик сделал это играючи, как дети могут сорвать гриб, поднять его над собой и говорить: «Я под зонтом! Это мой зонт!» И так Господь Кришна держал холм семь дней одним мизинцем. Он призвал всех укрыться под ним от проливного дождя: пастухов и пастушек, коров и телят.

Все жители зашли под холм и оказались в безопасности. Они увидели внизу преогромную долину, ни дождя, ни слякоти. Дорога вниз была выложена самосветящимися драгоценными каменьями в форме ступеней. Их взору предстали изумительные дворцы из бриллиантов, жемчуга, рубинов и изумрудов. В покоях была мебель, кровати, а также всё необходимое для жизни: запасы пищи, воды и травы для коров. Дул приятный лёгкий ветерок, смешанный с ароматом благовоний.

Кришна был бесконечно счастлив видеть неподдельное удивление на лицах односельчан. Увидев своего милого Шьямасундару, изящно державшего холм на мизинчике левой руки, они ощутили прилив блаженства, и их естественная любовь к Нему проистекла из уст в виде пения. Все гопи видели замечательный подвиг Кришны, и Он улыбался, глядя на них. Но когда Его взгляд упал на их груди, Его рука дрогнула, и пастухи немного испугались. Они тут же стали подпирать холм посохами. Позже они хвастали, что без их помощи Кришне ни за что бы не удержать Говардхану.

Пока Кришна держал гору семь дней и ночей, враджаваси наслаждались пением и танцами, не испытывая никаких беспокойств, они были надежно защищены.

В действительности, холм держала, невидимая для всех, Шримати Радхарани, которая обычно находится слева от Кришны. Она - Его духовная энергия в играх. Именно поэтому Кришна поднял холм левой рукой. Господь с помощью Йогамайи специально разгневал Индру, чтобы надолго встретиться с Радхой, ведь Ему очень трудно встречаться с Ней в присутствии старших.

Хотя Говардхана ощущал очень сильные удары града, он был погружён в сладостные воспоминания об играх Кришны вместе с Радхой, гопи и друзьями-пастушками. Они проводили их на его груди и в пещерах, выложенных внутри драгоценными каменьями, сияние которых рассеивало мрак. Кроме того, Говардхана ощущал прилив духовного счастья от прикосновения пальчика Кришны.

Обитатели Вриндаваны были изумлены тем, как Кришна держал холм, а Индра, увидев, что у Самвартаки ничего не получается, несмотря на все его старания, отправился на Землю на слоне и издалека метнул молнию, чтобы разрушить Враджу. Но Кришна с помощью мысли парализовал и молнию, и его руку. Ошарашенный царь небес убежал. Увидев великую мистическую силу Господа, он был, как громом поражён, и уверенность его поколебалась. Он приказал туче остановиться.

Небо очистилось, и вновь появилось солнце. Порывы ветра прекратились. Кришна, прославившийся ныне как тот, кто поднял Говардхану, сказал: «Дорогие друзья, всё закончилось и теперь вы спокойно можете отправляться по домам. Наводнение прекратилось, и вода в реках спала».

Мужчины погрузили свои вещи на телеги и вместе с жёнами, детьми и коровами отправились домой. Друзья же Кришны захотели доказать, что они тоже не слабее Его и уговорили Его хоть немного дать им подержать холм. Кришна сдвинул Говардхану так, что мальчикам досталось полвеса горы. Чудовищный груз чуть было не раздавил их, но Господь с улыбкой мгновенно поднял и выровнял холм, а затем положил на прежнее место. Все подбежали и с радостью стали обнимать Кришну. Гопи, всегда пылающие к Нему любовью, стали предлагать творог, смешанный со слезами, и изливали на Него потоки благословений. Яшода, Рохини, Нанда и Баларама по очереди обнимали Шьяму, и с любовью благословляли Его вновь и вновь. Довольные полубоги стали сыпать цветы с небес, играть на барабанах, трубить в раковины, петь и танцевать. После этого Кришна с враджаваси вернулись домой. Как обычно, гопи стали прославлять деяния Кришны с большим удовольствием, ибо пели они от сердца.

Кришна проходит проверку

Хотя все и закончилось благополучно, пастухи пришли к Нанде Махараджу и высказали свои сомнения по поводу его сына Кришны. Что слишком уж Он героичен, и внешне вовсе не похож на родителей цветом кожи… И Нанда Махарадж рассказал им, что после рождения Кришны к ним пришел великий мудрец Гарга Муни, и он рассказал, что наш ребенок необычная личность, что это Сам Верховный Господь. Он и раньше приходил, в другие эпохи Он являлся в различных ипостасях. И вот теперь Он пришел опять.

Выслушав этот рассказ, пастухи не поверили Нанде Махараджу. Они пошли в другое селение к царю Вришабхану, который был отцом Радхарани, вечной супруги Господа. Они попросили его не дружить с Нандой Махараджем, потому что он нечестен… И они объяснили ему свои подозрения. И Вришабхану сказал: «Когда родился этот ребенок, Гарга Муни пришел также и ко мне в дом, и рассказывал об этом ребенке. Он сказал, что этот мальчик - Властитель бесчисленных вселенных, Повелитель Голоки, величайший из великих. Нет Ему равных. И моя дочь, Радха - первая царевна Шри Кришны.

И тогда пастухи сказали: «Вришабхану, ты очень богат, твое богатство затмевает богатство Индры, царя небес. У тебя много самоцветов, золота, жемчуга, у тебя тысячи могучих слонов, миллионы коров, множество дворцов из драгоценных каменьев. Ты богат, как Кувера. Нанда значительно уступает тебе во всех отношениях. Но если его сынишка - Сам Всевышний, проверь Его, чтобы Он раскрыл Своё могущество и богатство, а мы посмотрим».

И Вришабхану Махарадж приказал собрать 10 млн. ожерелий из гигантских жемчужин, сложить их в сундуки, усыпанные драгоценными каменьями, и отнести их к Нанде с предложением женить Кришну на его дочери Радхарани. И когда этот роскошный обоз прибыл в Нандагран, Нанда и Яшода были изумлены. По традиции, они должны были ответить достойным подарком. Но они знали, что не смогут послать в ответ ничего подобного этим драгоценным дарам.

Тем временем Кришна тайком взял сто жемчужных ожерелий и посадил их в землю. А Нанда случайно обнаружил недостачу и решил спросить, может быть Кришна или Баларама взяли их для игр. На что Кришна в ответ сказал: «Мы из пастушеского рода и любим сажать в землю самые разные семена. Ну вот Я и посадил немного жемчуга в поле».

Ну что тут поделать? Поругав сына, Нанда пошел откапывать ожерелья. Но что это? В том месте, где Кришна закопал ожерелья, из земли проросло сто прекрасных высоких зелёных жемчужных деревьев. На их ветвях висели бесчисленные грозди жемчуга, сияющие, словно звёзды в небе. Они были даже крупнее посаженных жемчужин. Папа Кришны замер в оцепенении, но, вспомнив слова астролога, пришёл в себя, радостно обнял Кришну. Он распорядился погрузить собранные грозди на телеги, чтобы посланцы его доброго друга Вришабхану отвезли их ему во дворец. Все, кто видел эти удивительные жемчужины, прославляли огромное богатство царя Нанды. Таким образом, они были спасены. И все поняли, что Радха - возлюбленная Кришны, а Кришна - возлюбленный Радхи. Место, где росли жемчужные деревья, стало озером Мукта-сароваром.

Всеобщее поклонение Кришне

Всё это случилось на десятый день, а на 11-й, экадаши, Индра просил у Кришны прощения. Потрясённый великой мистической силой Кришны, подавленный царь небес вернулся к себе во дворец. Брихаспати, учитель полубогов, пришёл к Индре и сказал: «Ты оскорбил самого Всевышнего Господа, Шри Кришну, и поэтому не найдёшь иного прибежища, чтобы защититься от последствий этого оскорбления. Хотя у тебя тысяча глаз, ты не видишь истину».

Индра с трудом признал это и попросил совета, как ему теперь поступить. Брихаспати ответил: “Только Господь Брахма сможет посоветовать”.

С тяжёлым сердцем отправился Индра к Брахме и припал к его стопам. Тот сказал: “О царь полубогов, хотя ты занимаешь такой высокий пост, твой разум помутился, и так ты совершил величайшее оскорбление. Я ничем не могу помочь в противодействии последствиям, но у тебя есть одна надежда: пойди, упади в ноги матери Сурабхи, повелительнице коров, и попроси её замолвить за тебя слово перед Кришной. Поскольку Господь очень любит коров, то, возможно, примет это во внимание”.

Пошел Индра к своей тётушке Сурабхи и попро-сил её прийти во Враджу. Брахма тоже попросил Сурабхи заступиться за Индру. Так в день экадаши глава полубогов и Сурабхи пришли во Враджу. Индра распластался в поклоне перед Кришной, но Он даже и не взглянул на него. Тогда Сурабхи выразила свое почтение Господу и попросила Его простить Индру, ибо он поступил так по невежеству - и Кришна слегка улыбнулся, выражая согласие. Это пример того, как преданные Кришны бывают даже более милостивы, чем Он Сам. Сурабхи также попросила Говинду стать повелителем коров.

Когда Индра упал в ноги Господу, слёзы потекли изо всех его тысячи глаз. Они омыли стопы Кришны и образовали небольшое озерцо Индра-кунду. Он молился: “Мой Господь, лишь из ложной гордости я счёл себя оскорблённым тем, что Ты остановил жертвоприношение мне. Я подумал, что под предлогом поклонения Говардхане, Ты решил забрать все подношения Себе. Я совершенно не понимал, что Ты — Бог. Ты Сам, Твои имена, качества, формы и игры не имеют ничего общего с материальной природой, они полностью духовны. Твоей обители достигает лишь тот, кто прошёл суровые аскезы и очистился от гнева, жадности и вожделения.

Ты - Высший царь всех и поэтому вправе наказывать любое живое существо за его проступки. Ты наказываешь как высший благожелатель, и это приносит оступившемуся неоценимое благо. Особенно сурово Ты наказываешь тех, кто заявляет о себе как о Боге. В этом мире немало таких глупцов, как я, претендующих на звание высшего правителя, но рано или поздно, придя в чувство, они предаются Тебе. Мой дорогой Господь, я совершил серьёзное оскорбление. Пожалуйста, прости этого несчастного глупца. Дай мне благословение, что я не осмелюсь поступить так дерзко вновь. Но если Ты считаешь этот проступок непростительным, то хочу заверить, что я — Твой вечный слуга. Ты пришёл спасти Своих преданных слуг, поэтому прости меня как одного из них”.

В это время на место этой маха-абхишеки стали собираться полубоги во главе с Брахмой и Шивой, святые мудрецы во главе с Нарадой, их жёны во главе с Арундхати и апсары во главе с Урваси. Говардхана предоставил Кришне место для сидения, симхасану, сложенную из его собственных камней, шил. Варуна, повелитель вод, принёс восхитительный зонтик, украшенный жемчугом и бриллиантами и лично держал его над головой Кришны. Ваю, властитель ветров, явился вместе со слугами. Они принесли опахала из хвоста яка и стали обмахивать Его со всех сторон. Чандра, бог луны, превратился в зеркало, сияющее, словно полная луна. Панчаджанья, раковина Господа Нараяны, появилась как множество людей, которые стали трубить в раковины. Каумодаки, божественная булава, проявилась в форме колонны, украшенной ослепительными бриллиантами. Лотос Господа превратился во множество белых зонтов, а Сударшана Чакра, Его огненный диск, распространился в бесчисленные зажжённые лампады.

Семь океанов, священные реки и озёра явились в своих небесных формах, неся золотые кувшины со своей водой для омовения Кришны. Бхуми, Мать-Земля, принесла семь кувшинов из драгоценных каменьев, в которых было семь видов каменьев. Также она взяла с собой семь тарелок, на которых преподнесла семь видов земли. Все лекарственные травы предстали в олицетворённых формах перед Говиндой и предались Ему. Олицетворённые благоприятные деревья во главе с ватом и пиппалом предложили Господу пять нежных свежих листьев в сосудах из камня вайдурья. Богини различных лесов принесли сосуды с кокосовым молоком и фруктовыми соками. Боги гор явили взору Господа множество драгоценных каменьев.

Несмотря на пышное поклонение, Господь был холоден к полубогам. Он просто терпел все их подношения, потому что те попросили Его об этом. В отсутствие Своих друзей, коров и телят Он не ощущал счастья, но ради полубогов напустил на Себя довольный вид. После омовения Господь Брахма усадил Кришну на трон из мягкой травы. Он хотел продолжить оказывать служение, но медлил, поскольку для его завершённости нужно было повторять особую мантру. Господь Шива, увидев заминку, сказал Брахме: “Смотри, Гопал-мантра уже появилась в образе прелестного мальчика”.

Малыш сиял ярче солнца, и на теле его было написано имя Говинды. Увидев его, Брахма очень обрадовался, ведь эта олицетворённая мантра могла осчастливить кого угодно. Он взял предметы для омовения и при содействии Нарады, четверых Кумаров, Дхрувы и Прахлады вновь омыл Ему стопы, но теперь с Гопал-мантрой. Затем он сел и стал всеми восемью глазами на четырёх лицах с упоением созерцать несравненную красоту Кришны.

Молочный океан принёс множество раковин, а божество горы Сумеру принесло для них столько же подставок. Гора Кайлаш преподнесла хрустальный колокол, Гималаи же доставили поднос для цветов. Прекрасные богини лесов принесли ароматные благовония и цветы, а Адити позаботилась о сочных фруктах и других предметах поклонения. Господь Брахма продолжил церемонию, воспевая с другими полубогами и мудрецами святые имена Бога: Харе, Кришна и Рама. После арати Брахма навёл на лбу Говинды тилаку, надел корону и объявил Его Индрой, царём всех полубогов и живых существ.

Джива Госвами указывает, что поскольку все полубоги присутствуют в теле коровы, то, став повелителем коров, Кришна неизбежно стал и главой полубогов.

Всё это царское поклонение проходило в то время, когда пастушки убежали от Кришны собирать в стада разбредшихся телят, и полубоги воспользовались редким одиночеством Кришны. Теперь, когда мальчики возвращались, полубоги вовремя исчезли. Пастушки, приближаясь к своему возлюбленному другу, с удивлением собрали все брошенные в спешке светильники, зонтики и опахала, и стали поклоняться Ему из естественной любви, бившей ключом из их сердец. Полубоги наблюдали издалека за развернувшейся сценой. Слыша их искреннее пение и видя их бескорыстную любовь, они ощутили стыд за свою попытку поклонения Господу. На оживлённый шум пришёл Господь Баларама, счастливый от того, что Его младшему брату поклоняются с такой любовью. Баларама подсел к Кришне вплотную и стал наслаждаться видением Его чарующего лица.

В то же день Нанда Махараджа с пастухами и их женами отправился из Нандаграма искупать коров в реке. Случайно они проходили через Сурабхиван и были пленены удивительным зрелищем поклонения. Нанда почувствовал прилив родительской любви и в сердце догадался о сути происходящего. Но чтобы удовлетворить любопытство остальных, он спросил у пастушков, где они взяли такие божественные вещи. Шридама сказал: “Мы побежали собирать телят в стада и не знаем, что здесь происходило. А когда вернулись, эти флажки, знамёна, зонтики, кокосовые орехи уже валялись повсюду”.

Тут вперёд вышел Мадхумангала: “Вначале здесь появилась какая-то корова и что-то сказала Кришне. Затем какой-то тысячеглазый поклонился Ему, а также был здесь слон, вновь и вновь приносивший воду из Ганги. Был четырёх-главый и даже пяти-главый человек, и все они молились Говинде. О Нанда Махараджа, много тут было людей, и все они проводили церемонию поклонения”.

Внезапно голос с небес сказал: “Нанда! Как мы короновали твоего сына, возведя Его в сан повелителя коров и чувств, так и ты должен возвести Его в сан Царя Враджи”.

Вняв божественному голосу, враджаваси короновали Кришну. Мама Яшода провела сынишке арати, и все вместе они возвратились домой, напевая: “Говинда джая джая, Гопала джая джая, Радха-Рамана Хари Говинда джая джая”.

Истинное благо от поклонения Говардхане в том, что совершая обход вокруг него, мы занимаемся прямым служением Радхе и Кришне. До сих пор Радху и Кришну можно видеть в образе Говардханы, и любой, кто хотя бы раз взглянул на этот божественный холм, непременно разовьёт к Кришне любовную привязанность, следуя примеру гопи.


Аннукута-махотсава



Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

Вы знаете, каково значение слова аннукут? В соответствии с пословным переводом, анна – зерно, а кут – гора, то есть гора зерна. Существует множество различных блюд из зерновых: рис, дал, пури, ладду, пакоры, кхир.

Каждый год враджаваси поклонялись Индре, но это подношение не называли аннукутом. Такое название появилось только в день, когда подношение было сделано Гирираджу. Мы знаем, что Индра был расстроен, узнав, что Кришна вдохновил всех враджаваси совершить пуджу Говардхану. В действительности, Индра впал в гнев, потому что Кришна намеренно пожелал его разгневать. Таков был Его план. Почему Шри Кришна спровоцировал Индру на подобное? Потому что Он знал, что старшие гопи Враджи имеют большое желание приготовить вкусные блюда и накормить ими Его. Они думали: «Как же это возможно?!

Кришна – сын Нанды Махараджа, в их доме всё имеется в изобилии. Увы, к нашему сожалению, Кришна не придёт к нам, чтобы попросить что-либо, поскольку Нанда Махарадж очень богат». Не только у гопи, но также у коров было большое желание напоить Кришну своим молоком.

Во Врадже жило бесконечное множество коров, а сколько может выпить маленький Кришна? Ведь в этом святом месте Он проявляет лилу, подобную человеческой! Также во Вриндаване жили молодые гопи, которые имели огромное желание встретиться с Кришной и пить нектар Его лотосного лица. Однако они не могли сделать этого, потому что у них было так много препятствий, из-за которых им было непросто встретиться с Кришной. Они не могли общаться с Кришной в присутствии старших враджаваси.

Все жители этой дхамы имели желание служить Шри Кришне, но оно не могло исполниться. В то же время мы знаем, что Кришна исполняет желания всех и каждого. Именно по этим причинам Он разозлил Индру. Сначала Кришна поговорил со Своим отцом Нандой. При этом разговоре присутствовали все старшие враджаваси. С помощью своих изысканных аргументов Кришна уговорил изменить их решение поклоняться Индре и вместо этого провести пуджу Говардхану. Кришна сказал:

тасмад гавам брахмананам
адреш чарабхйатам макхах
йа индра-йага-самбхарас
таир айам садхйатам макхах

«Давайте устроим ягью для удовлетворения коров, брахманов и холма Говардхана! Всё, что мы приготовили для индра-пуджи, нам пригодится для говардхана-пуджы» («Шримад-Бхагаватам», 10.24.25).

Почему Шри Кришна попросил пастухов провести поклонение Говардхану? Он хотел исполнить желания всех враджаваси, которые Его очень любили. Для этого Кришна проявился как Гирирадж. В облике Говардхана Он начал принимать и поглощать всё, что подносили Ему жители Вриндавана. С огромным блаженством Он думал: «Я испытываю столь сильное счастье от их любви, потому желания всех Моих преданных сегодня обязательно исполнятся».

 Он принимал всё, что Ему давали с огромным наслаждением, приговаривая: «Аньёр! Аньёр!» – Ещё! Ещё! По сей день рядом с Говинда-кундой существует деревня под названием Аньёр.
Кришна крал масло в домах старших гопи, чтобы исполнить их желание покормить Его. Однако, гопи хотели дать Кришне гораздо больше, поэтому они не были полностью удовлетворены тем, что Он ворует у них немножко масла. Теперь же Шри Кришна дал им возможность накормить Его множеством различных блюд, проявившись как холм Говардхан. Гопи обрели долгожданную удачу даровать Кришне всё, что они хотели.

Затем Кришна сильно разгневал Индру, который в порыве чувств пожелал затопить Врадж. Чтобы избежать гибели, все жители Вриндавана: коровы, другие животные, растения – приняли прибежище под Гирираджем Говардханом. Под кровом священного холма они забыли о еде и воде. Целых семь дней и семь ночей они ничего не ели и не пили. Как же такое возможно?! Они забыли обо всём, потому что своими глазами пили нектар красоты Кришны.

Та амрита (нектар), который исходил из каждой части тела Говинды, полностью опьянил всех, поэтому семь дней они не чувствовали ни жажды ни голода. Когда вы остаётесь с тем, кого вы очень любите, время пролетает незаметно. Подобным образом жители Враджи, поглощённые самозабвенной любовью к Кришне, даже не ощутили того, что прошла целая неделя. Все они находились рядом со своим обожаемым Канхаей. Он – та личность, с которой они всегда хотели общаться, и теперь Он стоял перед ними.

Семь дней и семь ночей для них пролетели как одно мгновение. Аннукут совершался в Пратипаду (первый день после Амавасьи), а на следующий день проявился гнев царя небес Индры, и Кришна поднял Гирирадж. В навами Кришна опустил Гирирадж, и растерянный Индра пришёл к Нему просить прощения:

са твам мамаишварйа-мада-плутасйа
критагасас те `видушах прабхавам
кшантум прабхо `тхархаси мудха-четасо
маивам пунар бхун матир иша ме `сати

«Опьянённый собственной властью и забывший о Твоей верховной власти, я нагло оскорбил Тебя. О Господь, будь милостив, прости меня – глупого. Благослови! Пусть сознание моё никогда больше не осквернится» («Шримад-Бхагаватам», 10.27.8).

Когда Индра разозлился и решил расправиться с враджаваси, он попросил помощи у других полубогов, в том числе и у Варуны. Индра желал с их помощью устроить потоп во Врадже. Когда Индра пришёл просить прощения, Кришна сказал ему: «Я прощаю вас всех». Поскольку Индра считается главным среди полубогов, то он представлял всех их.

После этой ошибки, полубог Варуна косвенным образом совершил ещё одну оплошность. В двадаши, рано утром Нанда Махарадж пошёл совершить омовение в Ямуне. Вдруг слуги Варуны схватили Нанду и унесли на Варуналоку. Они это сделали потому, что Нанда Баба совершил омовение в Ямуне в неположенное время. Он пришёл слишком рано, поэтому они решили наказать его. Когда Варуна увидел в своей обители Нанду Бабу, он подумал: «Мои слуги совершили большую ошибку». Варуна отнёсся к Нанде Махараджу очень уважительно.

 Он предложил лучшее сидение, поклонился и стал молить его о прощении: «Мои слуги совершили большую ошибку, но на самом деле это моя вина, потому что они выполняют мою волю. Мои слуги не имеют доступа к бхакти-шастрам, они ограничены только знанием карма-канды. Они не знают, что в двадаши перед тем как прервать пост, разрешается принять омовение рано утром. После того как Варуна извинился перед Нандой Махараджем, появился Шри Кришна и забрал Своего отца. Индра, узнав об этом, отругал Варуну: «Я уже совершил огромную ошибку, разве для тебя она не стала уроком?»

Когда Шри Чайтанья Махапрабху проживал в Джаганнатха Пури, преданные из Бенгалии приходили туда и приносили множество различных и вкусных приготовлений. Они отдавали их Говинде Прабху. Они просили Говинду, чтобы он накормил ими Махапрабху. Позже они всегда спрашивали: принял ли Господь Чайтанья то, что они передали Ему? Говинда день за днём предлагал Шриману Махапрабху подношения, которые приносили бхакты, но Господь Чайтанья снова и снова отказывался их принимать.

Наконец Говинда сказал: «О Махапрабху, что же мне делать?! Твои преданные просят меня накормить Тебя. Каждый день они приходят и спрашивают: принял ли Ты хоть что-нибудь? Однако Ты отказываешься есть. Скажи, пожалуйста, что мне делать в этой ситуации?» Тогда Махапрабху с любовью ответил: «О Говинда, ты тот, кто находится со Мной долгое время (адивасья). Неужели ты не знаешь, что делать?! Неси всё, что у тебя есть!» Говинда стал подавать Махапрабху разные кушанья, а Господь быстро поглощал их одно за другим, при этом приговаривая: «Неси ещё, неси ещё!» Очень быстро Махапрабху съел всё, что было. Эта лила Господа так же называется аннукутом.

Мадхава-прия Прабху: Через лилу аннукута-махотсавы Кришна учит нас, как Ему следует поклоняться. Кто-то может сказать, что Кришна – очень гордый, так как Он призывает всех проводить поклонение Самому Себе.

Шрила Б.В. Бхарати Махарадж: В Его действиях нет никакой гордости. Посмотрите, Кришна пришёл как маленький мальчик, Он никогда не говорил, что знает всё. Он просто решил поинтересоваться: почему мама Яшода готовит столько различных блюд? Даже несмотря на то, что Он обучает нас, в Нём нет и следа гордости. Даже если Бхагаван говорит Сам о Себе, никто не сможет понять Его истинную природу, понять кто Он такой.

эковаши сарвагах кришна идйа
эко пи сан бахудха йо вабхати

«Единственному повелителю всех, вездесущему, не имеющему равных Парабрахману Шри Кришне поклоняются полубоги, люди и все живые существа. Хотя Он один, с помощью Своей ачинтья-шакти Он проявляется во многих образах и устраивает всевозможные непостижимые развлечения» («Атхарва-Веда», «Гопала-тапани упанишад», Пурва).

Нужно получить Его милость, чтобы осознать, кем Он является на самом деле. Необходимо также осознать, каково наше подлинное положение по отношению к Нему. Когда Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж начал проповедовать, он всё делал сам: собирал пожертвования, готовил, служил совсем новым преданным, делал для них удобные сиденья и даже мыл их тарелки.

Однажды Мукунда Махарадж спросил его: «Свамиджи, можем ли мы вам помочь?» На это он ответил: «Нет, спасибо». Долгое время Шрила Бхактиведанта Свами делал всё сам и при этом давал замечательную катху, где рассказывал о том, как служить гуру и Кришне, как предлагать пранамы, лампаду с гхи и другие атрибуты поклонения. Однажды он сказал: «Это очень тяжело для гуру: обучать, как нужно поклоняться гуру». Он был вынужден объяснять своим ученикам, как правильно почитать его самого, иначе они бы не получили духовного блага. Для него это было очень тяжело, но в том, что он это делал, заключается великая милость. У него не было никакого желания, чтобы ему поклонялись и проводили пуджу.

Он принимал поклонение по своей беспричинной милости, подобно тому, как отец объясняет своему ребёнку, как правильно себя вести. Кришна так же являл наравата-лилу, именно поэтому Он не начал напрямую наставлять Своего отца. Кришна просто как ребёнок поинтересовался: к чему готовятся Его родители? Только потом Он объяснил Своим близким: «Мы – вайшьи, поэтому мы совершаем служение коровам, а для них нужна трава и вода. Всё это нам даёт наш любимый Говардхан». Так постепенно Кришна приближался к той идее, которую хотел донести до всех. В том, что Он делал, не было никакой гордости!

Преданный: Преданные в моём городе (Джаландхаре) в аннукута-махотсаву читают прославления Мадхавендры Пурипада, как он нашёл Божество Гопала и устраивал аннукуту каждый день в течении двух лет. По этой причине мы читаем эту историю в этот день, правильно ли это?

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Десятая песнь «Шримад-Бхагаватам» описывает лилу Гирираджа и аннукута-махотсаву. Однако, до тех пор, пока мы не погрузимся в комментарии ачарьев нашей гуру-варги, мы не сможем понять истинного значения лил Шри Кришны. Многое из того, о чём я говорю, вы не сможете найти в оригинальных, древних текстах на санскрите. Я узнал об этом из комментариев наших ачарьев. Мы имеем непосредственную связь с Мадхавендрой Пурипадом, Ишвари Пурипадом и Махапрабху через парампару.

Поэтому, читая их учения, мы сможем получить особое вдохновение. Шри «Чайтанья-чаритамрита» написана на бенгали, этот язык более простой, чем санскрит. Поэтому изучать истории из «Чайтаньи-чаритамриты» очень благоприятно для нас. Они более доступны для понимания.