9 марта 2024 г.

Шри Шива-ратри (Шива-Чатурдаши-врата). Пост по желанию - как в Экадаши
Три аспекта Господа Шивы.
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

 

 

  

Господь Шива

Три аспекта Господа Шивы
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж


Ученик: Я бы хотел спросить об Адвайте Прабху . Как он связан с Маха-Вишну и Садашивой?

Шрила Шридхар Махарадж : Маха-Вишну и Садашива. Внешнее проявление — Шива. Во внутреннем проявлении мы рассматриваем его как Маха-Вишну и Садашиву (преданного Шиву). Не как владыку этого мира, который наказывает обусловленные души, разрушая творение — не в таком качестве, но как вайшнава. Ваиш̣н̣ава̄на̄м̇ йатха̄ ш́амбхух̣. Садашива.

Царство Садашивы находится ниже Вайкунтхи. Шива заключает в себе одновременно личностные и безличные черты, дифференцированное и недифференцированное начала. Вираджа, Брахма-лока — это недифференцированная область. И существует измерение Вайкунтхи, сторона преданности, а также сторона, которая захватывает, — мир эксплуатации.

Таковы три ипостаси, концепции Шивы, три его аспекта. Маха-Вишну и Садашива — это Вайкунтха, низшее измерение Вайкунтхи, дифференцированная область. Также высшая часть дифференцированной материальной области присутствует в его личности и, кроме того, — недифференцированная, пограничная, буферная зона.

сва-дхарма-ниш̣т̣хах̣ ш́ата-джанмабхих̣ пума̄н
вирин̃чатāм эти татах̣ парам̇ хи ма̄м авйа̄кр̣там̇...

[Шримад-Бхагаватам, 4.24.29]

Концепция Шивы сложна для понимания, потому что он многогранен. Дифференциация с этой стороны [материального мира], а также дифференциация с той стороны [духовного мира], а на границе — отсутствие дифференциации, отсутствие качеств. На этой стороне он — владыка эксплуатации, на той стороне — слуга Нараяны. Таково особое положение Махадевы.

Бхога, тьяга и сева. Шива представляет бхогу. В этом мире он — наслаждающийся майей, лидер оппозиции, супруг майи. На другой стороне он — слуга Вишну. Существует также пограничное, срединное положение. Наслаждение [бхога], отречение [тьяга] и служение [сева] — три явления вместе: Махадева.

Иногда он наслаждается здесь. Но он всегда стремится к тому, чтобы выбраться из этого положения. Он нищий, но он женат, у него есть дети, иногда он живет с ними, а иногда блуждает словно нищий. Отречение. Иногда он сражается с Нараяной, Вишну, создает оппозицию и поддерживает демонов.

Временами же он очень покорен Господу и молится Ему, говоря: «Почему Ты возложил на меня столь ужасную обязанность? О мой Господь, Ты наделил меня этой функцией, этим долгом, что нежелательно для меня. Я вынужден сражаться с Тобой ради блага моих учеников-демонов». Это смешанное явление: начало Вайкунтхи и высшее измерение майи, включая отречение, промежуточную зону. Гаура... бхакта тамас. Он вне себя. «Я разочарован». И жалуется на себя: «Что делать? Что делать?» [Следует непонятная фраза.]

Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе!
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе!..

Положение Господа Шивы.
ШиваРатри.


Сотня жизней, проведенных в выполнении религиозного долга, делает нас достойными занять пост Брахмы, администратора всего земного мира и, больше того, всех многочисленных солнечных систем (брахманды). Затем Махадев говорит:

«Я пребываю за пределами всего материального творения, мира эксплуатации. Я выше этой реальности. [Санскрит.] Мое положение нелегко понять: с одной стороны — отречение, с другой стороны — преданность, а с третьей стороны — связь с миром эксплуатации». «Я, — говорит он, — особое существо, Махадев. И в то же время я преданный (ваиш̣н̣ава̄на̄м̇ йатха̄ ш́амбхух̣)». «Иногда я сражаюсь с Господом, — говорит он, — иногда выступаю против. С оружием в руках я сражаюсь с моим Владыкой».

«Я владыка, который контролирует целое, я владыка мира эксплуатации, лидер оппозиции, оппозиционной партии. И адвайа-гйана — первый бунт, первое восстание против гармонии ишавасйам — представление о том, что я не един с Тобой, что я отдельное существо. Мое положение невозможно ясно осознать. Это положение приводит в изумление».

«Существует другая категория [живых существ] выше меня, — говорит он. —Ваишнавам падам. Они живут в том измерении на земле вайшнавов. [Санскрит.] Я стремлюсь занять это положение. Я стремлюсь получить визу этой земли в будущем, когда мне повезет. Вся земля эксплуатации будет растворена, поглощена этим наиболее тонким типом существования. Я надеюсь, что в это время я вступлю в ту высшую область бытия».

«О боги! — говорит он. — Я стремлюсь к этому, я жду своего часа».
Гаура Харибол! Гаура Харибол!


Господь Шива

Маха Шива Ратри (Великая Ночь Шивы)

Шри Шива-ратри - Явление Бхагавана Садашивы, чьи Нама, Рупа, Гуны и Лилы полностью трансцендентны, в отличие от Тамо-гуна-аватары Махадева - рекомендуется полный пост.

МахаШиваРатри (Великая Ночь Шивы) — это ведический праздник, день преданности, поклонения Господу Шиве, отмечаемый в ночь перед новолунием, чатурдаши кришна пакша в месяце пхалгуна индийского календаря (февраль — март). Считается, что в Священную Ночь МахаШиваРатри молитвы беспрепятственно доходят до Бога (т.к. все небожители, и суры, и асуры заняты поклонением Шиве и не могут мешать молящимся людям).

МахаШиваРатри (ратри — на санскрите ночь) — это ночь поста и молитвы, её проводят в размышлении о Господе Шиве, разрушителе невежества, грехов. Верующие читают истории про Шиву, поют гимны в честь Шивы.
МахаШиваРатри проходит в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Господу Шиве, Махадэву. Верущие в этот день постятся, не едят и не пьют, не принимают даже прасад МахаШиваРатри.

Праздник МахаШиваРатри начинается с восходом солнца в день Шиваратри месяца пхалгуна (февраль-март), Чатурдаши кришна пакша, 14 лунный день тёмной половины месяца, (это 29 лунный день по другим традициям) и продолжается всю ночь в храмах и у домашних алтарей.

А ежемесячный ШиваРатри соблюдается в Чатурдаши (четырнадцатый лунный день тёмной половины месяца (перед Новолунием). ШиваРатри считается очень благоприятным временем во всех отношениях, способствующим как духовному, так и материальному прогрессу.

Луна, покровительница ума, в период тёмной половины месяца (Кришна пакша) каждый день теряет одну шестнадцатую часть своего блеска, своей силы. И в ночь ШиваРатри, в Чатурдаши, она уже очень слаба, у неё остаётся лишь одна шестнадцатая часть силы. Поэтому в это время ум контролировать легче, нам дана уникальная возможность - контролировать лишь 1/16 часть капризного ума. А лучшее средство для контроля ума (согласно Писаниям) - это повторение святых имён Бога, концентрация на Его Образе.

Во время ШиваРатри Луна и Солнце находятся в очень благотворном аспекте друг с другом. Поэтому именно это святое время благоприятно для того, чтобы установить свою связь с Богом, ощутить Его присутствие. Особенно - раз в год, в период МахаШиваРатри, когда накладываются несколько циклов, когда аспект Божественного наиболее проявлен в природе.

МахаШиваРатри - это великий праздник, исключительная, чудесная возможность, Ночь духовных Даров. Это одна из самых святых ночей года, которая может глубоко трансформировать нас. В эту Великую Ночь можно духовно переродиться заново и начать новую жизнь, новый благоприятный цикл развития.

Для того, чтобы отвлечься от мирских вещей и обратить свой ум к Богу, Писания рекомендуют практику повторения имен Бога (для Кали-юги это лучшая практика). И такая практика в период МахаШиваРатри обещает принести наилучшие плоды.

Шива разрушает невежество. Искренняя молитва, пуджа, пост в период МахаШиваРатри (маха - великий, Шива- благой, ратри - ночь (т.е. оочень благоприятная ночь)) помогут улучшить и материальную, и духовную сферы жизни. Духовная практика в Великую Ночь Шивы поможет достичь даже самых трудно достижимых целей.

Месяц Пхалгуна - последний месяц года по лунному календарю, по единому индийскому календарю. МахаШиваРатри завершает год (по пурнимант календарю, когда месяцы начинаются с полнолуния, символизирует Пралайю, процесс разрушения Вселенной.
А Шиваратри завершает лунный месяц, далее, в момент Новолуния начнётся уже новый цикл. Перед рассветом - самое тёмное время. Поэтому особенно благоприятны духовные практики.

Вообще четырнадцатый день (Чатурдаши) светлой или тёмной половины месяца — это точка, предшествующая кульминации творения или разрушения, поэтому этот день наиболее священный для почитателей Шивы. Для них этот день так же священен, как для вишнуитов Экадаши. Этот день шиваиты проводят в интенсивном посте, медитации, аскезе и молитве. В Чатурдаши почитаются, как правило, гневные проявления Шивы и Шакти... В зависимости от того, каков ход месяца, по светлой или тёмной половине, сам ход ритуала движется по пути творения или растворения (сришти крама или самхара кала («Комментарии к Девибхагавата Пуране»).

«Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звёзды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая собственное сияние». Это особый момент, когда совмещаются три орбиты: земли, луны и солнца. Именно тогда и начинается Новый Год для небожителей.
Когда совпадают три ночи — земная, лунная, солнечная — это ночь для нас на земле с 6 часов вечера до 6 часов утра — Ночь МахаШиваРатри.
Земная и лунная ночи совпадают каждый месяц во время Шиваратри. В Новолуние начинается день в лунных мирах, мирах предках (он продолжается до Полнолуния, с момента Полнолуния до Новолуния - ночь предков, и самое тёмное время перед рассветом - это Чатурдаши кришна пакша, Шиваратри).

Тем, кто бодрствует во время МахаШиваРатри, в Пуранах обещано материальное процветание и место в раю, также любая медитация в эту ночь считается в 100 раз сильнее обычной, это связано с положением Солнца, Луны и Земли в это время. Они находятся на одной линии, говорится, что Шива льёт свою энергию на Землю. «Это пора, когда добродетель поклонения Мне возрастает подобно океанскому прибою на рассвете» (МахаШиваПурана). Медитация в это время получается сама собой, всё способствует этому.

В священную Ночь МахаШиваРатри Пураны рекомендуют поститься и бодрствовать. Вообще рекомендуется соблюдать пост хотя бы два раза в месяц в Экадаши, или два раза в год на Наваратри. Но, если не получается, то хотя бы один раз в год очень благоприятно поститься и бодрствовать именно в Ночь Шивы, МахаШиваРатри.

Всю ночь, непрерывно, совершается поклонение, почитание, медитация. Очень благоприятно, хотя бы на это время, освободить свой ум от мирских мыслей. Забыть, что есть потребность во сне, пище, воде.
Ночь МахаШиваРатри даёт уникальные возможности (особенно, как я понимаю, последняя медитация в Брахма-мухурту).

Почитают Шиву, совершая каждые три часа пуджу (поклонение, богослужение).
Каждое поклонение связано с одним из аспектов Шивы.
I. Приблизительно с 19.00—22.00 произносятся молитвы, с благими намерениями, без эгоистических желаний или материальных просьб. «Господи! Даруй мне Веру и Любовь к Тебе, даруй мне истинные Знание и Гуру!» — такие молитвы похвальны в эту первую стражу (первые три часа).
Шива почитается в образе Рудры.
Пуджа завершается возлиянием на ШиваЛингам молока (чёрный полукруглый вытянутый камень особой формы, в котором проявлено Божество Шивы).

манасте пАдАбдже нивасату вачах стотра пханитау
карау чАбхйарчАйАм шрутирапи катхАкарна видхау
тава дхйАне буддхир найана йугалам мУрти вибхаве
парагрантхАн каирвА парамашива джАне параматах

О Бог, Ты — Дарователь высшего блага всем мирам! Да будут всецело поглощены:
мой ум — мыслями о Твоих лотосных стопах, моя речь — восхвалением Тебя,
мои руки — поклонением Тебе, мои уши — святым словам о Тебе,
мой ум — размышлением о Тебе, мои глаза — неземной красотой Твоих форм! (Шиванандалахари).

II. Ближе к полуночи начинается вторая пуджа, когда уже просят о процветании, богатстве, славе, карьере. Но это не означает, что нужно обязательно о чём-то просить. Можно просто славить Шиву, наслаждаться самим процессом поклонения.
Шива почитается в образе Садашивы.
Пуджа завершается возлиянием на Лингам йогурта.

III. Далее совершается почитание Шивы в Его грозных аспектах, разрушителя негатива. Молят об избавлении от негативных качеств и о приобретении добродетельных качеств. Кто-то свои просьбы пишет на бумаге и потом предаёт огню.
Шива почитается в образе Бхайравы.
Пуджа завершается возлиянием на Лингам гхи (топлёного масла).

О Господь Благой и Всепроникающий, носящий чашу из черепа,
Чьей божественной лилой стало нищенствование!

Прими эту обезьяну моего ума, как подношение Тебе, свяжи её шнуром преданности и оставь под своим неусыпным надзором!

Чрезвычайно упрямая и своенравная, блуждает она неустанно в лесу невежества, танцуя на вершинах грудей молоденьких красавиц, беспорядочно прыгая с ветки на ветку мирских желаний! (Шиванандалахари).

пАпотпАтавимочанАйа ручираишварйАйа мртйумджайа
стотра дхйАна нати прадакшина сапарйАлоканАкарнане
джихвА читта широнгхри хаста найана шротраирахам прАртхито
мАмАджнАпайа таннирУпайа мухур мАм ева мА ме вачах

О Мритьюнджая, Разрушитель смерти! Для уничтожения грехов и достижения освобождения
я прошу язык восхвалять Тебя, ум — медитировать, голову — склоняться,
ноги — совершать прадакшину вокруг Тебя, руки — поклоняться, глаза — смотреть на Тебя,
уши — внимать Твоим лилам! Повелевай этими моими стараниями и напоминай мне о них.
Да не утратят силу какие-либо из этих органов чувств,
чтобы и дальше мог я беспрепятственно служить Тебе! (Шиванандалахари).

IV. Четвёртая, заключительная транцендентная пуджа, даёт нам возможность — ощутить Шиву как своё Высшее Я. Почитается высший аспект, ПарамаШива.
Пуджа завершается возлиянием мёда.

Время Брахма-мухурты — предрассветное время, когда удивительная тишина и покой царят в природе, лучше всего способствует медитации. Это промежуток между сном и бодрствованием. И именно эта Брахма-мухурта, в ночь МАхаШиваРатри, Чатурдаши кришна пакша месяца Пхальгуна - очень важна. Стоит ли спать в это невероятное время и упускать такую уникальную возможность ;-)

МахаШиваРатри — это большой праздник для всех.
Садху считают этот праздник своим, ведь Шива — покровитель аскетов.
Для женщин эта ночь также особенно благоприятна. Незамужние девушки в эту ночь бодрствуют, постятся и молят Шиву дать им хороших мужей. Замужние — молят о семейном благополучии и процветании в новом году. Ведь Парвати, супругу Шивы, считают дарующей семейное счастье и счастливую семейную жизнь.

Аскезы, которые совершала Парвати, чтобы её мужем стал Шива, описывает Сканда Пурана: Как обрести хорошего мужа:

«Она отправилась на вершину Хималаи, священную вершину множества чудес и тайн. Её сопровождали подруги и заплаканные взоры родителей.
Там Дочь гор сняла свои одежды и украшения. Она носила божественные одеяния из коры и совершала аскезу с великим отречением.
Поместив Ишвару в сердце и усердно произнося пранаву, Парвати стала достойной почитания как одна из риши и почиталась таковою!

Она принимала омовение трижды в день. Раз в сто лет Она ела только один лист паталы, другую сотню лет Она съедала один опавший лист бильвы, следующую сотню лет Она пила только воду, ещё одну сотню лет Она жила только воздухом.
Затем, практикуя отречение, Она стояла только на мысках своих стоп, затем оставила всякую пищу.
От её аскезы люди стали испытывать жар. Виды, что Вселенная стала испытывать жар от её аскезы, Сам Хара прибыл к ней» («Сканда Пурана. Возвращение низвергнутых богов»).
Шиву покорила не красота Парвати, а её аскеза.

Существуют различные легенды, связанные с праздником Махашиваратри. Согласно одной из наиболее популярных легенд, Шиваратри знаменует день свадьбы Шивы и Парвати.


Есть мнение, что в этот день Шива исполнил Тандаву, танец создания, сохранения и уничтожения.

Молитвы прославляющие Господа Шиву
Шрила Бхакти Бибудха Бодхайан Махарадж.
Шива Ратри.

Мы почитаем Шиву, как Шамбхо - великого Вайшнава.

 

джайа шива шанкара хара гангадхара 
чандра шекхара джайа джайа 

джайа нага бхушана джайа трилочана 
джайа панчханана джайа джайа (1) 

парвати рамана ганешо бхавана 
бигхна-винашана джайа джайа (2) 

сиддхи йогешвара бхава бхутешвара 
мура манешвара джайа джайа (3) 

джайа камешвара, джайа нандишвара 
джайа гопишвара джайа джайа (4) 

тара таракешвара джайа чхаклешвара 
сарва дигамвара джайа джайа (5) 

вайшнава прадхана, лаину сарана 
каро паритрана намо намах (6) 


Вся слава Шиве Шанкаре, которого также зовут Хара,
держащему Гангу на Своей голове, Чьи волосы украшены Луной!

Вся слава Нага Бхушане, шею которого, подобно чадару, обвивает царь змей! Вся слава Трилочане, у которого три глаза! Вся слава Панчанане, пятиликому Шиве!

Вся слава Парвати Рамане, супругу Парвати деви! Вся слава Ганеша Бхавану, старшему среди полубогов! Вся слава Бигхна-Винашане, который способен устранить все препятствия!

Вся слава Сиддхи-Йогешваре, повелителю всех мистических могуществ Йоги! Вся слава Бхава-Бхутешваре, покровителю привидений на Земле! Вся слава Мура-Махешваре, великому учителю и великодушному Господину!

Вся слава Камешваре, господину тех, кто услаждает свои чувства! Вся слава Нандишваре, господину Нанди-Фирини, особому призраку! Вся слава Гопишваре, который однажды принял облик гопи!

Вся слава Тара Таракешвару, который милостиво дарует все виды освобождения! Вся слава Чаклешваре, господу Шиве, помогающему преданным. Этот Его облик можно увидеть на северном берегу Манаси-Ганги у Говардхана, известного там как Чакрешвара! Вся слава Сарва Дигамваре, который не носит одежды, лишен стыда и беззаветно предан Кришне.

О величайший Вайшнав из всех вайшнавов! Господь Шива! Я предлагаю Тебе свои поклоны и принимаю Твоё прибежище. Пожалуйста, освободи меня от всех опасностей материальной жизни.

Мы почитаем Шиву как, Шамбхо - великого Вайшнава.