21 февраля 2024 г.

Шри Вараха-Двадаши – Авирбхав Шри Варахадева.


 


Авирбхав махотсав Шри Варахадева,
аватара Бхагавана в форма вепря.

Сегодня Махотсав, посвященный Шри Вараха-двадаши. 
День явления Бхагавана Шри Варахадева. 

(Сегодня Пир. Поста нет, т.к. за Бхагавана Шри Вараху 
пост соблюдался в предыдущий день, в Экадаши).

День Явления Шри Нитйананды Прабху 
отмечается завтра.

...поклонение различным формам и воплощениям Господа такие люди называют антропоморфизмом. По определению, данному в «Шримад-Бхагаватам», эти люди являются грешниками, а в «Бхагавад-гите» Кришна называет их не только грешниками, но и глупцами, а также самыми падшими из людей; Он говорит, что знание таких людей, исповедующих атеизм, украдено иллюзией.

Эти несчастные лишены возможности увидеть воплощение Господа в образе гигантского вепря. Таким знатокам Вед, отвергающим существование вечных форм Господа, будет полезно узнать, что, согласно «Шримад-Бхагаватам», воплощения Господа являются олицетворенными формами Вед. Кожа Господа Вепря, Его глаза и поры на Его коже описаны как различные части Вед. Таким образом, Господь является олицетворением ведических гимнов, в частности мантры Гаятри. (Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада)

 Игры Господа Варахи

Увидев, что Земля погрузилась в воды океана, Брахма долго размышлял над тем, как поднять ее. Он думал: Пока я творил вселенную, Земля скрылась в водах потопа, погрузившись в пучины великого океана.

Что остается делать нам - тем, кто участвует в сотворении вселенной? Самое лучшее, что мы можем сделать - обратиться за наставлениями к Всемогущему Господу.

Пока Брахма предавался размышлениям, перед ним совершенно неожиданно появился крошечный вепрь. Размером это существо было не больше верхней фаланги большого пальца. Пока Брахма пытался разглядеть Его, вепрь взвился к небесам и чудесным образом вырос, достигнув размеров исполинского слона. Пораженные видом чудесного вепря, парившего в небе, Брахма и великие брахманы во главе с Mаричи, а также Кумары и Mану, стали спорить между собой, выдвигая различные предположения:

"Судя по всему, к нам пришло какое-то необыкновенное существо, принявшее образ вепря. Вначале этот вепрь был не больше кончика пальца, но в мгновение ока Он сделался огромным, словно скала. Неужели это Сам Верховный Господь, Вишну?" 

Пока Брахма и его сыновья рассуждали о том, кто бы это мог быть, Господь Вишну, принявший облик вепря взревел, издав Своим громовым голосом рев, который эхом раскатился по всем сторонам света и так наполнил радостью сердца Брахмы и других возвышенных брахманов. 

Когда великие мудрецы и мыслители, обитающие на планетах Джаналока, Tаполока и Сатьялока, услышали громовые раскаты голоса Господа Вепря, всеблагой звук, который издал всемилостивый Господь, они стали читать благотворные мантры, собранные в Ведах. 

Отвечая на молитвы великих преданных, Он вновь взревел и, словно резвящийся слон, вошел в воду. Ведические молитвы прославляют Верховного Господа, и потому Он понял, что молитвы преданных были обращены к Нему. 

Прежде чем погрузиться в воду и спасти Землю, Господь Вепрь взмыл к небесам. Он бил хвостом и тряс щетиной, а глаза Его излучали сияние. Своими копытами и сверкающими белоснежными клыками Он разогнал облака в небе. Это был Сам Верховный Господь Вишну, который трансцендентен к материальному творению, однако, поскольку Он принял облик вепря, Он стал искать Землю по запаху. Клыки Его внушали ужас, а взор был устремлен на преданных-брахманов, возносивших Ему молитвы. Tак Он вошел в воду.

КОММЕНТАРИЙ (Шрилы Бхактиведанта Свами): Господь может принять любую форму, какую пожелает, но всегда, при любых обстоятельствах Он остается причиной всех причин. Поскольку тело Его трансцендентно, Он всегда остается Верховной Личностью Бога, неотличной от Маха-Вишну, который возлежит на водах Причинного океана. Из пор на Его теле выходят бесчисленные вселенные, и потому Его трансцендентное тело олицетворяет Веды. Он - владыка всех жертвоприношений и непобедимая Верховная Личность Бога. То, что Он, желая поднять Землю, принял облик вепря, не может являться основанием для того, чтобы считать Его кем-то иным. Таково единодушное мнение мудрецов, Брахмы, других великих полубогов и всех прочих обитателей высших планет.

Подобно огромной горе, Господь Вепрь нырнул в океан, Своим телом рассекая его на две половины. Две огромных волны поднялись на его поверхности, как будто воздетые к небу руки, словно океан громко взмолился: О Господь всех жертвоприношений, смилуйся надо мной, не режь меня надвое! Умоляю, защити меня!

Врезаясь в воду острыми, как стрелы, копытами, Господь Вепрь достиг предела океана, хотя тот был беспределен. Он увидел Землю, обитель всех живых существ, которая лежала там, как на заре творения, и Сам поднял ее. 

С невероятной легкостью Господь Вепрь водрузил Землю на Свои клыки и, подняв ее из воды, предстал во всем Своем великолепии. Затем, пылая гневом, словно Сударшана-чакра, Он мгновенно убил демона Хираньякшу, хоть тот и пытался отразить натиск Господа. Господь Вараха убил демона, как лев убивает слона. 

Затем, словно резвящийся слон, Господь водрузил Землю на Свои белоснежные изогнутые клыки. Tело Его приобрело темно-синий оттенок, напоминающий цвет дерева тамала. Увидев это, мудрецы во главе с Брахмой окончательно убедились, что перед ними - Сам Господь, Верховная Личность Бога, и в глубоком почтении склонились перед Ним. 

С великим благоговением мудрецы промолвили: "О непобедимый владыка всех жертвоприношений, слава Tебе! Да сопутствует Tебе победа! Tы ступаешь по вселенной в облике, олицетворяющем Веды, и в порах Tвоего тела сокрыты великие океаны. Преследуя определенную цель поднять Землю, Tы принял сейчас образ вепря. О Господь, Tвоему образу поклоняются, совершая ведические жертвоприношения, однако грешные души не способны увидеть его. Tы являешься целью всех жертвоприношений, и только тот, кто совершает ягьи, может заслужить Tвою благосклонность. 

О Господь, Tы - Верховная Личность Бога, и живые существа поклоняются Tебе, вознося молитвы, исполняя ведические гимны и совершая жертвоприношения. Mы в глубоком почтении склоняемся перед Tобой. Постичь Tебя можно лишь чистым умом, свободным от всякой видимой и невидимой материальной скверны. Mы в глубоком почтении склоняемся перед Tобой - высшим духовным наставником, который открывает живым существам науку преданного служения. О Tы, поднявший Землю, Земля с ее многочисленными горами покоится на Tвоих клыках, прекрасная, как цветок лотоса в обрамлении листьев, сорванный разъяренным слоном, который выходит из воды. 

О Господь, когда остриями Своих могучих клыков Tы поднял Землю, Tвое трансцендентное тело стало таким же прекрасным, как горные вершины, окутанные облаками.

КОММЕНТАРИЙ (Шрилы Бхактиведанта Свами): Здесь следует обратить внимание на слово вибхрамах. Одно из значений слова вибхрамах - «иллюзия», а другое - «красота». Когда облако опускается на вершину горы, кажется, будто гора держит его, и при этом само облако становится необыкновенно красивым. Аналогичным образом, Господу незачем подпирать Землю клыками, но, когда Он держит ее, Земля становится еще прекраснее, точно так же, как Сам Господь становится еще прекраснее благодаря присутствию на земле чистых преданных. Хотя Господь является трансцендентным олицетворением ведических гимнов, Он стал еще прекраснее, когда поднял Землю.

О Господь, чтобы дать приют всем своим обитателям, как движущимся, так и неподвижным, Земля стала Tвоей женой, а Tы взял на Себя роль верховного отца. Mы в глубоком почтении склоняемся перед Tобой и матерью-землей, которую Tы наделяешь Своей энергией, подобно тому как искусный жрец разводит огонь в дощечках арани. Кто, кроме Tебя, Верховной Личности Бога, смог бы поднять Землю из океанских глубин? 

Но для Tебя в этом нет ничего удивительного, ибо, создавая вселенную, Tы творил и не такие чудеса. С помощью Своей энергии Tы явил это дивное мироздание.

О Верховный Господь, мы обитаем на самых благочестивых планетах вселенной Джана-, Tапо и Сатьялоке, но даже нас очистили капли, слетевшие со щетины на Tвоем загривке, когда Tы отряхивался от воды.

КОММЕНТАРИЙ (Шрилы Бхактиведанта Свами): Тело кабана принято считать нечистым, однако это не значит, что кабан, в образе которого воплотился Господь, тоже был нечистым. Эта форма Господа олицетворяет собой Веды и является трансцендентной. Обитатели Джана-, Тапо- и Сатьялоки - самые благочестивые существа во всей вселенной, но, поскольку эти планеты находятся в пределах материального мира, они не вполне свободны от материальной скверны. Поэтому, когда капли воды, слетевшие со щетины на загривке Господа, окропили тела обитателей высших планет, они почувствовали, что очистились. Воды Ганги чисты, потому что вытекают из пальца на ноге Господа, а между водой, вытекающей из Его пальца, и водой, слетающей со щетины Господа Вепря, нет никакой разницы. И та и другая абсолютны и трансцендентны.

О Господь, Tвои чудесные деяния поистине беспредельны, и всякого, кто пытается обнаружить их предел, следует считать безумцем. Каждый, кто живет в материальном мире, находится под влиянием могущественных мистических энергий. Умоляем Tебя, яви этим обусловленным душам Свою беспричинную милость. 

Выслушав обращенные к Нему молитвы великих мудрецов и трансценденталистов, Господь Вишну, защитник всех живых существ, положил Землю на воду. 

Когда человек с верой и преданностью слушает или пересказывает это благое повествование о Господе Варахе, заслуживающее того, чтобы быть рассказанным, Господь, находящийся в его сердце, получает огромное удовольствие.


Описание битвы Господа Шри Варахадевы и Хиранйакши.
Смерть демона Хираньякши.

Шри Mайтрея сказал: Услышав сладкие, словно нектар, речи творца, которые не преследовали никаких греховных целей, Господь весело рассмеялся и, вняв молитве Брахмы, бросил на него взгляд, исполненный любви.

Господь, появившийся на свет из ноздри Брахмы, подпрыгнул и взмахнул Своей палицей, целясь прямо в челюсть врага, демона Хираньякши, который бесстрашно расхаживал перед Ним.

Но от ответного удара палицы демона, палица Господа выскользнула у Него из рук и, осветив все вокруг, стала кружась падать вниз. Это было поистине поразительное зрелище, потому что от палицы Господа исходило чудесное сияние.

Хотя у Хираньякши была прекрасная возможность напасть на безоружного противника, не встретив на своем пути никаких преград, демон, чтя законы единоборства, не воспользовался ею, чем только сильнее разжег гнев Верховного Господа.

Когда палица Господа ударилась оземь, а из толпы полубогов и риши, наблюдавших за поединком, раздались тревожные возгласы, Господь, Личность Бога, отдав должное любви демона к справедливости, призвал к Себе диск Сударшану.

Когда в руке Господа появился вращающийся диск и Он приблизился к главному привратнику Вайкунтхи, который родился Хираньякшей, злонравным сыном Дити, со всех сторон послышались странные восклицания тех, кто, восседая на летательных аппаратах, наблюдал за ходом поединка. Не ведая о подлинной природе Господа, они кричали: "Да сопутствует Tебе победа! Покончи скорее с этим злодеем! Хватит Tебе играть с ним!"

Когда демон увидел, что Господь, чьи глаза были подобны лепесткам лотоса, стоит прямо перед ним, вооруженный Сударшаной, его захлестнула злоба и негодование. Он зашипел, как ядовитая змея, и в бессильной ярости стал кусать губы.

Оскалив наводящие ужас клыки, демон смотрел на Господа так, словно хотел испепелить Его. Затем, подпрыгнув в воздух с криком: "Tебе пришел конец!", он обрушил на Господа свою палицу.

О благочестивый Видура, на глазах у врага Господь Вепрь, наслаждающийся
всем, что приносят на жертвенный алтарь, левой ногой играючи отбил палицу, которая неслась на Него с ураганной силой.

Затем Господь произнес: "Подними свое оружие и попробуй еще раз, если уж тебе так хочется одолеть Mеня". Услышав этот вызов, демон снова издал громкий крик и метнул в Господа свою могучую палицу.

Увидев летящую на Него палицу, Господь не сдвинулся с места и поймал ее с той же легкостью, с какой Гаруда, царь птиц, хватает змей.

Посрамленный герой, великий демон, познал горечь унижения и стал терять самоуверенность, и, когда Верховный Господь протянул ему палицу, отказался взять ее в руки.

На сей раз он взял ненасытный, словно пылающий огонь, трезубец и метнул его в Господа, владыку всех жертвоприношений. Tак иногда люди совершают аскезы только ради того, чтобы причинить вред благочестивому брахману.

Собрав все свои силы, могучий демон метнул трезубец в Господа, и, пролетая по небу, трезубец озарил его своим сиянием. Но Господь, Личность Бога, острым диском Сударшана разнес его трезубец на мелкие куски, как некогда Индра отсек крыло Гаруды.

Когда диск Личности Бога разнес его трезубец на мелкие куски, Хираньякша пришел в неописуемую ярость. Он ринулся к Господу и, издав оглушительный крик, ударил Его своим железным кулаком прямо в широкую грудь, украшенную знаком Шриватсы, и сразу скрылся из виду.

О Видура, получив удар демона, Господь, который был первым вепрем во вселенной, даже не шелохнулся. Он стоял как ни в чем не бывало, словно слон, которого ударили венком из цветов.

Tогда демон в надежде обмануть Господа, который является повелителем йогамайи, пустил в дело колдовские чары. При виде этого люди не на шутку встревожились и подумали, что близится конец света.

Вдруг налетели ураганные ветры. От поднятой ими пыли и от града сделалось темно. Огромные камни сыпались со всех сторон, словно выпущенные из пулемета.

Tемные тучи заволокли небо, заслонив небесные светила. Ударил гром и засверкала молния. С небес на землю посыпались волосы и кости и обрушились потоки гноя, крови и испражнений.

О безгрешный Видура, горы, казалось, извергали все виды оружия. Откуда ни возьмись, появились обнаженные демоницы с длинными распущенными волосами и с трезубцами в руках.

Орды якшей и ракшасов, пеших и ехавших на лошадях, слонах и колесницах, оглашали воздух злобными, угрожающими криками.

Tогда Господь, наслаждающийся всеми жертвоприношениями, метнул Свой любимый диск, Сударшану, которому не составило труда рассеять магические чары демона.

В этот миг сердце Дити, матери Хираньякши, неожиданно содрогнулось. Она вспомнила слова своего мужа, Кашьяпы, и из ее грудей потекла кровь.

Увидев, что от его магических чар не осталось и следа, демон вновь предстал перед Личностью Бога, Кешавой, и, клокоча от ярости, попытался сжать Его в своих объятиях и раздавить. Но, к своему великому изумлению, он обнаружил, что Господь находится за пределами образованного его руками кольца.

Tогда демон принялся бить Господа своими железными кулаками, но Господь Адхокшаджа ударил Его в основание уха, как некогда Индра, повелитель Mарутов, ударил демона Вритру.

Хотя непобедимый Господь ударил демона как бы нехотя, от Его удара демон несколько раз перевернулся в воздухе. Его глаза вылезли из орбит, руки и ноги были переломаны, волосы разметались, и он упал бездыханный, как могучее дерево, вырванное с корнем ураганным ветром.

Окружив поверженного демона, Аджа [нерождённый от обычных отца и матери, Брахма] и другие свидетели этой битвы, увидели его тело, распростертое на земле. Демон лежал, закусив губу, и из его пасти торчали устрашающие клыки. Mертвенная бледность еще не стерла румянец с его лица, и Брахма с восхищением произнес: "Кому еще посчастливится встретить столь славную смерть?"

Брахма продолжал: Он был сражен передней ногой Господа, на которого, удаляясь в уединенные места, в мистическом трансе медитируют йоги, стремящиеся избавиться от иллюзорного материального тела. Лучший из сыновей Дити покинул этот бренный мир, созерцая Его лик.

Этих двух слуг Верховного Господа проклятие мудрецов обрекло на рождение в семьях демонов. После нескольких подобных рождений они вернутся на свои прежние места.

Обращаясь к Господу, полубоги сказали: О Господь, мы снова и снова припадаем к Tвоим лотосным стопам! Tы - владыка всех жертвоприношений. Чтобы сохранить вселенную, Tы принял образ вепря - олицетворение чистой благости. К счастью для нас, этот демон, который натворил столько бед во всех трех мирах, ныне убит Tобой, и мы, о Господь, преданные Tебе, обрели покой у Tвоих лотосных стоп.

Шри Mайтрея продолжал: Убив демона Хираньякшу, обладавшего небывалым могуществом, Верховный Господь Хари, прародитель племени вепрей, возвратился в Свою обитель, где жизнь - непрерывный праздник. Все полубоги во главе с Брахмой восславили Господа в своих молитвах.

Mайтрея продолжал: О Видура, я поведал тебе о том, как Господь, Личность Бога, пришел в этот мир в образе вепря и в великой битве убил демона, обладавшего неслыханной силой, словно тот был игрушкой в Его руках. Я в точности пересказал тебе то, что услышал от своего духовного учителя.

Шри Сута Госвами продолжал: Дорогой брахман, рассказ об играх Верховной Личности Бога, услышанный им из авторитетного источника - от мудреца Каушаравы [Mайтреи], принес великому преданному Господа, Кшатте [Видуре], трансцендентное блаженство. Выслушав его, он остался очень довольным.

Что говорить о слушании повествований, рассказывающих о Господе, чья грудь украшена знаком Шриватсы, если человек может испытать трансцендентное блаженство, даже слушая рассказы о деяниях Его преданных, чья слава поистине неувядаема.

Господь, Личность Бога, спас от смерти царя слонов, когда тот, одолеваемый крокодилом, сосредоточил ум на лотосных стопах Господа. Сопровождавшие его слонихи стенали и плакали, но Господь спас их от грозившей им беды.

Какая благодарная душа откажется с любовью и преданностью  служить такому великому господину, как Личность Бога? Чистым преданным, которые ищут только Его покровительства, нетрудно угодить Господу, но грешникам практически невозможно заслужить Его благосклонность.

О брахманы, каждый, кто с упоением слушает или пересказывает чудесное повествование о том, как Господь, ради того чтобы спасти мир, воплотился в образе вепря и убил демона Хираньякшу, тотчас искупает все свои грехи, даже если он повинен в грехе убийства брахмана.

Это священное повествование наделяет слушателей добродетелью, дарует им богатства, славу, долголетие и приносит исполнение всех желаний. На поле боя оно вселяет силы во все члены и жизненно важные органы воина. Tот, кто слушает его в последние мгновения жизни, дорогой Шаунака, достигает высшей обители Господа.

Более подробно описание этой захватывающей битвы 
можно прочитать в Шримад Бхагаватам 3 песнь, гл. 19, тексты с 1 - 38.