4 мая 2023 г.

Шри Нрисимха-чатурдаши

 

 

Шри Нрисимха-чатурдаши


Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада

Бомбей, 5 мая, 1974г.

    Прабхупада: Сегодня день явления Господа  Нрисимхадева. Он называется Нрисимха-чатурдаши. Я очень доволен, что за такое короткое время эти ребята прекрасно разучили свои роли. В особенности я хотел бы поблагодарить господина Хираньякашипу. (Аплодисменты, смех). Господин Хираньякашипу замечательно справился со своей ролью.

    Это в высшей степени поучительное противостояние между атеистом и теистом. Эта история Прахлады Махараджи является вечно истинной. Всегда существует противостояние между верующими и неверующими. Если человек становиться сознающим Бога, сознающим Кришну, у него появляется много врагов, потому что мир полон демонов. Что говорить о преданном Кришны, если даже Самому Шри Кришне, когда Он приходил лично, пришлось убить так много демонов. У него был дядя по матери, брат его матери, он был его близким родственником. Несмотря на это, он все равно хотел убить Кришну. Как у Деваки рождался сын, он немедленно убивал его, потому что он не знал который из них Кришна. Предсказание было таково, что восьмой ребенок его сестры убьет его, Камсу. И поэтому он решил убивать всех детей. Последним появился Кришна. Но он не мог убить Кришну. Кришна убил его.


    Итак, никто не может убить Бога. Демоны, общество безбожных людей просто хотят убить Бога. Но в действительности Бога никто не может убить, наоборот происходит обратное - Бог убивает демонов. Это закон природы. Такой урок мы можем извлечь из жизни Прахлады Махараджа. Мы можем понять то, о чем говориться в «Бхагавад-гите» 10.34:


мритйух сарва-хараш чахам


В «Бхагавад-гите» говорится: “Я также смерть, забирающая всё, чем вы обладаете”. Мы очень горды тем, что обладаем материальными вещами, результатами, которых мы достигли, но когда приходит Кришна... Как, к примеру, Прахлада Махараджа увидел Нрисимхадева. Его отец тоже видел Нрисимхадева. Этот Хираньякашипу был очень умным, также как материалистичные ученые. С большим искусством они изобретают так много вещей. С какой целью? Смысл всего этого в следующем: “Мы будем жить вечно и наслаждать чувства больше и больше”. Это называется атеистическое развитие цивилизации. И Хираньякашипу был типичным материалистом. «Хиранйа» означает золото, а «кашипу» означает мягкая постель, ложе. Материалисты очень любят золото и сексуальные наслаждения. Вот и всё, с чем они хотят иметь дело. И Хираньякашипу - типичный пример таких материалистичных личностей. А Прахлада Махараджа - пракришта-рупена ахлада. Ахлада означает трансцендентное блаженство, непостижимое чувствами, ищущими материальных наслаждений.


ананда-чинмайа-раса-пратибхавитабхих


Истинное Я каждого живого существа - прахлада, блаженство. Но из-за связи с материей мы влачим жалкое существование.


    Итак, этот Хираньякашипу хотел стать бессмертным и начал совершать епитимьи, суровые аскезы, настолько, что вся вселенная начала содрогаться. И Господу Брахме пришлось придти, чтобы удовлетворить его желания: “Что ты хочешь?” Он хотел стать бессмертным.


    Вторичный творец Вселенной Господь Брахма сказал: ”Хотя я живу долго...” Продолжительность жизни Брахмы описывается в «Бхагавад-гите» 8.17:


сахасра-юга-парйантам архад йад брахмано видух


    Сахасра-юга. Последовательность из четырех юг - Сатйа, Трета, Двапара, Кали – составляет около четырех миллионов трехсот тысяч лет. И если помножить эти четыре миллиона триста лет на тысячу -  то это будет равняться двенадцати часам Брахмы, одному дню.


сахасра-юга-парйантам архад йад брахмано видух


И, тем не менее, Брахма, живущий миллионы триллионов лет, всё равно должен умереть.


джанма-мритйю-джара-вйадхи-духкха-дошанударшанам


Куда бы ты ни пошел в пределах этого материального мира от Брахмалоки до Паталолоки, тебе придется умереть. Вот в чем проблема. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: “Истинная проблема  - это джанма-мритйю-джара-вйадхи, рождение, смерть, старость и болезни”. Итак, Хираньякашипу хотел решить эти проблемы материалистическим способом, но это невозможно. Тогда он стал оговаривать условия: «Пусть я не погибну от того-то и от того-то».


    Истинный слуга Господа остается смиренным слугой Кришны всегда, поэтому ему нечего опасаться. Даже если он попадает в опасную ситуацию, он будет спасен. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (9.31):


каунтея пратиджанихи на ме бхактах пранашйати


Каунтея пратиджанихи: “Арджуна, ты можешь заявить по всему миру, что тот, кто принял прибежище у Моих лотосных стоп, тот становится Моим преданным, и он никогда не будет потерян для Меня”.


ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах


Таковы гарантии. Но атеистичные люди, подобные Хираньякашипу, не могут понять этого. Это их недостаток. Они постоянно бросают вызов Богу. Разногласия между отцом и сыном заключались в том, что сын верил в Бога, в Кришну, а отец - нет. И в конце отец увидел Бога в облике смерти. Когда пробил положенный час, он не смог спастись. И в этом различие между теистом и атеистом. Атеист всегда бросает вызов: “Где Бог? Можете ли вы показать мне Его?” Хорошо, вы увидите. Не сейчас. Когда придет срок и на вашем счету будет достаточно греховной деятельности, когда придет смерть, вы увидите Его. Так это обычно происходит.


    Очень назидательный урок – жизнь Прахлада Махараджа. Сейчас уже поздно. Так что я не стану читать молитвы, воспетые Шри Прахладой Махараджем. Прахлада Махараджа - это один из наших гуру. Есть двенадцать гуру или махаджанов («Шримад-Бхагаватам» 6.3.20):


свайамбхур нарадах шамбхух каумарах капило манух

прахладо джанако бхишмо балир вайасакхир вайам


Если мы хотим развиваться в духовной жизни, нам нужно следовать махаджанам, великим личностям. Их имена перечисляются в шастрах. Брахма появился на свет без помощи отца и матери. Поэтому его имя Свайамбху, Рожденный без отца и матери. Безусловно, его отцом является Нарайана, но не в том смысле, как это понимается обычно.


    Нарада. Нарада Муни тоже один из махаджанов. И Шабху, Господь Шива. Капила, Капиладева, сын Девахути. И Прахлада Махарадж. Прахлада Махараджа - это наш гуру в цепи ученической преемственности. В «Махабхарате», Вана-парве, 313.117 сказано:


дхармасйа таттвам нихитам гухайам

махаджано йена гатах са пантхах.


Мы не сможем уразуметь, в чем наша дхарма. Это очень сложно определить, потому что есть много священных писаний, дающих в чем-то отличающиеся предписания, и есть множество философов – искателей Абсолютной Истины. Насау мунир йасйа матам на бхиннам. У каждого философа различные мнения. И как же тогда отыскать настоящий путь к высшему благу? В шастрах дается такая рекомендация:


махаджана йена гатах са пантхах


- необходимо следовать по стопам великих личностей.


    И Прахлада Махараджа один из них. Прахлада Махарадж родился в семье демона. Обычно Прахлада Махараджа обращался к своему отцу, называя его асурйа-варйа, “лучший из демонов”. Вы помните…   Он  ласкал своего сына, играя с ним: «Мой дорогой сыночек, сделай так, а теперь вот так. Расскажи мне о том самом лучшем, чему ты научился”. И Прахлада Махрадж сказал:


тат садху манйе‘сура-варйа дехинам


     Он никогда не говорил “Мой дорогой отец”. “О лучший среди демонов”. Тат садху манйе. “Я думаю вот, что является самым наилучшим”.  Что же это?


хитватма-патам грихам андха-купам

ванам гато йад дхарим ашрайета


“Эта мирская жизнь, материалистичная жизнь является самоубийством и подобна темному колодцу. Поэтому необходимо ее оставить, отправиться в лес и принять прибежище у Кришны. Это самое лучшее, что можно сделать в жизни”. И его отец пришел в неописуемый гнев. Атеисты и теисты никогда не придут к соглашению. Но теист никогда не подчиниться атеисту. Это принципиально. Прахлада Махараджа так много претерпел от своего отца, но он никогда не забывал повторять: Ом намо бхагавате васудевайа намах. Не прекратил ни на мгновенье.


    Итак, мы должны извлечь урок из этой истории, что даже в опасной ситуации мы не должны забывать о Кришне. Кришна спасет нас. Это утверждается в «Бхагавад-гите» 6.22:


йам лабдхва чапарам лабхам манйате надхикам татах

йасмин стхите гурунапи дукхена на вичалйате


Сознание Кришны так прекрасно, что если кто-то становиться сознающим Кришну: йам лабдхва чапарам лабхам, апарам лабхам, он не захочет больше никакого другого блага или богатства. Это так прекрасно. Мы страстно желаем приобрести того, другого, пятого, десятого, множества всего.   Дехи, дехи, дехи, дехи. Но как только вы обретаете сознание Кришны, всё остальное перестанет вас волновать, вы становитесь удовлетворенными. Как сказал Дхрува Махараджа:


свамин критартхо ‘сми варам на йаче


Например, Прахлад Махарадж, ему были предложены всевозможные благословения: “Мой дорогой Прахлад, ты можешь просить всё, что хочешь”. Он никогда ничего не просил. Но он был так милостив.


    Это показывает, что значит, когда в семье сын – настоящий вайшнав. Несмотря на столь много страданий, причиненных ему его отцом, он всё же попросил у Нрисимхадева: «Мой дорогой Господь, мой отец совершил так много оскорблений. Милостиво даруй ему освобождение”. Он ничего не просил для себя. И Нарахари, Нрисимхадев, немедленно сказал: “Не говоря уже о твоем отце, но и отец твоего отца, его отец и дальше, четырнадцать поколений - все освобождены, поскольку в этой семье появился такой сын как ты”. Это великая удача. Если сын становится беспримесным ваишнавом, преданным, он может освободить четырнадцать поколений. Рождение такой личности – особая привилегия для такой семьи. И какое служение мы можем оказать семье и нации с материальной точки зрения? Если мы станем преданными, мы сможем оказать лучшее служение нации, семье, человечеству. Это настоящая философия.


    Поэтому наше движение сознания Кришны проповедует эту философию: “Примите сознание Кришны; ваша жизнь станет совершенной”. И метод очень прост. Здесь нет секретов. Сегодня вечером я разговаривал с юношей. Он получил мантру, очень секретную. Но мы говорим, что у нас нет секретных мантр. Наша молитва - Харе Кришна, - доступна для всех. Почему она должна быть секретной? Если через служение Святому Имени Кришны мы можем приблизиться к Господу, к Верховной Личности Бога, зачем делать из этого тайну? 


Поэтому Святое Имя нужно распространять повсюду, чтобы каждый смог принять участие в этом процессе. Итак, секретов здесь нет. Мы не признаем секретную мантру. Она должна быть полностью открыта. В шастрах никогда не говориться, что Имя Кришны должно держаться в секрете:


харер нама харер нама

харер намаива кевалам

калау насти эва насти эва

насти эва гатир анйатха


Кали означает век ссор, век недоразумений, век разногласий. И в этот век очень сложно придти к верному заключению с помощью глубоких размышлений и некоторых других подобных способов. Поэтому в шастрах открыто провозглашается три раза дхарма века Кали. Три раза отрицаются: йагйа-дана-тапах-крия (жертвоприношения, поклонение в храме и медитация с аскезами). Есть много других путей: абстрактная медитация, жертвоприношение, пышное поклонение в храме. В этот век всё это невозможно выполнять, но даже ребенок может повторять Харе Кришна маха-мантру. И шастра подтверждает это. Где бы ни воспевалась Харе Кришна маха-мантра, то в этом воспевании может принять участие даже ребенок и пожилой человек. Итак, это единственный метод для осознания Бога. Никаких расходов, но то, что мы приобретаем, превосходит все ожидания. Это и есть то, чему учил Шри Прахлада Махарадж. А мы следуем по его стопам. Давайте же будем твердо держаться этого принципа: махаджано йена гатах са пантхах, и благодаря этому всё больше и больше развивать сознание Кришны.

Большое спасибо.