28 июня 2023 г.

Тиробхав Шримати Кришнамойи Деви.
Тиробхав Тридандисвами Шримад Бхакти Камал Мадхусудана Госвами Махараджа.
Пунар Ятра Шри Джаганнатхадева
(фестиваль возвращения колесниц)

 


Тиробхав Махотсав (разлука)
 Шримати Кришнамайи Деви


Краткая биография


деви кришна-майи сиддха садхика пара-бхактида
сарва-бхакти-майи сарва-пуджйа пуджа-парайана
шри гурох снеха-патри ча парамартха прасадхика
атма-ниведика чаива гуру-кришна-падамбудже

Шримати Кришнамайи ДевиПеревод шлоки:

Шри Кришнамайи-деви, в изобилии одаренная божественными качествами, стала идеальным и ярким примером совершенной святой, воплощением чистой преданности Верховному Господу. Будучи необычайно великодушной, она всегда вдохновляла и благословляла других той же самой священной преданностью Абсолютному Господу.

Благодаря ее самоотверженному служению лотосным стопам Шри Шри Гуру-Гауранги Радхики-Кришны она заслужила сердечное признание своего Гурудева и так исполнила неоценимое предназначение своей жизни.

Ведя такую возвышенную жизнь в преданности, она естественным образом стала для всех нас объектом поклонения в мире божественного служения Верховному Господу.

(Молитва-пранама написана Шрипад Бхакти Нанда Свами Махараджем)

Эта небольшая статья был написана в апреле 2000 г., в Навадвипа-дхаме, сразу после церемонии посвящения Нимая Чханда и Нитая Чханда.
Данные нам предоставил Его Божественная Милость Шрипад Бхакти Нанда Свами Махарадж, написавший вышеприведенную молитву-пранаму.

Я искренне прошу простить меня за любые неточности, допущенные в этой короткой статье, а также приношу извинения за то, что написал эти несколько абзацев краткой биографии от своего имени (Гуру-прасада даса), воспользовавшись заметками, сделанными со слов Его Божественной Милости Свами Махараджа, когда он рассказывал историю ее жизни.

Шримати Кришнамайи диди явилась в этом мире на благо всем в пурниму (полнолуние, когда в ночь Божественная Чета, Шри Шри Радха-Кришна совершают особые игры) декабря 1898 г. в возвышенной семье смарта-брахманов в Нагапуре. Позднее ее семья обосновалась в Тегхарипаре, районе Навадвипы, где Шримати Кришнамайи диди и живет в настоящее время.

Ее отец был лектором в местном колледже, и она знала священные писания с ранних лет. Ее муж был главным ревизором Индийских железных дорог. У них была дочь, и они хотели заиметь сына, но муж умер. Позднее она усыновила мальчика по имени Сатья Хари, который происходил из брахманской семьи. Сатья Хари также работал на железной дороге, и позже он открыл свое собственное дело.

После раскола в Гаудия-матхе наш Божественный Гуру Шрила Бхакти Ракшак Шридхардев Госвами Махарадж жил более года в доме Шрипад Гопал Бабу. Шрила Гурудев читал "Шримад-Бхагаватам" и проповедовал местным жителям. Также он проповедовал в Мандире Махапрабху (где и по сей день можно встретить потомков Нароттамы Тхакура).

Никто в Гаудия-матхе не знал, где живет Шрила Гуру Махарадж, так как он старался избегать наплыва людей. Один из духовных братьев Шрилы Гуру Махараджа, Шрипад Сакху Баба, некоторое время разыскивал Шрилу Гуру Махараджа. Он описывал внешность Гуру Махараджа многим жителям Навадвипы, и, наконец, благодаря молочникам и торговцам ему удалось найти его. Шрипад Сакху Баба настоял, чтобы Гуру Махараджа не прятался, так как его считают одним из наилучших проповедников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады.

Через некоторое время Шрила Гуру Махараджа согласился основать проповедническую миссию. Он построил небольшую хижину на земле, купленной Шрипад Сакху Бабу. Сейчас на этой земле находится Шри Чайтанья Сарасват Матх. А в то время эти места были неосвоены и там свободно бродили тигры и обезьяны.

Шрила Гуру Махарадж поклонялся маленькому Божеству Гирираджа и регулярно рассказывал Хари-катху. Шримати Кришнамайи диди каждый день ходила по одной и той же дороге омываться на Гангу. Когда она услышала о Шриле Гуру Махарадже, она стала ходить на Гангу другим путем, чтобы иметь возможность регулярно посещать его Хари-катху. Она подносила ему цветы и воду из Ганги. Так продолжалось около двух с половиной лет, и в возрасте 37-и лет она получил от него посвящение в Хари-наму.

Когда ее дочь закончила обучение, а приемный сын стал самостоятельным и мог сам себя содержать, она решила оставить семейную жизнь, продала имущество и все деньги пожертвовала Шриле Гуру Махараджу.

Она сообщила своей семье, что они не получат никакого наследства, так как она собирается пожертвовать свою землю и дома проповеднической миссии Шрилы Гуру Махараджа. По современным меркам та земля и собственность стоили около 40 тысяч долларов. А возделываемая земля в изобилии приносила урожаи риса и овощей. За счет денег, пожертвованных Шримати Кришнамайи диди, начали строить помещения, где могли бы поселиться другие преданные.

В Матхе она присматривала за всеми женщинами, отвечала за гирлянды для Божеств, поддержание комнаты Шрилы Гурудева и заботилась, чтобы всегда была та вода, которую он любил пить.

Шрила Гуру Махарадж всегда очень любил ее за бескорыстное служение, за ее преданность, честность и самоотверженность. Он также ценил ее литературные труды и поэзию.

Шрила Гуру Махарадж написал небольшое стихотворение на санскрите, описывающее ее жизнь. Это стихотворение можно увидеть в старом издании "Шримад Бхагавад-гиты", на печать которого она давала деньги. Шрила Гуру Махарадж всегда считал ее неофициальным руководителем своей миссии, потому что, когда он уезжал проповедовать, на нее ложилась ответственность за храм, и все основные решения принимались с ее согласия. Шрила Гурудев сказал, что она особенная преданная и мы должны всегда заботиться обо всех ее нуждах.

Шримати Кришнамайи диди жила в Навадвипе, в районе Тегхарипар. Прежде этот район был известен своими последователями тантрической йоги: они были очень погружены в тантрический образ жизни. Тогда она начала проповедовать им и обратила их в Вайшнавов, что было высоко оценено Шрилой Гурудевом. Шрила Гуру Махарадж провозгласил, что она шуддха-бхакта, чистая преданная Господа.

О ней с любовью заботились Шрипад Бхакти Нандан Свами Махарадж, Шрипад Гоур Кришна Прабху и Шримати Джахнава диди. В январе 2001 г. Шримати Кришнамайи диди отметила свою Вьяса-пуджу, и ей исполнилось 103 года.

Шрила Бхактидаита Мадхава Махарадж был так впечатлен ее самоотверженной преданностью Шриле Гуру Махараджу, что сравнивал ее имя с именем Радхи Тхакурани (которую также называют Кришнамайи). Он объяснял значение ее имени следующим образом:

кришна-майи - кришна джар бхитаре бахире
джанха, джанха нетра паде танха кришна спхуре

"Кришнамайи" означает "та, кто всегда погружена в Кришну как внутри так и снаружи, кто всегда помнит только Кришну, куда бы Она ни отправилась и что бы Она ни увидела" ("Шри Чайтанья-чаритамрита", Ади-лила, 4.85).

Оригинал статьи: http://freespace.virgin.net/trevor.llewellyn/kmdidi.htm
Перевод: Агха-рипу дас прабху



25 Вамана 516 лет Гаурабды (19.07.02), в Гаура-дашами, в Шри Навадвипа-Дхаме, на неотличном от Шри Говардхана Коладвипе, Шримати Кришнамайи Деви, вечная севика Нитйа-Лила-правишта Ом Вишнупад Шрилы Бхакти Ракшак Шридхарадева Госвами Прабху, вступила в вечное служение Гурудеву.

Шри Шри Гуру-Гаурангадевау джайатах!

С пранипатом стопам Шри Рупануга-Гурудева —

Вчера, утром 25 Вамана 516 лет Гаурабды (19.07.02), в Гаура-дашами, в Шри Навадвипа-Дхаме, на неотличном от Шри Говардхана Коладвипе, Шримати Кришнамайи Деви, вечная севика Нитйа-Лила-правишта Ом Вишнупад Шрилы Бхакти Ракшак Шридхарадева Госвами Прабху, вступила в вечное служение Гурудеву. Уже невидимое для нас.

Джайа Нитйа-Лила-правишта Ом Вишнупад Парамахамса-кула-варенйа 108 Шри Шримад Рупануга Бхакти Ракшак Шридхарадев Госвами Прабху ки джайа!

Джайа Нитйа-Лила-правишта Ом Вишнупад Парамахамса-кула-варенйа Намакришта-раса-джна-широмани 108 Шри Шримад Бхакти Прамод Пуридев Госвами Прабху ки джай!

Джайа Нитйа-Лила-правишта Ом Вишнупад Шри Гаура-каруна-шакти Чаитанйа-Вани-вилас 108 Шри Шримат Варшабханавидайита Дас Прабху ки джай!

Джайа Шри Бхактивинода-дхара ки джай!

Джайа Шри Навадвипа-Дхам ки джай!

Шри Чаитанйа Сарасвата Матх ки джай!

Шри Апарадха-бханджан-пат ки джай!

Джайа Нитйа-Лила-правишта Гуру-Гауранга-Гандхарва-Говиндасундара-гата-прана Парама-пуджанийа Шримати Кришнамайи Деви ки джай!

Тадийа Тиробхав-титхи-вара ки джай!

Тадийа Вираха-махотсав ки джай!


Кришномойи — Кришно jар бхиторе бахире
jаха jаха нетро под.е, таха Кришно спхуре

кимба, Преморосомой Кришнеро сваруп
таро Шакти таро сохо хой экоруп

(Шри Чаитанйа-чаритамрта, Ади, 4.85-86)

"Кришнамойи — внутри и вовне ее — только Кришна. Куда бы ни пал ее взор, там являет Себя Кришна.

"Или, еще, — Кришна состоит из Према-Расы. Его Шакти и Он — Одно"

Она Шакти. Ваишнави-Шакти. Шрила Jаjавар Госвами Махарадж сказал, что не будь она женщиной, она была бы Ачарйей. И она была и есть Ачарйа — для всех, кто не считает Ваишнава мужчиной или женщиной, — для всех, кто, услышав Шридхарадева, преклоняется перед Божественной женской природой.

И чтобы быть Ачарйей, ей не нужно проявлять ученость (хотя все последователи Шридхарадева воспевают его ее словами, часто даже не зная об этом), не нужно быть сильным проповедником (хотя ее пример — бесконечно сильнее тысяч лекций и выступлений), надо просто быть такой, какая она вечно есть — его. Поэтому она и Шрила Шридхарадев — Одно.

Дойал Нитаи! ГаураХари бол!
дасадхом



Шри Шри Гуру-Гаурангадевау джайатах!

Шримати Кришнамойи Деви ушла из этого мира в 6:48 утра. За день до этого она сказала Джахнаве, своей севике, чтобы ее тело отдали огню. Та сказала, что ведь тогда у нас не будет ни вашего Самадхи, ничего. Кришнамойи Деви ответила, что "вы будете служить, но следующее поколение разрушит его, и мне будет только хуже. Поэтому, чтобы они не совершали апарадхи, просто отдайте меня огню".

Она ушла совершенно незаметно. Этому не предшествовало никакой болезни, не было никаких признаков. В это время Преданные пели Мангала-арати. На словах "Джайа Шачинандана Сура-Муни-вандана" она ушла.

Сегодня ко мне в Калькутте приходил Шримад Бхакти Прапанна Тиртха Махарадж и рассказывал, что если Шримад Аранйа Махарадж (в то время Кришна-шаран Брахмачари, его привел к Шридхарадеву наш Гурудев) приходил утром поклониться Шриле Шридхарадеву Госвами Прабху, не предложив до этого поклоны Кришнамойи Деви, и не принеся известий о ней, Прабху был недоволен и посылал его к ней.

дасадхом

Когда Ваишнавы уходят из этого мира, что-то очень главное и существенное исчезает. Вся наружность остается и все внешне продолжается, как и прежде, но что-то невидимое, но самое главное уходит, и мир становится просто поверхностью. Уходит смысл находиться в нем. Но чтобы забрали к себе, надо что-то доделать, что сказал Гурудев. Но как теперь не ошибиться?

From: "Tridandi BV Narasimha das"


Вся Слава Шри Гуру и Шри Гауранге!

За несколько дней мы получили два скорбных известия - покинули этот мир ученик и спутник Шрилы Прабхупады Шри Кришна-Кешава Брахмачари и ученица и спутница Шрилы Шридхары Госвами Шримати Кришна Мой Деви.

О Шриле Кришна-Кешаве Прабху много упоминается в книге Гурудева <Божественная Свита Махапрабху>, в главе, посвященной Шриле Парам_Гурудеву, а также в трехтомной биографии Шримад Бхакти Дайиты Мадхавы Госвами. Кришна Кешав Прабху путешествовал и проповедовал вместе с Парам-Гурудевом.

Однажды они приехали в Ассам, на родину Кришны-Кешава Прабху. Им пришлось остановиться в доме его матери, так как в сорбхогский Шри Гаудиа Матх (который в свое время построил Парам-Гурудев) их не пустили.
Это было во время войны с Японией, вражеские войска были совсем близко, здания, лошадей и продовольствие реквизировали на нужды армии. Вдобавок, началось страшное наводнение, и всю округу затопило.

Преданные жили на двух бамбуковых помостах - на одном спали и ели, другой использовали, как туалет. Несмотря на все это, мать Кришна Кешава Прабху ухитрялась трижды в день готовить прасад; и они три-четыре раза в день устраивали Санкиртану и Хари-катху. В конце концов, когда и этот дом реквизировали, им пришлось пешком добираться до другого города.

В 2000 и 2001 годах, будучи в Джаганнатха Пури, в Шри Чаитанйа Гаудиа Матхе, я каждый день видел Прабху - он тогда еще мог ходить; и каждый день он, опираясь на плечо преданного, выходил к воротам. Однажды, когда я пришел поклониться ему, он тихо спросил <You speak Bengali?> Шрила Тривикрам Махарадж, когда приезжал в Пури, всегда жил с ним в одной комнате.

Мне довелось трижды получить даршан Шримати Кришна Мой Деви. Последние три года, каждый раз, приезжая в Навадвипу на Парикраму, я посещал ее Святое жилище. И хотя мне не выпала удача услышать личные наставления от Шримати Деви, я был обласкан ее спутниками-слугами - Шримати Джахнавой Даси и Гаур-Кришной Прабху (чьи имена заслуживают более полного упоминания, чем безликое "севаки").

В особенности в самое последнее посещение, четыре месяца назад. Мы провели подле Шримати Деви более четырех часов. Она ничего не говорила - но произошло тогда нечто, быть может, гораздо более важное - она дала нам увидеть то, как сердце Ваишнава горит от разлуки с Бхагаваном; и как огонь этот заставляет мучиться, словно от сильнейшей боли, проступая на лице.

Она беззвучно плакала, как Шри Мадхавандера Пури, уходя: "Аи динадарайа-натха!"; и в том ее милость, что мы смогли это почувствовать, и не повели себя подобно Рамачандре Пури, думавшему, что Учитель на смертном одре позабыл всю науку, и плачет, как обычный смертный. А Джахнава и Гаура-Кришна - рассказывали, рассказывали о своей Прабху, показывали фотографии, кормили нас прасадом и снова рассказывали...

Джахнава сказала тогда: "Whole life she was speaking very few; only chant Harinam!" (Всю свою жизнь она мало говорила и только воспевала Харинам!) И когда с их разрешения я сделал несколько фотографий, они слегка приподняли Шримати Деви, и они говорили ей на ухо: "Диди, улыбнитесь, нас снимают" и смеялись, как дети - и она улыбалась им.

Шримати Деви получила множество благословений от великих преданных - своего Гурудева Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Госвами Махараджа, подле Стоп которого она сейчас обрела вечный покой; Бхакти Дайиты Мадхавы Махараджа, Шрилы Бхактиведанты Махараджа, Джаджабар Махараджа и многих других. Когда-то давным-давно она пожертвовала Гурудеву все свое состояние, всю землю, на которой сейчас воздвигнут Матх. Всю жизнь она посвятила Ваишнава-севе и Нама-севе. И очень мало говорила о чем-то еще.

Ваишнавы уходят от нас, и этим словно говорят - "смотри же, не забудь теперь! Не забудь!" Пытаясь удержать в памяти дарованное ими, вдвойне обидно, когда даже такой благой повод, как уход Ваишнава, используется ради мелочных политических интересов. Когда в поминальных речах меньше слов поминовения Ваишнава, чем очередных, противных до омерзения, упреков в адрес "фарисеев", "еретиков" и "неявившихся на санкиртану".

Как будто Ваишнавы, уходя в свою Обитель, именно затем оставили этих "старшин", чтобы их проповедь, больше похожая на призыв к крестовому походу против идейных противников (тех, кого еще недавно обнимали, называя братом или сестрой), чтобы их проклятия, звучащие в адрес уже теперь целых городов и стран - чтобы все это называлось "Санкиртаной Махапрабху"! Если будет продолжаться так, то лучше уж молчание - ибо только замолчав и прислушавшись в тишине к своему сердцу, можно что-то услышать там.

Искренне Мадхусудан дас