10 февраля 2024 г.

Махотсав Явления Шри Мадана-Мохана Санатане Госвами.
Тиробхав Шримад Бхакти Гоурав Ваикханаса Махараджа.
Тиробхав Шримад Кришнапада Прабху.


  

Шри Шри Радха Мадана Мохан

История о том, как к 
Шриле Санатане Госвами пришёл 
Шри Мадана Мохан

По милости Преданных пришла эта замечательная история. Эта история описывается в биографиях Шрилы Санатана Госвами, составленных разными бхактами в разное время и потому есть расхождения в деталях. В одной из таких биографий дается ссылка, что эта история описывается в "Према-виласе" Шрипада Нитйананда даса, ученика Шримати Джахнава Деви.

В одной древней рукописной книге "Сева-пракритйа аур Ишта-лабха" (на бенгали) говорится, что в 1590 году (эры самват) Санатана Госвами получил Маданамохана от ученика Адваита Ачарйи Парашурамы из Махавана и в том же году месяца Магх на Гаура-двитийу установил Маданамохана в храме и доверил мурти-севу Кришнадасу брахмачари.

Санатана Госвами каждый день проходил 16 миль до Матхуры, чтобы попросить мадхукари. В то время тут, практически, никто не жил – несколько садху в джунглях. Ближайшим городом была Матхура, находившаяся на расстоянии 20 с лишним километров. И каждый день он проделывал это расстояние для того, чтобы попросить немного еды для себя.

И однажды он пришел в Матхуру и увидел двух мальчиков, которые играли друг с другом в мяч. Один мальчик был смуглый, другой немножко светлее. Они очень весело играли друг с другом. И он увидел как сначала проиграл в мяч светлый мальчик. Когда он проиграл, по условиям игры, смуглый мальчик взгромоздился ему на плечи и тот его покатал. Потом они снова стали играть.

Что-то Санатану Госвами привлекло, он не мог оторваться от этой игры. Он стоял и наблюдал. Он увидел как в следующий раз проиграл смуглый мальчик и пришел его черед таскать светлого мальчика у себя на плечах. Но смуглого мальчика явно эта перспектива не устраивала и он побежал. Тот погнался за ним и закричал: «Ты что делаешь? Мы ж договорились, что ты меня теперь будешь возить». Смуглый мальчик забежал в храм, стал на алтарь и превратился в мурти. Его друг, который только что с ним играл, добежал до храма, махнул рукой и сказал: «Опять он так. Как только нужно меня возить он сразу на алтарь забегает». (смех)  Санатана Госвами подумал: «Что-то тут непонятное происходит».

На следующее утро он опять пошел в Матхуру. И он решил придти пораньше для того, чтобы посмотреть что же они делают до того, как они играют. Он зашел и заглянул в дом. И он увидел, что оба мальчика сидят за столом и с нетерпением ждут когда их мать поставит перед ними кичри. Как вы заметили в Индии завтракают кичри. И он увидел, что мать тем временем стоит у плиты, что она не мытая, она только что проснулась, у нее какое-то помятое сари, она помешивает палочкой из нима кичри.

И периодически, когда она помешала кичри, она берет другим концом палочки чистит себе зубы. Это местная привычка. Они не пользуются зубными щетками. В то время еще не было эластичных зубных щеток  Они берут палочку из нима, разжевывают ее и этим разжеванным концом чистят себе зубы. Санатана Госвами, когда он это увидел…

Теперь, Санатана Госвами написал комментарий на «Хари-бхакти-виласу», смрити-шастру всех Гаудиа-вайшнавов, где все мельчайшие правила чистоты описаны: сколько раз нужно с мылом  мыть руки после того, как  ты дотронулся до рта.  Просто, если человек случайно коснулся рта, он должен омыть с мыло руки шесть раз. Там рассказано каким правилам должны следовать брахмачари, каким правилам должны следовать домохозяева, каким правилам должны следовать санньяси.

Если следовать всем этим правилам, санньяси не должны из ванны вообще выходить (смех) Им придется постоянно мыть свои руки с мылом. Санатана Госвами пришел в ужас. Потом он увидел, когда кичри была готова, она поставила это перед своими двумя сыновьями, один из которых был никто иной как Мадан-Гопал – Верховная Личность Бога, и они стали с удовольствием ее уплетать.  Сердце Санатаны Госвами не выдержало. Он подошел к ней и сказал: «Что ты делаешь?! Это ж Бог.

Первое правило, с которым нужно относиться к Богу, это чистота. Как мы еще можем проявить свою любовь? Только с помощью чистоты. Ты должна очень тщательно все делать. Сначала ты должна встать, омыться, прочитать все мантры, которые нужно, 16 кругов свои вычитать, потом только помыть все котлы, потом подойти, потом с любовью и преданностью приготовить».

Она очень испугалась. Санатана Госвами был очень серьезный садху. Женщина пришла в ужас. Она подумала: «Надо же, я столько совершала оскорблений». И поэтому на следующее утро Санатана Госвами пришел, чтоб проверить следуют они правилам, которые он установил или нет. Он снова пришел туда, в Матхуру, и он увидел такую сцену – женщина омылась, прочитала мантру. Дети голодные. Она вымыла котлы. Дети голодные.

Дети подошли к ней, стали дергать ее за сари и кричать: «Ма, ма, ма, хотим есть». Она говорит: «Нет, нет. Нужно следовать всем правилам. Я еще все мантры не прочитала». И она с любовью и преданность готовила. А дети кричали: «Ма, ма, ма, ма, ма».

 И когда Санатана Госвами ушел, он был несколько сбит с толку. Он вернулся к себе, вернулся, заснул. И Кришна пришел к нему во сне и сказал: «Я так счастливо жил в доме этого брахмана. Ты испортил мне жизнь. Теперь единственное, что я слышу, это только мантры какие-то (смех). Мантра туда, мантра сюда. Вместо того, чтобы любить меня, они одни мантры читают. Иди к ним завтра же утром и скажи, чтобы они прекратили это делать».

Санатана Госвами отправился, получив этот приказ, обратно в Матхуру, бросился в ноги брахману. Но не успел он упасть, как брахман сам упал к нему в ноги. Санатана Госвами сказал: «Прости меня. Я глупец. Я ничего не понял. Кришне больше нравится есть твое кичри напополам с твоей слюной, чем мое кичри напополам с мантрами. Лучше делай то, что ты делал как нужно». Брахман сказал: « Нет, нет. Мадана-Мохан пришел ко мне во сне тоже. И Мадана-Мохан сказал, что, – Мадана-Гопал Его тогда звали, – отдай Меня этому садху. Завтра с утра этот садху придет к тебе и ты должен Меня ему отдать.

Когда я стал Ему говорить: «Как же я Тебя ему отдам? Ты мой сын», Мадана-Гопал сказал мне: «У тебя двое сыновей. Один у тебя останется, а я пойду с садху. У садху ни одного сына нет. Неужели тебе не жалко? Он один тут сидит. Я стану его сыном, а у тебя останется твой сын»». И этот брахман, обливаясь слезами, вручил ему мурти Мадана-Гопала. Мурти это нашел Адвайт Ачарья когда он пришел за много лет до этого, за 30 лет до этого, сюда, во Вриндаван. И он перед тем, как ути из Вриндавана, поручил заботу об этом Божестве брахману чатур-веди, Чалбе.

«Чалбе» значит «чатур-веди» – брахман из Матхуры. И брахман этот держал Мадана-Гопала как своего сына и заботился о Нем. И когда Санатана Госвами пришел, он отдал Его Санатане Госвами. И Мадана-Гопал пришел сюда вместе с Санатаной Госвами и Санатана Госвами поставил Его на ветке этого дерева, которое мы видим. Мы чуть позже подойдем туда.

Вначале Санатана Госвами говорил: «Я не смогу Тебе служить как следует. У меня нет ни украшений, ни бхоги никакой». Мадана-Гопал сказал: «Я иду не для того, чтобы ты мне служил, Я иду для того, чтобы Я тебе служил». И здесь, на этом холме, Мадана-Гопал сам Своими руками, по преданию, вырыл колодец, из которого Санатана Госвами получал воду.

Санатане Госвами было трудно каждый раз опускаться к Ямуне, подниматься. И до сих пор этот колодец есть. Сам Мадана-Гопал вытаскивал воду в ведрах из этого колодца.  Эта вода до сих пор славится во всем Вриндаване. По преданию, эта вода самая чистая и любой, кто попьет ее, сразу же получит Кришна-прему.

     Гоура премананде. Хари бол.

Вы все сможете получить Кришна-прему не дожидаясь долго. Колодец рядом. В течение долгого времени они жили здесь и в уме своем Санатана Госвами предлагал Ему 56 блюд. В уме своем он готовил 56 блюд. Он вернулся из Пури. Он знал, что в Пури Джаганнатху предлагают очень тщательно приготовленные 56 блюд. Но к этим 56 он готовил пятьдесят седьмое. Из настоящей муки, которую ему давали мадхукари, он смешивал его с пылью Вриндавана в качестве специй, с водой Ямуны. Делал из этой муки шарик, бросал его в костер, жарил на костре и подносил Мадану-Гопалу.

Но однажды Мадана-Гопал сказал: «Слушай, хотя бы соли немножко положил». Санатана Госвами когда это услышал, он сказал: «Сейчас Ты соль попросишь,  потом Ты попросишь сладостей, потом Ты попросись бхогу, потом Ты попросишь бриллиантовые украшения. Ничего Тебе не будет. Если Ты хочешь быть довольным, довольствуйся тем, что я Тебе даю». И он прочитал Ему целую лекцию о том, как нужно контролировать свои чувства, о том как нужно владеть собой, быть сосредоточенным. Мадана-Гопал сказал: «Хватит».

Так они и жили, иногда они сорились, иногда мирились. Но на самом деле Мадана-Гопал настолько привязался к этим пресным шарикам из муки, что до сих пор здесь и в Кароле каждый день в качестве самого главного блюда, которое Ему подносят, являются эти шарики из муки жаренные на костре. И однажды, когда Мадана-Мохану стало уже невмоготу, Он устроил следующую лилу.

По Ямуне проплывал большой корабль и корабль сел на мель прямо напротив этого холма. Рам дас Капур, а его изображение можно увидеть там, тот, кто потом построил этот храм, богатый купец из Пенджаба, вез товары в Агру. В Агре была большая ярмарка и он вез драгоценные товары в Агру. И когда судно село на мель, он сошел с судна и стал звать пастухов. Какой-то мальчик-пастух пас на склонах этого холма. И он стал говорить: «Позови людей из ближайшей деревни. Сбегай, я тебе заплачу».

Мальчик ему сказал: «Зачем звать людей из ближайшей деревни? Здесь на холме живет великий мистик. Подойди к нему, пади к нему в ноги. Если он тебя благословит, все, что тебе нужно, случится». Он подумал: «Действительно, лучше так». И он отправился сюда наверх и нашел Санатану Госвами и стал просить Санатану Госвами: «Помоги мне. Сделай так, чтобы судно мое сошло с мели», потому что никак он не мог столкнуть его.

Санатана Госвами стал говорить: «Кто я такой? Я старый человек, который живет здесь. Вот – Бог. Проси у Него» и он показал на Мадана-Гопала. И этот человек упал в ноги перед Мадана-Гопалом, достал пакетик соли, который у него был, (на самом деле вся эта лила была устроена из-за этого пакетика соли (смех), Ему надоело пресную пищу есть) положил перед ним и стал говорить: «Пожалуйста, помоги мне, чтобы моя баржа сдвинулась».

В от же миг налетел ветер и баржа сдвинулась и поплыла. Этот Рам дас Капур настолько проникся и настолько полюбил Санатану Госвами, что после того, как он продал все свои товары в Агре, он вернулся сюда и принял Санатану Госвами своим духовным учителем. И он спросил: «Что сделать для тебя?». И Санатана Госвами сказал: «Мне ничего не нужно. Я живу здесь, в хижине. Но тут есть Мадана-Гопал, позаботься о Нем, построй для Него храм».


И он построил этот замечательный храм. И Санатана Госвами ему сказал: «Махапрабху приходит сюда, Он пообещал, что Он вернется сюда. Ты должен построить для Него достойный дом». То, что мы видим здесь, эта большая башня с калашем наверху, это башня, в которой установили Мадана-Мохана, или Мадана-Гопала. А маленькая башня рядом с ней это дом, который Рам дас Капур построил для Махапрабху.

Махапрабху так никогда и не вернулся сюда, но этот дом стоит как проявление любви Санатаны Госвами для Махапрабху. Махапрабху сказал ему: «Я вернусь сюда» и он построил для Него этот роскошный дворец. И когда все это случилось, Санатана Госвами попрощался с Мадана-Гопалом, он поручил Его заботам своего ученика Кришна даса и сам ушел в Говардхан. Потому что он сказал: «Что-то тут слишком сложно все стало: храм какой-то, пуджа, бхога. Пойду-ка я туда, где все по-прежнему просто». Это место где по-прежнему царит любовь, связывающая Мадана-Мохана, Божество Санатаны Госвами, и самого Санатану Госвами.

Кароли

Город неподдельной преданности

Всепривлекающая красота Мадана Мохана покорила сердца обитателей этого отдаленного городка, расположенного посреди пустыни.

Кароли — маленький городок, расположенный в гористой, труднопроходимой пустыне восточного Раджастана — является обителью Мадана Мохана, Божества Кришны, которому поклонялся Санатана Госвами — один из главных учеников Шри Чайтаньи Махапрабху. Господь Чайтанья поручил Санатане отправиться во Вриндаван и найти места игр Кришны, которые по прошествии многих лет были утеряны и забыты. Примерно спустя сто пятьдесят лет после того, как Санатана нашел Мадана Мохана и стал поклоняться Ему во Вриндаване, Божество перевезли в Кароли. [Смотри раздел «Как Мадан Мохан оказался в Кароли».]

Подобно изначальному храму Мадана Мохана во Вриндаване, храм в Кароли расположен на холме и построен из красного песчаника. Я заметил, что содержанию храма уделяется особое внимание — при храме есть большой сад, а врата на трех алтарях обиты чеканным серебром. На центральном алтаре расположился Мадан Мохан со Своей главной супругой, Радхарани, и одной из ее главных спутниц, Лалитой Деви. На левом алтаре стоят Гопаладжи, Радха и Лалита. Этим Божествам поклонялись правители Кароли еще за сотню лет до прихода сюда Мадана Мохана.

Многие жители Кароли ежедневно приходят в храм, чтобы увидеть своего возлюбленного Господа. Вечером Божества наряжают в необыкновенно красивые одежды. На голову Мадану Мохану надевают великолепный тюрбан, являющийся традиционным предметом одежды раджастанцев.

В городе царит атмосфера преданности и счастья. Местные жители не обременены материальными амбициями. Они живут простой жизнью и ежедневно — утром и вечером — приходят в храм, чтобы получить благословенный даршан всепривлекающего Мадана Мохана, чье имя означает «тот, кто покоряет своей красотой самого Купидона».

Как только алтарь открывается, преданные приветствуют Божества, выкрикивая Их имена. Проходит церемония арати, после которой присутствующих окропляют предложенной Божествам водой. Поймав рукой несколько капель воды и поместив их себе на голову, пожилая женщина, стоящая передо мной, восклицает: «Джая!» («Слава!») После арати пуджари раздает листья туласи из гирлянды Господа. Поскольку желающих получить их больше сотни, листья получают несколько человек, которые потом раздают их всем остальным. Большинство регулярных посетителей являются жителями Кароли, хорошо знающими друг друга, и в храме царит семейная атмосфера.

Каждый день Божествам восемь раз предлагают пищу и проводят восемь арати. Служители храма поклоняются Божествам в соответствии с предписаниями, изложенными Санатаной Госвами в «Хари-бхакти-виласе». Днем Господу предлагают пятьдесят четыре блюда.

В ларьках паломники могут купить маха-прасад — пищу, предложенную Божествам. Здесь можно найти самые разные сладости, такие как малпура, каджа и сладкиесамосы. Большинство блюд, предлагаемых Божествам, — сладости. В Кароли, как и во Вриндаване, много магазинов, торгующих сладостями. Похоже, местные жители — большие любители сладкого. (Можно предположить, что причина этого в недостатке овощей, которые так трудно вырастить в каменистой пустыне.)

Оказавшись в Кароли, можно увидеть, как движение Чайтаньи Махапрабху дарует людям радость и счастье. Преданность местных жителей спонтанна, проста и неподдельна. Мангала-арати, которое проводится в полпятого утра, посещают около трехсот человек. Во время арати служители храма ударяют в гонг, а посетители поют и возносят молитвы. После мангала-арати алтарь на некоторое время остается открытым, и две большие группы людей начинают петь бхаджаны, при этом мужчины стоят перед алтарем Мадана Мохана, а женщины — перед алтарем Гопала. После этого служители дают нескольким присутствующим вкусную малпуру, и все остальные окружают их в надежде получить немного маха-прасада.

В отличие от Вриндавана в Кароли лишь один главный храм Кришны. (Есть еще один, гораздо меньших размеров — храм Гопала.) Похоже, это объединяет людей. Оказавшись здесь, даже приезжий чувствует себя членом большой семьи.

Кароли расположен на территории Большой Враджа-мандалы или Большого Вриндавана, описанного в шастрах. Глядя на жителей Кароли, я вспоминаю строки из «Шри Чайтанья-чаритамриты»: «Идеальным местом для практики сознания Кришны является Враджабхуми или Вриндаван. Обитатели Вриндавана естественным образом привязаны к Кришне, а Кришна так же естественно привязан к ним».

Как Мадан Мохан оказался в Кароли

Санатана Госвами знал, что правнук Кришны, царь Ваджранабха, установил на территории Вриндавана много Божеств Кришны, среди которых было Божество по имени Мадан Мохан («тот, кто очаровывает самого Купидона»). Санатане хотелось найти это Божество, однако многочисленные попытки сделать это не увенчались успехом, и Санатана пребывал в унынии.

Санатана был возвышенным преданным Кришны и не любил тратить время на сон. Денно и нощно он повторял Харе Кришна. Иногда во время повторения он не надолго погружался в дремоту. Однажды во сне он увидел прекрасного мальчика с павлиньим пером в волосах и флейтой в руке. «О Бабá, — молвил малыш, — Я живу в Матхуре, в доме Дамодара Чхобе. Он зовет Меня Маданья. Иди к нему, Я буду ждать тебя там».

На следующий день Санатана отправился в дом Дамодара Чхобе просить милостыню. Когда жена Дамодара отошла от двери, Санатана проскользнул во внутренний двор и там увидел Божество. «Я обрел Господа своего сердца!» — воскликнул он со слезами на глазах. Получив милостыню, Санатана ушел, обдумывая, как бы заполучить Божество.

Представ перед Санатаной, Кришна посоветовал ему еще раз прийти к Дамодару Чхобе и его жене и вылечить их ребенка. «Когда они предложат тебе вознаграждение, — молвил Господь, — не принимай ничего, кроме Меня».

Ночью, когда Дамодара не было дома, стало плохо его шестому сыну. Жена Дамодара стала опасаться за жизнь ребенка, и по неизвестной причине почувствовала тревогу и за Божество. Так, не сомкнув глаз, провела она всю ночь.

Утром она обнаружила у ворот Санатану Госвами, повторявшего святое имя. В те дни святые нередко были целителями, поэтому женщина обрадовалась и пригласила Санатану в дом, попросив излечить ее сына. Санатана согласился, и через несколько дней мальчик поправился.

Когда жена Дамодара захотела отблагодарить Санатану, тот сказал, что в награду хочет получить Божество. Просьба Санатаны удивила женщину, но она не хотела отдавать Божество, в особенности в отсутствие мужа. Взглянув на дряхлое тело Санатаны Госвами, она подумала: «Он ни за что не сможет поднять Божество».

- Хорошо, — сказала она, — если ты поднимешь Его, можешь забрать Его с собой.
Обрадованный Санатана с легкостью поднял Божество, как будто это был младенец. В его руках тяжелое каменное Божество стало невесомым.

- Кришна уходит с тем, кто будет поклоняться Ему с любовью и преданностью, — подумала женщина.

Санатана Госвами принес Мадана Мохана во Вриндаван. Но у него не было храма, и потому он немного тревожился о том, где ему хранить Божество. Время от времени он спрашивал Мадана Мохана: «Где бы Ты хотел жить?» Наконец, Санатана решил установить Мадана Мохана на холме Двадашадитья-тила, расположенном на берегу Ямуны в Праскандане Гхате, недалеко от того места, где Кришна победил змея Калию. Построив на вершине холма небольшую хижину и слепив из земли алтарь, Санатана установил на него Мадана Мохана.

Когда Дамодар Чхобе вернулся домой и узнал о случившимся, он не на шутку разгневался на жену. Он сразу бросился во Вриндаван на поиски Санатаны. Найдя его, Дамодар потребовал вернуть ему Маданью. Санатана согласился вернуть Божество при том же условии, что он обрел Его: если Дамодаре удастся Его поднять.

Но как ни старался Дамодар Чхобе, он не смог даже приподнять Божество. И хотя Дамодар вынужден был вернуться в Матхуру с пустыми руками, он испытывал радость, так как понял, что Санатана очень дорог Господу.

- Твои потомки, — сказал ему Санатана, — будут служителями этого Божества.
Санатана был отшельником и поэтому не мог предлагать Мадану Мохану изысканные блюда. Он готовил бати — шарики из муки и воды, выпеченные на открытом огне. Но даже их Санатана предлагал Господу без соли.

Однажды Мадан Мохан явился Санатане во сне и молвил: «Я устал от этих бати. Ты не мог хотя бы солить их?»

- Ты поручил мне служение, — отвечал Санатана, — а теперь Ты просишь, чтобы я достал Тебе соли. Потом Ты попросишь чего-нибудь еще. Я не в состоянии готовить для Тебя изысканные блюда. Я — немощный старик. (Шрила Прабхупада объяснил смысл этого диалога между Господом и Его возвышенным преданным: Санатана напомнил Мадану Мохану, что Он в форме Господа Чайтаньи приказал ему написать книги о преданном служении и возродить места игр Кришны во Вриндаване.)

На следующий день баржа, груженая солью, села на мель недалеко от того места, где Санатана поклонялся Мадана Мохану. Санатана посоветовал хозяину соли обратиться за помощью к Божеству. После того, как купец вознес молитвы, с неба раздался голос: «Твой корабль снова на плаву». Купец продал соль с большой прибылью и в 1580-1581 г.г. построил для Мадана Мохана прекрасный храм.

Более полутора веков Мадану Мохану поклонялись во Вриндаване. Затем к власти пришел Аурангзеб и стал разорять вриндаванские храмы. В 1748 году по просьбе царя Джайпура, Джай Сингха, Божества Мадана Мохана, Говиндадевы и Гопинатхи были перевезены из Вриндавана в Джайпур.

Позднее Мадан Мохан захотел вернуться во Враджу (Большой Вриндаван). Явившись во сне правителю Кароли, Махараджу Гопал Сингху (зятю Джай Сингха), Мадан Мохан молвил: «Забери Меня в Кароли». Царь и до этого мечтал поклоняться Мадана Мохану. Получив указание Господа, он утвердился в своем намерении. Но как взять Божество у Джай Сингха, который тоже привязан к Нему?

Махарадж Гопал Сингх прибыл из Кароли в Джайпур и рассказал о своем сне Джай Сингху, однако последний усомнился в правдивости его слов. Тогда Джай Сингх сказал: «Ты сможешь забрать Мадан Мохана, если тебе удастся узнать Его. Я завяжу тебе глаза и отведу в комнату, где стоят три Божества: Говинды, Гопинатхи и Мадана Мохана. Если ты распознаешь Мадана Мохана, Он твой».

Ночью с завязанными глазами Гопала Сингха привели в комнату, где находились Божества. Царь, не колеблясь, подошел к Мадана Мохану и ухватился за Его стопы.
Тогда Джай Сингх торжественно передал Мадана Мохана Гопалу Сингху, который перенес Божество в Кароли на богато украшенном паланкине и установил Его в храме на высоком холме в центре города.

Результат поклонения Мадана Мохану

Гаудия-вайшнавы — последователи Шри Чайтаньи Махапрабху — выделяют на пути духовного совершенствования три основные стадии: самбандху, абхидею ипрайоджану. Самбандха означает «восстановление отношений с Кришной», абхидея — «деятельность в этих взаимоотношениях», а прайоджана — «совершенство в этих отношениях и обретение плодов любви к Богу».

Гаудия-вайшнавы поклоняются Мадана Мохану на стадии самбандхи. Мадан Мохан помогает нам восстановить утраченные отношения с Кришной, притягивая нас к Себе и отвлекая от соблазнов материального мира. Имя «Мадан Мохан» означает «тот, кто очаровывает самого Купидона». 

Купидон — это полубог, повелевающий всеми материальными желаниями, и, прежде всего, вожделением. Купидон сводит с ума всех обитателей материального мира. Чтобы установить отношения с Кришной, необходимо избавиться от вожделения. Мадан Мохан помогает нам преодолеть желание наслаждаться бренными мирскими отношениями и очаровывает нас Своей красотой.

Лилы Мадана Мохана

Как и большинство основных индийских храмов, храм Мадана Мохана в Кароли имеет ряд преданий, связанных с Божеством. Лилы (игры) Мадана Мохана описаны в местных путеводителях, и жители Кароли знают их как свои пять пальцев. Хотя эти истории не упоминаются в священных писаниях, они являются неотъемлемой составляющей храмовых традиций и часто лежат в основе стандартов поклонения Божеству. Вот лишь некоторые из лил Мадана Мохана.

Засохший колодец

Когда Мадана Мохана несли из Джайпура в Кароли, Он оказался в деревне, где был колодец, в котором уже год не было воды. После того как местные жители вознесли молитвы Мадану Мохану, в колодце появилась вода. Все обитатели деревни стали преданными Мадана Мохана.

Эта деревня находилась на территории Раджастана и принадлежала Джай Сингху. Узнав о случившимся, он отдал деревню Мадану Мохану.

Пропавший поднос

Один мусульманин по имени Тазкан регулярно приходил в храм Мадана Мохана получить даршан Божества, предложить Ему пищу и вкусить прасад. Когда некоторые индусы узнали о том, что в храм ходит мусульманин, они стали возражать, и Тазкану запретили приходить в храм. Убитый горем Тазкан не выходил из дома и стал поститься. Мадану Мохану это не понравилось. Приняв облик охранника, Он пришел в дом Тазкана с серебряным подносом, полным прасада.

Увидев «охранника», Тазкан сказал: «Как я могу вкушать прасад Мадана Мохана, не получив прежде Его даршана?»

- Вставай, — отвечал Мадан Мохан, — получи даршан и вкуси прасада.
Поняв, что перед ним стоит Сам Мадан Мохан, Тазкан стал просить у Него прощения. «Мой Господь, зачем Ты утруждаешь Себя ради меня?»
Мадан Мохан изчез, и Тазкан почтил прасад.

Той ночью главному жрецу приснился сон, в котором ему явился Мадан Мохан и приказал пускать Тазкана в храм. Утром главный жрец рассказал свой сон другимпуджари.

Между тем один из пуджари заметил, что не достает одного серебряного подноса, на котором Мадану Мохану предлагали пищу. В городе поднялась суматоха. Тогда Тазкан принес поднос в храм и сказал, что его оставил у него в доме один охранник. Это убедило всех в том, что Мадан Мохан действительно являлся во сне главному жрецу. С этого дня Тазкан беспрепятственно приходил на даршан к своему возлюбленному Господу.

Воскрешение мальчика

Один житель Кароли, мусульманин по имени Калакунд, регулярно приходил на даршан к Мадану Мохану. Он был уже стар, и у него был всего один сын. Но однажды мальчика укусила змея. Никто не смог его спасти, и мальчик умер. Убитый горем Калакунд принес тело сына к вратам храма и стал петь бхаджаны, прославляя Господа.

Тем временем один из служителей храма, Шри Хари Кишор Госвами, почувствовал, как Мадан Мохан говорит ему из сердца, чтобы он дал сыну Калакундачаранамриту (вода, которой омывали Божество). Госвами вышел к воротам и налил немного чаранамриты в рот мальчику. Мальчик тут же вернулся к жизни.

Молочница

Этот случай произошел около ста двадцати пяти лет назад. В деревне Бхугда, недалеко от Кароли, жила семья гурджей (пастухов), которая снабжала молоком храм Мадана Мохана. Одна из женщин этого семейства регулярно приходила на даршан к Божеству и почитала Его прасад. Мадан Мохан был доволен ее преданностью.
Однажды Мадан Мохан отправился в Бхугду. Молочница лежала на кровати и повторяла имена Мадана Мохана, как вдруг она увидела, что Мадан Мохан Сам предстал перед ней.

Не веря своим глазам, она встала и коснулась Его стоп. Затем она расстелила на койке кусок синей материи и пригласила Мадана Мохана сесть. Мадан Мохан снял Свою верхнюю одежду желтого цвета, лег и уснул, а женщина между тем стала массировать Его стопы. Потом она начала обмахивать Его веером, но наконец, устала и тоже заснула.

Проснувшись, Мадан Мохан подумал: «Вот-вот начнется мангала-арати. Мне надо торопиться». В спешке Он по ошибке одел синюю материю, которой была накрыта кровать, а Свои желтые одежды оставил в доме молочницы.

Когда служители пришли будить Мадана Мохана, они удивились: «Где Его желтый наряд? Откуда у Него эта синяя тряпка? Вчера мы уложили Его спать в другой одежде».

Придя утром на даршан, молочница принесла одежды Мадана Мохана. Она рассказала жрецам, что Мадан Мохан приходил к ней, оставил у нее Свои желтые одежды и взял ее синюю материю.

Эта лила произошла в Амавасью, новолуние. С той поры каждое новолуние в память о том случае пуджари наряжают Мадана Мохана в синие одежды.