25 октября 2023 г.

Тиробхав Шри Рагхунатха Даса Госвами,
Тиробхав Шри Рагхунатха Бхатты Госвами
Тиробхав Шри Кришнадаса Кавираджа Госвами.
Тиробхав Шримад Бхакти Сундар Бхарати Махараджа.


  


Уход Шри Рагхунатха Даса Госвами


Отрывок из книги Стивена Роузена «Шесть Госвами Вриндавана»

Рагхунатх Дас Госвами (1495-1571) - один из шести Госвами Вриндавана, выдающихся учеников Шри Чайтанйи Махапрабху. Хотя сегодня эти наставники носят титул "Госвами" или производный от него "Свами" (т.е. "властелин чувств"), люди, в большинстве своем, не достигают успеха, обсуждая этот вопрос применительно к шести Госвами, которых, в соответствии с вайшнавской традицией, относят не просто к теологам или даже великим святым. Они являются вечными спутниками Господа, сопровождающими Его в миссии по освобождению падших обусловленных душ.

Шесть Госвами Вриндавана предстают как манджари, близкие слуги и спутницы Радхарани в духовном мире. Они исполняют высочайшее служение, создавая наилучшие условия для наслаждения Господа. Находясь на земле, они содействуют Господу, делая Его миссию доступной для каждого. Памятуя о том, что в действительности шесть Госвами являются нитйа-сиддхи, т.е. "вечно освобожденными душами", не составит труда понять их лилы (или "игры"), хотя внешне они представали в роли обычных людей. Но их внутренняя медитация всегда была направлена на лотосные стопы Господа.

Рагхунатх Дас, первый из шести Госвами, с которым встретился Шри Чайтанйа, родился в небольшом селении Чандпур (на месте нынешнего Шри Кришнапура), расположенном в двух милях от Сантаграма провинции (области) Хугли в Западной Бенгалии. Наследник огромного состояния, Рагхунатх Дас был счастливым сыном богача Говардхана Маджумдара, даже по тем временам считавшегося мультимиллионером. Говардхан был младшим братом Хиранйи, влиятельного землевладельца, снискавшего большое уважение среди привилегированных слоев общества, несмотря на свою принадлежность к кайасхатха шудра (низшей касте).

Осуществляя контроль за территорией Сантаграма и близлежащих селений, мусульманский правитель Бенгалии Хуссейн Шах обращался за содействием к богатым братьям, Говардхану и Хиранйе, хотя они и не принадлежали к мусульманской вере. В обмен на оказанное доверие братья должны были ежегодно выплачивать ему крупную сумму денег, равную их годовому доходу ( около 1.200.000 рупий) и осуществлять надлежащее правление своими владениями.

Но с какой целью Говардхан и Хиранйа взяли на себя бремя налогов на недвижимость и финансы, жертвуя своим годовым доходом? Первая причина - умилостивить исламское оккупационное правительство, тем самым дав возможность себе и своим возлюбленным землякам беспрепятственно совершать поклонение Господу Кришне. Удовлетворенный их щедрыми финансовыми пожертвованиями, Наваб Хуссейн Шах поручил братьям управление всей территорией без какого-либо вмешательства извне. Во-вторых, в результате этого назначения, Говардхан и Хиранйа увеличили свой годовой доход, доведя его до двух миллионов рупий, и даже сверх того, благодаря пошлинам на импорт и экспорт.

Братья имели высочайшую репутацию в большей части Бенгалии не только благодаря власти и богатству, но также благочестию и милосердию. Сам Шри Чайтанйа называл Говардхана и Хиранйю словом "дяди", имея ввиду свою близкую дружбу с их дедом по материнской линии Шри Ниламбхаром Чакраварти. Однако, кровные узы между ними были невозможны, поскольку братья являлись кайастхами, а Шри Чайтанйа принадлежал к касте брахманов. Юный Рагхунатх Дас, единственный из шести Госвами - выходец из небрахманической семьи, был единственным наследником в доме Маджумдара.

Еще будучи ребенком, он получал наставления об основах учения вайшнавов от Баларама Ачарйи, одного из наиболее авторитетных преданных Сантаграма. Баларам Ачарйа, общавшийся с близким спутником Шри Чайтанйи Харидасом Тхакуром, хотел обратить своего юного ученика в святую личность. Когда учитель оставил этот мир, духом преданности наполнял Рагхунатха сам Харидас Тхакур. По мере того, как росло его тело, возрастало и благочестие Рагхунатха, а вместе с ним и духовное видение. В 1510 году известие о саннйасе Шри Чайтанйи достигло Сантаграма. Узнав, что Нитйананда Прабху отговорил Шри Чайтанйю от паломничества во Вриндаван и привел Его в местность, расположенную близ Шантипура, Рагхунатх Дас просил разрешения отца пойти туда, чтобы увидеть великого Шри Чайтанйю, о котором так много рассказывал ему святой Харидас Тхакур. Но юноша был слишком молод, всего пятнадцати лет от роду, и отец сомневался, стоит ли позволять своему сыну-аристократу общаться с большим числом отреченных. Говардхан не хотел, чтобы единственный наследник отрекался от мира и уходил из семьи. И все же Рагхунатх Дас убежал из дома в Шантипур и увиделся со Шри Чайтанйей Махапрабху.

Состоявшаяся встреча была эмоциональной и незабываемой. Шри Чайтанйа приветствовал Рагхунатха как своего вечного спутника, в этой жизни, наконец, вернувшегося к Нему, и Рагхунатх Дас припал к стопам Господа в знак великой преданности и смирения. Свами Прадип Тиртха Махарадж, ученик Шрилы Бхактивиноды Тхакура, так описывает эту сцену: "Когда Господь, приняв саннйасу, прибыл в Сантипур, Рагхунатх Дас с восторженной любовью простерся ниц у Его лотосных стоп, а Махапрабху коснулся его носком ноги." Этот взаимный обмен произвел неизгладимое впечатление на обоих. Однако, после десяти дней интенсивного общения с преданными из Навадвипа, Шри Чайтанйа покинул Джаганнатха Пури, и Рагхунатх Дас отправился домой.

Четыре года спустя, когда Рагхунатху было почти девятнадцать, Шри Чайтанйа вернулся в Шантипур. Сейчас, сильней, чем когда бы то ни было, Рагхунатх Дас жаждал общения с Ним. Видя, что удержать сына ему не удастся, Говардхан покорился судьбе и больше не противился его желанию искать отреченности и духовности. Он только просил Рагхунатха хранить осторожность и поскорее вернуться домой.

По стечению обстоятельств, о чем необходимо упомянуть, во время своего знаменитого путешествия по Южной Индии, Шри Чайтанйа встретил в Рамакели Рупу и Санатана Госвами. Чайтанйа Махапрабху в ту пору был уже широко известен, как святой и даже как аватара Господа, а потому обеспокоенность Говардхана общением юного Рагхунатха Даса со Шри Чайтанйей и Его последователями немного усилилась.

Юноша был доставлен в Шантипур в сопровождении великолепного эскорта. Прибыв на место, он тотчас же отправился в дом Адвайты Ачарйи, где состоялась его первая встреча со Шри Чайтанйей, и где Чайтанйа Махапрабху остановился вновь. Слезы любви хлынули из глаз Рагхунатха Даса, когда он увидел Шри Чайтанйю, улыбавшегося ему, точно старому другу.

Несмотря на горячее желание Рагхунатха Даса отречься от семьи и богатства, Шри Чайтанйа повелел ему возвратиться домой. "Господь Кришна призовет тебя к отречению в надлежащее время, - сказал Шри Чайтанйа, - а пока живи, как обычный человек". Спустя шесть дней Рагхунатх Дас вернулся в Сантаграм. Ощущая себя совершенно новой личностью, Рагхунатх Дас продолжал получать наставления Шри Чайтанйи изнутри своего сердца. Он умело управлял имением отца и женился на девушке несказанной красоты. Ведя, на первый взгляд, роскошную жизнь богача, в глубине души Рагхунатх Дас торопил день, когда сможет отречься от всего мирского, предпочтя ему простоту и аскетизм.

Но безбедная жизнь Рагхунатха длилась только два года: на семью Маджумдара обрушилось несчастье. Бывший губернатор Сантаграма, турок-мусульманин, затаил злобу на Хиранйю и Говардхана за то, что, принимая на себя управление территорией, они невольно завладели его богатством. Вынашивая планы мести и желая вкрасться в доверие Наваба Хуссейна Шаха, экс-губернатор сообщил ему, что Хиранйа и Говардхан, выплачивая ежегодно по 1.200.000 рупий, гораздо большую сумму оставляют у себя. Он также предостерегал Наваба, что влияние двух братьев чрезвычайно велико и может представлять опасность для оккупационного правительства мусульман.

В конце концов Наваб отправил отряд воинов арестовать семью Маджумдара. Говардхан в это время отсутствовал, а Хиранйа, узнав о грозящем аресте, был вынужден спасаться бегством от быстро приближающихся солдат. И только Рагхунатх Дас остался на месте. Хиранйа сообщил ему о нависшей опасности, но Рагхунатх Дас, имея твердую веру в Господа, сохранял хладнокровие. Когда прибывшие мусульмане арестовали его, Рагхунатх Дас спокойно отправился с ними в Гауду, тогдашнюю столицу Бенгалии.

Приведя к царю, его спросили о местонахождении отца и дяди. Но Рагхунатх Дас искренне признался, что ничего не знает об этом. Сначала царь хотел подвергнуть Рагхунатха пыткам. Однако, услышав об его намерении, юноша произнес перед ним проповедь о человеколюбии и братстве между людьми, пребывающими во власти Бога. Слова Рагхунатха исторгли слезы из глаз царя.

Увидев в нем великого преданного Господа, царь понял, что слова Рагхунатха исходили из сердца, и не только освободил его из-под стражи, но и отнесся, как к своему родному сыну. Затем была проведена доброжелательная проверка финансового положения Хиранйи и Говардхана, которое послужило причиной возникновения конфликта.

Вскоре после этого инцидента, один из близких спутников Шри Чайтанйи, Нитйананда Прабху, прибыл в селение Панихати, находящееся в четырех милях от Калькутты неподалеку от Сантаграма. Нитйананду Прабху окружали сотни преданных, собиравшихся вместе, чтобы воспевать славу Господу "с бубном, танцами и мелодичным звоном цимбал". Так в течение трех месяцев он распространял миссию преданной любви Шри Чайтанйи и увлекал за собой последователей из близлежащих деревень.

Слухи об успехе проповеди Нитйананды Прабху в Панихати донеслись до Рагхунатха Даса. Будущий Госвами хотел встретиться с Ним и служить Его лотосным стопам, понимая, что милость Шри Чайтанйи обретается, в первую очередь, удовлетворением Его вечного спутника. Рагхунатх Дас попытался даже сбежать из дома, но был решительно остановлен отцом. В конце концов, сжалившись над сыном, Говардхан позволил ему увидеть великого Нитйананду, и юноша тотчас же отправился в Панихати.

Прибыв туда, он увидел Нитйананду Прабху сидящим на большом камне под величественным деревом баньян. Окруженный сотнями искренних преданных, Он казался сияющим. Опустившись рядом с этими великими душами, скромный Рагхунатх Дас растерялся от смущения, чувствуя свою вину за образ жизни обычного материалиста. Нитйананда Прабху, понимая умонастроение Рагхунатха, решил подшутить над ним. Подойдя ближе, будущий Госвами услышал от Нитйананды такие слова: "Ты негодяй, Рагхунатх Дас! Иди сюда, я накажу тебя."

Рагхунатх Дас без большого желания приблизился к Нему. Тогда Нитйананда Прабху схватил Рагхунатха и с силой опустил свои стопы на его голову. Преданные засмеялись, увидев, как наказание Нитйананды Прабху обернулось Его шутливым благословением.

Однако, кроме "наказания", Рагхунатх Дас получил от Нитйананды Прабху следующий наказ: "Организуй большой праздник и накорми всех преданных йогуртом и рисом." Эти слова доставили Рагхунатху Дасу большое удовольствие. Имея возможность использовать свое богатство в служении Господу, он немедленно отправил слуг закупить все необходимое для пира.

Вскоре вся площадь была заполнена изобилием дробленого риса, йогурта, молока, сладостей, сахара, бананов и разнообразных острых блюд. Священнослужители, миряне и паломники приходили за несколько миль, чтобы принять участие в празднике. Видя, как возрастает число гостей, Рагхунатх Дас распорядился доставить дополнительное количество продуктов из соседних деревень. Он приобрел также около четырехсот больших круглых глиняных горшков для замачивания риса. Действуя сообща, преданные приготовили праздничный пир, воспевая имя Господа в великом экстазе.

Наряду с многочисленными гостями в празднике участвовал Сам Нитйананда Прабху и другие близкие спутники Шри Чайтанйи. Каждый из них, согласно заведенному порядку, сидел на специальном возвышении, а другие преданные располагались вокруг. Всем присутствующим были розданы по два глиняных горшка. Один - с дробленым рисом и сгущенным молоком, другой - с рисом и йогуртом. Преданные, вкусив прасад с большим удовольствием, восклицали: "Хари Бол! Воспевайте имена Хари! Воспевайте имена Бога!"

В это время по воле Нитйананды Прабху мистическим образом появился Шри Чайтанйа. Но ощутить Его присутствие были способны только личности, достигшие совершенного уровня духовной реализации. Видя, как преданные едят рис, йогурт и сгущенное молоко, Шри Чайтанйа и Нитйананда Прабху испытывали большое наслаждение. Проходя между рядов, где сидели и вкушали преданные, Нитйананда Прабху брал по кусочку из тарелки каждого и, улыбаясь, клал в рот Шри Чайтанйи. Шри Чайтанйа, в свою очередь, делал то же самое по отношению к Нитйананде Прабху. Рагхунатх Дас наслаждался созерцанием этого обмена.

После пира он одаривал гостей золотом и драгоценными камнями, но преданные были равнодушны ко всему, кроме чувства любви к Рагхунатху Дасу и Нитйананде Прабху. Это событие вошло в историю под шутливым названием Данда Махотсава, что означает "праздник наказания". Ежегодно в этот день в честь "фестиваля дробленого риса" Данда Махатсава паломники отовсюду стекаются в Панихати. Это происходит в месяце Джайишта (мае-июне) на тринадцатый день прибывающей луны.

Перед возвращением в Сантаграм Рагхунатх Дас был несказанно счастлив, получив возможность в числе нескольких других преданных лично побеседовать с Нитйанандой Прабху. В смиренном состоянии ума он произнес такие слова: "Я - нижайший из людей, самый грешный, падший и обреченный. И все же я искренне желаю обрести прибежище Шри Чайтанйи Махапрабху. Много раз, пытаясь сделать это, точно ребенок, ловящий луну, я так и не добился успеха. Когда бы я ни предпринял попытку оставить дом и разорвать путы семейной привязанности, родители удерживали меня, порой с применением силы".

"Без Твоего благословения, - продолжал Рагхунатх Дас, - никому не достичь обители Шри Чайтанйи Махапрабху, но Твоей милостью даже нижайший из людей обретет приют у Его лотосных стоп. Сознавая свою никчемность и трепеща от страха, я все же взываю к тебе с мольбой - будь сострадателен ко мне и одари меня приютом у лотосных стоп Шри Чайтанйи Махапрабху". Завершая монолог, Рагхунатх Дас воскликнул: "Опусти Свои стопы на мою голову и дай благословение, чтоб я мог без помех достичь обители Шри Чайтанйи Махапрабху. Я всей душой молю Тебя об этом".

Внимая смиренной и полной преданности просьбе Рагхунатха Даса, Нитйананда Прабху улыбался, испытывая большое удовольствие. Затем, повернувшись к другим преданным, произнес: "Стандарт жизни, обычный для Рагхунатха Даса, сравним с таковым у царя небес Индры. И все же, поскольку милость Шри Чайтанйи уже пролилась на него, Рагхунатх Дас не привязан, подобно другим, к материальному счастью, даже купаясь в нем. А потому пусть каждый из вас будет милостив к нему и одарит Рагхунатха благословением как можно скорее достичь совершенной обители у лотосных стоп Шри Чайтанйи Махапрабху." Испросив для Рагхунатха Даса благословение всех присутствующих, Нитйананда Прабху привел слова писаний, подтверждающие степень духовной реализации Рагхунатха Даса.

Затем Он подозвал Рагхунатха к Себе и опустил Свои стопы на его голову, тем самым дав ему благословение. Далее Нитйананда Прабху по-дружески поделился с Рагхунатхом тем, что Шри Чайтанйа прибыл на праздник в Панихати просто являя Свою милость преданным. Кроме того, Он сообщил, что Шри Чайтанйа и в самом деле ел рис, приготовленный его руками.

Завершая беседу, Нитйананда Прабху приоткрыл перед Рагхунатхом завесу ближайшего будущего: "Шри Чайтанйа отнесется к тебе со всей благосклонностью и передаст на попечение своего секретаря Сварупа Дамодара. Ты станешь одним из самых близких и облеченных доверием Его помощников. Не сомневайся в этом и возвращайся домой. Совсем скоро ты удостоишься покровительства Шри Чайтанйи Махапрабху, и никто не будет в силах помешать тебе." Услышав это, Рагхунатх Дас вернулся в Сантаграм.

Но отныне он уже не мог изображать интереса к материальному. Если ранее, выполняя наказ Шри Чайтанйи, Рагхунатх играл роль богатого и предприимчивого человека, то теперь, получив благословение Нитйананды Прабху, опьянел от любви к Господу и уже не контролировал себя. Вновь и вновь он пытался бежать из отцовского дома, проповедовать людям и вести жизнь аскета. Но все его попытки оканчивались неудачей. Говардхан нанял специальную охрану, чтобы следить за Рагхунатхом, и эти "сторожа-профессионалы" неизменно возвращали его назад.

Плачущая мать в полном отчаянии предложила привязать Рагхунатха к колонне, опасаясь, что когда-нибудь он сумеет ускользнуть от охраны. Выслушав ее совет, Говардхан произнес слова, ставшие историческими: "Если несметное богатство и жена неземной красоты не сумели привязать его к миру, неужели это сделает веревка?"

В должное время Рагхунатх Дас получил возможность освободиться. Йадунандан Ачарйа, семейный гуру и жрец, по случаю некоего особого события взял Рагхунатха Даса с собой совершать религиозную церемонию. Гуру пользовался полным доверием семьи, и охрана, успокоенная тем, что Рагхунатх находится в надежных руках, ушла спать раньше обычного.

Но стражники недооценили Рагхунатха. Он сумел убедить гуру, что один продолжит предписанный ритуал, и бесхитростный доверчивый учитель дал на то свое дозволение. Рагхунатх понимал - это его шанс. В отсутствие охраны и членов семьи он принял решение воспользоваться благоприятным моментом, невзирая на поздний час.

Переходя от деревни к деревне, Рагхунатх, наконец, решил идти через джунгли, где отец и охранники не сумели бы отыскать его. Медитируя на Шри Чайтанйю и Нитйананду Прабху, он шел в направлении Джаганнатха Пури, где как раз в это время (в июле) преданные собирались на ежегодный фестиваль Радха-йатра. Проходя около трех миль в день, Рагхунатх добрался до амбара, где и решил заночевать. Тем временем, в Сантаграме охрана, слуги и стражники Маджумдара пришли к Йадунандану Ачарйе узнать о местонахождении Рагхунатха. Когда старый гуру простодушно рассказал им о случившемся, ни у кого не оставалось сомнений в том, что произошло: Рагхунатх воспользовался случаем и сбежал!

Говардхан, отец Рагхунатха, был очень умен. Он знал, что преданные со всей Бенгалии должны собраться в Пури на фестиваль Радха-йатра и повелел своим слугам: "Рагхунатх торопится в Пури к Шри Чайтанйе Махапрабху. Десять самых опытных из вас должны немедля отправляться на его поимку и вернуть беглеца! Я уверен, его сопровождает Шивананда Сен, отвечающий за паломничество в Пури". Затем Говардхан написал Шивананде письмо, обращаясь к нему с мольбой: "Пожалуйста, верни мне сына!" Письмо было отправлено с десятью слугами.

Но посланцы вернулись с пустыми руками: Шивананда отвечал Говардхану, что никогда не путешествовал с Рагхунатхом и его друзьями. Отец и мать Рагхунатха были охвачены горем. Что делать? Посылать ли гонцов в далекий Джаганнатха Пури? Быть может, сын никогда не придет туда? А что, если он ранен и нуждается в нашей помощи?

Рагхунатх Дас тем временем покинул амбар, в котором провел ночь, и продолжил свой путь. До его прибытия в Пури оставалось двенадцать дней. В джунглях трудно найти пропитание, и Рагхунатх Дас за эти дни принимал пищу не более трех раз. Так развивалось в нем чувство отрешенности, которым впоследствии он был столь знаменит. Один из биографов писал: "Тело постилось, а ум наслаждался предвкушением встречи с Учителем, Шри Чайтанйей Махапрабху."

В конце концов, достигнув Пури, Рагхунатх Дас пришел к Шри Чайтанйе, внимавшему Шри Сварупу Дамодару в окружении своих близких преданных. Когда Шри Чайтанйа увидел Рагхунатха Даса, Он тотчас попросил его подойти ближе, то же сделал и Нитйананда Прабху. Но прежде, чем эти слова изошли из уст Господа, Рагхунатх Дас припал к стопам Чайтанйи Махапрабху в экстазе духовной любви, а Шри Чайтанйа по своей беспричинной милости поднял и обнял его.

Затем Он обратился к Сварупу Дамодару, своему почитаемому слуге, с такими словами: "Дорогой Сваруп, Я вручаю тебе Рагхунатха Даса. Прошу тебя, отнесись к нему, как к сыну и послушному слуге. С этого дня Рагхунатх будет зваться Рагху Сварупа Дамодара." Став слугой Сварупа Дамодара, он считался помощником секретаря Шри Чайтанйи (поскольку Сваруп был секретарем). Приняв Рагхунатха Даса в узкий круг Своих близких спутников, Шри Чайтанйа тем самым благословил его и явил ему особую милость. Преданные, пораженные увиденным, воспели славу счастливой судьбе Рагхунатха.

Находясь на попечении Шри Сварупа Дамодара, Рагхунатх Дас ежедневно получал остатки пищи Шри Чайтанйи Махапрабху и вкушал их с трансцендентной любовью и наслаждением. Пища, которой коснулся Господь, была насыщена духовной энергией и возносила Рагхунатха к вершинам духовного экстаза. Это продолжалось в течение пяти дней, но на шестой Рагхунатх счел себя недостойным такой чести и стал просить подаяние, стоя у главных ворот храма Джаганнатхи.

Отвечая на вопрос, почему он предпочел кусочки простой еды у храма Джаганнатхи остаткам изысканно приготовленных блюд Шри Чайтанйи, Рагхунатх говорил: "Эта пища для меня не менее вкусна. Духовное видение освобождает от потворства своим слабостям. Лучше я возьму немного зерен, питая и тело и душу". Шри Чайтанйа, удовлетворенный аскетизмом Рагхунатха, публично восхвалял его за это.

Скромность Рагхунатха Даса доставляла не меньшее удовольствие Шри Чайтанйе, хотя ее возрастающие проявления вызывали неоднозначную оценку. Так, например, Рагхунатх считал себя настолько падшим, что в течение нескольких лет не смел даже приблизиться к Шри Чайтанйе. Он делился с Ним своими мыслями, когда это было необходимо, прибегая к помощи Говинды (слуги Шри Чайтанйи) или своего учителя Сварупа Дамодара. Тем не менее, ощущение необходимости личного общения со Шри Чайтанйей постепенно нарастало, и, наконец, Рагхунатх Дас обратился за разъяснением к Сварупу Дамодару.

Узнав о вопросе Рагхунатха, Шри Чайтанйа пригласил его к Себе и сказал такие слова: "Сварупа Дамодар мог информировать тебя даже лучше Меня, но если ты желаешь услышать наставления непременно из Моих уст, я назову тебе твои обязанности. Не веди разговоры на мирские темы сам и не слушай, как об этом говорят другие. Не ешь изысканную пищу и не носи дорогую одежду. Не требуй уважения к себе, а всеми силами служи другим. Неизменно воспевай святое имя Кришны и в мыслях своих служи Радхе и Кришне во Вриндаване. Вот мои краткие наставления тебе. Более подробное их толкование преподаст тебе Шри Сваруп Дамодар." Слова Шри Чайтанйи воодушевили Рагхунатха Даса и укрепили его стремление к аскетизму и преданность Сварупу Дамодару.

Благодатные летние месяцы возвестили о приходе Радха-йатра-фестивале, и Рагхунатх Дас был несказанно счастлив, встречаясь с близкими спутниками Господа, собравшимися в Пури со всей Бенгалии.

В числе прибывших преданных был и Шивананда Сен, который рассказал Рагхунатху о десяти стражниках, посланных его отцом. Рагхунатх сочувствовал своим близким, но не отступил от прежнего решения. Не желая возвращаться домой, он просил Шивананду утешить родителей, вернувшись с фестиваля в Бенгалию, на их общую родину.

Спустя четыре месяца Шивананда и другие преданные пустились в обратный путь. Услышав об их возвращении, Говардхан направил к Шивананде своего слугу получить сведение о сыне, Рагхунатхе Дасе.

"Ты встречался с Рагху в Джаганнатха Пури? - спросил посланник Говардхана, - Он был там с Чайтаньей Махапрабху?"

"Да - ответил Шивананда Сен, - Рагхунатх Дас - приближенный Шри Чайтанйи Махапрабху, и слава его велика. Имя Рагху знает каждый. Он служит под опекой Сварупа Дамодара, день и ночь воспевая вятое имя Кришны. Рагхунатх Дас стал душой всех преданных".

"Сын твоего господина отрекся от мира, - продолжал Шивананда, - не заботясь о еде и одежде, он берет немного зерен у храма Джаганнатхи или постится, если милостыни нет. Рагхунатх без остатка посвятил свою жизнь служению Господу". Выслушав Шивананду Сена, посланец возвратился к Говардхану Маджумдару.

Известие, полученное от слуги, подробно изложившего содержание разговора, повергло мать и отца Рагхунатха в глубокую печаль. В то же время они, наконец, осознали, что были не в силах изменить монастроение сына и решили направить нескольких человек для обустройства его комфорта. Родители начали с того, что послали Шивананде четыреста золотых, двух слуг и одного брахмана-повара, которых он должен был передать Рагхунатху.

Как обычно, на следующий год Шивананда Сен вновь отправился в Пури и передал Рагхунатху Дасу дар его родителей. Поначалу Рагхунатх даже не коснулся денег, сочтя их препятствием на пути духовного прогресса, однако, понемногу смягчился и взял незначительную сумму, необходимую только для того, чтобы два дня каждого месяца оказывать достойный прием Шри Чайтанйе Махапрабху. На протяжении двух лет он использовал родительские деньги в служении Шри Чайтанйе, затем внезапно прекратил делать это.

Не получая приглашения от Рагхунатха Даса в течение двух месяцев, Махапрабху обратился с вопросом к Сварупу Дамодару. Сообща, они пришли к заключению, что Рагхунатх рассуждает следующим образом: "Когда человек вкушает пищу, приготовленную материалистами, его ум оскверняется, и он становится неспособным к чистым помыслам о Кришне. Два года по Своей беспричинной милости Шри Чайтанйа принимал мои приглашения. Но порвав всякую связь с богатством и материалистически настроенными людьми, я доставлю Ему большее удовольствие." Ход мыслей Рагхунатха Даса и в самом деле был таким.

Понимая, что он в совершенстве постиг Его учение и отдавая дань строгой приверженности агхунатха к аскетичному образу жизни, Шри Чайтанйа наградил его маленьким камнем со святого холма овардхана и гирляндой из небольших раковин, взятых им во Вриндаване (названный камень по сей день хранится во Вриндаванском храме Шри Шри Радха Гокулананда).

Эти предметы были очень дороги Шри Чайтанйе - они хранились у Него в течение трех лет. Когда Махапрабху подарил их Рагхунатху Дасу, удивленные преданные уже не сомневались, что Госвами - не обычный человек. Уровень сознания Кришны, достигнутый Рагхунатхом, описан в "Чайтанйа-чаритамрите":

саде сат прахара йайа киртан-смаране
ахар-нидра чари данда сеха нахе кона дине

"Двадцать два часа из двадцати четырех занимало у Рагхунатха Даса воспевание Харе Кришна маха-мантры и памятование о лотосных стопах Господа. Прием пищи и сон продолжались не более полутора часов, а в иные дни он совсем забывал об этом."

Аскетизм Рагхунатха возрастал год от года, и вскоре он стал обходиться почти без еды и питья, довольствуясь лишь несколькими каплями пахты в день. Преданные, пораженные его способностью поддерживать жизнь в таком режиме, приходили за несколько миль, чтобы увидеть великого Госвами. Когда люди приближались к нему, Рагхунатх Дас кланялся им. Говорят, что за день он совершал две тысячи поклонов преданным и тысячу поклонов Господу, а также воспевал около ста тысяч имен Бога. Глубину и степень осознания Кришны, проявленные Рагхунатхом Дасом, не дано постичь никому.

Благодаря суровым аскезам, он стал великим мистиком, известным по всей Индии. Мудрецы проделывали огромный путь, желая общения с ним; ученые, представляющие известные школы, приходили только за тем, чтобы услышать его толкование писаний; а искатели духовности из дальних мест спешили к нему учиться.

Рагхунатх Дас находился в Пури около шестнадцати лет, когда в 1534 году Шри Чайтанйа оставил этот мир. Незадолго до своего ухода Махапрабху просил Рагхунатха отправиться во Вриндаван, и в тесном сотрудничестве с Рупой и Санатаном, уже проводивших там занятия по философии Господа Чайтанйи, возродить важнейшие святые места и возвести величественные храмы.

Рагхунатх оставался в Пури еще около трех-четырех лет, пока не скончался Сваруп Дамодар, его возлюбленный духовный учитель. Тогда, в возрасте почти сорока лет, Рагхунатх Дас покинул Вриндаван, чтобы сотрудничать с Рупой и Санатаном в их служении, о чем просил его Шри Чайтанйа. Но безвременный уход обоих его учителей так потряс Рагхунатха, что он решил покончить с собой, спрыгнув с холма Говардхана.

Шри Рупа и Санатан Госвами удержали его от этого шага, зная о близком общении Рагхунатха Даса со Шри Чайтанйей. Они убедили Госвами продолжать жить и ежедневно рассказывать об играх Господа, что он и делал на протяжении трех часов каждый день, вплоть до самой смерти. Подобная практика Рагхунатха Даса дала возможность Рупе и Санатану регулярно слушать из его уст повествования о Шри Чайтанйе Махапрабху. В конце концов, среди вайшнавов имя Рагхунатха Даса стало нераздельным с именем Рупы и Санатана. Тесно подружившись между собой, они продолжали свое служение во Вриндаване до последних дней жизни.

Большую часть времени Рупа и Санатан проводили в самом Вриндаване, тогда как Рагхунатх Дас путешествовал в городок Говардхан во Врадже, где предавался медитации близ прекрасного озера, известного в наши дни под названием Радха-кунда (важнейшего из святых мест Вриндавана, воссозданного самим Шри Чайтанйей). Впоследствии Радха-кунда прославилась среди вайшнавов как мистическое жилище Рагхунатха Даса Госвами (или "Даса Госвами", как называли его во Вриндаване), поскольку именно здесь в маленьком домике он и решил поселиться.

Рагхунатх Дас не сразу обзавелся жильем, поначалу он просто садился под открытым небом и погружался в медитацию на Божественную пару Шри Шри Радха-Кришну. Широко известная история о раннем пребывании беззащитного Даса Госвами возле Радха-кунды ныне увековечена. "Бхакти-ратнакара" описывает такой эпизод. Как-то раз, во время глубокой медитации Госвами, тигр с тигрицей пришли на водопой к Шйама-кунде, находящейся в непосредственной близости от Радха-кунды. Хотя Дас Госвами по этому поводу не проявлял никакого беспокойства, Господь Кришна низошел на землю и Сам охранял его, чтобы медитация Рагхунатха ничем не нарушалась и жизнь не подвергалась опасности.

Санатан Госвами, случайно проходивший мимо, стал очевидцем этой сцены. Когда тигры и Господь Кришна удалились, Шри Санатан, подойдя к Дасу Госвами, стал убеждать его в необходимости построить хижину, чтобы не вынуждать Господа Самому приходить на его защиту. Однако Дас Госвами, сосредоточенный только на медитации, не воспринял всерьез совет Санатана.

Но, спустя какое-то время, аналогичный инцидент повторился, и Рагхунатх уже не мог не придать ему значения. Однажды, когда в течение нескольких часов он неподвижно сидел в медитации под палящими лучами солнца, преданные стали волноваться за его жизнь. В это время появилась Радхарани и, встав за спиной великого преданного Рагху, заслонила его от жарких солнечных лучей концом своего сари.

Санатан Госвами, вновь оказавшийся рядом, видел все происходящее и заметил, что одежды Радхарани намокли от трансцендентного пота, когда, совершая любовную аскезу ради Рагхунатха Даса, она охраняла своего верного преданного. Затем, обернувшись к Санатану, Шримати Радхарани улыбнулась и исчезла.

Санатан Госвами тотчас же направился к Рагхунатху Дасу, чтобы попенять ему за причинение ненужных беспокойств супруге Господа, расценив это, как свой священный долг. После описанного случая Дас Госвами построил маленькую хижину, дабы любящей его Радхике не приходилось впредь брать на себя заботу о защите его от полуденного зноя. Фактически, с этого случая и началась практика постройки кутиров, т.е. небольших жилищ, в которых садху могли предаваться длительной медитации.

Удивительные игры Шри Рагхунатха Даса Госвами у Радха-кунды стали почти легендарными, и каждый их эпизод полон духовного смысла. Так, например, вышеописанные истории демонстрируют полное равнодушие Рагхунатха Даса к собственному материальному благополучию и погружение его без остатка в сознание Кришны. Более того, эти игры свидетельствуют, что Радха и Кришна, в ответ на преданность Рагхунатха Даса, чувствовали себя его должниками. Они являют также, что Дас Госвами удостоился особой милости Шри Радхики.

Другая известная игра Госвами отражала его беспокойство за сохранение священной чистоты Радха-кунды, в водах которой преданные имели обыкновение стирать одежду и мыть посуду. Рагхунатх Дас решил вырыть для этих целей специальный колодец. В процессе работы преданные наткнулись в земле на камень, сочившийся кровью. Опасаясь нанесения некоего оскорбления, Рагхунатх Дас распорядился прекратить работу. Ночью ему низошло откровение, что камень, найденный преданными, это "язык Говардхана", и Рагхунатх Дас воздвиг храм в его честь, который и поныне служит местом поклонения.

Степень духовного осознания и отрешенности Даса Госвами возрастала день ото дня, достигнув своей кульминации в полном погружении в бытие Бога. Словом и делом Рагхунатх Дас убеждал людей, что способности, заложенные в теле, должны быть подчинены желанию души. Сумев возвыситься над потребностями тела, Рагхунатх Дас достиг такого уровня, когда они уже не являлись препятствием на пути духовного прогресса. Пример этого великого святого позволяет также извлечь бесценный урок обретения контроля чувств, имеющий своей конечной целью не физическое совершенство, а достижение любви к Богу.

Сегодня возле Радха-кунды стоит самадхи Даса Госвами, т.е. место его погребения, и паломники со всего света приходят сюда, чтобы оказать почтение величайшему из духовных учителей. Спиритуалисты по сей день прибегают к цитатам из его сочинений, записанным прямыми последователями. В течение жизни Рагхунатх Дас слагал проникновенные стихи в жанре поэзии и прозы, славящие интимные развлечения Радхи и Кришны. В совокупности они составили три тома: "Става-мала" (или "Ставамали"), "Дана-чарита" (или "Дана-кели-чинтамани"), и "Мукта-чарита". Но помимо литературных сочинений Рагхунатх Дас Госвами вошел в историю, как непревзойденный символ отрешенности. "Чайтанйа-чаритамрита" утверждает: "Рагхунатх Дас уже с раннего детства ... был совершенно равнодушен к материальному наслаждению". А потому нет ничего удивительного, что его называют прайоджан ачарйа или "тот, кто учит цели жизни собственным примером".




Тиробхав Шри Рагхунатха Бхатты Госвами

Рагхунатх Бхатта Госвами (1505-1579) 1, по многим причинам является наиболее загадочным из всех шести Госвами. Хотя Чайтанйа Махапрабху считал Рагхунатха Бхатту непревзойденным среди вайшнавов певцом, поваром и декламатором "Шримад-Бхагаватам", сведений об этой необычной личности сохранилось очень мало. Рагхунатх Бхатта Госвами был единственным из Госвами Вриндавана, не оставившим литературных трудов, которые могли бы восполнить недостаток информации о нем.2 Известно, что его род вел свое происхождение из Восточной Бенгалии, однако, генеалогия до сих пор остается не выясненной, в отличие от биографии Дживы Госвами и его знаменитых дядей Рупы и Санатана.

Исторические хроники свидетельствуют, что в 1503 году отец Рагхунатха Бхатты, Тапан Мишра, по просьбе Чайтанйи Махапрабху переехал в Бенарес.3 Известно также, что это произошло за два года до рождения сына.4 Таким образом, большей частью исследователей Чайтанйа-вайшнавизма 1505 год признан годом рождения Рагхунатха Бхатты. Эту дату можно получить и другим способом: когда вернувшийся из Вриндавана в Пури Шри Чайтанйа Махапрабху прибыл в Бенарес (приблизительно в 1514 году) Рагхунатху Бхатте было только девять лет.5

Шри Чайтанйа приехал в Бенарес, чтобы увидеться со своими выдающимися преданными, таким как Чандрашекхар (врач) и Тапан Мишра. Кроме того, Он посещал Бенарес для того, чтобы громить философов-майавади (широко распространенных в городе) и давать наставления Санатану Госвами. Но наиболее значительным событием за время этого краткого визита Шри Чайтанйи в Бенарес было смиренное служение Ему маленького мальчика, который впоследствии стал одним из ближайших Его последователей по имени Рагхунатх Бхатта Госвами.

Находясь в Бенаресе, Учитель поселился в семье Чандрашекхара и ежедневно принималпрасад в доме Тапана Мишры. Когда бы Чайтанйа Махапрабху ни появлялся у Тапана Мишры, маленький Рагхунатх Бхатта с волнением подходил к Нему и просил самого простого служения. Шри Чайтанйа позволял мальчику растирать Его ноги и мыть за Ним посуду. Хотя исполнение этих обязанностей доставляло Рагхунатху Бхатте огромное наслаждение, два месяца спустя его служение завершилось, поскольку Шри Чайтанйа решил возвратиться в Свою резиденцию в Пури.

Когда Чайтанйа Махапрабху покинул Бенарес, сын Тапана Мишры не находил себе места и постоянно вспоминал свои любовные отношения со Шри Чайтанйей. Только в этих воспоминаниях он находил утешение. Несколько лет спустя памятование о встречах со Шри Чайтанйей постепенно переросло в неодолимое желание воссоединиться с Господом. Он с нетерпением ждал дня, когда повзрослеет настолько, что сможет отправиться в Пури служить Господу постоянно.6

В возрасте двадцати лет Рагхунатх Бхатта (со слугой, который нес его багаж) наконец, покинул Бенарес, держа путь в Пури. По дороге Рагхунатх Бхатта решил предпринять продолжительное путешествие по Бенгалии, где повстречал казначея по имени Рамдас. Хотя Рамдас состоял на службе у правителя-мусульманина, он был великим преданным Господа Рамачандры (инкарнации Кришны) и чрезвычайно сведущим в ведических писаниях.7

Рамдас отрекся от привязанности к миру и шел в Пури, чтобы предать свою жизнь Господу. Поскольку Рагхунатх Бхатта и его слуга также направлялись в Пури, и с той же целью, они решили путешествовать вместе. Понимая, что Рагхунатх Бхатта - это возвышенный преданный, Рамдас стал просить позволения нести поклажу Рагхунатха у себя на голове и служить ему многими другими способами. Получив разрешение, он совершал разнообразное служение Рагхунатху, массируя его стопы и выполняя любое поручение.

Но Рагхунатх Бхатта отличался удивительным смирением и не мог позволить, чтобы другая личность считала его достойным принимать служение. "Ты - уважаемый человек, - говорил он Рамдасу, - и я не вижу причины, по которой ты должен служить такой падшей личности, как я. Давай путешествовать на равных в мире и согласии."8

Однако, Рамдас возразил: "Я - шудра, самая падшая душа. Служить брахману - мой долг и религиозная заповедь. А потому, пожалуйста, оставь сомнения. По своему положению я - твой слуга, и когда я служу тебе, мое сердце ликует."9 Получив дозволение, Рамдас и дальше нес багаж Рагхунатха Бхатты и служил ему всевозможными способами. Исполняя это, он неустанно и вдохновенно воспевал святое имя Господа Рамачандры.

В конце концов, путники достигли Пури и встретились со Шри Чайтанйей Махапрабху. Рагхунатх Бхатта в величайшем смирении припал к лотосным стопам Господа. Когда он поднялся, Шри Чайтанйа обнял Рагхунатха Бхатту, хорошо понимая, кто стоит перед Ним. Затем Господь спросил его об отце и Чандрашекхаре. Рагхунатх Бхатта заверил Махапрабху, что с ними все в порядке.

"Это хорошо, что ты пришел в Пури, - сказал Шри Чайтанйа Рагхунатху Бхатте. - А сейчас ступай в храм и взгляни на лотосоокого Господа Джаганнатху. Когда вернешься, мы вместе примемпрасад." Затем Шри Чайтанйа представил Рагхунатха Бхатту всем другим преданным во главе со Сварупом Дамодаром, выполняющим особое служение Госвами.10

Шри Чайтанйа, являл Рагхунатху Бхатте особую милость, ежедневно вкушая с ним прасад, позволяя служить себе и давая наставления об извечных истинах Вед. В это время Рагхунатху Бхатте Госвами часто приходилось готовить пищу для Шри Чайтанйи, и постепенно он стал необычайно искусным поваром. Говорили, что все, приготовленное им, имело вкус божественного нектара. Шри Чайтанйа высоко ценил блюда Рагхунатха Бхатты. Хотя Учитель отличался взыскательностью к пище, прасад, приготовленный Рагхунатхом Бхаттой Госвами, он принимал всегда и вкушал его с большим удовольствием. После того, как Учитель заканчивал трапезу, Рагхунатх Бхатта съедал остатки пищи с Его тарелки. Тем самым он явил миру, что служа возвышенным душам и принимая остатки их пищи, можно достичь высочайшего духовного прогресса.

Восемь месяцев спустя, Шри Чайтанйа повелел Рагхунатху Бхатте вернуться домой, в Бенарес, чтобы находиться рядом с престарелыми родителями. Видя духовный уровень, достигнутый Рагхунатхом Бхаттой, и его тягу к отречению, Учитель посоветовал ему не вступать в брак, который увел бы его в сторону от поставленной цели. Кроме того, Шри Чайтанйа просил Рагхунатха Бхатту изучать "Шримад-Бхагаватам" под руководством чистого вайшнава, достигшего совершенства в любви к Богу. Говоря это, Махапрабху снял Свои кантемалы и с любовью надел их на шею Рагхунатху Бхатте. "Когда-нибудь вновь возвращайся в Пури". С этими словами он обнял Рагхунатха Бхатту, из глаз которого покатились слезы.11

Прибыв в Бенарес, он выполнил наказ Шри Чайтанйи, верно служа своим родителям-вайшнавам. Слушая "Шримад-Бхагаватам" из уст осознавшей себя личности, (имя которой осталось неизвестным), Рагхунатх Бхатта вскоре стал мастером декламации. Служение родителям и погружение в "Бхагаватам" на протяжении четырех лет было его жизнью и душой, вплоть до того дня, когда мать и отец оставили этот мир. Ничто больше не удерживало Рагхунатха Бхатту в Бенаресе, и он вернулся в Пури, желая вновь без остатка предаться лотосным стопам Шри Чайтанйи Махапрабху.

Как и в первый раз, Рагхунатх Бхатта служил Шри Чайтанйе в течение восьми месяцев. Когда этот короткий период миновал, он вновь покинул Пури, получив наказ, ставший миссией его жизни. "Мой дорогой Рагхунатх, - сказал Шри Чайтанйа, - иди во Вриндаван. Следуй Моим наставлениям и вручи себя заботам Рупы и Санатана Госвами. Живя во Вриндаване, постоянно воспевай Харе Кришна маха-мантру и читай "Шримад-Бхагаватам". Тогда Шри Кришна, Верховная Божественная Личность, очень скоро одарит тебя Своей милостью."12

Затем Шри Чайтанйа обнял Госвами и Своей милостью умножил его экстатичную любовь к Кришне. Затем Он дал Рагхунатху Бхатте несколько орехов бетеля (разновидность перца) и длинную гирлянду из листьев туласи, снятую с Божества Джаганнатхи. Госвами бережно хранил эти святыни и поклонялся им, как подаркам Шри Чайтанйи.

С благословения Шри Чайтанйи Рагхунатх Бхатта покинул Джаганнатха Пури и направился во Вриндаван. Прибыв туда, он вручил себя опеке Рупы и Санатана Госвами, доставив им большое удовольствие и явив достойный подражания пример. Вскоре он принял прибежище Божества Рупы Госвами, Говиндадева, а какое-то время спустя имел несколько богатых учеников, готовых финансировать строительство величественного храма в честь Господа Говинды. Рагхунатх собственноручно изготовлял украшения для Божества, включая флейту и комплект серег в форме акулы. Кроме того, он быстро снискал любовь всех жителей Вриндавана благодаря восхитительной декламации "Бхагаватам".

Рагхунатх Бхатта имел обыкновение воспевать "Шримад-Бхагаватам" на три или четыре различные мелодии. В другое время он повторял Харе Кришна маха-мантру. Когда Рагхунатх Госвами начинал декламацию, он сам и его слушатели лишались чувств от любви к Богу. Рассказывали, что время от времени его пение внезапно обрывалось, особенно в момент, когда в состоянии транса Рагхунатх Бхакта начинал проявлять признаки экстаза. Преданные изумлялись этому зрелищу - слезы, трепет, дрожащий голос. Тело Рагхунатха покрывалось гусиной кожей, и он терял сознание от избытка трансцендентных эмоций.

Принимая во внимание, что Рагхунатх Бхатта Госвами, в первую очередь, известен, как непревзойденный декламатор "Шримад-Бхагаватам", остаток этой главы будет посвящен разъяснению уникальной природы этого гигантского сочинения из восемнадцати тысяч стихов. "Бхагаватам" разделена на двенадцать песней, каждая из них олицетворяет определенную часть тела Господа. Две первые песни - Его лотосные стопы, третья и четвертая - Его бедра, пятая - талия, шестая - грудь, седьмая и восьмая - две сильных руки Господа, девятая - Его шея, а особая, десятая, песнь, описывающая сокровенные игры Кришны - Его улыбающееся лицо, одиннадцатая песнь - лоб Господа, а двенадцатая - Его корона.

"Бхагаватам" - это огромное по объему и многогранное произведение, обозревающее широкий спектр информации в области метафизики, онтологии, космологии, гносеологии, социального устройства, политологии и психологии. Американский трансценденталист девятнадцатого века Ральф Вальдо Эмерсон, восхищенный "Бхагаватам", назвал его книгой, читать которую нужно, "стоя на коленях".

По убеждению вайшнавов-чайтанйитов, "Бхагаватам" является квинтэссенцией ведической мудрости.13 Это не голословное утверждение. Признанные ученые сравнивают ведическую литературу с полным словарем, тогда как остальные известные миру писания - с карманными словариками. Информация, содержащаяся в Ведах, перекликается с таковой в других святых писаниях, однако, ведические источники представляют ее гораздо более полно. Многие тысячи ведических текстов освещают фундаментальные проблемы, известные человечеству. Поэтому, называя "Бхагаватам" сливками всего знания, мы тем самым объявляем его наиболее значительным теологическим произведением всех времен. И вайшнавы-чайтанйиты принимают это утверждение.

Духовный процесс "кристаллизации" "Бхагаватам", приведший к его величию, весьма поучителен. Шрила Вйясадев (инкарнация Кришны, имеющая особые полномочия стать составителем Вед) в письменной форме передал их нетленную мудрость пять тысяч лет назад. Далее он кратко изложил суть ведических писаний в грандиозной по объему "Веданта-сутре". Однако, в дальнейшем Вьяса впал в уныние, чувствуя, что написанные им сочинения не акцентируют внимание на Абсолютной Истине. Предположение Вьясы подтвердил его гуру, Нарада Муни, сказавший, что для обретения полного удовлетворения ему необходимо описать имя, славу, форму, качества и игры Кришны, Верховной Божественной Личности. Это описание должно стать венцом ведического знания. Следуя наказу гуру, Вйасадев составил "Шримад-Бхагаватам", зрелый плод ведичесого древа познания, как естественный комментарий к "Веданта-сутре".

Примечательно, что "Бхагаватам" заявляет о собственной исключительности с первых же страниц: дхармах проджджхита-каитаво 'тра, "здесь полностью отвергается всякая религиозная деятельность, преследующая материальные цели". (Ш.Б. 1.1.2). Эти корыстные устремления принимают форму камы (грубого или тонкого удовлетворения чувств), артхи(экономического преуспевания), дхармы (примитивной религиозности или сектанства) и, наконец, мокши (освобождения).

Описанные четыре цели являются материальными по своей сути и сводят на нет любую претензию на истинную религиозность, ибо, в действительности, под этой маской всякий раз таится желание расширения чувственного удовлетворения. Так, например, обычный человек придерживается религии (дхармы) лишь только потому, что мечтает о богатстве (артха). Осознав Бога, как Верховного Контролера, он надеется "вымолить у своего Господа" получение желаемого. Такое, часто встречающееся, умонастроение коварно по своей природе и погружает человека в одну из разновидностей поверхностной религиозности, хотя он может считать себя серьезным исполнителем избранного религиозного культа.

Однако на поверку оказывается, что такой верующий - все тот же материалист, ибо его религиозные поиски подогреваются одним дурным желанием: обретением богатств. Но зачем они ему? - Для кама или наслаждения чувств, т.е. цели, прямо противоположной принципам религии. В конце концов, устав от этой бессмысленной суеты, человек начинает стремиться к мокше, или освобождению. К несчастью, истинное освобождение далеко отстоит от этого мошенника, так и не понявшего высший смысл духовных исканий.

На том уровне или на другом, но подобное - удел каждого. И только "Бхагаватам" призывает своих читателей превозмочь эту всеобщую болезнь, эту иллюзию, в сети которой попадается даже тот, кто имеет благие намерения. Личность, изучающая "Бхагаватам", должна распрощаться со всеми мирскими желаниями, дабы достичь полного очищения. Стремящийся к более скромной цели обращается к упрощенным писаниям. "Бхагаватам" же предназначен для тех, кто всерьез настроен достичь высшего совершенства жизни - любви к Богу.

Для более полного осмысления "Шримад-Бхагаватам" необходимо ознакомиться с исторической обстановкой времени его создания. Хотя составителем этого санскритского свода заповедей принято считать Вйасадева, изначальное знание, содержащиеся в "Бхагаватам", существовало вечно. Согласно самому "Бхагаватам", оно было поведано непосредственно Господом первому живому существу Брахме. Тот передал суть этого знания Нараде, а Нарада - Вйасе. Однако, пять тысячелетий назад имели место три следующих друг за другом откровения, благодаря которым "Бхагаватам" стал еще сладостнее. Подробное описание этих откровений дано самим Вйасадевом.

Первое из них произошло в Бадарикашраме, где Шрила Вйасадев, составитель "Бхагаватам", был декламатором, а его сын Шукадев Госвами - главным слушателем "Бхагаватам". Далее, когда "Бхагаватам" был поведан во второй раз, говорящим был уже Шукадев Госвами. Он передал повествования в том виде, в каком услышал от своего отца, что сделало "Бхагаватам" еще приятнее для восприятия его ученика Махараджа Парикшита и тысяч других собравшихся. И, наконец, третье откровение произошло в лесу Наимишаранйя (на берегу Гомати возле сегодняшнего Нимсара в штате округа Уттар Прадеш). Шестьдесят тысяч мудрецов внимали здесь мудрецу по имени Шри Шаунак Риши и совершали жертвоприношение на протяжении тысячи лет, чтобы обрести надлежащее понимание этого великого произведения.

Учитывая, что это тысячелетнее жертвоприношение происходило десятки веков назад, столь долгая продолжительнсть жизни не должна вызывать недоумения. По свидетельству многих древних источников люди в прежние времена жили необычайно долго. Даже в Библии говорится, что Адам прожил 930 лет, Сет (сын Адама) - 912, Енох (сын Сета) - 905, а Мафусаил, библейский долгожитель, - целых 969 лет. После потопа продолжительность человеческой жизни значительно сократилась. Авраам, например, прожил всего лишь 175 лет. Эта библейская информация может показаться сомнительной, как и некоторые сведения, приведенные в "Бхагаватам", но возможность несопоставимой с нашими представлениями продолжительности жизни в принципе не должна отрицаться. В природе встречаются насекомые, которые по нашему исчислению, живут только несколько мгновений. Так почему же и нам не жить лишь несколько мгновений по системе отсчета существ более высокого порядка? Время относительно.

Но жизнь шестидесяти тысяч мудрецов, возглавляемых Шаунаком Риши, была посвящена исканиям духовности. По истечении тысячелетнего жертвоприношения, проводимого по строгим ведическим правилам, они стали слушателями Шри Суты, получившего знания во время второго откровения, когда Шукадев Госвами пересказывал "Шримад-Бхагаватам"Махараджу Парикшиту.

Однако, пройдя три последовательных этапа передачи, "Бхагаватам" продолжает передаваться от учителя к ученику по цепи ученической преемственности. Тем самым "Бхагаватам" становится все более и более насыщенным, как черная патока, загустевая, превращается в леденец. Во времена Чайтанйи Махапрабху и шести Госвами сокровенные истины "Бхагаватам" имели взрывную силу вулкана с лавой из чистейшего нектара. Последнее изложение "Бхагаватам" мы имеем в переводах и комментариях Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, сделавшего нектар "Бхагаватам" доступным для страждущих людей этого безбожного века.

Получив знания об истории "Бхагаватам" и о том, как он передавался по цепи ученической преемственности, будет полезным сделать общий обзор его содержания. Это даст возможность проникнуть в суть вопроса, почему шесть Госвами и, прежде всего, Рагхунатх Бхатта, избрали "Бхагаватам" главным писанием, и почему одного этого удивительного произведения достаточно для того, чтобы поднять и читателя, и слушателя на высший уровень духовного совершенства.

Помимо подробного разъяснения самбандхи, абхидейи и прайоджаны, "Бхагаватам" рассматривает также десять основных тем:

(1) Сарга: первый этап творения - создание Господом пяти грубых элементов, пяти объектов чувств, десяти чувств, ума, разума, ложного эго и совокупной материальной энергии (или Вселенской формы). Здесь приведена информация, которая превосходит библейскую, и значительно более подробна.

(2) Висарга: второй этап творения или деятельность Брахмы, первого живого существа. Подробное описание места Брахмы в процессе творения и создания им подвижных и неподвижных живых существ согласно воле Кришны.

(3) Стхана: поддержание Господом вселенной при помощи своих разнообразных энергий. Описание божественных потенций в их строгой взаимосвязи, благодаря которой они содействуют Господу в Его функции по сохранению вселенной.

(4) Посана: особое положение преданных Господа. Описание того, как в этом мире они проводят в жизнь замыслы Господа, и как Он вступает во взаимоотношения с ними.

(5) Ути: побуждение к творению, или причина начала всякой деятельности в соответствии с временем, местом и обстоятельствами. Концепция времени и пространства в подробном изложении, не только применительно к нашей, но и к другим планетарным системам.

(6) Манвантара: регулирующие принципы человеческой жизни, предписанные в соответствии с социальной принадлежностью, природой, качествами и родом занятий.

(7) Ишанукатха: подробное описание Личности Бога, Его инкарнаций и Его отношений с преданными. Объяснение развлечениий Господа в духовной обители. Подобная информация не встречается нигде в западной религиозной литературе.

(8) Ниродха - характеристика всех энергий, задействованных в творении. Детальное описание потенций Господа с уделением особого внимания онтологии и теологии.

(9) Мукти: разновидности освобождения в ряду, начинающемся с избавления от материальных страданий до совершенства в любви к Богу.

(10) Ашрайа: Конечная Цель. Трансцендент. Summum Bonum. Полное описание Tого, из которого все исходит. Деяния Кришны как драгоценный венец великолепия "Бхагаватам".14

Во второй песни "Шримад-Бхагаватам" в сжатой форме изложена суть содержания всего произведения.15 Господь Брахма задает Шри Кришне четыре вопроса, и Он отвечает на них. Ответ Кришны принял вид четырех стихов "Бхагаватам". Брахма спросил: "(1) Каковы формы Господа в материальном и трансцендентном мире? (2) Как действуют многообразные энергии Господа? (3) Как пользуется Господь Своими различными энергиями? (4) Каким образом Брахма получил наставления, необходимые для исполнения его долга?"

Предваряя Свой ответ, Личность Бога сказала: "Знание обо Мне, заключенное в писаниях, очень сокровенно и может быть постигнуто только в сочетании с исполнением преданного служения. Условия, необходимые для этого процесса, будут объяснены Мною дальше. Отнеситесь к ним со всей серьезностью."

"Все во Мне, - продолжал Шри Кришна, - Моя подлинная вечная форма и Мое трансцендентное существование, цвет, качества и деяния, могут быть осознаны вами в результате истинной реализации, достигаемой по Моей беспричинной милости." После такого предисловия Брахма готов был внимать четырем стихам "Бхагаватам", подобным скорлупе ореха:

(1) "О Брахма, это Я, Личность Бога, существовал до начала творения, когда не было ничего, кроме Меня. Не было тогда и материальной природы, причины возникновения мироздания. Все, что ты видишь сейчас, - тоже Я, Личность Бога, и то, что остается после уничтожения, - тоже Я, Личность Бога."

(2) "О Брахма, все, что кажется обладающим какой-нибудь ценностью, но при этом не связано со Мной, - нереально. Знай, что это - Моя иллюзорная энергия, отблеск света во тьме."

(3) "О Брахма, как первоэлементы вселенной входят в космос, и в то же время не входят в него, так и Я пребываю во всем сотворенном, и в то же время существую отдельно от всего."

(4) "Тот, кто ищет высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск - всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными методами."

Весь сокровенный смысл "Бхагаватам" заключен, как в ореховой скорлупе, в этих четырех стихах, по крайней мере, в самой общей форме.

Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада сопровождает их таким комментарием:

Эти стихи проливают свет на миссионерскую деятельность Господа Чайтанйи. "Шримад-Бхагаватам" включает в себя восемнадцать тысяч текстов, суть которых в концентрированном виде заключена в названных четырех, начиная с ахам эвасам эвагре (текст 33) и заканчиваяйат сйат сарватра сарвада (текст 36).

В первом из четырех стихов объясняется трансцендентная природа Господа Кришны, Верховной Божественной Личности. Во втором говорится о том, что Господь свободен от воздействия материальной энергии, майи. Живые существа, неотъемлемые частицы Господа, имеют обыкновение попадать под влияние Его внешней энергии, поскольку, несмотря на свою изначальную духовную природу, в материальном мире они получают тела, сотворенные из материальной энергии. В этом стихе объясняются также вечные взаимоотношения Верховного Господа с живыми существами.

Следующий текст (35) утверждает, что Верховная Божественная Личность, благодаря своим непостижимым потенциям, едина с живыми существами и материальной энергией и в то же время отлична от них. Эта доктрина именуется ачинтйа-бхедабхеда-таттва. Когда индивидуальное живое существо вверяет свою судьбу Господу Кришне, оно естественным образом развивает в себе любовь ко Всевышнему. Подобный процесс вручения себя Господу является первостепенной задачей человека.

В следующем стихе (36) говорится о том, что обусловленной душе в конечном счете необходимо принять истинного духовного учителя и попытаться в совершенстве постичь знания о материальном и духовном мирах, а также свое конституциональное положение в них. Слова анвайа-вйатирекабхйам прямо и косвенно означают, что человек должен постичь процесс преданного служения в двух аспектах: исполнять преданное служение и избегать препятствий на пути прогресса.

Проникнуть в таинство "Шримад-Бхагаватам" без руководства духовного учителя, принадлежащего к цепи ученической преемственности, не представляется возможным, а потому Чайтанйа Махапрабху именно с этого начал свои наставления Рагхунатху Бхатте. "Шримад-Бхагаватам", со всей серьезностью изученный Рагхунатхом Бхаттой, стал его жизнью и душой. Он захватил все его существо. Декламируя или слушая о красоте и привлекательности Кришны, он переполнялся зкстатичной любовью к Господу и становился безучастным ко всему остальному. Шрила Рагхунатх Бхатта никогда не говорил на мирские темы. (и не слушал подобных разговоров). Он был опьянен Господом, день и ночь слушая и говоря только о Кришне.

В то же время он никогда не относился пренебрежительно к окружавшим его людям. Госвами, как говорится, не смотрел свысока. Наоборот, растворившись в Шри Кришне, источнике всего сущего, он видел окружающее в истинном свете - во взаимосвязи с Кришной. Таким образом, любовь Рагхунатха Бхатты была всеобъемлющей: он любил Кришну и все, что связано с Ним. Это видение истинного мудреца, которое без труда будет постигнуто каждым, кто занят серьезным изучением "Шримад-Бхагаватам". Это лучшее из писаний имеет удивительное свойство - наполнять своих рассказчиков и слушателей глубокой любовью к Богу. Такова уникальная природа "Шримад-Бхагаватам". И мы советуем читателям идти по стопам Рагхунатха Бхатты Госвами, погрузившись в страницы книги.




Тиробхав Шри Кришнадаса Кавираджа Госвами

Появившись неподалеку от Катвы, Кришна дас Кавираджа уехал во Вриндаван после того, как Господь Нитьянанда сказал ему во сне: аре аре кришнадаса, на караха бхайя, вриндавана йаха танха, сарва лайа хайя, «О мой дорогой Кришна дас, не бойся. Направляйся во Вриндаван. Там ты обретешь все» («Чайтанья-чаритамрита», Ади 5.195).

Кришна дас получил дикшу у Рагхунатхи даса Госвами. Он жил жизнью отшельника у Шьяма-кунды неподалеку от Манаса Павана Гхат, места полуденного омовения Радхарани.

Шри Джива Госвами, следуя введенной им практике раздачи почетных титулов, даровал Кришна дасу титул Кавираджа (лучший из поэтов) за его произведение «Говинда-лиламрита». Шри Нароттама дас Тхакур написал в «Прартхане»: «Кришна дас Кавираджа, составивший «Шри Чайтанья-чаритамриту», считался знатоком науки преданного служения среди преданных. Его «Говинда-лиламрита» заставляет плакать камни, но, увы, мой ум не привлекается ею».

Во времена Кришна даса все вайшнавы собирались в храме Говиндаджи, чтобы послушать чтение Шри Харидасом Пандитом «Шри Чайтанья-Бхагаваты». Преданные горячо желали узнать об играх Господа Гауранги в последние годы его жизни, поэтому они попросили Кришна даса Кавираджа написать об этом.
Кришна дас пришел к Божеству Мадана Мохана с молитвой о благословении на эту работу. Цветочная гирлянда упала к стопам Божества, что можно было расценивать как Его дозволение.

«Чайтанья-чаритамрита» Кришна даса Кавираджа является самым точным, авторитетным и философски корректным изложением биографии Господа Чайтаньи. Каждая строка наполнена безграничным смирением, энтузиазмом и преданностью Шри Чайтанье Махапрабху и Шри Нитьянанде Прабху. Кришна дас обладал удивительным даром избегать оскорбительных выражений, даже опровергая точку зрения своих оппонентов.

Он обладал гигантскими познаниями всех ведических писаний. Его книги демонстрируют познания в шрути, смрити, нйяйя, джйотир-шастра и кулинарном искусстве. Хотя он был эрудированным ученым, строгим аскетом, парамахамса-расика вайшнавом, сам он пишет о себе: «Я глухой, немой, безграмотный мирянин, ниже, чем червь в испражнениях». Его смирение привлекает сердца читателей «Чайтанья-чаритамриты».
Своей жизнью Кришна дас Кавираджа явил пример воплощения принципа «смиренней пучка травы, терпеливей дерева». Изучив «Чайтанья-чаритамриту», преданный будет прогрессировать духовно и поймет наставления Шри Чайтаньи о науке према-бхакти Радха-Кришны.

Общаясь со Шри Кришна дасом Кавираджей, вечно освобожденным спутником Господа Чайтаньи, человек разовьет в себе качества вайшнава – смирение, простодушие, целостность, равное отношение ко всем живым существам, мягкость, чистоту, самоотверженность, терпение, доброту, серьезность, свободу от материальных желаний, кроткий характер, способность контролировать шесть побуждений чувств, дружелюбие, почтительное отношение ко всем живым существам, молчаливость, опытность, поэтичность и полное предание Шри Кришне.

Во Враджа-лиле Кришна дас Кавираджа является Кастури-манджари, одной из восьми самых сокровенных служанок Шримати Радхарани. Его самадхи находится на Радха-кунде, хотя, по мнению других, он расположен во дворе храма Радха-Дамодары.