30 мая 2023 г.

Дашахара (Дуссера). Шри Ганга-Пуджа.
Авирбхав Шри Гангаматы Госвамини.
Тиробхав Шри Баладева Видйабхушана Прабху.

 

Ганга Пуджа, Ганга Дашара

Праздник, посвященный поклонению священной реке Ганге. 

Это день явления Матери Ганги, день, когда священная река сошла с небес на Землю. 
Богиня Ганга - дочь царя гор Химавата и его жены Мены. Ганга приходится сестрой богине Парвати (супруге Шивы). 

Согласно пуранам, Ганга, вытекая из пальца Вишну, сначала пребывала только на небе, но затем была низведена на землю, с тем чтобы оросить прах его предков - шестидесяти тысяч сыновей Сагары.

Сегодня все индийцы, а также те, кто следует ведической традиции, отмечают праздник поклонения священной реке Ганге. По традиции множество людей собирается в этот день на берегах этого чудесного потока любви, а священнослужители близлежащих храмов ступают по колено в воду и подносят Ганге огромные светильники с масляными фитилями. Затем люди бросают в воду цветы и гирлянды и возносят свои молитвы Ганге Деви (богине реки).

Традиция поклонения Ганге насчитывает несколько тысяч лет. Согласно древним священным источникам, таким как «Шримад-Бхагаватам», Ганга - это не просто река, но энергия великой реки Вираджа, разделяющего материальный и духовный миры. 

Схождение Матери Ганги на землю

Существует несколько древних преданий, повествующих о том, как Ганга сошла с небес. 

Когда-то великий царь Бхагиратхи пришел к горе Химаван, чтобы предаться там суровому подвижничеству. Движимый желанием спасти своих предков, не достигших небес, он провёл в покаянии тысячу лет. А по прошествии тысячи небесных лет, приняв телесный облик, явилась ему сама великая река, Богиня Ганга. Она спросила у царя, что он хочет. И царь ответил, что его предкам не будет дано места на небе до тех пор, пока она не омоет их тела своими водами. Услышав эти слова царя, Ганга, чтимая всем миром, сказала Бхагиратхе, что исполнит его желание. Но только напор её, когда станет падать с небес, трудно будет сдержать. Лишь Господь Шива сможет сдержать её воды.

Услышав эти слова, царь Бхагиритхи отправился к горе Кайлас и принялся ублаготворять Шиву. Довольный подвижничеством царя, Бхагаван обещал сдержать Гангу при её падении с небес. И Ганга, дочь царя гор Химавана, снизошла в это мир.

Когда Ганга падала с неба, её принял на свою голову Шива, дабы она не разрушила своей тяжестью землю, а с его головы она стекла вниз уже семью потоками. Бурная река уничтожила поля риши Джахну, который, разозлившись, выпил её воды, но, умилостивленный царём Бхагиратхой, выпустил их через своё ухо. И, наконец, слившись с океаном, Ганга ушла в подземный мир - паталу.

Согласно другому мифу, Ганга - это вода, которую Брахма использовал для омовения стоп Вишну, омыв большой палец Ваманы (аватары Вишну), собрал всю воду в сосуд, где она и превратилась в Гангу. Поэтому реку называют "Вишну Падодбхава", т.е. происходящую из стоп Вишну. Войдя в сосуд с водой Брахмы, используемая для омовения ног Вишну, Ганга обрела ещё большую мощь от Брахмы и Вишну. Очищающая сила реки усилилась.

"О, Ганга, мир получит благо благодаря твоему движению по земле среди человеческих существ. Будь бесстрашна." 

Стоя в божественном присутствии Ганги, небожители стали более могущественными, чем даже от испития нектара. Поэтому они могли противостоять нападениям демонов, а так же могли поддерживать и возрождать праведность на планете земля. Вишну это всё - наполняющий в трёх мирах, т.е. на земле, небесах и в Патала. С помощью Брахмы Он даровал небесам присутствие Ганги.

О, Ганга! Ты обладаешь очищающими от греха чистыми вибрациями. 

О! Ганга! Твоя дикша (клятва) очищать всех и вся началась, когда Брахма омыл стопы Вишну твоей водой. Божественные силы Брахмы и Вишну - это твои крылья. Твоим грациозным взглядом развиваются саттвические черты в небожителях. Ты защищаешь во мне аспект Сат-Чит-Ананды.


Явление Шримати Гангаматы Госвамини

На территории нынешней Бенгалии находилось когда-то царство Шри Нареш Нараяны. У царя Нареш Нараяны была дочь по имени Шачи. С самого детства Шачи была величайшей преданной Господа. За короткое время Шачи получила образование. Сначала она погрузилась в грамматику и стихосложение, но достигнув в этих предметах совершенства, она постепенно полностью занялась бесконечным изучением писаний. Несмотря на свой юный возраст, девушка всегда была очарована сознанием Кришны. Когда Шачи выросла, ее красота пленяла всех юношей, но Шачи совершенно не интересовали молодые люди, какими бы красивыми и богатыми они ни были. Она всегда была полна мыслями о Мадана Гопале.

Шри Нареш Нараяна стал подумывать о свадьбе дочери. Понимая намерения отца, Шачи сказала: "Я не выйду замуж за смертного мужчину, рожденного в этом мире смерти". Царь с царицей хотели было сделать необходимые приготовления для свадьбы, но Шачи не хотела выходить замуж. Шло время, и, не переставая сожалеть о том, как им не удалось устроить семейную жизнь дочери, царь и царица состарились и ушли из этого мира.

После смерти родителей Шачи унаследовала царский трон, приняв на себя ответственность за управление государством. Однажды, под предлогом осмотра своих владений, Шачи отправилась в паломничество по святым местам, назначив на должность правителей нескольких родственников. Она скиталась повсюду, но нигде ее сердце не находило удовлетворения. Она решила найти настоящего духовного учителя. После долгих путешествий она прибыла в Джаганнатха Пури и однажды после даршана божеств Джаганнатхи получила послание изнутри и вдохновилась уйти во Вриндаван.

Тогда Шачи почувствовала, что восходит месяц ее удачи. Во Вриндаване ей посчастливилось встретить Харидасу Пандита, чья безраздельная преданность Гауранге и Нитьянанде была непревзойденной. Видя его духовную силу и божественное тело аскета, Шачи пришла в экстаз. После глубокой медитации продолжительностью в несколько дней, Харидас Пандит дал Шачи прибежище. Слезы ручьями текли из глаз Шачи, она упала к лотосным стопам Харидаса Пандита и молила его о милости.

В "Чайтанья-чаритамрите" духовная родословная Харидаса Пандита описывается следующим образом: "Ананта Ачарья был учеником Гададхары Пандита. Его тело постоянно сотрясал экстаз Кришна-премы. Он был великодушен и всесторонне развит. Ананта Ачарья был наделен всеми положительными качествами. Никто не мог оценить все его величие. Возлюбленным учеником его был Пандит Харидас".

Чтобы узнать, может ли Шачи стать ученицей, Харидас Пандит сказал: "Это невозможно для принцессы - прийти во Вриндаван в качестве преданной, постоянно быть погруженной в бхаджан, мало есть и жить в бедности, без всяких удобств. Чем идти во Вриндаван, лучше бы ты осталась дома и поклонялась там".
Шри Шачидеви понимала, к чему весь этот разговор. Она не обратила никакого внимания на все попытки отговорить ее от выполнения принятого решения. С суровой решимостью, отрешенностью и аскетизмом она продолжала заниматься бхаджаном и служить своему гуру. Погрузившись в аскетическое служение, она отказалась постепенно от своих царских одежд и роскошных украшений.

Однажды Харидас Пандит Госвами сказал Шачидеви: "Если хочешь, то, позабыв о гордости и страхе, ты можешь просить подаяние, ходя по Врадже от двери к двери, как преданная, живущая в отречении. Я благословляю тебя". Радость Шачи не знала границ, когда она услышала слова гурудева. И, освободившись от ложного эго, облачившись в одни лохмотья, она пошла по Вриндавану от одного дома к другому, прося подаяния, словно шмель, который берет с каждого цветка совсем немного пыльцы. Так она проявила великую отрешенность и аскетизм, присущие очень продвинутым преданным. Ее невероятное самоотречение изумило всех преданных во Вриндаване.

Постепенно тело Шачи стало слабым и болезненным. Она исхудала и покрылась сажей. Однако, не обращая внимания на свое состояние, она продолжала вести аскетический образ жизни. Доведя себя прилежным служением до физического истощения, она засыпала на берегу Ямуны и вставала на следующий день, чтобы убрать в храме Господа. Она регулярно обходила некоторые святые места, смотрела на арати Божеств и слушала лекции по "Шримад-Бхагаватам".

При виде такого сильного отречения Шачидеви сердце Харидаса Пандита Госвами преисполнилось жалости. Он стал более милостив к ней. С улыбкой на устах подозвал он Шачидеви и сказал ей: "Ты принцесса, и тем не менее ты прилагаешь такие большие усилия, поклоняясь Кришне, что видя отречение и аскетизм, порожденные твоей преданностью, я испытал величайшее счастье. Скоро я дам тебе посвящение в мантру".

У Харидаса Пандита была одна ученица по имени Шри Лакшмиприя, которую он очень любил. Как раз в это время она пришла во Вриндаван. Шри Лакшмиприя произносила триста тысяч имен Кришны в день. Шачидеви каждый день занималась бхаджаном на берегу Радхакунды, и по прибытии Шри Лакшмиприи во Вриндаван Харидас Пандит отправил ее жить неподалеку от Шачидеви. Получив приказание гуру, Лакшмиприя отправилась на Радха-кунду, чтобы жить с Шачидеви и помогать ей заниматься бхаджаном. Каждый день Шачидеви и Лакшмиприя обходили холм Говардхан.

Таким образом, Шачи продолжала с большой решимостью поклоняться Кришне в обществе Лакшмиприядеви. Она жила на берегу Радха-кунды, пока однажды Харидас Пандит не позвал ее обратно. Он велел ей вернуться в Джаганнатха Пури, продолжать свой бхаджан и проповедовать то, что она узнала из учения Шри Чайтаньи. В то время почти все, кто лично сопровождал Чайтанью Махапрабху, вернулись обратно к Богу и вступили в вечные невидимые игры.

Шри Шачидеви ушла из Вриндавана и вернулась в Джаганнатха Пури. Согласно наставлениям гурудева она отправилась в дом, где жил когда-то Сарвабхаума Пандит. Там она занималась бхаджаном и начала читать лекции по "Шримад-Бхагаватам".

Старый дом Сарвабхаумы пришел в упадок и начал разваливаться. В нем долго никто не жил. Не осталось никого, чтобы поклоняться Дамодара-шалаграму, которому поклонялся когда-то сам Сарвабхаума Бхаттачарья. Шачидеви по высшему классу организовала поклонение Шалаграму в соответствии с традиционными правилами и предписаниями шастр. Изо дня в день верные преданные приходили в дом Сарвабхаумы, чтобы послушать ее удивительные толкования сиддханты по "Шримад-Бхагаватам". Вскоре лекции по "Бхагаватам" получили большую известность, и люди шли не один километр просто ради того, чтобы ее услышать.

Однажды послушать "Бхагаватам" из уст Шачидеви пришел царь Джаганнатха Пури, Мукунда Дева. Услышав ее оригинальное объяснение сиддханты, царь совершенно изумился. Он подумал про себя, что было бы неплохо преподнести Шачидеви что-нибудь прекрасное в знак признательности ее преданности Кришне. В ту ночь он увидел удивительный сон, в котором ему явился Господь Джаганнатха и приказал: "Преподнеси Шачидеви землю на берегу Ганга".

На следующий день Мукунда Дева отправился к Шачидеви. С великим смирением Шачидеви предложила царю сиденье и спросила, что привело его к ней. Царь Мукунда Дева рассказал о видении Господа Джаганнатха и о том, как Он велел ему наделить участок земли на берегу Ганга для Шачидеви. Шри Шачидеви не была расположена принимать какое бы то ни было имущество или удобства и хотела отказаться. Но царь настаивал и настаивал на своем желании и, не желая нарушать повеление Господа Джаганнатха, царь Мукунда Дева издал указ, гласящий, что священный гхат на берегу Белого Ганга переходит во владение Шри Шачидеви. В указе было обнародовано, что Шри Шачидеви - это принцесса, отказавшаяся от всего, чтобы прийти в Джаганнатха Пури и проповедовать святое учение Шри Чайтаньи.

Однажды настал день Махаваруни-снана, и Шри Шачидеви захотела принять в Ганге омовение. Но гуру Шачидеви запретил ей покидать Джаганнатха Пури. Помня наставления гурудева, Шачидеви отказалась от своего желания принимать омовение в Ганге. Этой ночью к ней во сне явился Джаганнатха и сказал: "Шачи, не думай так. В тот день, когда Варуни примет омовение, ты должна пойти омыться в Белом Ганге. Гангадеви молит о твоем обществе, так что ты должна отправиться к Белому Гангу".

После этого божественного видения Джаганнатхи Шачидеви охватила огромная радость. Настал день Варуни-снана. Среди ночи Шачидеви пошла на Белый Ганг принимать омовение. В то время, когда она омывалась в Швета-Ганге, течение Гангадеви подхватило ее и понесло. Воды Ганга заполнили водоем, и течение несло ее в бурлящем потоке, пока она не очутилась в Джаганнатха-мандире. Видя это, тысячи и тысячи дхамбхаси в Джаганнатха Пури пришли в экстаз и приняли омовение в Ганге. Повсюду слышны были выкрикиваемые в сильнейшем экстазе молитвы, творилась невероятная суматоха.

В разгар этой суматохи проснулись стражи у ворот храма Джаганнатхи. У них отнялся дар речи, когда они увидели, что творится повсюду. Услышав страшный шум, они вошли внутрь храма, громко переговариваясь между собой. От всего этого шума проснулся также и царь. Встревоженный и желая проверить, все ли в порядке, царь приказал открыть ворота храма. Ворота открылись. Каким-то чудом Шачидеви стояла одна внутри храма Джаганнатха. Служители и пуджари Джаганнатха решили, что она, должно быть, пришла украсть драгоценные украшения Джаганнатха.

Многие говорили: "Этого не может быть! Здесь, наверное, кроется какая-то тайна". Тут же Шачидеви была заточена в темницу и должна была предстать перед судом за воровство. Тем не менее, она не смутилась и мысли ее по-прежнему оставались ясными. В заточении она погрузилась в непрерывное повторение святого имени Кришны.

Позже этой же ночью царь Мукунда Дева увидел во сне Господа Джаганнатха. Джаганнатха в гневе сказал ему: "Немедленно освободи Шачидеви из своей темницы. Я лично устроил так, что Ганга принесла ее в мой храм, потому что Я хотел омыть ее святые стопы. Если ты хочешь благоприятной жизни, то лучше заставь панд и пуджари склониться к ее стопам и молить о прощении. Ты сам должен поучить от нее посвящение".

После этого сна царем овладело раскаяние, и сразу же после омовения он отправил панд и пуджари туда, где держали Шачидеви, чтобы они немедленно освободили ее, пали к ее стопам и молили о прощении. Они отправились в темницу и выразили глубочайшее почтение, упав, как палки, у ее ног. Царь лично пришел к Шачидеви и с величайшей мольбой просил у стоп преданной извинить его за нанесенные оскорбления. Тогда же он и поведал ей, как Господь Джаганнатха велел ему принять ее в качестве гуру и получить от нее посвящение в мантру.

Понимая, что все это - лилы Господа Джаганнатхи, Шачидеви невероятно обрадовалась. Ее сердце преисполнилось божественной любви к Кришне. Положив руку на голову царя, она дала ему свои благословения.

Вскоре после этого в благоприятный день Шри Шачидеви по велению Джаганнатхи посвятила царя Мукунда Деву в мантру "Радха-Кришна", состоящую из восемнадцати слогов. В этот день убежище у нее приняли вместе с царем и многие пуджари. С этого дня Шри Шачидеви стала известна под именем Гангамата Госвамини.

Однажды смарта-брахман по имени Махидхара Шарма пришел к берегам Швета-Ганги поклониться предкам. Услышав о славе Гангаматы Госвамини, он жаждал получить даршан ее святых стоп. Выказав пандиту величайшее почтение, Шри Гангамата Госвамини предложила ему сесть. Она спросила, с какой целью он пришел. Брахман-пандит назвал истинную причину своего визита. Видя искреннее желание и благочестие брахмана, Шри Гангамата Госвамини объяснила ему сиддханту "Шримад-Бхагаватам".

Брахман-пандит, изумленный ее толкованием "Шримад-Бхагаватам", нырял и купался в нектаре божественных слов Шри Гангаматы Госвамини. После этого пандит-брахман попросил об убежище у ее лотосных стоп. В благоприятный день она посвятила его в мантру "Радха-Кришна", состоящую из десяти слогов. Махидхара Шарма родился в Дхананьджая-пуре. По велению Гангаматы Госвамини он проповедовал нам-прему и учение Гауры-Нитьянанды по всей Бенгалии.


Тиробхав Шри Баладева Видйабхушана Прабху

Шримад Баладева Видьябхушана Прабху был чистым преданным высочайшего уровня, которого не интересовало ничего, кроме служения Господу. У него не было ни малейшего стремления к имени и славе. Он написал много священных книг, бесценных, как бриллианты, ради величайшего блага всех, кто родился в человеческом теле.

Точное место его рождения, имя отца и матери и генеалогическое древо их семьи неизвестны. Поэтому неизвестны и точные обстоятельства его рождения. Тем не менее, по мнению некоторых, он родился в месте под названием Балешвара, деревне неподалеку от Ремуны, в начале XVIII в. и был сыном вайшьи, земледельца.

В раннем возрасте он выучил грамматику санскрита, поэзию, риторику и логику. Став экспертом по всем этим предметам, он начал путешествовать по разным местам паломничества. Проскитавшись так некоторое время и посетив многие святые места, он остался жить в храме таттвавади - последователей Шри Мадхвачарьи.

Там он стал досконально разбираться в таттвавада-сиддханте, то есть философских и теологических заключениях Мадхвы. После этого он принял санньясу и решительно проповедовал таттвавада-сиддханту по всей Индии. Путешествуя из одного селения в другое, он постепенно добрался до Джаганнатха Пури.

Там он проповедовал в течение нескольких дней. Тогда же ему посчастливилось встретиться с одним из самых видных учеников Шри Расикананда Девы, Пандитом Шри Радха-Дамодарой, с которым он обсудил принципы преданного служения. Шримад Радха-Дамодара дева Госвами дал Баладеве наставления об исполненных милости играх Шри Гоурасундары, а также о Его учении и изложении Им Гаудия-вайшнава-сиддханты Сарвабхауме Бхаттачарье.

Когда Баладева услышал божественную мудрость от Шри Радха-Дамодары Госвами, его сердце растаяло. Проведя несколько дней в слушании, он попросил об инициации в мантру Радхи-Кришны и начал изучать "Шат-сандарбхи" Дживы Госвами у святых стоп своего гурудева, Радхи-Дамодары Госвами. Вскоре Баладева стал экспертом в Гаудия-вайшнава-сиддханте. Прожив некоторое время с Радха-Дамодарой Госвами, он получил приказ продолжать изучать Гаудия-вайшнавизм и отправиться во Вриндаван, приняв убежище у святых стоп Вишванатхи Чакраварти Тхакура.

Посетив впервые Набадвипу, он вскоре прибыл во Вриндаван. Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур (Шри Хариваллабха даса) был очень рад видеть покорность, скромность, ученость и отречение Баладевы. С этого дня он какое-то время держал возле себя Баладеву и учил его ачинтья-бхеда-абхеда - философии Шри Чайтаньи, а также многим другим важным сиддхантам, имеющим отношение к гаудия-вайшнавской концепции Кришна-бхакти. С этого момента жизнь и сердце Шри Баладевы были полностью посвящены теистической концепции Гаудия-сампрадаи. Его мысли были сосредоточены на этом, он был решителен и не отвлекался ни на какие посторонние предметы. Теперь он начал проповедовать эту философию и исключил все остальные.

Однажды в Джайпуре, в царском дворце, Рамануджа-сампрадая начала спорить об одном нюансе, связанном с гаудия-сампрадаей. Они сказали царю, что в гаудия-сампрадае нет своего комментария на самое важное богооткровенное писание ведической религии - Веданту; поэтому у них нет сиддханты и нет настоящей сампрадаи, или школы. Как следствие, они должны бросить служить Божествам Говинды и Гопинатхи, и доверить это тем, то является истинными представителями истинной сампрадаи.

Тогдашний царь Джайпура был последователем гаудия-сампрадаи. Он немедленно послал Вишванатхе Чакраварти Тхакуру во Вриндаван сообщение об этом нюансе с курьером, желая знать, действительно ли у гаудия-сампрадаи нет никакого комментария на Веданту. Если комментарий есть, то царь хочет, чтобы он был немедленно доставлен в Джайпур для удовлетворения критиков-пандитов из Рамануджа-сампрадаи.

В то время Шри Вишванатха Чакраварти был уже стар и немощен. Он не мог отправиться в трудное путешествие в Джайпур. Поэтому он послал своего ученика, Шри Баладеву. Баладева Видьябхушана был выдающимся ученым и экспертом по всем важным писаниям. Перед огромным количеством собравшихся пандитов из Рамануджа-сампрадаи Баладева бросил им вызов на философскую дискуссию. Начался длинный и тяжелый спор, и школа Рамануджи подняла шум. Тем не менее, никто не смог устоять перед его выводами, глубокой ученостью и острым интеллектом. Баладева доказывал, что основатель гаудия-сампрадаи, Шри Чайтанья Махапрабху, установил, что "Шримад-Бхагаватам" является величайшим комментарием на Веданту.

Сам "Бхагаватам" говорит, что он - бхашьянам брахма-сутранам, естественный комментарий на Веданту. Это подтверждается на основе доказательств, приведенных Дживой Госвами в его "Шат-сандарбхе". Поэтому гаудия-сампрадая приняла "Шримад-Бхагаватам" в качестве оригинального комментария на Веданту и не видит необходимости в написании своего отдельного комментария.

В этот момент пандиты из Рамануджа-сампрадаи закричали: "Он признал, что у них нет комментария! У них нет комментария!"

Не имея другого выхода, Шри Баладева Видьябхушана пообещал показать им через несколько дней комментарий Гаудии на Веданту. Пандиты изумились и решили, что комментарий все-таки существует. Они подозревали, что здесь какой-то фокус, но тем не менее молчали.

В величайшем беспокойстве Шри Баладева Видьябхушана отправился в храм Шри Говинды к Божеству Рупы Госвами. Предложив Божеству поклоны, коснувшись пола восемью частями своего тела, он рассказал обо всем, что произошло.

Той же ночью во сне Шри Говинда сказал ему: "Ты должен написать комментарий. Этот комментарий будет санкционирован лично Мной. Никто не сможет найти в нем ни одного изъяна".

Увидев такой сон, Баладева очень обрадовался, а его сердце исполнилось силы, и он был готов тут же приступить к работе. После медитации на лотосные стопы Говинды он начал писать свой комментарий. Через несколько дней работа была готова. Этот комментарий известен под названием "Говинда-бхашья - комментарий на Веданту". В приложении к "Говинда-бхашье", после того, как она была опубликована, Шри Баладева написал: "видьярупам бхушанам йе прадая, кхатим нитье тено йо мамударах, Шри говинда-свапна-нирдиштха бхашье, радхабандхурангах с джият". "Вся слава Шри Говинде! По своей милости Он явил мне этот комментарий во сне. Этот комментарий, явленный им, особенно высоко ценят великие ученые, и вследствие этого я получил имя Видьябхушана, но именно Шри Говинда заслуживает всех этих похвал. Пусть же Шри Говинда - самое дорогое, что есть у Шри Радхики, - одержит победу над всеми".

С "Говинда-бхашьей" в руках Баладева Видьябхушана пришел в царский зал собраний, где его ждали пандиты. Когда он показал им свой комментарий, они потеряли дар речи. Было провозглашено, что гаудия-сампрадая победила. Царь и все гаудия-вайшнавы были невероятно счастливы. Тогда же пандиты дали Шри Баладеве титул Видьябхушана, или "украшенный знанием", в честь его великой учености. Это было в 1628 году по летоисчислению Шака. На следующий день царь Джайпура издал указ о том, что каждый должен прибыть на арати для Шри Говинды, любимого Божества Гаудия-вайшнавов, которому должно воздать хвалу за такой удивительный комментарий на Веданту.

Пандиты из школы Рамануджи, на которых Шрила Баладева Видьябхушана оказал столь огромное влияние, признали его своим ачарьей и захотели стать его учениками. С великим смирением Баладева Видьябхушана отказался, объяснив свое решение тем, что существуют четыре сампрадаи, среди которых Шри-сампрадая является истинной школой, проповедующей, что служение Богу - это наипервейшая религиозная деятельность. Развивая взгляды гаудия-сампрадаи, он не хотел этим унизить Шри-сампрадаю. Баладева сказал, что обидеть Шри-сампрадаю - значит совершить великое оскорбление.

Шрипад Баладева Видьябхушана вернулся из Джайпура во Вриндаван, неся сообщение о своей победе. По возвращении он упал к лотосным стопам Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура и сообщил ему эту новость. Все, кто пришел в то время во Вриндаван, а также жители Вриндавана, обрадовались, и Вишванатха Чакраварти Тхакура пролил на Баладеву Видьябхушану свои благословения.

После этого Баладева Видьябхушана начала писать комментарий на "Шат-сандабрху". Вскоре Вишванатха Чакраварти Тхакура покинул этот мир, и для вайшнавской общины погас великий маяк божественного света. И тогда Шри Баладеву Видьябхушану стали почитать в общине как преемника пламени и лидера тех, кто понимает учение Шри Чайтаньи.

В своем учении Баладева доказывает трансцендентное положение Вед, а затем то, что они являются самым лучшим доказательством для познания высшей истины. Шри Баладева Видьябхушана ушел из этого мира в 1768 году по христианскому летоисчислению.