10 сентября 2024 г.

Шри Лалита-Саптами. Авирбхав Шри Лалиты Деви. Тиробхав Тридандисвами Шримад Судхананды Бон Махараджа. Джайанти «Шри Прапанна-Дживанамриты» Шрилы Шридхарадева Госвами (день издания этой грантхи).

 

   


Сегодня Лалита-Саптами. Авирбхав Шри Лалиты Деви. 
Джайанти «Шри Прапанна-Дживанамриты» Шрилы Шридхарадева Госвами 
(день издания этой грантхи).
Тиробхав Тридандисвами Шримад Судхананды Бон Махараджа.

Сегодня день Явления 
Шримати Лалита сакхи

Ближайшая спутница Кришны - Радха. А ближайшая подруга Радхи - Лалита. Родилась Лалита под звездой Анурадха, что буквально значит "следующая по стопам Радхи, Её последовательница". И это - второе имя Лалиты-деви.

Настроение, в котором Лалита служит Божественной Чете, полностью противоречит таким понятиям, как богобоязненность, кротость, послушание. Ибо выступает она в роли старшей подруги Радхики, которой известны все Ее секреты. Лалита - своего рода гуру и защитница Радхики, охраняющая Ее от любовных "посягательств" Кришны. Она учит Ее быть неприступной и дерзкой с сыном Нанды, и даже, когда требуется, выполняет обязанности Ее телохранительницы, "разнимая" влюбленных. Когда Радха и Кришна играют в кости, Лалита становится советчицей Радхики. Защищая гопи от назойливого пения флейты Кришны, Лалита крадет флейту и прячет ее в свою великолепную, пышную, черную косу.

Лалита-деви - одна из троих личностей, милостью которых человек получает доступ во Вриндаван и в игры Радхи и Кришны. Двое других - это Паурнамаси (Йога-майя) и Вринда (Туласи). О милостивая Лалита-деви, суждено ли мне увидеть Вриндаван в этом году? Суждено ли мне увидеть тебя, стоящей по правую руку от Шьямасундары со шкатулочкой листьев бетеля?..

"О царица Лалита, Двое влюбленных, которые наслаждаются неземными играми в уютных беседках, на холме и в лесу Враджа, всегда очень послушны Тебе, поэтому для Тебя нет ничего невозможного. Будь же милостива и прими меня." /Шрила Рупа Госвами/

"Лалита - самая старшая и главная из подруг. Ей 14 лет и 8 месяцев. Проявляя свой горячий нрав, Лалита часто спорит с Радхой. Она жёлтая, как пыльца цветка горочана, а одежда переливается оттенками павлиньих перьев. Её родители - Вишока и Шаради-деви, муж - Бхайрава. Она - подруга Говардхана-гопы, играет на вине. Лалита руководит гопи, которые танцуют танец раса только с Баларамой. Она исполнена самозабвенной любви к Радхе и Кришне, умело устраивает Их встречи и ссоры. Иногда ради Радхи она обижает Мадхаву. Кажется, что Лалита - средоточие красы всех гопи. 

В спорах с Кришной она кривит губы от гнева и разговаривает самым надменным образом. Когда гопи затевают с Кришной шуточные словесные перепалки, она впереди всех. Когда Радха с Кришной встречаются, она самоуверенно стоит неподалёку, иногда держит над Ними зонтик. Она также украшает цветами Их и Их домик, где Они остаются на ночь". /Из "Радха Кришна ганнодеша дипика" Шри Рупы Госвами/

"Рощи главных гопи: Радха-кунду окружают 8 рощ главных гопи. Девочки сами задумали обстановку в своих рощах и сами украсили их. Вокруг каждой рощи располагаются ещё 8 маленьких рощ помощниц гопи.
Роща Лалиты: Золотистая роща Лалиты напоминает огромный лотос, и здесь можно наслаждаться всеми временами года. Вокруг деревьев - золотые, сапфирные и лазуритовые платформы. Возвышается золотой храм в форме 1000-лепесткового лотоса. Роща Лалиты самая большая, она расширяется и сжимается согласно желанию Радхи и Кришны. 8 маленьких рощ вокруг неё напоминают восьмилепестковый лотос.

В юго-западной стороне рощи - изящный 3-этажный лотосоподобный храм, в котором 16 комнат на двух верхних этажах. Окна и входы в нём со всех четырёх сторон. Внутри на стенах висят картины сокровенных игр Радхи и Кришны, а снаружи - как Господь убивает демонов. Огромный инкрустированный каменьями купол венчает храм. Он опирается на коралловые колонны с ажурными хрустальными основаниями. Отсюда, с веранды на открытом воздухе Божественная Чета любуется панорамой Радха-кунды.

Лотосные качели Лалиты: В юго-восточной части рощи Лалиты находятся напоминающие лотос качели Мадана Долана. Они держатся на 4-х шёлковых верёвках, привязанных к двум бакуловым деревьям. На рубиновом сиденье 8 мест. У каждого сиденья полуметровая коралловая спинка и свисающая подножка в форме лепестка лотоса. На них также подушки под спину и подлокотники в шёлковых наволочках. Над качелями натянут навес из гобеленов. 8 гопи садятся вокруг Радхи и Мадхавы, поют праздничные песни, а Вринда раскачивает качели".

(На основе "Говинда-лиламриты" Кришнадаса Кавираджа и "Кришна-Бхаванамриты" Вишванатхи Чакраварти Тхакура)


Молитва Лалиты Деви 
и шлока Рупы Госвами

Фрагмент Харикатхи 26. 01.1983
Шрилы Бхакти Ракшак Шридхара Махараджа



Монополия, торговля неуместна, невозможна на этом рынке, ни один капиталист не может войти на этот рынок.
[смех]

[Харе Кришна, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Нитай, Нитай, Нитай, Нитай…]

Сама Лакшми Деви хотела принять участие [в играх Кришны], но даже она не смогла: очень закрытый рынок, узкий рынок. Все поглощено сознанием Кришны, только одно остается на этом рынке, одно явление, исключительное: сознание Кришны контролирует и управляет всем. Не искусственная гармония, но естественная и наиболее интенсивная гармония присутствует там. Живая гармония.

Брахма, Шива ошеломлены, изумлены: «У нас никогда прежде не было подобного опыта, — говорят они, — подобного переживания». Не только они испытывают влечение к служению, но слуги чувствуют, что не могут продолжать свою жизнь, не могут жить без этого служения — это их пища, это их одежда, это все для них. Махапрабху говорит: «Друзья Мои, покажите Мне Кришну, в противном случае Я не могу жить. Я не в силах выжить, Я не могу продолжать существование без этого. То, что Я видел, подобно вспышке молнии. Без того, чтобы вновь увидеть это «нечто», Я не в силах жить, спасите Меня. Где Он? Где это «нечто», что Я видел? Эта красота подобно молнии явилась и ушла, исчезла. Я не в силах жить без проблеска этой красоты».

Единицей измерения является следующее: то, сколько раз за секунду человек способен, готов умереть, чтобы обрести вновь эту удачу, — это единица измерения, мерило, критерий. Чтобы обрести секундное восприятие, подобное вспышке молнии, я готов умереть миллионы и миллионы раз — такова единица измерения, посредством которой оценивается это явление.

ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхармабинду-
нирман̃чанопакаран̣е кр̣та-деха-лакш̣йа̄м
[уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м
девӣм̇ гун̣аих̣ сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми] [1]

Рупа Госвами говорит: какова природа влечения Лалиты Деви к Радхе и Кришне? Если она видит каплю испарины, пота на стопах Радхарани или Кришны, она хочет стереть эту каплю испарины ценой лакхов своих жизней, либо она хочет обрести один лакх (сто тысяч) тел, чтобы стереть одну каплю пота, возникающую на стопах Радхи-Говинды. Или она готова пожертвовать, оставить одно за другим лакх тел, чтобы стереть эту каплю пота на Их стопах. Такого рода готовность, желание является единицей измерения этого явления, насколько велика наша любовь к этому явлению. Подразумевается такого рода сознание Кришны, [что оно] обладает такой природой.

[Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари.]

Махапрабху говорит: «Мое сердце горит, когда отсутствует хотя бы мгновенный проблеск этого «нечто», с чем я соприкоснулся в прошлом. Я не могу жить без этого «нечто»». Красота и сладость могут быть настолько жестокими — это оксиморон. В целом сладость и красота не рассматриваются как нечто жестокое, но это — особая, специфическая красота: она явилась, а затем она ушла, исчезла, и я готов умереть без нее. Насколько жестока может быть красота! Какой силой обладает красота! Эта энергия сопоставима с энергией, мощью миллионов атомных бомб. Ядерная энергия — это ничто по сравнению с этой энергией, поскольку это энергия иного измерения бытия. Интенсивность, мощь.

е дехера каре сарбе-наш [2]

Новое тело проявится изнутри, я хочу обрубить всякую связь с этим телом физических чувств, которое может увести меня в ином направлении — ином, нежели сознание Кришны. Я хочу попрощаться, распрощаться с этим телом, со всеми чувствами, которые влекут меня во внешний мир.

тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте…[3]

Мы хотим иметь миллионы языков, бесчисленное множество языков необходимо, чтобы призывать Имя Кришны. Одного языка недостаточно, только двух ушей недостаточно, необходимы кроры (миллионы) ушей, чтобы слышать звук Имени Кришны — таковы чувства преданного. «Творец, ты не знаешь, как творить правильно! Ты дал только два глаза, у которых есть шанс обрести даршан Кришны, видеть лицо Кришны! Только два глаза ты дал! И опять же, ты создал эти глаза, которые моргают… Веки, ты создал веки! Что это такое? Это недопустимо!» — таково внутреннее чувство, внутренняя волна, порождаемая такой природой внутри, в сердце того, кто обрел связь с истинным Вриндаваном.

«Я выражаю почтение гордой и независимой Шри Лалите Деви, украшенной множеством очаровательных, несравненных достоинств (сулалита̄м̇). Она в совершенстве владеет всеми видами искусств (лалита̄м̇), и потому ее служение всегда спонтанно. Она смахивает блестящие капельки пота с лотосоподобных стоп Шри Шри Радхи и Кришны, когда Они встречаются наедине в рощах, и все время поглощена самой возвышенной саухрида-расой: она всю себя отдает тому, чтобы исполнить сокровенные желания своей дорогой подруги Шримати Радхики» (Рупа Госвами «Лалита-аштака», 1).

пурна бикасита хоия, брадже море джая лоия, чекхай море сварупа-билаш /
море сиддха-деха дия, кришна-паше ракхе гия, е дехера каре сарбе-наш 

 «Проявившись полностью, святое имя уносит меня во Врадж, где являет моему взору Свои собственные любовные игры. Оно дарует мне мое вечное духовное тело, общество Кришны и повергает в прах это бренное тело» (Шрила Бхактивинод Тхакур, «Шаранагати», Шри Нама-Махатмья, 7).

тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе, карн̣а-крод̣а-кад̣амбинӣ гхат̣айате карн̣а̄рбудебхйах̣ спр̣ха̄м /
четах̣-пра̄н̇ган̣а-сан̇гин̣ӣ виджайате сарвендрийа̄н̣а̄м̇ кр̣тим̇, но джа̄не джанита̄ кийадбхир амр̣таих̣ кр̣ш̣н̣ети варн̣а-двайӣ

 «Когда Святое Имя Кришны нисходит и захватывает язык и губы, Оно полностью контролирует их. Оно захватывает настолько сильно, что это вовлекает язык и губы в воспевание Святого Имени так, словно они сошли с ума. Таким образом, сила Имени нисходит в них, и преданный чувствует, что одного языка и одного рта не достаточно — нужны тысячи ртов, чтобы вкусить сладость Святого Имени. 

Затем Святое Имя пленяет слух с такой силой и таким потоком энергии, что уши полностью захвачены Им, и преданный думает, что только двух ушей не достаточно — он желает иметь миллионы ушей, чтобы воспринять сладостный поток, проникающий в уши. Нектар Святого Имени течет обильным потоком через его уши и постепенно проникает в самое сердце. Я не знаю, я не могу сказать, я не смогу выразить то, сколь много нектара присутствует в Святом Имени Кришны. Эти два слога содержат в себе столько сладости, и не просто сладости, а сладости высочайшего качества. Эта сладость столь настойчива, что заполняет собой все...

(перевод Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа). 

Это стих из «Видагдха-Мадхавы» (1.15) Шрилы Рупы Госвами, приводимый также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 1.99).


О том, как несет служение Шри Лалита-деви, рассказал Шрила Рупа Госвами:

радха-мукунда-пада-самбхава-гхарммабинду
нирмманчанопакаране крита-деха-лакшйам

Стоит Лалите-деви увидеть каплю пота у стоп Шри Шри Радхи-Говинды, и она тут же кидается ее убирать. “Откуда она появилась? Мы ходим вокруг Них и следим за тем, чтобы сюда не проникло ничто, что могло бы Их потревожить. И вдруг, откуда ни возьмись здесь появляется эта капля, капля пота! Капля пота!” 

Она нещадно себя корит и готова тут же родиться сто тысяч раз — с таким рвением она устремляется к Божественной Чете, чтобы убрать каплю пота, упавшую к Их стопам. Приближенные Господа не потерпят никаких помех в сфере служения — такая готовность служить, такое самобичевание и искренность живут в их сердцах. Шри Чаитанйа Махапрабху говорил: 

санатана, деха-тйаге кришна йади паийе
коти-деха кшанеке табе чхадите парийе 

(Ч.ч., Антйа, 4.56)

“О Санатана, ради служения Кришне Я тотчас готов умереть десять миллионов раз. Я готов десять миллионов раз встретиться со смертью, если это поможет Мне Ему служить”.

Хладини-шакти, энергия чувства, — это Шримати Радхарани. И даже Она недовольна Собой: “Я не могу...” Это доходит до крайности: “Я не могу нести Свое служение, не могу исполнить Свой долг. Не могу...”

Когда Кришна и Шримати Радхарани встретились в Сйаманта-панчаке на Курукшетре, Кришна Сам вдруг упал к Ее ногам и начал просить прощения: “Я нанес Тебе обиду, Я виноват перед Тобой. Ты всегда приносишь Себя в жертву, и Я перед Тобой в неоплатном долгу. Ты с такой любовью Мне служишь, Я же не могу воздать Тебе то, что должен”. 

В ответ Шримати Радхарани сказала: “Это Я виновата перед Тобой, ведь я продолжаю жить, даже когда Тебя нет рядом. Тебя нет, а Я живу, и это — свидетельство Моей вины. Виновата Я, а не Ты, ибо Я все еще жива. И это лучшее доказательство того, что Я тебя не достойна. Почему Я не умерла в разлуке с Тобой? Вот оно, свидетельство”.

Кришна упал к Ее стопам: “Ты так возвышенна, так возвышенна. Все это время Я был вдали от Тебя, выполнял Свои многочисленные обязанности. Вместо того чтобы угождать Тебе, Я занимался делами”. Но Шримати Радхарани ответила: “Нет, нет, это Я виновата перед Тобой, ведь Я не умерла, когда Тебя не было рядом. 

В писаниях сказано, что свобода есть у мужчины, но не у женщины. Я должна была умереть в разлуке с Тобой. Ты же не виноват в том, что уехал от Меня, когда Тебя позвал долг. Тебе предстояло так много сделать тут и там, у Тебя так много обязанностей, Я же предназначена только для того, чтобы Тебе служить. Но Я не исполнила свое предназначение”. Так встретились Они на Курукшетре.

Итак, в лилах Кришны действуют энергии Сандхини, Самвит и Хладини. Хладини занимает самое высокое положение, поскольку Ее самопредание всецелое, безраздельное. Второй следует Самвит, а третьей — Сандхини. Мысль, чувство и дело: дело — это Сандхини, мысль — Самвит, а чувство — Хладини. 

Обычно мы думаем, что чувство стоит на самом последнем месте, но в действительности оно идет первым. Первым идет чувство. Чувству, истинному чувству отведено столь высокое место. Мы все подвластны чувству. Мы все ищем, и нами правит чувство. Мы думаем, что чувство — это следствие. Нет. Чувство правит всем. Сначала чувство, потом мысль и только потом — дело. 

Карми, как правило, отдают предпочтение делу, волеизъявлению, думают, что ему подвластно все, а для джняни средоточием всего является мысль: “Мы командуем волей и потому занимаем более высокое положение”. Но основа всего — чувство. Он, или Оно, или Она, правит всем. Так было сказано, и нам всем нужно понять, какое место отведено чувству. Харе Кришна. 


Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев
Госвами Махарадж


Шрила Рупа Госвами написал поэму о Лалита Деви. «Шри Лалита-аштаку» :

радха-мукунда-пада-самбхава-гхарма-бинду-нирманчханопакарани-крита-деха-лакшамуттунга-саухрида-вишеша-вашат прагалбхамдевим гунаих сулалитам лалитам намами

Лалита Деви стоит во главе всего служения, которое совершают все сакхи и манджари. Эксклюзивное служение Лалиты Деви. Йога-майя устраивает те или иные игры Радхи-Кришны по наказу Лалиты Деви. Очень часто Лалита Деви принимает роль наставницы самой Радхарани. 

Сегодня день явления Лалиты Деви. У Радхарани есть восемь самых близких подружек, из них главная - Лалита Деви. В высшем мире есть лагерь Чандравали, оппозиции Шримати Радхарани. Произведения Рупы Госвами. Ашрам Шри Чайтанья Сарасват Матха во Вриндаване. Во Вриндаване есть озеро и небольшой храм в честь Лалиты Деви. 

Линия Свами Прабхупады, линия Шрилы Шридхара Махараджа и линия Шрилы Рупы Госвами - это одна и та же линия. Оказывать почтение всем, быть смиренным и терпеливым. Все вы - собственность Рупы Госвами Прабху.