26 марта 2024 г.

Анандотсав – Праздник Шри Джаганнатха Мишры в Шри Майапуре.
Гаура Пурнима.
В святом имени заключено всё.

  

После абхишеки Бхагавана Шри Кришна-Чаитанйи Махапрабху в своём сердце, нужно утром прервать Пост.



Анандотсав Шри Джаганнатха Мишры

Джаганнатха Мишра родился в брахманской семье в бенгальской деревне Южная Дхака (ныне в округе Силхет, Бангладеш). В юности Джаганнатха Мишра пришёл с целью учёбы в Навадвипу, где женился на Шачидеви, дочери известного брахмана-учёного Навадвипы Ниламбары Чакраварти, после чего навсегда поселился на берегу Ганги в Маяпуре. Джаганнатха Мишра был бедным брахманом и поддерживал свою семью, собирая подаяния. У Джаганнатхи Мишры и его жены Шачидеви родилось восемь дочерей, и все они умерли в раннем возрасте, после чего чета посвятила себя воспитанию двух оставшихся в живых сыновей, Вишварупы и Вишвамбхары. Вишвамбхара был десятым, самым младшим ребёнком. Позднее он стал известен как Нимай Пандит, а затем, после принятия санньясы — как Чайтанья Махапрабху.
Перед тем как прийти в образе Господа Чайтаньи, Шри Кришна попросил воплотиться на Земле следующих преданных: Шри Шачидеви, Джаганнатху Мишру, Мадхавендру Пури, Кешаву Бхарати, Ишвару Пури, Адвайту Ачарью, Шривасу Пандита, Ачарьяратну, Видьянидхи и Тхакура Харидаса.

Вне себя от радости рождения своего дорогого сына, Шри Джаганнатха Мишра провел большой фестиваль и пышный пир на следующий день после рождения ребенка (называемый сейчас праздником Джаганнатха Мишры). Девы с небесных планет приняли облик жён брахманов и приходили к нему в дом, чтобы поклониться младенцу. Следуя традиционным обрядам, они подносили Нимаю дары, прикасались травой куша к его лбу, осыпали его рисом с куркумой. Малини, супруга Шривасы Тхакура, вместе с другими женщинами, охваченные ликованием, пришли туда, чтобы поклониться младенцу, поднося Ему киноварь, куркуму, масло, воздушный рис, бананы и кокосы.

Сита Тхакурани, жена Адвайты Ачарьи, нарекла Господа именем Нимай, так как он родился под деревом ним. Говорят, что ним защищает от ведьм и колдунов. Злые духи также не могут находиться рядом с этим деревом. Таким образом, Сита Тхакурани дала Господу имя «Нимай», чтобы ничто не могло причинить ему вреда. Другие стали звать его «Гаурахари», Золотой Господь, потому что он излучал необыкновенное свечение и кожа его была оттенка расплавленного золота.

Так Шачидеви и Джаганнатха Мишра обрели сына, который был ни кем иным, как супругом богини процветания, и потому все их желания исполнились. В их доме всегда было вдоволь зерна и денег. Глядя на свое любимое дитя, Шри Чайтанью Махапрабху, они день ото дня становились всё счастливей. С тех пор этот праздник ежегодно отмечается вкушением вкусного прасада.

 

Шри Гоура Пурнима.

В святом имени заключено всё.

 

Шри Чайтанья Махапрабху был полностью погружен в прему, высшую трансцендентную любовь к Богу. По ночам Он не мог спать. В обществе Шри Рамананды Рая и Шри Сварупы Дамодары. Он с трудом пережидал ночи, которые казались нестерпимо долгими.

йугайитам нимешена чакшуша правришайитам
шунйайитам джагат сарвам говинда-вирахена ме

«О, подруга! В разлуке с Говиндой даже мгновение кажется мне тысячелетием. Слезы текут из моих глаз, словно потоки дождя, и весь мир кажется пустым». (Шри Шикшаштака, 7)

В разлуке с Кришной каждая секунда тянулась для Шри Чайтаньи Махапрабху сотни тысячелетий, а при встрече с Кришной миллионы тысячелетий пролетали за одно мгновение. Такое же настроение мы видим в Шримати Радхике. Свои последние проявленные игры Шри Чайтанья Махапрабху провел в Джаганнатха Пури, в Гамбхире, вместе с Шри Раманандой Раем и Шри Сварупой Дамодарой. Именно там, погрузившись в переживания Шримати Радхики, Он составил восемь стихов, известных как «Шри Шикшаштака».


чето-дарпата-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам
шрейах-каирава-чандрика-витаранамвидйа-вадху-дживанам
анандамбудхи-вардханампрати-падампунамртасваданам
сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам (1)

«Пусть победа сопутствует повторению святого имени Шри Кришны, которое очищает зеркало сердца и полностью гасит бушующий лесной пожар материального бытия! Шри-кришнa-санкиртана проливает на джив благодатный лунный свет бхавы, при котором распускается белоснежный лотос их удачи. Святое имя – это сама жизнь Дивья Сарасвати, супруги Господа, являющей божественное знание в сердцах преданных. Постоянно увеличивая океан духовного блаженства, святое имя Шри Кришны позволяет дживе на каждом шагу наслаждаться вкусом божественного нектара во всей полноте, дает утешение и очищение душе и телу» (Шикш., 1).

Эти восемь стихов «Шикшаштаки» соответствуют ашта-калия-лиле Кришны (играм, происходящим в 8 периодов суток). В маха-мантре восемь куплетов:

Харе Кришна
Харе Кришна
Кришна Кришна
Харе Харе
Харе Рама
Харе Рама
Рама Рама
Харе Харе

В этих восьми куплетах содержатся 16 имен, в которых заключены настроения разлуки и встречи. Шрила Бхактивинода Тхакур описывает это в «Шри Бхаджана-рахасье».

Каждый из вас должен попытаться осознать это. Нет смысла каждый день спрашивать: «Махарадж, уже прошло 2 года, десять лет, двадцать лет. Что нового вы нам расскажете?» Вместо этого более внимательно слушайте хари-катху. Если хотите задать вопрос по существу – задавайте, но не прекращайте повторять святые имена.

Харинама содержит в себе все: как совершенство (садхью), так и путь к его достижению (садхану). В харинаме присутствует то, что вы не можете даже вообразить. Повторяйте святые имена, и вы соприкоснетесь с этим. Кришна вложил в Свои имена все Свои игры. Как пишет Рупа Госвами:

судиташрита-джанарти-рашайе
рамйа-чид-гхана-сукха-сварупине
нама! гокула-махотсавайа те
кришна! пурна-вапуше намо намах

«О Кришна-нама! Ты уносишь страдания тех, кто обрел Твое покровительство. Ты — исполненное радости воплощение сач-чид-ананды, вечный праздник Гокулы, и Ты пребываешь повсюду. В глубоком почтении я снова и снова склоняюсь перед Тобой» (Шри Кришна-нама-аштака, 7).

Следующие стихи Шрилы Бхактивиноды Тхакура также показывают, что в именах Кришны заключены все Его игры:

йашомати-нандана, враджа-варо-нагара,
гокула-ранджана кана
гопи-парана-дхана, мадана-манохара,
калийа-дамана-видхана

«Кришна — любимый сын Яшоды и возлюбленный девушек Враджа-бхуми. Его ласково называют Кана. Он услада жителей Гокулы и свет жизни гопи. Он неисправимый вор, крадущий сердца всех живых существ, и Он покоритель змея Калии» (Яшомати-нандана, 1).

амала харинам амийа-виласа
випина-пурандара, навина-нагара-вара,
вамши-вадана, сувана (2)

«Чистые святые имена Кришны исполнены сладчайшего нектара Его лил. Он царь лесов Враджа и вечно юный влюбленный. Он одевается в великолепные наряды и всегда носит с Собой флейту» (Яшомати-нандана, 2).

вибхавари-шеша, алока-правеша, нидрачхари’ утхо джива
боло’ хари хари, мукунда мурари, рама-кришна хайагрива (1)

Ночь подошла к концу, занимается заря. Воспрянь, душа, прерви свой сон! Пой имена: Хари, Мукунда, Мурари, Рама, Кришна и Хаягрива! (Вибхавари-шеша, 1).

Такова истина о Шри Харинаме. В упомянутых выше святых именах заключены игры, образы и качества Господа, на которые они указывают. Эти имена сами совершают игры и обладают образами. Все заключено харинаме. Повторяя каждое имя, мы молимся о милости.

харинама, тува анека сварупа
йашода-нандана, ананда-вардхана, нанда-танайа раса-купа (1)

«О Харинама, Ты предстаешь в бесчисленных образах, и прежде всего как любимый сын Нанды и Яшоды, источник безграничного счастья для жителей Гокулы, глубокий колодецрасы» (Гитавали, Шри Намаштака 5, песня 5, стих 1).

Повторяйте эти имена с великой любовью, находясь под руководством Вайшнавов, то есть ванугатье. Ану - означает всегда оставаться в дхаме, на святой земле, и под нужным руководством. Тогда ваше сознание очистится (чето-дарпана-марджанам), и вы сможете увидеть собственный духовный образ. Уйдут все анартхи, такие как нама-апарадха, гуру-апарадха и вайшнава-апарадха. Исчезнут даже лайа, викшепа, апратипати, кашаяирасасвад[1].

Прежде всего, примите прибежище у подлинного гуру. Гуру должен находится на высоком уровне. Заручившись полной верой, примите у такого гуру харинаму и дикшу. По завершении стадии анартха-нивритти (очищения сердца), ваше повторение святых имен станет более чистым. Это называется нама-абхаса, или тень святого имени, – когда оскорбления рассеиваются, и приближается чистое святое имя. Но сама по себе нама-абхаса не приведет к совершенству. Лишь абсолютно чистое святое имя дарует вершины самоосознания. Как только оскорбления сойдут на нет, в сердце проявится трансцендентная эмоция, бхава.

нашта-прайешв абхадрешу
нитйас бхагавата-севайм
бхагаватй уттама-шлоке
бхактир бхавати наиштхики

«Постоянное слушание «Шримад-Бхагаватам» и служение преданному-бхагавате уничтожают все неблагоприятное в сердце. Тогда преданное служение Бхагавану Шри Кришне, прославленному в трансцендентных молитвах, становится непоколебимым (найштики-бхакти)»(Ш.-Б., 1.2.18).

Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет смысл словосочетания чето-дарпана-марджанам в своей книге «Шри Бхаджана-рахасья». Когда практикующий начинает служить подлинномугуру, в его сердце рождается трансцендентная вера (парамартхика-шраддха).Созревая, эта вера перерастает в непоколебимую решимость (ништху), а затем преданный приобретает вкус (ручи). Воспевание на уровне ручи очистит зеркало сердца от пыли (чето-дарпана-марджанам), так ваша душа освободится от грязных покровов материализма.

Нас окружает столько проблем! Жены бросают мужей, сыновья женятся и уходят из дома, мужья и жены ссорятся, у кого-то отказывают ноги, – все это называется маха-давагни – пылающий лесной пожар материального существования. Погасить этот всепожирающий огонь может только харинама. Поэтому совершайте бхаджану под руководством гуру и Вайшнавов.

Шри Прахлада Махарадж сказал отцу:

тат садху манйе ’сура-варйа дехинам
сада самудвигна-дхийам асад-грахат
хитватма-патам грихам андха-купам
ванам гато йад дхарим ашрайета

«О лучший из асуров, царь демонов! От моего духовного учителя я узнал, что тот, кто получил преходящее материальное тело и живет преходящей семейной жизнью, несомненно, пребывает в беспокойстве, потому что упал в пустой темный колодец, в котором нет ничего, кроме страданий. Человеку следует оставить такую жизнь и уйти в лес, а именно во Вриндаван – царство бхакти, и там обрести прибежище у стоп Верховного Господа Хари» (Ш.-Б., 7.5.5).

Шри Гуру способен изменить твою судьбу

Не стоит ждать, что это произойдет само собой. Под влиянием материальных представлений о жизни, мы думаем: «У меня такие-то проблемы. У меня такие-то болезни». Сегодня кто-то мне жаловался, что уже 14 лет не может излечиться от болезни. Однако стоит нам начать повторять харинаму со вкусом (ручи), как мы увидим, что в мире не осталось ни одной неразрешенной проблемы. Вашу судьбу можно переписать. Изменить предначертанное можно при помощи чистой харинамы, которая приходит благодаря служению гуру и Вайшнавам. Шри Гуру изменит вашу судьбу.

Едва родившись, вы начинаете медленно умирать. Но не стоит бояться смерти и проблем. Проблемы будут приходить, но как только воспевание харинамы избавит вас от всех препятствий, вызываемых оскорблениями и прошлыми грехами (анартх), лесной пожар материального существования тут же утихнет.

Подобно тому, как цветы лотоса (кумудини) распускаются под лунными лучами, так и прекрасные качества, дремлющие в сердце садхаки, расцветают в ходе вышеописанного процесса воспевания харинамы.

Поднимитесь на уровень ручи, где вас уже не будут одолевать ни усталость, ни лень. Не будетанартх, препятствующих повторению харинамы.

Видья, или знание, означает бхакти. Видья-вадху – это невеста или юная жена, олицетворяющая бхакти. Бхакти – это стремление служить Шри Шри Радхе и Кришне. Словавидйа-вадху-дживанам указывают на Шри Кришну, который является самой жизнью бхакти. Затем следует анандамбудхи-вардханам – в сердце разовьются такие состояния как према,снеха, ман, пранаяи так далее вплоть до маданакья-махабхавы. Вы будете непрестанно купаться в океане блаженства.

Иногда Шри Чайтанья Махапрабху был погружен в настроение разлуки, а иногда – в настроение встречи:

эвам-вратах сва-прийа-нама-киртйа
джатанураго друта-чита учайх
хасати атхо родити раути гайати
унмада-ван нритйати лока-бахйах

«Воспевая святое имя Верховного Господа, преданный достигает любви к Богу. Он утверждается в положении вечного слуги Господа и постепенно развивает сильную привязанность к определенному имени и образу Верховной Личности. Когда его сердце тает от экстатической любви, он очень громко смеется, плачет или кричит. Иногда он поет и танцует, как сумасшедший, поскольку ему безразлично общественное мнение» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.40).

Почему Шри Чайтанья Махапрабху плакал, смеялся и катался по земле? В этом мире никто не в силах этого понять. Это неведомо никому, кроме расика-вайшнава, способного наслаждается всем разнообразием рас, или трансцендентных вкусов. Обычные люди принимают такого человека за простого сумасшедшего.

Прати-падам означает, что блаженство растет с каждым шагом. День за днем оно усиливается. Волны трансцендентного блаженства (ананды) будут носить садхаку по океану премы до тех пор, пока он не утонет в нем. Это и есть совершенство. Теперь преданный отправляется во Вриндаван и достигает той расы, к которой стремился в своей практике.

Но с чего начинается процесс очищения зеркала сердца (чето-дарпана-марджанам)?

намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис
татрарпита нийамитах смаране на калах
этадриши тава крпа бхагаван мамапи
дурдаивам идришам ихаджани нанурагах (2)

«О Бхагаван! Твое святое имя дарует живым существам все благословения. Поэтому Ты вечно являешь Свои бесчисленные имена, такие как Рама, Нараяна, Кришна, Мукунда, Мадхава, Говинда, Дамодара и другие. В каждое из этих имен Ты вложил все Свои энергии, присущие данному Твоему проявлению. По Своей беспричинной милости Ты не ограничил повторение и памятование святых имен правилами и предписаниями, такими как, например,сандхья-вандана, которых нужно строго придерживаться в определенное время дня. Другими словами, святое имя можно повторять и памятовать в любое время суток. Такова Твоя воля. О, Господь! Это Твоя беспричинная милость живым существам. Твое святое имя доступно всем и каждому и дарует величайшее благо, но из-за своих оскорблений я так неудачлив, что не чувствую к нему никакой привязанности» (Шикш., 2).

Могущество Шри Кришны неизмеримо. С помощью различных Брахм Он может в мгновение ока создать и разрушить миллионы вселенных. Он исполнен расы, прекрасен, сладостен и беспричинно милостив.

Не существует никаких ограничений для повторения харинамы. Нет правил, предписывающих воспевать только днем или только ночью, за едой или во время поста, до или после омовения, на четках или без, сидя или прогуливаясь. Нет никаких правил. Харинама бесконечно милостива, но я так неудачлив, что не могу повторять ее. Дурдаивам означает оскорбления. У вас нет вкуса, потому что вы больнычем-то вроде желтухи. Больному желтухой кажется, что сладкая конфета горчит. Лекарством от желтухи невежества является харинама. Всегда повторяй святые имена и молись Господу Кришне: «Пожалуйста, помоги мне».

Как же освободиться от оскорблений святого имени? Есть ли спасение? Спасение заключается в следующем:

тринад апи су-ничена тарор апи сахишнуна
аманина мана-дена киртанийах сада харих (3)

«Считая себя ничтожнее соломы у всех под ногами, став терпеливее дерева, которое отдает все, что имеет, и ничего не требует взамен, не ожидая почтения к себе и выражая почтение каждому, согласно его положению, следует постоянно повторять святое имя Шри Хари» (Шикш., 3).

Если у вас есть желание повторять харинаму и достичь премы, тогда постарайтесь понять:

йе-рупела-иле нама према упаджайя
тахара лакнайе гуна, сварупа – рама-райя

[Шри Чайтанья Махапрабху продолжил:] «О Сварупа Дамодара Госвами и Рамананда Рай, послушайте же от Меня, как необходимо повторять маха-мантру Харе Кришна, чтобы легкопробудить в дремлющую в сердце любовь к Кришне» (Шри Чайтанья-ЧаритамритаАнтья-лила 20.20).

Меня просят каждый день: «Расскажите что-нибудь новенькое». А я им отвечаю: «Откройте сердце. Слушайте меня с открытым сердцем». Выговорите: «Хочу стать таким, как Махарадж», но вы даже не пытаетесь стать, как я. Вы должны прилагать усилия, чтобы стать смиреннее травинки. Если наступить на травинку, через какое-то время она вновь поднимется. Будьте еще более смиренными. Станьте такими, как дерево. Если запустить в дерево камнем, в ответ оно даст плоды. Даже засыхая, дерево не просит воды и продолжает дарить тень. Оно отдаст все: листья, древесину и т.д. Листья дерева ним излечивают от множества заболеваний, из древесной коры делают всевозможные лекарства. Дерево никогда не скажет: «Я ничего тебе не дам». Если вы захотите отнять шерсть или глаза у животного, оно будет спасаться бегством, но дерево никогда не сбегает, если у него хотят что-то взять.

Терпеливо сносите обиды. Не погружайтесь в «чесотку» проблем. Выражайте окружающим почтение в соответствии с их духовным уровнем, помня о том, что Кришна пребывает в сердце каждого. Ссоры и противостояние возникают из-за личного стремления к почету. Если бы кто-то оскорбил Шри Шукадеву Госвами, он бы не протестовал. Драупади, даже когда ее пытались публично раздеть, ничего не сказала о своих обидчиках. Пусть у человека вообще нет хороших качеств, все равно в его сердце пребывает Господь, поэтому следует выражать ему почтение.

на дханам на джанам на сундарим
кавитам ва джагадиша камайе
мама джанмани джанманишваре
бхаватад бхактир ахаитуки твайи (4)

«О Джагадиша! Мне не нужны ни богатство, ни последователи в лице жены, сыновей, друзей и родственников, ни освобождение, ни мирское знание. О Пранешвара! Я молюсь только о том, чтобы жизнь за жизнью с безусловной преданностью служить Твоим лотосным стопам» (Шикш., 4).

На дханам на джанам – не нужно стремиться к последователям, женам, родственникам и друзьям. Сундаримкавитам– не думайте: «Вот когда стану великим ученым, тогда буду воспевать святое имя». Нет нужды поступать в Университеты. Вместо этого поступите в институт Шрилы Харидаса Тхакура. Некоторые ученики Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады пошли учиться в колледж и тем разрушили свою духовную жизнь. Этого не нужно. Какими бы талантами вы ни обладали – используйте их для служения Кришне. Некоторые люди, живущие в матхе, сначала выучились разнообразным мелодиям и ритмам накараталах и мриданге, а потом занялись профессиональной проповедью, но все это лишь для того, чтобы заработать для себя денег.

айи нанда-тануджа кинкарам
патитам мам вишаме бхавамбудхау
крипайа тава пада-панкаджа-
стхита-дхули-садришам вичинтайа (5)

«О Нанда-нандана! Молю, будь милостив ко мне, Твоему вечному слуге! Запутавшись в сетях кармы, я упал в страшную пучину материального бытия. Позволь мне стать пылинкой на Твоих лотосных стопах, навечно прими меня как Своего вечного раба!» (Шикш., 5).

Вы очень незначительны. Будьте смиренными. Считайте себя ни чем иным как маленькой частицей пыли на стопах Господа. Пусть у вас появится привязанность к пыли со стоп Шри Кришны. Эта пыль очень важна. Не думайте: «В мире так много пыли, какой смысл брать пыль со стоп Гурудева?» Мы хотим стать такими, как эта пыль. Не гордитесь своими познаниями. Завтра вы можете умереть – вы не знаете этого наверняка, поэтому с полной верой повторяйте святые имена под руководством гуру и вайшнавов. Стремитесь стать пылинкой, прежде всего, на стопах Гурудева, а потом он сделает вас пылинкой на стопах Шри Кришны.

Всегда молитесь о преме:

найанам галад-ашру-дхарайа
ваданам гадгада-руддхайа гира
пулакаир ничитам вапух када
тава нама-грахане бхавишйати (6)

«О Прабху! Когда же при повторении Твоего святого имени слезы потоком хлынут из моих глаз? Когда от переполняющих меня трансцендентных эмоций мой голос прервется, а волосы на теле встанут дыбом?» (Шикш., 6).

Повторяя святые имена, всегда взывайте: «О горе мне! О Шри Кришна! О Шри Радха!». Если слезы не текут из глаз, то взывайте: «О Нитьянанда! О Харидас Тхакур! Горе мне! О Шачинандана Гаурахари! Множество грешников, таких как Джагай и Мадхай, получили Вашу милость. Пожалуйста, дайте ее и мне!»

йугайитам нимешена чакшуша правришайитам
шунйайитам джагат сарвам говинда-вирахена ме (7)

«О подруга! В разлуке с Говиндой даже мгновение кажется мне тысячелетием. Слезы текут из моих глаз, словно потоки дождя, и весь мир кажется пустым» (Шикш., 7).

Когда же мы почувствуем разлуку с Говиндой? Когда одна секунда без него покажется нам миллионами тысячелетий, а тысячелетия промелькнут за секунду во время Его даршана? Это случится лишь тогда, когда Шримати Радхика прольет на меня Свою милость.

ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам
адаршанан марма-хатам кароту ва
йатха татха ва видадхату лампато
мат-прана-натхас ту са эва напарах (8)

«Этот повеса, Кришна, волен поступать со мной, Своей служанкой, всегда жаждущей служить Его лотосным стопам, как пожелает. Он может крепко обнять меня или разбить мне сердце, исчезнув с моих глаз. Даже обнимая другую у меня на глазах, он останется моим Прананатхой, ибо не существует для меня никого, кроме Него!» (Шикш., 8).

В тот момент, когда вы достигнете этого уровня, ваша бхакти коснется маданакья-махабхавы. Именно к этому уровню относится данный стих.

На нашем же уровне нужно стараться развить подобное настроение по отношению к гуру: «О Гурудев! Если вы желаете дать мне обет отречения, санньясу, я ее приму. Если хотите, чтобы я стал голым попрошайкой, я им стану. Но, пожалуйста, не прогоняйте меня от ваших стоп! Вы можете истереть меня в порошок или окружить меня любовью. Или можете больше никогда не показывать, что любите меня. Вы можете полюбить кого-то сильнее, чем меня. Но все же, что бы вы ни делали, вы мой господин».

Вот так совершайте бхаджану. Все учение Шри Чайтаньи Махапрабху содержится в этих шлоках.

Гаура Премананде!

Перевод на русский: Таруни даси
Работа над текстом: Нандини даси

[1] Лайа – возрастающая склонность засыпать во время повторения, слушания и памятования. Викшепа – склонность к материальной болтовне во время повторения, слушания и памятования. Апратипатти – неспособность выполнять элементы практики преданности, даже при отсутствии лайи и викшепы. Кашайа– появление старых привычек, таких как гнев, жадность и гордость во время повторения, слушания и памятования. Расасвада – неспособность погрузиться в повторение, слушание и памятование из-за привязанности к чувственному наслаждению.