28 сентября 2023 г.

Сегодня Шри Ананта-чатурдаши врата.
Тиробхав Шрилы Харидаса Тхакура.
Тиробхав Шри Кави Карнапура.

День Ухода Шри Шримад Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа.


  

Сегодня Шри Ананта-чатурдаши врата.
Тиробхав Шрилы Харидаса Тхакура.
Тиробхав Шри Кави  Карнапура.
и
День Ухода Шри Шримад Бхакти Вигьяны 
Бхарати Госвами Махараджа.

Рекомендуется держать пост за Ананта-Дева, как в Экадаши.

Завтра в Пурниму, завершение семидневного слушания Бхагаваты.
Завтра начало третьего месяца чатурмасйи - пост на молоко.

В этот день Господь Шветадвипы предстал в образе змея Шеши, который на Своих бесчисленных головах держит все вселенные. Эти огромные сферы выглядят как семена горчицы на божественных головах Шеши-Наги. Этот день так же известен как Анантападманабха Врата или Ананта Врата (пост), он выпадает на четырнадцатый день от новолуния в месяц Бхадрапада. Шрила Прабхупада упоминает о празднике Ананта Чатурдаши в своих беседах. В этот день рекомендуется поститься - примерно до пяти часов вечера.


В Махабхарате Шри Кришна советует Юдхиштаре четырнадцать лет соблюдать пост Ананта Врата для возвращения утерянного им царства. Этот пост соблюдается преданными Господа Вишну от восхода до заката солнца. В храмах проводятся специальные пуджи, посвященные Господу Вишну. После выполнения пуджи преданные завязывают на запястьях священные нити с 14 узелками (Ананта Дхарам).

В «Чайтанья-бхагавате» Шрилы Вриндавана даса Тхакура имя Шеша объясняется тем, что Он кладет конец страданиям преданных слуг Господа в материальном мире. Другое объяснение имени Ананта Шеши означает «ограниченную бесконечность». Именно так называют Господа Балараму и Его экспансию, проявленную в материальном мире. Баларама ничем не отличается от Кришны, кроме цвета тела. Он Ананта, или Безграничный. Однако для удовольствия Кришны Он налагает на Себя некоторые ограничения, занимая подчиненное положение по отношению к Верховному Господу. Поэтому Его и называют Шешей, Конечным.

Подобно тому, как Баларама служит Кришне, становясь Его ложем, зонтиком, сандалиями и так далее, Ананта Шеша служит Нараяне на Вайкунтхе и нисходит в материальный мир, когда здесь воплощается Сам Господь Вишну. В комментарии Вишванатхи Чакраварти Тхакура к «Лагху-бхагаватамрите» Шилы Рупы Госвами говорится, что Божественный змей, на котором возлежит Господь Вишну - экспансия Баларамы. Тогда как тот, кто «держит на своей голове все планеты Вселенной» - шактьявеша-аватара, особое живое существо, наделенное частью могущества Господа Ананты.

В ведической традиции Ананта Шеше поклоняются как проявлению Баларамы, то есть Самому Верховному Господу. Кроме того, Ананта Шеша помогает избавиться от зависти. Ведь, согласно «Чайтанья-бхагавате», «если мы попытаемся вместе воспеть величие Господа Анантадевы, это сразу очистит наше сердце от скверны, накопившейся там за много жизней... Просто восхваляя Анантадеву, каждый может обрести освобождение».

День Ухода Шри Шримад 
Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа.

Совсем недавно Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж ушел в апраката-лилу. Эти вайшнавы - чистые преданные Господа, которые отправились обратно к Нему, и наше огромное несчастье заключается в том, что они уходят. Уходят такие великие личности, возвышенные вайшнавы, которые пришли сюда из самой Голоки Вриндаваны.

Прабхуджи (обращаясь к преданному) очень милостив. Он прославлял меня, как-будто я - его отец, но я чувствую, что это он подобен моему отцу. Он всегда проявлял ко мне столько любви! Я помню, однажды в Нойде, кажется, в 2004 году Гурудев устроил большой праздник. Он всегда устраивал громадные фестивали. И на второй день этого праздника лил такой сильный дождь, что все было в воде. Прабхуджи сам убирал эту воду. Он так замечательно все организовал. Вечером было облачно, потом дождь неожиданно прекратился, и мы смогли еще четыре дня проводить программы с хари-катхой.

Во времена Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады все его ученики всегда сопровождали его на проповеди. Подобным образом Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж всегда все устраивал для проповеди его Шрилы Гурудева. Все старшие вайшнавы обладают милостью Гуру. Как он говорил о гуру-ништхе? Гуру-ништха – это позвоночник бхакти. Без позвоночника человек не сможет сидеть. Все приходят и кричат: 

«Гурудев! Джай хо, Джай хо!» - но это не истинная гуру-ништха. В чем заключается истинная вера в своего Гурудева? В совершение гуру-севы. Все ученики пройдут проверку, и ее мерилом будет ништха. Когда Гурудев отправится в нитья-лилу, духовный мир, тогда станет ясно, какой вы ученик. Служили ли вы своему Гуру ради славы, или ради чего-то еще. Выдающиеся севаки могут всем демонстрировать: «Посмотрите, какой я великий!» Но когда начнется истинный экзамен? Когда Гурудева уже не будет на земле, он будет взирать из духовного мира на то, как вы себя ведете, и какой верой в него вы обладаете.

Когда Кришна и гопи встретились на Курукшетре, гопи спросили:

- Если Ты нас любишь, то почему приносишь нам столько боли в разлуке с Тобой?

- О какой боли вы говорите? - удивился Кришна.

- Мы так сильно страдаем в разлуке.

Но Кришна возразил:

- Нет-нет, Я никуда не уходил. На самом деле Я всегда дарую Свой даршан вашей бхаве. Я все время наблюдаю, сколько у вас любви ко Мне.

В Десятой Песне «Шримад-Бхагаватам» говорится об этом. Кришна сказал гопи: «Я вовсе не покидал вас. Скрывшись от вашего взора, Я наблюдал за вашей анурагой ко Мне. Поэтому не говорите, что Я исчез».
Таким же образом Гуру всегда смотрит на своих учеников.

Шри Шримад Б.В. Вана Госвами Махарадж
Дели, 22 февраля 2018