24 февраля 2024 г.

Магхи-Пурнима. Мадхуротсав Шри Кришны (фестиваль сладостей). Авирбхав Шри Нароттама Даса Тхакура. Явление Шри Гопинатха Мадху Пандиту. Ежегодный Махотсав в Калне, в Шри Ананта Васудев Мандире. Авирбхав Тридандисвами Шримад Бхакти Прасун Бхагавата Махараджа. День начала Кали-йуги. Благоприятный день для начинаний.


  

Шрила Нароттам даса Тхакур

Авирбхав Шри Нароттама Даса Тхакура.

Мадхуротсав Шри Кришны. 
Явление Шри Гопинатха Мадху Пандита. 

Ежегодный Махотсав в Калне, 
в Шри Ананта Васудев Мандире. 

Авирбхав Тридандисвами Шримад Бхакти 
Прасун Бхагавата Махараджа. 

День начала Кали-йуги. 
Но и благоприятный день для всех начинаний.


Нароттам дас Тхакур 

Сегодня мы начинаем знакомить наших читателей с биографией одного из самых ярких вайшнавов  прошлого, который явил миру удивительное ослепительное сияние духовной поэзии — Нароттама даса Тхакура. Нароттам дас Тхакур был очень дорог Господу Чайтанье, он близкий друг и участник божественных Лил Махапрабху. О жизни этого удивительного вайшнава сегодня пойдет наш рассказ…

Нароттам Дас Тхакур

Нароттам Дас Тхакур был воплощением учения Гаудиа. Он передавал любовь к Богу через свою, известную нам, поэзию и жил с этой любовью также поэтично. Он был совершенным преданным, архитипом посланца Божественного, чьи черты описывают Шесть Госвами каждый раз, когда их перо касалось пальмовых листьев. Даже больше, чем Шриниваса и Шьямананду, Нароттама помнят, как величайшего представителя Гаудиа, возможно, потому, что суть философских концепций Гаудиа Вайшнавизма — в каждой из его песен.

Естественно, что достижения Нароттама были полностью признаны историками и исследователями Гаудиа-традиции. Трудно точно описать все достоинства Нароттама, но известный Бенгальский историк Рамаканта Чакраварти хорошо суммировал его основные достижения в своей классической работе по Бенгальской культуре:

Трудно переоценить важность деятельности Нароттама Датты для Вайшнавского движения в Бенгали в периода после ухода Господа Чайтаньи.

Он работал в унисон с Шринивасом Ачарьей над утверждением Вриндавана (доктрины) в Бенгалии. Он был одним из главных организаторов фестиваля в Кхетури, во время которого, наконец, возобладала точка зрения Вриндавана. Нароттам Датта и его ученики смело высмеивали кастовость. Нароттама Датта был выдающимся шудра-гуру многих брахманов. Он и его ученики распространяли Вайшнавизм в Муршидабаде и Раджшое. Нароттама Датта является также автором нескольких работ, где четко изложены его духовные идеалы.

Его авторитет был настолько велик, что даже отступники сахаджии сочли необходимым написать несколько своих сектанских работ от его имени.

Появлению Нароттама Даса Тхакура предшествуют два важных события. Первое — это появление в этом мире Локанатха Госвами, и второе, это предсказание его рождения Шри Чайтаньей Махапрабху. Исследование жизни Нароттама Даса будет неполным без тщательного анализа этих двух событий.


Локанатх Госвами

Локанатх Госвами был сыном Падманатхи Чакраварти и Ситы-деви. Родился он в маленькой деревне Галандхади района Джессора в Восточном Бенгале. Согласно некоторым источникам он был одноклассником Чайтаньи Махапрабху в Навадвипе.

Когда Локанатх был еще очень молод, Махапрабху послал его и Бхугарбху Госвами во Вриндаван вновь открыть затерянные места паломничества, где Кришна проводил свои игры. Это было очень важное задание. Из-за течения времени и иноземного вторжения многие святые во Вриндаване потерялись. Желание Махапрабху восстановить эти места возникло не тогда, когда он послал Рупу и Санатану в это самое священное из святых мест. Он послал туда Локанатха гораздо раньше. Махапрабху послал его вместе с Бхугарбой потому, что благодаря своему всезнанию, Махапрабху знал, что Локанатх и Бхугарба лучшие друзья в этой жизни и в вечной лиле Кришны. Более того, их личности в Кришна-лиле позволили им определить точное местонахождение многих потерянных святынь.

Согласно Гаура-гангадеше-динике, Локанатх и Бхугарба — это, соответственно, Лила Манжари и Према Манжари. иногда говорят, что они Манджулан и Нанди-Мукхи.

Говорится приблизительно, что в 1509 году они прибыли во Вриндаван и остались там до конца своей жизни.

Основным достижением Локанатха Госвами является строительство храма Гокулананда (сегодня это один из семи основных храмов Вриндаваны) установление Божеств Радхавиноды и в последствии инициация Нароттама Даса Тхакура. Собственно говоря, когда Махапрабху посылал Локананатха во Вриндаван, он предупредил его, что придет день, когда появится Нароттам, и тогда Локанатх должен будет инициировать его в Гаудия-традиции. Такова была воля Шри Чайтаньи.


«О, Нароттам! О, Нароттам!»

Когда Чайтанья Махапрабху решил пойти из Пури во Вриндаван, он остановился в деревне Рамакали, чтобы повидать Рупу и Санатану. В это время Махапрабху посмотрел в глубокие воды реки Падма, протекающей рядом в деревней Кхетури в Восточной Бенгалии и начал лихорадочно выкрикивать:

О, Нароттам! О, Нароттам!

Но Нитьянанду Прабху, постоянного спутника Господа это не удивило. Уже несколько раз посреди бурного киртана Махапрабху выкрикивал это имя. Ближайшие спутники Господа сделали из этого вывод, что скоро родится великая личность, так как дословно Нароттам означает «величайший человек«.

На этот раз, однако, Махапрабху выкрикивал имя Нароттама с огромной радостью. Слезы текли из его глаз непроизвольно и с особой силой, а он метался на берегу взад и вперед, как будто сошел с ума. Нитьянанда Прабху был озабочен состоянием Махапрабху. Он никогда не видел, чтобы Махапрабху доходил до такого уровня неудержимости и никогда даже не видел, чтобы Господь так заливался слезами, почти теряя сознание.

Махапрабху открыл причину своего необычного экстаза:

Нитьянанда там за рекой в деревне Кхетуриграм скоро родится Нароттам. Это произойдет при нашей жизни. Там в Кхетури (Гарер-хата) он вберет в себя киртан-расу со всей моей любовью. Я не могу дождаться этого. Сейчас я вложу свою любовь в реку Падма, и когда Нароттам придет сюда и искупается здесь, Падма передаст ему Мою любовь.

На следующее утро Махапрабху и Нитьянанда Прабху, а также собравшиеся преданные устроили экстатичный киртан. Нитьянанда Прабху предупредил всeх преданных, что Махапрабху передаст свою любовь Падме, и что в один прекрасный день эту любовь вберет в себя великий преданный по имени Нароттам.

После киртана преданные пошли купаться, и когда Махапрабху вошел в Падму, ее воды вышли из берегов не в силах вместить его Божественную Прему, которую Махапрабху вложил туда.

Как рассказывают, в этот момент персонифицированная Падма явилась перед Махапрабху и преданными. Она спросила Господа:

Я понимаю, что Ты хочешь, чтобы я передала эту любовь Нароттаму. Но как я узнаю, когда он придет? Как я узнаю его?

Махапрабху ответил:

Когда тот, кто войдет в тебя, заставит тебя выйти из берегов, как я это сделал сейчас, и когда присутствие этого человека доставит тебе огромную радость, — в этот момент ты узнаешь Нароттама!

Падмавати улыбнулась, поклонилась Господу и снова приняла свою водяную форму. Нитьянанду Прабху захватила красота этой сцены, и Он сказал Махапрабху, что хотел бы остаться там. Махапрабху сказал ему, что придет время, когда он вернется сюда, так как именно он должен будет привести Нароттама в должное время к Падме.

Нитьянанда Прабху — это персонифицированная Гуру-таттва и, конечно он, естественно, приведет Нароттама к реке, где его ожидает Божественное сокровище любви к Богу.


Рождение и детство

Приблизительно в год ухода Махапрабху в 1534 году в полнолуние в месяц Магх (январь-февраль). Нароттам Дас появился в этом мире. Как и предсказывал Махапрабху, он родился в Кхетури (в части Гарер), которая находится в 72 милях от нынешнего Рампур Воджаладжара в районе Бенгали (теперь Бангладеш). Его отец был великий царь Кришнананда Датта, а имя его матери — Нарайани-деви. Они были сказочно богаты и принадлежали к касте Найаетх. Некоторые историки утверждают, что Нароттам родился за несколько лет до ухода Махапрабху.

Родители воспитывали сына, как высокочтимого принца. Во время традиционной церемонии аннапрашанам для новорожденного Нароттама, когда ребенок должен впервые съесть зерновые, родители Нароттама были озадачены: Нароттам не хотел есть, отворачиваясь от еды, казалось, с отвращением. Однако, затем вскоре после этого, когда благочестивый Вайшнав пришел и принес аналогичную пищу, но предложенную Кришне, Нароттам съел ее с большим удовольствием. Все присутствующие поняли однозначно, что первый раз Нароттам отказался потому, что пища была не прасадом. Это говорило о высоком уровне преданности ребенка. Родители очень обрадовались.

По мере того, как Нароттам рос, он стал образованным студентом, овладевшим всеми академическими предметами, а также религиозной литературой. Его любимым занятием, однако, было сидеть у ног старого брахмана — Шри Кришнадаса, который ежедневно рассказывал об играх Господа Чайтаньи Махапрабху на всех Его этапах. Нароттам наслаждался этими рассказами и решил посвятить свою жизнь вечным принципам Гауди-Вайшнавизма.


Према-тали Гхат

Однажды, вскоре после того, как Нароттаму исполнилось 13 лет,  Нитьянанда Прабху явился ему во сне и сказал:

Завтра на восходе солнца ты должен искупаться в реке Падме. В это время ты получишь полноту Гаура-премы, или любви к Богу.

Когда Нароттам проснулся, он немедленно сделал, как велел ему Нитьянанда Прабху. Войдя в Падму, Нароттам почувствовал, как в нем происходит жизненная трансформация. Как раз в этот момент перед ним появился Махапрабху и нежно обнял его. Когда их тела слились, он почувствовал, как сама сущность Махапрабху охватила его душу.

Рассказывают, что в этот момент естественно смуглая кожа Нароттама приобрела цвет расплавленного золота — отличительный цвет тела самого Махапрабху. Сегодня паломники посещают это место — Прем-тали Гхат в Бангладеш, где произошло это историческое событие.


Печаль его родителей

Когда Нароттам не вернулся домой, его родители послали искать его. Его нашли неистово танцующим на берегу Падмы. Кто был этот сумасшедший? Конечно же это не был тот самый Нару. Когда его привели домой, родители не узнали его. Изменился не только цвет кожи, теперь он голосил, как влюбленный взрослый юноша. Это были не обычные слезы, а слезы любви к Богу.

Мать спросила его:

Мой дорогой Нару! Что произошло? Почему ты так жалобно плачешь? Как я могу помочь тебе?

Нароттам ответил:

Дорогая мама, сегодня утром, когда я пошел купаться в Падме, золотое Божество — Верховный Господь, — вошел в мое сердце. Это Он причина моих слез. Я чувствую Его горячую любовь и тоскую по нему. Если ты хочешь облегчить мою печаль, то отпусти меня пойти искать Его лотосные стопы.

Затем, открыв, что было у него на сердце, Нароттам пошел во дворцовый зал для киртана и стал в экстазе повторять имя Господа и «Слава Шри Чайтанье Махапрабху, Господу моей жизни«. Пропев так несколько часов, он потерял сознание.

Царь Кришнананда, отец Нароттама, боялся, что Нароттам убежит и примет жизнь в отречении. Для царя это было бы ужасно, — его единственный сын, наследник престола, уходит, как будто все богатства ничего не стоят. У Кришнананды были также свои планы на женитьбу Нароттама. Отреченный образ жизни — это совсем не то, что он имел в виду для своего молодого Нару.

Согласно своим планам, Радж Кришнананда поручил своим лучшим охранникам день и ночь караулить Нароттама. Иронично, что из любви к сыну, он сделал Нароттама узником в собственном доме. Тем не менее, единственным занятием Нароттама продолжало оставаться воспевание имен Радхи и Кришны.

Через некоторое время Кришнананда отчаялся и вызвал «укротителя духов«, чтобы тот спас его «одержимого» сына. Укротитель духов сказал, что у Нароттама нарушен воздухообмен, что его тело надо растерерть маслом, а мальчику надо сьесть лису. Нароттам рассмеялся над такой глупостью и сказал, что убийство животных запрещено и только ухудшит его состояние. Отец Нароттама смягчился, но Нароттаму приходилось терпеть подобные неудобства.

День и ночь Нароттам молился:

О, Мой Господь, Гауранга Махапрабху, освободи меня от этой безумной жизни семейной привязанности и позволь мне служить Тебе в обществе реализованных Вайшнавов!

Это единственное его стремление стало настолько сильным, что он не мог спать, его ум и сердце были полностью поглощены играми Господа и Его миссией.


Иди во Вриндаван

Однажды ночью Нароттам смог заснуть и Махапрабху явился ему во сне. Обняв его также, как он это сделал в то утро на реке Падме, Господь сказал:

О, Нароттам, также, как ты неудержимо хочешь быть со мной, так и я захвачен твоей преданностью, и я очень хочу быть вместе с тобой. Сейчас, однако, я хочу, чтобы ты шел во Вриндаван, и там ты должен принять инициацию от моего дорогого спутника Локанатха Госвами.

Когда Нароттам проснулся, его любовь в разлуке с Господом стала еще сильнее, чем раньше. Ночь за ночью он пытался уснуть, но Господь позволял ему отдыхать лишь время от времени, раз в несколько дней. Когда Нароттам спал, Господь и Его спутники оказывали ему особую милость во время сна, позволяя ему входить в духовный мир и божественные лилы, в которых он играет решающую роль.


Нароттам убегает

Прошло несколько месяцев, и репутация Нароттама, как божественно вдохновленного юноши, распространилась во все уголки Бенгали. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, Джайгирдар (влиятельный мусульманский губернатор этого района) потребовал, чтобы Нароттам явился к нему, так как он хотел получить его благословение.

Кришнананда не мог отказать такой политической фигуре, как Джайгирдар. Но он был скептически настроен, — он знал, что, если он даст Нароттаму маленький шанс, молодой энтузиаст сбежит во Вриндаван. Однако, Кришнананда чувствовал, что у него нет выбора.

Добравшись до двора Джайгирдара, Нароттам нашел возможность убежать. Теперь или никогда. Осторожно обходя стражу, ему удалось убежать в лес. Он был полон решительности найти дорогу в священный Вриндаван. И, хотя Навадвипа была сравнительно недалеко, он пошел по направлению к Врадже отчасти потому, что если бы за ним погнались, то первое место, где стали бы искать его, — была Навадвипа.

Путешествие во Враджу требовало пройти пешком через большую часть Индии. Будучи сыном царя, его нежное и взлелеянное тело с трудом переносило тяготы пути, и он начал испытывать утомление и голод.

Через три дня его ноги покрылись волдырями, и в какой-то момент от истощения от потерял сознание. Когда Нароттам находился в таком истощенном состоянии, Махапрабху появился перед ним в виде брахмана с золотистой кожей и горшком молока, чтобы Нароттам мог попить и подкрепиться.

Не узнав в брахмане Самого Шри Чайтанью, Нароттам просто заснул, снова поддавшись истощению. Пока он спал, Рупа и Санатана подбадривали его во сне:

Нароттам, скоро твои страдания окончатся. Махапрабху появился перед тобой и принес тебе молока, чтобы поддержать тебя. Выпей все до дна и продолжи свой путь во Вриндаван

Он проснулся со словами Рупы и Санатаны, все еще звучавшим в его сердце, и заплакал от радости.

В вечных лилах Кришны — одно из служений Нароттама в качестве манджари — это обеспечить Шри Радху и ее ближайших подруг-гопи — молоком. На сей раз Кришна в форе Махапрабху отвечал ему тем же, подавая молоко своему чистому преданному.

Размышление об этом любовном отношении, — вот, что было настоящим подкрепление для Нароттама, и скоро с новой силой он продолжил свой путь во Враджи.


Огонь преданности

Прежде, чем он вышел из района, где Шри Чайтанья Махапрабху дал ему молока, его обнаружили семейные стражники. Очевидно, что Кришнананда отправил большое количество людей на его поиски. Одна из групп опытных стражников и обнаружила юного беглеца.

Когда они начали расспрашивать его о его упорстве, он просто ответил, что он верен Богу, как хорошая жена.

Когда муж умирает, по нашему обычаю, верная жена может последовать в огонь (сати) и сгореть вместе с его телом на погребальном огне, — сказал Нароттам.

Я тоже иду в огонь посвящения себя Богу.

Когда женщина хочет показать преданность своему мужу таким экстремальным образом, естественно, что доброжелатели пытаются остановить ее. Они не дают ей войти в огонь сознания Бога, —  заключил Нароттам, -но вы также должны понять, что я не буду преданным слугой моего Господа, если я не попытаюсь войти в этот огонь.

Простая и поэтическая аналогия Нароттама так тронула странников, что они отпустили его. Один из стражников даже дал ему немного денег на расходы. Это был один из обычных примеров духовной потенции Нароттама и его завораживающей личности.


Входя во Вриндаван

После этого случая он продолжил свой путь. Он подошел к Матхуре, недалеко от места рождения Господа Кришны и искупался в Ямуне у Вишрам Гхата.

Этим вечером он встретил престарелого брахмана, который пригласил его остановиться у него в доме. Этот брахмана сказал Нароттаму, что Санатана, Рупа, Рагхунатх, Бхатта, Кашишвара Пандит и другие недавно покинули этот мир, чтобы присоединиться к Махапрабху в его лилах в царстве Господа.

По мере того, как брахман говорил, Нароттам начал плакать. Он прошел много миль и хотел увидеть всех этих великих людей.

Сосредоточившись на безвременном уходе учителей, которых он идолизировал, он потерял сознание. Все биографы, однако, сходятся на том, что в этот момент все великие личности, которых Нароттама хотел видеть, явились ему в духовном зрении. Собственно говоря, счастливый брахман, в доме у которого остановился Нароттам, мог слышать большую часть этого разговора, который был у Нароттама с этими ушедшими душами. Рупа и Санатана особенно утешали Нароттама, наставляя его разыскать Дживу Госвами и изучать философию Гаудиа.

Когда Нароттам наконец пришел во Вриндаван, он оказался у Мандиры Говиндадевы, увидев прекрасную архитектуру храма, построенного Рупой Госвами, он проявил сразу восемь признаков экстаза. Он начал безудержно рыдать, волосы у него встали дыбом, тело изменило цвет. Естественно, что Дживу Госвами быстро информировали о приходе нового садху, и он понял, что это был долгожданный Нароттам.

Шри Джива Госвами пошел к Мандиру Говиндадева, и когда он увидел Нароттама, тот сразу ему напомнил о Махапрабху. Многие великие Вайшнавские подошли в этот момент, спрашивая: «Где Нароттам?» С большой любовью все преданные указали на молодого святого, который лежал распостертый во дворце храма в состоянии транса. «Это и есть молодой Нароттам.»


Инициация Нароттама

По мере того, как Нароттам знакомился с наиболее знаменитыми преданными, он был очень впечатлен Локанатхом Госвами, чья исключительная скромность и аскетичность были отмечены всеми Вайшнавами. Локанатх был очень добр к Нароттаму и было так устроено, что Нароттам получил в качестве еды часть предложенной священной вегетарианской пищи из храма (прасадам). Поскольку Махапрабху рассказал Локанатху за день до этого во сне, что Нароттам прийдет на следующий день, Локанатх устроил все так, что они могли поесть вместе, и во время этого обеда Нароттам рассказал Локанатху всю свою историю.

Рассказав об основных эпизодах своей жизни, он заключил, сказав:

Собственно, я не имею права даже сидеть здесь с вами и принимать эту чистую пищу у меня даже нет Гуру.

Услышав это, Локанатх Госвами сердечно рассмеялся и напомнил Нароттаму:

Ты получил милость Шри Чайтаньи Махапрабху. Он есть изначальный Гуру — Гуру Вселенной. Кроме него, кого еще ты хочешь в учителя? Он дал тебе Божественную любовь, ту самую любовь, которой большинство преданных добиваются всю свою жизнь. У тебя есть эта любовь. В чем смысл иметь еще одного Гуру.

Наротам ответил:

Мой Господин, я бедный человек, лишенный хороших качеств. Ваш приказ — это моя душа и жизнь. Но если Вы позволите мне, я бы хотел сказать еще несколько несколько слов по этому вопросу.

Локанатх сказал ему, что он может свободно говорить то, что хочет.

Это правда, что Махапрабху единственный настоящий учитель, — согласился Нароттам, — но, вместе с тем он верит в Вас как в моего Гуру, и он сказал мне принять инициацию у Вас. Гуру ведет ученика в практической духовной жизни. У меня нет духовного видения, и я чувствую разлуку с Господом. Поэтому я прошу вашей милости.

Локанатх рассмеялся над настойчивостью своего будущего ученика. Он возражал Нароттаму, сказав следующее:

Святое писание рекомендует, чтобы кандидат в ученики повторял святые иена Кришны должным образом по крайней мере в течение года и развил в своем сердце привязанность к Святому Имени.

Локанатх из-за своего смирения дал обет не брать учеников. И особенно сейчас, после ухода Рупы и Санатаны, он скорбел об их утрате. Нароттаму явно пришлось нелегко.

Однако, воспевание Святых Имен не было новостью для Нароттама и поэтому выполняя приказ Локанатха Госвами, он в течение года читал джапу во Вриндаване. В течение этого времени Нароттам регулярно слушал лекции Локанатхи. Из смирения он питался только остатками пищи после Локанатхи. Затем он все убирал и выполнял другое служение. Так прошел год, но Локанатх все еще был не склонен давать инициацию своему достойному ученику.

Нароттам был очень предан Локанатху, и каждый день поздно вечером он приходил к дому Локанатха, чтобы почистить место, где Локанатх ходил в туалет. Однажды Локанатх спрятался в кустах и увидел, что это Нароттам вычищает место туалета. Тем не менее Локанатх оставался верен своему обету и не инициировал Нароттама.

Еще через год самоотверженной службы Нароттама, Локанатху приснился священный сон. Махапрабху явился перед Локанатхой и отругал его за то, что он не инициировал Нароттама.

Разве я не сказал тебе инициировать его, — настаивал Махапрабху, — пожалуйста не надо этой ложной скромности.

Теперь Локанатх твердо понял, что ему надо инициировать Нароттама.

Вскоре после этого случая Нароттам вновь подошел к Локанатху с просьбой об инициации. На этот раз Нароттам выдвинул очень приятный аргумент. Он сказал:

Я, как молодая девушка, которая выбрала себе жениха. Мое сердце чисто и в нем нет сомнения. Молодая девушка, которая делает для себя выбор таким образом молится, чтобы ее отец одобрил этот выбор. Я молюсь нашему отцу на небесах, чтобы он одобрил мой выбор.

Локанатха был тронут искренностью Нароттама.

Твоя неистовая решимость превзошла мою, — сказал Локанатха, — но ты будешь единственным учеником, которого я приму.

До конца жизни Локанатх остался верен своему обету. Локанатха инициировал Нароттама в соответствии с традициями Гаудия-сампрадайи, дав ему конфиденциальную Радха-Кришна мантру и Гаятри мантру. Кроме того, Локанатха открыл Нароттаму его онтологическую форму манжари в духовном мире как Вилас Манжари и объяснил ему его служение в духовном мире.

Обычно гуру не открывает ученику такие эзотерические предметы на такой ранней стадии преданного служения. Но Нароттам был явно исключением во всех отношениях.

После инициации Локанатха сказал Нароттаму, чтобы он искал убежища у лотосных стоп Дживы Госвами для дальнейшего обучения.


Кипячение молока

По мере того, как дни слагались в недели и месяцы, Нароттам рос духовно. Росла и его репутация во Вриндаване.

Однажды ночью во сне ему явилась женщина божественного вида в вайшнавской одежде. Она сказала ему:

Предайся лотосным стопам своего учителя и делай все, что он тебе скажет. Твоя искренность и аскетичность понравились мне, и я прослежу, чтобы тебе дали очень конфиденциальное преданное служение. Каждый раз, когда я встречаюсь с Кришной в кундже, я вижу, как сакхи с особой тщательностью служат Ему. Они готовят для него особое блюдо на основе молока, и Чампакалата - самая искусная в этом деле Гопи. Ты будешь работать под ее руководством и будешь кипятить молоко. И запомни, я счастлива, когда счастлив Кришна.

Когда Нароттам проснулся, он сразу же побежал в хижину к Локанатхе, и рассказал ему весь свой сон. Локанатха понял его и сказал, что женщина в вайшнавской одежде — это не просто женщина, а никто иной, как сама Радхика, подруга Кришны.

Локанатху было очень приятно, когда сама Радхика дала Нароттаму специальное служение — кипятить молоко. Локанатха понял, что это было вечное служение его ученика Кришне, и что Радхика просто восстановила его в этом преданном служении.

После того, как Нароттам получил такую милость от Радхарани, и его гуру подтвердил это, он начал погружаться в медитативный транс, видя себя в форме манжари, и как он кипятит молоко для Радхики и других гопи. Очень часто в своей совершенной форме — «сиддха деха» он искал сухой хворост, чтобы поддержать огонь. Иногда молоко убегало , и когда это происходило, Нароттам пытался его остановить голыми руками.

Во время своих естественных медитаций он часто не обращал внимание на то, что он обжигал себе руки. Но, когда его рвение несколько поубавилось, он начал видеть, что его обожженные руки сопровождали его из мира мистического видения в этот трехмерный мир. Иногда он пытался прикрыть свои помеченные руки тряпкой, но весь Вриндаван знал, каким мистическим путем он получил свои ожоги.


Джива Госвами

Выполняя указание Локанатха, Нароттам предался лотосным стопам Дживы Госвами и попросил Госвами взять его в ученики.

В ответ на это Джива Госвами взял его за руки и попросил немедленно рассказать, где он так обжег их.

Нароттам рассказал своему хозяину о повторяющихся событиях своей внутренней медитации. По мере того, как Джива Госвами слушал, он почувствовал огромное удовлетворение и духовный экстаз. Он подтвердил, что Нароттам — это действительно Вилас Манжари, а Нароттам сказал:

Да, сама Радхика меня так называла.

Услышав это, Джива Госвами с огромной радостью обнял Нароттама и сказал:

Ты являешься проявлением любви Махапрабху и этой любовью ты наполнишь всю вселенную.

Как раз в этот период Нароттам встретил Шриниваса, который пришел во Вриндаван учиться под руководством Дживы Госвами, и они стали большими друзьями. Оба они, вместе с Дукхи Кришнадасом-Шьяманандой были лучшими учениками Дживы Госвами и преуспели во всех дисциплинах. Впоследствии Джива Госвами дал им выдающиеся титулы:

Нароттам дас Тхакур
Шринивас Ачарйя Прабху
Шьямананда
Он также поручил им специальную миссию распространения духовной литературы по Бхакти расе в Бенгали и Орисе.


Кхетури Грам

Когда трансцендентная литература по Бхакти была украдена царем Бирхамбиром, Шринивас решил остаться в Вана Вишнупуре, чтобы вернуть ее. В это время Шринивас отослал Нароттама назад домой в Кхетури в Восточной Бенгалии вместе со Шьяманандой, который должен был сопровождать его некоторое время, а потом отправиться в свой родной город в Ориссе.

Поначалу они путешествовалии без особой цели, опьяненные состоянием божественной любви и опечаленные пропажей книг по Бхакти. Пока они шли из города в город, Нароттам, будучи старшим, наставлял Шьямананду по Вайшнавской литературе. Нароттам дольше учился под руководством Шри Дживы Госвами, и Шьямананда с наслаждением слушал его объяснения. Так они пропели много дней и ночей. В конце концов они пришли в дом Нароттама в Кхетури.

Когда благочестивые родственники Нароттама увидели его в сопровождении его святого друга, они немедленно упали на землю в слезах, только тогда поняв, как они чувствовали разлуку с Нароттамом. Их «Нару» вернулся! И он тоже был счастлив видеть их. Он рассказал им все о своем пребывании во Вриндаване, и они с благоговением слушали его объяснения о секретах книг Госвами по Бхакти. Через десять дней согласно плану, Шьямананда отправился в Ориссу, и Нароттам дал ему денег на дорогу. И хотя бенгальские биографы стараются передать пафос их расставания, трудно передать словами, что чувствовали эти два святых человека, расставаясь друг с другом.

Прошли месяцы. Нароттам продолжал повторять Радха-Кришна мантру и медитировал на свое вечное служение согласно технике Рагануга-Бхаджан. К этому времени Нароттам начал инициировать учеников. У его лотосных стоп нашли убежище лучшие поэты, писатели и преданные Индии.

Среди его первых учеников были такие преданные, как: его двоюродный брат Сан-тош Датта, Шри Деви Дас, Шри Гауранга, Шри Гокула, Ганга-Нарайана, Чакраварти, Радж Нрисимха, царица Рупамала, Радж Чхад Рой, Сантош Рой и многие другие. Према-вилас дает имена 123 учеников.

Под руководством Нароттама они смогли открыть кладезь любви к Богу и раздавали все до капли жаждущим жителям Кхетури-Грама и соседних деревень.


Навадвип и Пури

Ощущая потребность посетить святые места, связанные с жизнью Махапрабху, Нароттам также как несколькими годами раньше Шьямананда, с наслаждением исследовал все уголки Гаура Мандалы. Он посетил всех оставшихся спутников Махапрабху, а также второе поколение преданных, получив, например, общение с Шукламбаром Чакраварти Брахмачари, а в развалинах дома Махапрабху он увиделся с Ишаном Тхакуром.

Нароттам посетил Дамодара Пандита и встретился с двумя братьями Шриваса Тхакура — Шримати и Шринидхи. Он обучался с сыном Адвайта Ачарьи — Ачьютанандой, Хридеем Чайтаньей — гуру Шьямананды, Абхирамом Тхакуром, Джахнави Деви и ее сыном Бирабхадрой. Нароттаму также посчастливилось увидеть Нарахари Сар Кара и Рагхунандана Тхакура.

Когда Нароттам находился вместе с этими особыми душами, он впадал в экстаз — кричал, плакал, смеялся, бормотал что-то и даже терял сознание. Так Нароттам счастливо общался с этими святыми личностями, и он понимал, что это было очень важной и захватывающей частью его духовного развития.

Охваченный духом общения, он отправился в Пури и посетил Гопинатха Ачарью, Гопала Гуру Госвами и других известных Вайшнавов. И, так как они были прямыми свидетелями игр Господа, он задавал им очередные глубокие вопросы относительно заключительных лил Господа Чайтаньи Махапрабху.

Затем он отправился в Джаджиграм и временно опять присоединился к Шринивасу Ачарье. Через некоторое время он посетил Катву, где Господь принял отреченный образ жизни и, наконец, он прибыл в Экачакру, место, где впервые в этом мире появился Господь Нитьянанда Прабху.

Некоторые из биографов Нароттама, особенно Нарахари Чакраварти в своей Бхакти Ратнакаре, подчеркивают важность этого путешествия, особенно его визит в место проявления Нитьянанды Прабху. Как говорится в Према Вилас, Нароттам был инкарнацией экстаза Нитьянанды Прабху, и потому его визит в лиле стхали Господа расценивается как очень важное мистическое событие.


Возвращение в Кхетури

Посетив многозначительные места Чайтанья-лилы и встретившись со многими их участниками, Нароттам вернулся в Кхетури. Когда он вернулся, его ждало письмо. Это было письмо от его дикша-гуру — Локанатхи Госвами. В своем письме Локанатха Госвами просил Нароттама ввести в Кхетури-Граме поклонение Божествам. Как писал Локанатха Госвами, в Кхетури было много искренних преданных, и их развитие шло бы лучшим образом, если бы они могли ежедневно поклоняться Господу в Его форме Божества Арча-виграха. Это было бы значительным шагом для учеников Нароттама.

Для праздничной церемонии установления Божеств Нароттам выбрал очень благоприятный день Гаура-пурнимы, день появления Чайтаньи Махапрабху. Этот праздник также должен был бы дать Нароттаму возможность распространить учение Госвами на всю Бенгалию, так как все известные вайшнавы должны были прийти на праздник в честь появления Махапрабху.

Господь закончил свои игры за несколько десятилетий до этого, но день Его появления все еще не превратился в большой  Махатсав (большой праздник). Это должно было произойти, и поэтому Нароттам пригласил многих Вайшнавских махатм (великих душ) со всего индийского субконтинента, в частности из Бенгалии и Ориссы. И, хотя сейчас ведутся большие ученые дебаты по поводу точной даты проведения праздника, с уверенностью можно сказать, что он произошел между шестым и восьмым десятилетием шестнадцатого века.

Сотни спутников Махапрабху первого и второго поколения получили приглашения, написанные в форме изысканных санскритских стихов.


Преданные съезжаются

Преданные Деладжиграма приехали со Шринивасой Ачарьей и Говиндой Кавираджем. Приехал и Рамачандра, дав возможность их дружбе с Нароттамом расцвести еще больше. Из Нрисимхапура в Ориссе приехал Шьямананда Пандит со своими последователями, включая Расика Мурари. Джахнава Мата со всем своим антураджем приехала из Кхардахи. Из района Шрикханды приехал Рагхунанда Тхакур и  многие другие преданные. Из Навадвипа приехали братья Шриваса Тхакура, а из Шантипура сыновья Адвайты Ачарьи. Из Амбика Калны пришел Хридой Чайтанья вместе со многими другими махатмами Гаудиа.

Это лишь немногочисленный перечень преданных, приехавших на праздник. Поскольку большинство этих возвышенных душ пришли пешком, они по пути собрали новых последователей, рассказывая всем, кого они встречали, о чудесном празднике, который вскоре должен был состояться в Кхетури.

Сотни превратились в тысячи, и в течение одной недели все они подошли к грани Западной Бенгалии. Чтобы переправить преданных через реку, Сантош Датта организовал десятки огромных лодок, которые сновали туда сюда, перевозя преданных. Как только преданные оказались в Восточной Бенгалии, их ожидали роскошные паланкины и огромные повозки, запряженные волами, которые везли их в Кхетури-Грам.

Хозяева — Нароттам, Шринивас и Сантош Датта тепло встречали всех приезжающих, горячо приветствуя их и надевая каждому цветочную гирлянду. Всем преданным были предоставлены отдельные апартаменты со слугами. Почетным гостем была Джахнава Мата Ачарьяни, которая была самой старшей и наиболее уважаемой среди всех вайшнавов. Нароттам особо поклонился ей, предложив ей цветы и чандан и дал знак другим преданным сделать то же самое.

Необходимо особо осветить роль Джахнава Мата на фестивале в Кхетури. В это время в Гаудия Сампрадайе начали появляться различные философские концепции, такие, как: «Гаур-нагара-бхава, Раса-радж, Гаур-парамьявад, — учение о том, что Махапрабху является Верховной Личностью Бога, Нитай — парамьявад, Адвайта-парамьявад и другие. Все эти концепции имеют отличительные ньюансы, слишком сложные, чтобы их можно было изложить здесь. Джахнава, будучи ведущим Вайшнавом того времени, была (проповедником посредником) между этими лагерями и урегулировала их разногласие к полному удовлетворению ортодоксальной Гаудиа Традиции. Поэтому ее присутствие было особо оценено Нароттамом.

Поклонившись должным образом Джахнаве Деви и выразив уважение ко всем собравшимся Вайшнавоам, Рахунандана Тхакур пропел молитвы, обращенные к Господу, ознаменовав это духовное событие. Мощный киртан последовал за этим и продолжался до позднего вечера в качестве подготовки к самому празднику, который начался на следующее утро.


Фестиваль начинается

На следующее утро тысячи преданных начали праздновать День появления Чайтаньи Махапрабху мощным киртаном. Затем Нароттам открыл пять пар Божеств Радхи и Кришны, которых звали Баллабхи Канта и Радха Раман и два великолепных Божества Шри Чайтаньи Махапрабху и его Супруги. Все они должны были быть установлены с благословения собравшихся Вайшнавов.

Очень интересна история этих Божеств. При подготовке к фестивалю в Кхетури Нароттам был в поисках должного образа Шри Чайтаньи для установления Божеств во время фестиваля. Но он никак не мог найти подходящие Божества.

Однажды Нароттам оказался рядом с домом брахмана по имени Випрадас в Гопалпуре. Приветствовав известного садху, Випрадас предложил Нароттаму отдохнуть и подал ему стакан воды. По мере того, как Вайшнавы разговорились, Нароттам узнал, что Випрадас очень боится ядовитой змеи, которая поселилась у него в сарае, где он держал садовый инструмент. Бесстрашный Нароттам улыбнулся и и немедленно отправился в сарай, чтобы посмотреть на этого «ужасного змея». Когда через некоторое время он вышел оттуда, в руках у него были два красивых Божества: Одно — Чайтаньи Махапрабху, а другое — Его супруги Вишнуприй-деви. Змея пропала. После этого Нароттам привез эти Божества в Кхетури в районе Муришдабад.

Цель подобного поклонения Божествам основана на вере Вайшнавов, подтвержденной в святых писаниях, в то, что Кришна соглашается принять преданное служение через свою, должным образом установленную форму Божеств Арча-Виграха.

Шринивас Ачария руководил традиционной церемонией Абхишекой — омовения Божеств. Тем временем опытные ораторы и ведущие киртана прославляли Кришну, следуя совершенным традициям Вайшнавов; не прерываясь, шли танцы и драматические постановки, и весь кхетури грохотал святым именем Господа Шри Кришны.

После того, как Божества были установлены, согласно строгим указаниям Смрити-шастр, различные праздничные блюда (еда) и цветочные гирлянды были предложены Джанави-деви, которая раздала остатки своей пищи Шринивасу, Нароттаму, Шьямананде и Сантошу Датте. Затем на протяжении многих часов продолжался праздничный пир, во время которого преданные обсуждали игры Кришны. В конце преданные пошли в большой красиво расписанный зал для киртана, где Нароттам повел киртан в своем особом, берущем за душу стиле. Этот стиль стал известен под названием Гаран-хати, с его мягким, незабываемо мелодичным и духовно богатым содержанием. В его основу легла классическая техника исполнения — друнада, которая спокойна и, вместе с тем, царственно величава.


Киртан Нароттама

В своем киртане в Кхетури Нароттам использовал сложнейшую систему ритмов (тача), формата мелодий (рача), жестов эмоционального выражения (абхиная) и развитую технику танца (натьям). Это подробно описано в Бхакти-ратнакаре. Рядом с ним были Шри Гауранга Дас, Шри Гокула Дас, Шри Валлабха Дас и большое количество музыкантов, которых вел Деви Дас, искусный исполнитель игры на мриданге. Когда музыканты достигли своего пика, Нароттам появился на сцене и начал петь. Все последовали за ним, играя на инструментах, танцуя и поя. И все плакали при звуке чудесного голоса Нароттама Тхакура, который вел их через пение прекрасных мантр.

Говорят, что Нароттам и бесчисленные волны преданных смотрелись, как полная луна и россыпь звезд на небе. Значителен тот акт, что Нароттам вводил исполнение того, что впоследствии стало называться Падавали киртан, драматичная техника исполнения, которая начинается с Гаура-чандрики или прославления Махапрабху и затем очень красивым образом переходит в киртан Радхи-Кришны, часто соединяясь тематически и последовательностью мелодии. Говорят, что первым начал такое исполнение Сваруп Дамодар, близкий спутник Господа, с его мелодичным голосом, но в то время это не было систематизировано. Затем этот стиль развили три брата: Гхош-Мадхавай-один из лучших исполнителей игры на мриданге всех времен, Говиндай, известный, как искусный пуджари и Васу, который был прекрасным певцом и написал много Гаур-чандрик. Но теперь все это поднял на новую высоту Нароттам на фестивале в Кхетури.


Приход Господа

Библейская традиция говорит, что откровение Господа евреям на горе Синой уникально, так как Господь открыл свою божественность целому народу, а не индивидуумам, как в случае с Иисусом и Мохаммедом. Однако, эпизод в Кхетури показывает, что это верно лишь для западных религиозных традиций, так как здесь божественность Махапрабху была открыта десяткам тысяч свидетелей. Необходим тщательный сравнительный анализ этих двух священных событий со стороны религиозных историков.

Махапрабху со всеми своими спутниками, многие из которых покинули этот смертный мир пятью десятилетиями раньше, лично появился на фестивале в Кхетури и танцевал на вершине благословенного киртана Нароттама. Тысячи преданных были свидетелями этого священного события.

Автор Бхакти-ратнакары говорит:

Кто может описать ни с чем не сравнимое счастье преданных, когда посреди киртана великолепный Господь Шри Чайтанья Махапрабху и Его спутники спустились на землю, чтобы доставить удовольствие своим преданным.

Согласно Према-виласу, Махапрабху появился вместе с Нитьянандой Прабху, Шри Адвайтой, Гаудадхаром, Шринивасом Тхакуром, Харидасом Тхакуром, Сварупой Дамодаром, Рупой, Санатаной.

Кто, воистину, может представить себе возвышенность бхавы, когда Джанава-деви увидела своего ушедшего супруга посреди киртана. Кто может представить себе чувства сыновей Адвайты Ачарйи, когда они увидели своего отца, танцующим и поющим, как молодой человек. Как могли удержаться от слез братья Шриваса Тхакура, когда они увидели Шриваса, танцующим перед Махапрабху, как он это обычно делал.

На самом деле они не могли себя контролировать и впали в экстаз воссоединения с Господом и Его спутниками. Испытывая Випраламбха-бхаву (острое чувство разлуки), им было суждено испытать божественное воссоединение, самбхогу.

Танец все усиливался и скоро все чувствовали, как их тела пропитались слезами, так как они совсем потеряли себя в киртане Нароттама. На какое-то время Шринивас смог взять себя в руки, но Нароттам не мог, и его киртан достиг неукротимых размахов. Некоторые преданные кричали на ухо Нароттаму:

Спасибо, хозяин! Силой твоей преданности мы смогли увидеть Шри Чайтанью Махапрабху в его нескончаемом танце с Адвайтой Ачарией и другими его вечными спутниками.

Махапрабху сказал Нароттаму во сне предыдущей ночью, что он придет со Своими спутниками и будет танцевать на киртане Нароттама, поэтому Нароттам ждал этого момента и хотел чтобы он продолжался еще и еще. Фактически, киртан продолжался много часов до поздней ночи. Но он казался нескончаемым для многих преданных, он и был таковым, поскольку они вобрали в себя это событие и жили в памяти о нем (лила-смаранам). Внешне он, конечно, должен был закончиться и, когда это произошло, преданные теперь знали на собственном опыте, что такое любовь в разлуке.


Нескончаемый фестиваль

Как только киртан Нароттама подошел к концу, Джанава-деви начала новый праздник. Она предложила вновь установленным Божествам особый красный порошок, которым пользуются Радха и Кришна, бросаясь друг в друга красками во время святого праздника красок. После того, как Божества насладились красками, Джанава Мата сказала преданным разобрать многочисленные ведра с красками и отпраздновать Святой праздник, бросая друг в друга краски. Не успели еще слова слететь с ее губ, а преданные уже с энтузиазмом бросались друг в друга красками, с удовольствием вспоминая любовные игры Радхи и Кришны. Весь праздник опять затянулся до ночи, и затем преданные праздновали появление Махапрабху специально сочиненными песнями о Его Божественном появлении и ранни играх.

На следующее утро Джанава Мата и целая команда опытных поваров, обученных ею, приготовила завтрак для преданных. Затем с несколькими помощниками своими руками кормила преданных. И только, когда все закончили есть, Джахнава Мата села и насладилась остатками пищи. Таково было ее смирение. Фестиваль длился три дня, но для присутствовавших там Вайшнавов это было событие всей жизни. Многие остались в Кхетури на несколько недель, но в конце концов все они вернулись в свои родные деревни. Остались только Рам и Кришна Ачарья и Ганга-Нарайана Чакраварти, потому что их чувства не позволяли им расстаться с их активной проповеднической деятельностью, они превратили Майапур в Вайшнавское царство. Говорят, что великий преданный по имени Бхасьячандра тоже имел успех Рам Кришны Ачарьи и Ганга Нарайаны Чакраварти.


Миссия закончена

По ряду различных причин фестиваль в Кхетури считается одной из наиболее важных вех в истории Вайшнавов. Прежде всего, поскольку первоначально книги были украдены, у Нароттама не было никого мощного орудия, как книги, чтобы распространить послание Госвами. Поэтому он должен был воспользоваться другим средством. Этим средством и стал фестиваль в Кхетури, который впоследствии стал ежегодным мероприятием и продолжал оставаться источником вдохновения даже после того, как книги Госвами были возвращены. Эти фестивали служили той цели, что и знаменитые экуминистические соборы Христианства, хотя оживленные пение и танцы и сложная ведическая теология подчеркивают ряд очевидных различий. Собрав под одной крышей Вайшнавов из различных мест Нароттам смог организованно передать им послание Вриндаванских Госвами и он смог также увидеть реакцию и впечатление вайшнавских паломников в последствии по результатам этих фестивалей сложилась каноническая доктрина и ортодоксальные выводы (сиддханта) для будущих поколений Гаудия Вайшнавов.

Это событие описано социологом и историком Хитесраджаном Саньялом:

Фестиваль в Кхетури позволил Вайшнавам Бенгалии близко познакомиться с системой Госвами с модификацией, которые позволяли приспособить ее к традиции движения Бхакти в Бенгалии со ссылкой, в частности, на Гаур-парамавад. Модифицированная система дала Вайшнавам Бенгалии то, чего не хватало, а именно систематическую формулировку их веры в форме конкретных ссылок на шастры.

Собрание Вайшнавов в Кхетури можно считать той общей платформой, на базе которой различные группы движения Бхакти смогли взаимодействовать друг с другом и прийти к взаимодействию под влиянием системы Госвами. Не следует считать, что именно об этом беспокоилась Джахнава Мата, разговаривая с Дживой Госвами во время своего первого путешествия во Вриндаван. В ответ на это Джива Госвами послал книги Госвами в восточные провинции со Шринивасом, Нароттамом и Шьямасундарой. Фестиваль в Кхетури можно считать продолжением этого плана, так как во время фестиваля доктрина Госвами была принята с энтузиазмом. Это нашло свое отражение в установлении Божеств, в киртане и во всех основных моментах фестиваля.

Вот, что говорит Хитиранджан Саньял в отношении установления Божеств:

Установление Божеств Гауранга-Вишну пришли наряду с Божествами Радхи и Кришны, согласно ритуалам, предписанным Госвами, освещает наиболее интересный аспект усилий Нароттама. Преданные, которые принадлежали к группе Навадвипа и составлявшие основы движения Бхакти в Гаур-мандале, т.е. в Бенгалии, находились под влиянием Господа Чайтаньи в период его жизни до принятия саньясы и были преданы очаровательному молодому человеку, которым Он был в то время. Раньше бенгальские нады, сочиненные поэтами Гаур-мандалы описывают Его красивую молодую внешность и используют такие имена, как Гауранга, Гаура, Гауракишор, которые ассоциируются с этим. Изображения Господа Чайтаньи преданными Гаура-мандалы представляют Господа Чайтанью в одежде респектабельного молодого человека домохозяина.

Госвами Вриндавана, которые видели Господа Чайтанью только как саньяси, восхваляя хозяина в своих книгах ссылаются на Его аскетическую внешность, Ятивеш. Естественно, что тексты Госвами не подчеркивают существование Вишнуприи, супруги Шри Чайтаньи Махапрабху. Установив Божества Гауранга-Вишнуприйи в Кхетури, Нароттам показал принятие приверженцами Госвами системы Гаур-парамйавад, другими словами, принятие Шри Чайтаньи как Кришны, который, согласно Госвами, является Парам-таттвой, конечной истиной. Появление Вишнуприй рядом с Шри Чайтаньей усиливает эту идентификацию с Кришной, так как Вишнуприйа расценивается как супруга Господа Чайтаньи точно, также, как Радха является хладини-шакти, потенцией наслаждения Кришны.

Если установление Божеств Нароттам использовал для гармонизации существующих Вайшнавских теологических концепций того времени, то стиль его киртана показывает еще большую сенсетивность в этом усилии. Он обучался киртану под руководством Госвами, а во Вриндаване всем руководит Кришна, но в Бенгалии подчеркивается поклонение Махапрабху.

Нароттам построил и киртан так, что киртаны Махапрабху и Кришны сливаются в одно, что и является в конечном счете посланием Гаудиа Сампрадайи. Это опять красноречиво объясняет Хитаеранджан Саньяла:

На празднике в Кхетури Нароттам исполнил лила-киртан, разработанный им. Рупа Госвами классифицировал киртан на три вида: нама-киртан, лила-кирта и гуна-киртан. Они все представляют из себя песни о Кришне. Но на фестивале в Кхетури Нароттам начал с Гаура Чандрики, т.е. песен во славу Гаурачандры, Светлой Луны, т.е. Господа Чайтаньи. Песни Гаурачандрики состояли из пад по Гаура-парамайавад, сочиненных поэтами Гаура-мандалы. 

Правила воспевания тем Гаура-чандрики перед Кришна-лилами представляет из себя идею идентификации Господа Чайтаньи с Шри Кришной с упором на прославление Кришны. Очевидно, что Нароттам хотел увязать систему Госвами с традицией, существовавшей в Бенгалии. В дополнение к этим существенным событиям, Шринивас, Нароттам и их последователи, также как Рамананда Кавираджа, систематизировал технику Манджари-садхани, которая основывалась на литературе Госвами и изотерической традиции, переданной Самим Шри Кришной Чайтаньей Махапрабху.

Несколько известных текстов из Падма Пураны, а также сочинения Кава Карнапура, Рагхунатха Даса Госвами и особенно Кришна даса Кавираджа подготовили почву для интроспекции Манджари и дали философское обоснование поэзии Нароттама и литературы Госвами, которая освещает всю сложность Манджари-медитации.

Поэзия Нароттама и литература Госвами, на которой он основывался, проложили дорогу более поздним классическим работам на эту же тему, как, например, Шри Кришна Бхаванамрита — Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Тем не менее было много таких, которые использовали имя Нароттама в своих целях. Так сахаджийи приписывают много из своей практики темам, которые они почерпнули из сочинений Нароттама. Сам Нароттам, однако, практиковал строгий целибат и не имеет ничего общего с подобными отклонениями.

Нароттам быстро стал наиболее известным Вайшнавским Гуру во всей Бенгалии. Его глубокая поэзия, которая описывает всю философию Гаудиа и его великолепный голос, который «притчей во языцах» еще при жизни, приводили к нему учеников со всей Индии. Более того, его исключительная чистота вдохновляла людей из всех социальных сословий, включая царей и брахманов, искать убежище у его стоп.