18 июня 2023 г.

Тиробхав Шри Гададхара Пандита.
Тиробхав Шри Саччидананды Бхактивинода Тхакура.
Вираха-Махотсав во всех Гоудия Матхах.
Нетротсав (Нава-йауванотсав) Шри Джаганнатхадева.


  


Уход Шри Гададхара Пандита


Шри Гададхар Пандит является представителем Панча-таттвы, и являет собой Гоура-шакти Шри Чайтаньи Махапрабху. Гададхара Пандит провел большую часть жизни в Джаганнатха Пури, поклоняясь Божеству Тота-Гопинатхи, которому все еще поклоняются в Пури. Гададхара Пандит считается воплощением Шримати Радхарани, вечной супруги Шри Кришны (смотрите Шри Чайтанья Чаритамриту, Ади-лила, 10.15 и 16.130-148).

Пятьсот лет назад Кришна снова снизошел на эту Землю. Он явился в Навадвипе (Западная Бенгалия) под именем Гауранги (позднее Его стали звать Шри Чайтанья). Вместе с Ним пришли и Его вечные спутники. Одним из таких спутников был Шри Гададхара Пандит.

Старинные рукописи доносят до нас сведения о том, что каждый, кто видел Гададхару, поражался исходящему от него сиянию, лучистости Его лица. Причины тому было две: во-первых, Гададхара всю жизнь строго следовал обету безбрачия, а во-вторых, он сиял чистотой своей безраздельной преданности Богу.

Часто, когда Гауранга восседал в кругу Своих ближайших спутников, Гададхара изящным движением клал Ему в рот освежающую тамбулу. В эти минуты в Гададхаре можно было узнать царицу Рукмини - вечную супругу Кришны, воплощением которой и был Гададхара. Рукмини-деви была образцом абсолютного смирения и покорности; то же самое можно сказать и о Гададхаре.

До нас дошли дневниковые записи очевидцев тех событий. В них упоминается, в частности, о том, что Гададхара участвовал в театральных постановках, которые устраивал Гауранга. Гададхара играл роль юной вриндаванской пастушки.

Когда Гауранга в возрасте 24 лет принял решение отречься от мира, Гададхара вместе с другими пытался было остановить Господа, но делал это в свойственной ему манере - по-дружески, но вместе с тем мягко и неназойливо:

Мне странно слышать это, мой Господь...

Ты счел, что Кришна достигается санньясой?

Какие преимущества дает

Бритье главы и посох - мне не ясно...

Грихастха разве Господу не мил?

Домохозяев любят, Ты же знаешь...

Обдумав все, о чем Тебя просил,

Ты волен поступать, как пожелаешь.

Однако Гауранга был настроен решительно. Он все-таки принял санньясу и по желанию матери перебрался в Джаганнадха Пури, где стал известен под именем Шри Чайтаньи. Гададхара последовал за Ним. Иногда он готовил для Господа. Простой рис, приготовленный его руками, приобретал неземной вкус, и тогда Шри Чайтанья спрашивал друга: "Гададхара, где ты взял такой рис? Не иначе, ты принес его с Вайкунтхи (из духовного мира)!"

Приготовленные блюда Гададхара с великой любовью предлагал своему Божеству, Тота-Гопинатхе, а затем угощал Шри Чайтанью и других преданных. К слову, Божеству Тота-Гопинатхи и по сей день поклоняются в Джаганнадха Пури.

Когда Шри Чайтанья покинул этот мир, Гададхара утонул в океане скорби. Прибывший к нему на учебу молодой санньяси Джива (в будущем - великий ученый Джива Госвами), обнаружил, что книга "Шримад-Бхагаватам", по которой он должен был учиться у Гададхары, размыта его слезами...

О славе Гададхары Пандита

Сама Шримати Радхика низошла в облике Шри Гададхары, поэтому постараемся понять истину о его славе, гададхара-таттву. Шри Гададхара Пандит неотличен от Шримати Радхики, однако в кришна- и гаура-лиле Радхика проявляет себя по-разному. В гаура-лиле Она в роли Шри Гададхары Пандита пребывает в настроении слуги.

Ни одна гопи, включая Чандравали, Лалиту и Вишакху, не способна испытывать маданакья-махабхаву Шримати Радхики. Кришне доступны такие экстатичные любовные настроения, как рудха и адхирудха, но не маданакья-махабхава, однако Шри Гададхара Пандит обладает маданакья-махабхавой. В гаура-лиле Шри Гададхара Пандит скрывает ее, чтобы помочь Кришне сыграть роль Шримати Радхики. Приняв облик Шри Гададхары Пандита, Шримати Радхика наблюдает за Кришной и оценивает Его игру. Если Кришна допускает ошибки, Она поправляет Его.

Шри Гауранга (Шри Чайтанья Махапрабху) – не нагара (не возлюбленный). Никто не может служить Гауранге, представляя себя гопи, а Его – Кришной. Все должны служить Ему в настроении слуг, дасья-бхаве. Никто не должен думать о себе как о Лалите, Вишакхе или другой гопи.

Кришна может наслаждаться настроением супружеской любви со Своими преданными, но Махапрабху – нет. Махапрабху всегда пребывает в роли гопи, Шримати Радхики.

Шри Гададхара Пандит – это сама Шримати Радхика и, следовательно, он обладает всеми настроениями вплоть до маданакья-махабхавы, однако он предпочитает служить Чайтанье Махапрабху в дасья-расе. Следуя желанию Кришны, он скрывает свою мадхурья-бхаву. Шри Гададхара Пандит знает, чего хочет Махапрабху, – Господь хочет играть роль Шримати Радхики. С самого начала пребывая в Ее настроении, Махапрабху повторяет: «Кришна прананатха!» («О, мой возлюбленный Кришна!»)

Махапрабху приходил в храм Тота Гопинатхи, чтобы из уст Гададхары Пандита (Шримати Радхики) слушать «Шримад Бхагаватам» и научиться у него, как играть Ее роль. В самом глубоком понимании «Шримад Бхагаватам» является ни чем иным как прославлением настроений Шримати Радхики.

«Снова и снова я кланяюсь пыли со стоп женщин из деревни пастухов Нанды Махараджа. Когда гопи громко воспевают славу Шри Кришны, их пение очищает все три мира» («Шримад Бхагаватам», 10.47.63).

Почему Махапрабху приходил к Шри Гададхаре Пандиту слушать «Шримад Бхагаватам»? Поскольку Шри Гададхара Пандит является Самой Шримати Радхарани, он мог разъяснить Ее переживания, испытываемые Ею во время игр со Шри Кришной, описанных в «Шримад Бхагаватам». Слова Гададхары Пандита точнее всего передают Ее настроение. Гададхара Пандит может дать более возвышенные комментарии, чем Шрила Вьясадева, Шрила Шукадева Госвами или даже Сам Кришна.

Махапрабху приходил сюда (в храм Тота Гопинатхи), чтобы познать величие гопи, в особенности, Шримати Радхарани:

«Гопи обратились к своим подругам: "О, подруги! Только подумайте! Разве можно найти слова, чтобы выразить неописуемую удачу тех, чьи глаза созерцают непревзойденную красоту сыновей Нанды Махараджа – Шри Кришны и Баладевы, когда Они входят во Вриндаван, окружённые пастушками и коровами? Держа флейту у губ и мягко улыбаясь, Они с любовью одаривают нас взглядами, брошенными украдкой из уголков глаз. В этот момент мы пьём нектар Их лиц» («Шримад Бхагаватам», Вену-гита, стих 7).

Шримати Радхика и другие гопи произнесли этот стих, когда Кришна шел пасти коров. Шри Баладева идет первым, а Шри Кришна следует за Ним. Кришна играет на флейте и ищет глазами Шримати Радхику. Шримати Радхика подходит к Нему и забирает Его флейту, а Он искоса поглядывает на Нее. Если об этих играх будет рассказывать Сама Шримати Радхика, описывая сокровенные переживания Своего сердца, это будет самым возвышенным объяснением «Шримад Бхагаватам».

Еще одно из Ее настроений выражено в следующем стихе:

«В своем воплощении Рамы эта темная личность, словно охотник из укрытия, выпустил стрелу в Бали, царя обезьян. Обычно охотник убивает животных, потому что жаждет отведать плоти, а Рама убил Бали безо всякой причины. Значит, Он еще более жесток, чем охотник. Кроме того, порабощенный женщиной (Своей женой Ситой), Он отрезал нос и уши полюбившей Его Шурпанакхе. В своем воплощении Ваманы Он в образе карлика принял поклонение Махараджа Бали, а затем связал его веревкой Варунадева. Поэтому мы не хотим иметь ничего общего с этой темной личностью, но мы не можем не говорить о Нем, потому что это выше наших сил» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.17).

Этот и нижеследующий стихи произнесены Шримати Радхикой в Уддхава Кьяри (месте, где гопи встретились с Уддхавой), когда Кришна пребывал в Матхуре. Именно Гададхара Пандит поведал Махапрабху глубочайший смысл этих стихов.

«Рассказы о непрекращающихся развлечениях Кришны - нектар для слуха. Тот, кто хотя бы однажды попробовал на вкус каплю этого нектара, теряет всякую привязанность к двойственности материального мира. Многие из таких людей внезапно оставили свои дома и семьи и превратились в нищих бродяг, скитающихся по Вриндавану, подобно птицам, и живущих на подаяние» («Шримад Бхагаватам», 10.47.18).

Шри Чайтанья Махапрабху приходил в храм Тота Гопинатхи, чтобы слушать «Шримад Бхагаватам», и, слушая, Он терял сознание. Они оба – и Он, и Шри Гададхара Пандит – падали без чувств. Шри Гададхара Пандит знал, что, слушая от него, Махапрабху достигнет совершенства в исполнении Ее роли. Шримати Радхика – директор школы «Шримад Бхагаватам», и потому Она самый искусный толкователь его сокровенного смысла.

Говорится, что в Гамбхире Шри Чайтанью Махапрабху окружали три с половиной ближайших спутника. Почему Шри Гададхара Пандит не был одним из них? Это очень сокровенный вопрос. Если бы рядом был Гададхара Пандит, Махапрабху не мог бы наслаждаться настроением разлуки. В обществе Шримати Радхики в Нем преобладало бы настроение Кришны.

Однажды, после слушания «Шримад Бхагаватам», Махапрабху сидел, на песке Чатака Парваты, который Он считал неотличным от Говардхана. Господь сказал Гададхаре Пандиту: «Гададхара, Я хочу отдать тебе самое ценное, что у Меня есть. Примешь ли ты этот дар?» Когда Гададхара Пандит согласился, Махапрабху произнес: «Вот достояние моего сердца». Он начал разгребать песок, говоря: «Здесь спрятано самое драгоценное сокровище Моей жизни, Мой пранадхана».

Пребывая в настроении Шримати Радхики, Он освободил от песка голову и корону Божества Гопинатхи. Все остальные принялись помогать Ему, и вот, наконец, весь облик Тота Гопинатхи оказался на поверхности. Затем Махапрабху обратился к Шри Гададхаре Пандиту: «Пожалуйста, возьми Его и служи Ему всю жизнь».

Махапрабху оставил этот мир, войдя в Божество Тота Гопинатхи.

Он ушел в возрасте сорока восьми лет, когда Шри Гададхаре Пандиту было сорок семь. Под влиянием глубокого чувства разлуки Гададхара Пандит очень быстро превратился в старика и тоже явил лилу ухода. Подобный пример, мы видим в «Шримад Бхагаватам»: жена Судамы Випры в играх Кришны, выглядела как старуха, хотя была еще молодой. Она так исхудала, что ее тело потеряло формы и походило на скелет. Под влиянием чувства разлуки такие же изменения произошли и с телом Шри Гададхары Пандита.

Тиробхав Шри Саччидананды Бхактивинода Тхакура

 

Уход Шрилы Бхактивинода Тхакура.

Вся жизнь Шрилы Бхактивиноды Тхакура была посвящена служению Шри Кришне, Верховной Личности Бога. По тому, какое благо принесла его деятельность миру, ее можно сравнить только с грандиозной деятельностью Самого Шри Чайтаньи и шестерых Госвами.

Его духовная деятельность и божественные писания оказали громадное влияние на разумных и образованных людей и зародили веру в возвышенные наставления и заповеди Господа Чайтаньи.

Шрила Бхактивинода Тхакур явился в этот мир в 1838 году в исторической провинции Надия в деревне Бирнагар в зажиточной бенгальской семье Раджи Кришнананды Датты. Родители дали ребенку имя Кедаранатх Датта.

Он рос в богатом семействе дедушки, в Бирнагаре — красивой и процветающей деревне, которую населяли счастливые и беззаботные жители. Всюду, на садовых тропинках и возле бассейнов (гхат), звучали смех, музыка, стихи и сказки. Шри Кедаранатх был любим и обласкан, он легко заводил друзей среди домочадцев и деревенских жителей. Будучи чрезвычайно разумным ребенком, он дружил и со многими взрослыми, задавая им массу вопросов. Особую пытливость он проявлял в сфере духовной – более всего он расспрашивал о природе Божественного и природе живого существа, а также о взаимоотношениях того и другого. К сожалению, его вопросы вызывали большей частью непонимание, смущая тех, к кому они относились.

Его необычайный писательский дар проявлял себя с раннего детства. Чтобы услышать Рамайану или Махабхарату он мог отправиться куда угодно. С шести лет он исследовал факты и истории этих эпосов. А когда ему исполнилось девять, он приступил к изучению астрологии.

Десятилетного Шри Кедаранатха переполняли вопросы духовного плана, он задавал их самым разным людям — скульптору, ваяющем божество Дурги, мусульманину, охраняющему казну его деда, своему школьному учителю, дяде и многим другим. Он описал эти беседы в своей автобиографии, в свойственной ему исключительно занятной и яркой манере сказителя. В его сердце чувствовалась твердая вера в единую личность Господа, он знал, что Им должен быть Рама или Кришна. С малых лет он был увлечен повторением имени Рама.

В одиннадцать лет Шри Кедаранатх покинул отчий дом, а в двенадцать, согласно выбору матери, уже был женат на своей первой супруге, дочери Шри Мадхусудан Митры. Говоря об обстоятельствах своей детской супружеской жизни (нередкой в те далекие дни) он уподоблял ее «игре в куклы». И все же, воспринимая ситуацию в таком свете, он, тем не менее, ей не противился.

Свое первичное образование он получил в Санскрит толе (начальная школа), где его обучили санскриту, бенгали и арифметике. Позже, когда мальчику исполнилось семь лет, дед, Шри Мустофи Махашай, отправил его в английскую среднюю школу Кришнанагара. Шри Кедаранатха отличался знанием английского языка, получая поощрения и награды, а также демонстрировал успехи в чтении и декламации, не менее преуспевая в бенгали и математике.

Когда ему было тринадцать лет, умер его отец, и Кедаранатх переехал в Калькутту (столицу тогдашней британской Индии), где и завершил свое образование.

Шрила Бхактивинода Тхакур писал: «Уже в то время, когда еще был жив мой отец, меня занимали мысли о том – чем является этот мир, и – кто мы? Эти два вопроса владели мною с десяти лет. Сегодня я полагал, что знаю ответ, а завтра — сомневался снова».

Он оставался в грихастха-ашраме вплоть до нескольких последних лет своей жизни, но, тем не менее, вел жизнь маха-бхагаваты, подтвердив редким проповедническим подвижничеством и выдающимися богословскими трудами свое положение вечного спутника Шри Чайтаньи Махапрабху. До того как отречься от мира и всецело погрузиться в любовное служение Гаура-Гададхаре и Радха-Мадхаве, Бхактивинод Тхакур был магистратом и мировым судьей в священном городе Пури, что в Ориссе, на восточном побережье Индии. Во времена британского правления он снискал уважение и почет даже у англичан не только своей удивительной интуицией, позволявшей ему выносить безошибочные решения порой по ста судебным делам в день, но и как очень религиозный человек.

«Он занимал ответственный правительственный пост в окружном суде (высший суд), обеспечивая семью, воспитанную на принципах сознания Кришны. В то же самое время, он самыми разными способами служил Всевышнему Господу. Столь прекрасной была вся его жизнь! Практически весь день проработав в суде, он отдыхал всего четыре часа в сутки, а в полночь вставал и до самого утра посвящал себя литературному труду. Таким был режим его дня», - писал о нем Бхактиведанта Свами Прабхупада.

Режим дня был таким, что мало кто смог бы повторить это хотя бы неделю. Не упуская ни малейшей возможности для любовного служения Кришне, он каждый день следовал строгому расписанию. Он шел отдыхать примерно в восемь вечера, но поднимался уже через два часа, сразу включаясь в писательскую работу до четырех часов утра. Потом он отдыхал еще полчаса и уже до семи часов утра повторял джапу. 

С семи часов утра он полчаса просматривал почту, а с семи тридцати до девяти с половиной часов изучал священные шастры. Затем следовало омовение и принятие прасада, во время которого Бхактивинод Тхакур выпивал пару стаканов молока и съедал немного фруктов и пару пресных лепешек-чапати.

Ровно в 10 часов Бхактивинод Тхакур уже сидел в суде, с непостижимой легкостью и безошибочно решая порою довольно запутанные дела.

В час дня он отправлялся домой на короткий отдых, но в два снова возвращался в присутствие, продолжая рассмотрение тяжб и прочих дел до пяти вечера.

После окончания рабочего дня Бхактивинод Тхакур шел домой, чтобы на пару часов погрузиться в перевод шастр с санскрита на бенгали. Затем он опять совершал омовение, выпивал пару стаканов молока, съедал немного рису и чапати и в восемь часов шел спать.

Таким образом, Бхактивинод Тхакур тратил на сон всего 3 часа в сутки, а на духовную жизнь, предполагающую не только джапу, но также изучение писаний и их проповедь через писательский труд, уходили все остальные часы. Удивительно, но у него была еще и большая (по европейским меркам) семья. Но, несмотря на это, его перу принадлежит множество выдающихся произведений по философии и богословию бенгальского вайшнавизма. А еще в его многочисленной семье родился великий Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

Бхактивинод Тхакур получил дикшу от Шри Випин-вихари Госвами, духовного учителя в цепи ученической преемственности, идущей от Шри Джахнавы Маты. Затем он встретил Шрилу Джаганнатху даса Бабаджи, который даровал ему вдохновение и наставления. Занимая престижный чиновничий пост, а также обладая широчайшей эрудицией и духовными качествами, Бхактивинод Тхакур оставался скромным, смиренным и дружелюбным человеком. Собирающие подаяния монахи всегда покидали его дом довольными и счастливыми. Он был доброжелательным человеком, никогда никому не завидовал и даже в спорах никогда не выражал своего недовольства. Он никогда не произносил ни слова, способного ранить чувства другого человека.

«Тхакур всегда был отважен и стремился помочь каждому. Сведя личные потребности к минимуму, он вел самую непритязательную жизнь», – рассказывал о нем один философ.

Вот как говорит о качествах, необходимых для роста в духовной жизни, сам Бхактивинод Тхакур в своей «Шаранагати».

Шринивасачарья прославляет шесть Госвами Вриндавана словами: нана-шастра-вичаранайка-нипунау/сад-дхарма самстхапакау/локанам хита каринау… - «Шесть Госвами Вриндавана изучили все шастры для того, чтобы утвердить вечные религиозные принципы на благо всех и каждого». Подобно этому Бхактивинод Тхакур сделал очень много ради блага человечества. И потому его заслуженно называют «седьмым Госвами».

Биографы отмечают три выдающихся достижения Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

1. Он написал 100 книг на темы духовной жизни.

2. Он обнаружил место явления Господа Чайтаньи.

3. И он ввел множество нововведений в искусство проповеди.

Помимо книг (на бенгали, ория и английском), вдохнувших новую жизнь в послание Шри Чайтаньи Махапрабху и объяснивших его, Бхактивинод Тхакур написал сотни поэм и песен, пропитанных духовными эмоциями и сиддханта-шастрой (философскими заключениями).

Его труды сделали сокровенные наставления Шри Чайтаньи Махапрабху доступными пониманию современного читателя, будучи изложены убедительным, проникнутым духом преданности языком.

Вот лишь некоторые из его уникальных произведений: «Шри Кришна-самхита», «Кальяна-калпатару», «Шри Чайтанья-шикшамрита», «Шри Навадвипа-дхама Махатмья», «Джайва-дхарма», «Шри Харинама-чинтамани», «Бхаджана-рахасья», «Гита-мала», «Гитавали», «Шаранагати», комментарии на «Бхагавад-гиту» и «Чайтанья-чаритамриту». Он опубликовал свою «Шри Чаитанья Гиту» от имени Саччидананда Премаланкара, в связи с этим теперь его стали называть Саччидананда Бхактивинода Тхакурой.

В «Гитавали» Бхактивинода Тхакура есть такие слова: «Сможет ли тот, кто не может поклоняться лотосным стопам Шри Радхики, обители всего благоприятного; тот, кто не может найти прибежища в трансцендентной обители Вриндавана, украшенной лотосоподобным именем Радхи; тот, кто не общается с преданными Радхики, сердца которых исполнены мудрости и любви Радхики, когда-либо насладиться океаном блаженства вкусов преданного служения Господу Шьямасундаре?

Постарайтесь понять, что Шри Радхика – это наставница мадхурья-расы (вкуса супружеской любви). Мадхурья-према Радха-Мадхавы предназначена для обсуждения и медитации. Тот, кто наслаждается лотосными стопами Шримати Радхарани, обретает лотосные стопы Мадхавы, бесценного сокровища среди всех сокровищ. Не приняв прибежища лотосных стоп Радхи, преданный никогда не встретит Кришну. Ведические писания утверждают, что Кришна принадлежит служанкам Шри Радхи. Оставь жену, сыновей, друзей, богатство, последователей, спекулятивное знание и материалистическую деятельность. Просто сосредоточься на сладостном служении лотосным стопам Шримати Радхарани. Такова единственная просьба Бхактивиноды».

За последние пятьсот лет место явления Господа Чайтаньи неоднократно подвергалось затоплению неукротимыми водами Ганги. В 1888 г. Шрила Бхактивинод Тхакур открыл джанмастхану (место рождения) Шри Чайтаньи Махапрабху в Йогапитхе, в Шридхаме Маяпуре. Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махараджа, известный святой сиддха и парамахамса-расика-вайшнава, подтвердил догадку Тхакура. Это славное известие быстро донеслось до Враджа-бхуми. Тогда Тхакур ввел в Йогапитхе поклонение Господу Гауранге и Шримати Вишнуприе.

Открытый всему новому, в 1896 г. он отправил в университеты всего мира книгу стихов «Шри Гауранга-лила смарана», которая включала в себя сорок семь страниц английского вступления: «Шри Чайтанья Махапрабху: Его жизнь и наставления». Этот поступок коренится в горячем стремлении распространить наставления Господа Чайтаньи в странах Запада.

Бхактивинод Тхакур стал автором трех предсказаний:

Первое его пророчество таково: «Скоро появится личность, – писал он, – которая будет странствовать по всему миру и распространит наставления Господа Чайтаньи».

Второе его пророчество гласило: «Очень скоро воспевание харинама-санкиртаны распространится по всему миру. О, когда же настанет тот день, когда преданные Америки, Англии, Франции, Германии, России возьмут караталы и начнут петь Харе Кришна в своих городах?»

Третье пророчество: «Когда же настанет тот день, когда светлокожие иностранцы приедут в Шри Маяпур-дхаму, присоединятся к бенгальским вайшнавам и запоют: «Джая Шачинандана! Джая Шачинандана! Джая Шачинандана Гоура-Хари!» Когда же настанет этот день?»

В 1996 г., через сто лет после того, как Бхактивинод Тхакур сделал свои знаменитые предсказания, три тысячи «светлокожих преданных» из Америки, Англии, Франции, Германии, России и пятидесяти других стран встретились в Маяпуре. Они присоединились к тысяче «бенгальских вайшнавов» и сотрясли вселенную пением «Джая Шачинандана, Джая Шачинандана, Джая Шачинандана, Гаура-Хари». Вся слава Шриле Сатчитананде Бхактивиноде Тхакуру!

В 1914 г., в день ухода Шри Гададхары Пандита (воплощения Шри Радхи), Бхактивинод Тхакур вошел в вечные игры Гаура-Гададхары и Радха-Мадхавы. В Годрумадвипе (Навадвипа) Шри Шри Гаура-Гададхара, Божества Бхактивинода Тхакура ждут вайшнавов, чтобы благословить их в Свананде-сукхада-кундже. В нитья-враджа-лиле Радха-Мадхавы Бхактивинод Тхакур, будучи Камала манджари, служит Шримати Радхарани. Его пушпа-самадхи находится в его бхаджан-кутире у Радха-кунды.

Шрила Бхактивинода Тхакур покорил сердца бенгальцев и привлек их к Вайшнавизму милостью своей трансцендентной личности, силой литературного дара и широкой проповедью. О его уходе скорбела вся Бенгалия, однако Вайшнавы знали, что миссия Бхактивиноды Тхакура будет продолжена его достойным последователем, Прабхупадой Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакурой.