31 августа 2023 г.

Шри Баладева Пурнима.
Явление Господа Баларамы.
Явление Шримад Бхакти Прапанна Тиртхи Махараджа.

 

  

Господь БалаРама

Авирбхав Господа Шри Баладева Прабху.
Пост до полудня, затем анукалпа 
(Прасад как в Экадаши). 

Авирбхав Шри Хайагривы Бхагавана.

Окончание Джхулан-йатры Шри Шри Радха-Говинды. 
Ракхи-бандхан. 

Начало второго месяца Чатурмасйи и его обетов
(для тех, кто начинал с Пурнимы). 

Дикша Шри Нароттама Тхакура от Шри Локанатха Госвами. 

Авирбхав Шримад Бхакти Прапанна Тиртхи Госвами Махараджа.

Авирбхав Шримад Бхакти Бибудха Бодхайан Госвами Махараджа.

О Кешава! О Господь Вселенной! О Господь Хари, принявший форму Господа Баларамы и держащий в своих руках плуг! Вся слава Тебе! На Твоем бриллиантовом белом теле - одежды цвета нового голубого дождевого облака. Эти одежды имеют тот же цвет, что и прекрасный темный оттенок реки Ямуны, которая испытывает большой страх когда Ты ударяешь по ней Твоим плугом.
Шри Баладева является Самой Верховной Личностью Бога. Он также обладает высшей властью Верховного Господа, и всё-таки, когда бы ни появился Кришна, Шри Баладева появляется как брат Кришны, иногда как старший, иногда как младший. В Своей форме ваибхава-пракаша Господь проявляет Себя как Баларама. Баларама выглядит также как Сам Кришна, единственное различие в том, что цвет тела Кришны - темный, а Баларамы - светлый. Эти два Господа, Кришна и Баларама, являются семенем и источником вселенной, Творцом и Господином принадлежащей Ему энергии творения. Они входят в сердца живых существ. Они Изначальные Всевышние.

Шри Баладева - седьмой ребенок Деваки, Он старше Кришны и обладает белым оттенком кожи. С этим связана следующая история. Девы получили наставление от Махавишну принять рождение как гопалы (пастухи). Затем Махавишну взял один белый волос со Своей головы и сказал, что он будет помещен в чрево Рохини и превратится в Балараму, а взяв черный волос, сказал, что он будет помещен в чрево Йашоды и станет Кришной. Говорится, что белый цвет означает просвещение (просветление).

Йогамайа перенесла Ананта Шешу (Балараму) из чрева Деваки в чрево Рохини. Спустя семь месяцев в наиболее благоприятный момент месяца Шравана Рохини дала рождение Господу Балараме, испытывая полное счастье. Цвет Его кожи был подобен белому лотосу и Он выглядел как полная луна. Его глаза сверкали как два ярких луча света и Его волосы были цветом нового облака, такими же светящимися как солнце. Он отлтчался такой необычной красотой, поскольку Он был ни кем иным как Господом Санкаршаной. Астрологи предсказали, что у него будут длинные руки и Он убъет Праламбасуру; что Он у Него будет младший брат, который убъет много других демонов. Они сказали, что Он - Дхенупал, защитник коров и убийца Дхенукасуры.

Брахманы по наставлению Васудевы совершили церемонию джата карма самскары. Хотя Он был необыкновенно красив, каждый испытывал большое волнение, так как Он был немым и неподвижным. Никто не мог заставить Его произнести звук или сделать движение. Однажды, когда Деваки была беременной, она подобрала Его и осторожно поместила Его к себе на колени, рядом со своим сердцем, где находился Кришна, Баларама немедленно начал смеяться и играть подобно не ведающему печали ребенку. Но когда Деваки опустила Его с колен, Он снова стал неподвижен. Он оставался в этом состоянии до тех пор, пока не явился Его младший брат (Кришна). У Господа Баларамы было шесть братьев по линии матери Рохини: Гада, Сарана, Дурдхана, Випула, Дхрува и Крита.

Бала в переводе с санскрита означает «сила». Господь Баларама олицетворяет силу, с помощью которой можно приблизиться к Кришне. Это не физическая сила, и не сила ума. Говорится, что до духовного мира невозможно добраться, даже передвигаясь со скоростью мысли. Так какая же материальная сила может помочь в этом? Духовная сила, которую дает Господь Баларама, - это желание служить Богу и вкус к этому служению. По сути, духовная радость (Рама). Радость духовной жизни – в служении Верховной Личности Бога. Господь Баларама показывает пример этому. В шастрах говорится, что Баларама отличается от Кришны только цветом тела. Кришна – цвета грозовой тучи (Шьяма), а Баларама – цвета хрусталя. Во всем остальном Они равны. Но Баларама добровольно занимает «подчинённое» положение. 

Кришнадас Кавирадж Госвами пишет, что Баларама служит Кришне в трёх настроениях: как старший брат, как друг и как слуга. Он делает всё, чтобы доставить Кришне удовольствие – так, как это Кришне хочется в сию минуту. Таков идеальный слуга Бога – он занимает то положение, в котором Господь хочет его видеть. Этому же Баларама учит и нас – мы должны служить Кришне, не привязываясь к какому бы то ни было положению – будь то в духовном мире или в материальном, в раю или в аду, в роли старшего или младшего... Господь Баларама – изначальный Гуру.

Авирбхав Шрилы Бхакти Прапанна Тиртхи Госвами Махараджа

Воспоминания Шрилы 
Бхакти Прапанна Тиртхи Махараджа

Войдя в комнату, я увидел, что Шрила Гуру Махарадж (так в Матхе называют Шрилу Б.Р.Шридхара Махараджа) подобен Бхагавану, Господу. Я почувствовал, что эта та самая личность, которую я искал. Я такой незначительный человек, а он вышел ко мне и сразу стал говорить Хари-катху.

Он расспрашивал меня о разных вещах. Он спросил, кто я такой, какова моя профессия. В то время я был студентом и изучал бенгальский язык и литературу. Я упомянул двух знаменитых бенгальских поэтов, среди которых был Р.Тагор. Но Шрила Шридхар Махарадж ответил, что Ведавьяса превосходит их, потому что его произведения относятся к духовному миру. Так произошла моя первая встреча со Шрилой Гуру Махараджем.

После этого я каждый день приходил в Матх. Гуру Махарадж давал утренние лекции. Даршаны продолжались до 9 часов. Я чувствовал, что мне очень нравится находиться там, и все сильнее хотел остаться. Но так как я тайком ушел из дома,  мои родители ничего обо мне не знали. Поэтому я решил сначала приехать к ним и сообщить о своем решении остаться в этом Матхе.

Когда Гуру Махарадж увидел, что я собираюсь домой, он  сказал: «Нет, нет, ты должен остаться. Не уезжай». Но я ответил: «Гуру Махарадж, я должен идти». Он произнес: «Это майя, иллюзия». Я пообещал ему: «Я сообщу родителям и вернусь».

Хотя Гуру Махарадж изо всех сил пытался меня удержать, я подумал: «Нет, я все-таки должен вернуться к родителям и поставить их в известность о моем решении». Я сказал: «Я обязательно вернусь через 5 дней».

Когда я приехал, я увидел, как плачет моя мать и расстраивается отец. Так я остался с ними. И тогда в моей жизни произошло чудо. Через 6 месяцев я вернулся в Матх. Мои близкие были вайшнавами, но они принадлежали к другой традиции. Они так же поклонялись Радхе и Кришне и Чайтанье Махапрабху, но не следовали Шриле Сарасвати Тхакуру и Гаудия Матху. Мне очень нравилось, когда преданные из Гаудия Матха приходили в нашу деревню. Мои родители были недовольны этим, и по традиции, я должен был принять нашего семейного гуру. Но мое сердце принадлежало Гаудия Матху и Шриле Гуру Махараджу. Поэтому я написал письмо Гуру Махараджу и спросил его, что я должен делать, описав проблему.

Однажды вечером я почувствовал очень глубокую тоску и  желание уйти из дома. У нас в доме был небольшой храм, где мы поклонялись Божествам. Во время службы я стал молиться Господу: «Господь, что мне делать? Я больше не могу здесь находиться!» Потом я пошел спать, а ночью мне приснился сон. Я  был уверен, что должен вернуться к Гуру Махараджу,  но все-таки у меня была привязанность к моему семейному гуру и моим родителям. Во сне я увидел храм в нашем Шри чайтанья Сарасват Матхе и Шрилу Гуру Махараджа, который писал мне письмо. «Приезжай обязательно» – было написано в этом письме.

После этого я почувствовал полную уверенность в том, что вернусь в Матх.  Приехав туда, я сказал Гуру Махараджу: «Я вернулся, и теперь останусь здесь». Он ответил: «Хорошо, оставайся», и дал мне служение. Тогда мы печатали книги еще старым способом, и я стал работать на таком печатном станке.Это было прекрасное время – его последние игры (Антья-лила). Приходили западные преданные, и Шрила Шридхар Махарадж безо всяких условий раздавал свою милость. Он постоянно говорил Хари-катху.

Хотя Шрила Гуру Махарадж все время давал Хари-катху, мы были так заняты служением, что не всегда имели возможность послушать его. Чаще всего приходили новые люди, и Шрила Гуру Махарадж беседовал с ними, а мы подсаживались и слушали. Так я провел в Матхе два года, после чего Гуру Махарадж отправил меня в Калькутту. Какой-то человек пожертвовал землю и дом в Калькутте, и когда я туда приехал, отделение Матха только-только открылось. Я начал заниматься  служением там. Те два года, которые я провел рядом со Шрилой Гуру Махараджем, имеют для меня очень большое значение. Вы очень удачливы, потому что имеете возможность смотреть видеозаписи Шрилы Гуру Махараджа и слушать его Хари-катху.

Милость Кришны.

Когда Шрила Свами Махарадж начал организовывать свое движение, никто в Индии его не поддержал. Но по воле Господа Кришны он отправился на Запад, и после многих помех ему удалось основать ИСККОН. А как приходит милость Кришны, я не знаю. Она нисходит, и мы должны стремиться обрести эту милость. Если мы пытаемся что-то делать, Кришна помогает нам.

Утром я цитировал шлоку из «Бхагавад-гиты», где говорится, что Кришна дает нам разум, а иначе как бы мы могли оказаться здесь? Я недавно смотрел видеозапись Шрилы Гуру Махараджа и был поражен масштабом распространения Сознания Кришны в России. Это очень хорошо. Вы тоже очень удачливы, помогая этому, ибо одному человеку такое не под силу – это санкиртана, которую дал Шри Чайтанья Махапрабху. Если у меня есть много друзей, которые заботятся обо мне, я не смогу  совершить какую-то ошибку, сделать что-то не так. Мы не можем в одиночестве воспевать Харинаму. Такой уединенный бхаджан возможен для тех, кто находится на очень высоком уровне. Но если мы будем продолжать совместные усилия, это принесет нам большое благо.

У каждого из вас есть какие-то похожие воспоминания о встрече с гуру. Быть может, вы сумеете издавать ежемесячный журнал или газету, где будут помещаться  интервью с преданными. Каждые две недели  ИСККОН издает такую газету в Майяпуре. Мне нравится читать статьи преданных, где рассказывается о том, как они присоединились к движению Сознания Кришны, и что они тогда чувствовали. Хотя я жил в деревне и не был в ИСККОНе, я почувствовал большое вдохновение после прочтения статьи Бхувананды Прабху. Я был очень удивлен, как западный человек приехал в Индию и стал делать то же, что и мы. Я так же видел его фотографию – он был в вайшнавской одежде и побрит. 

Каждый преданный может что-то сказать об этом, и то, что мы пришли к Сознанию Кришны, не является обычным делом. Приняв Сознание Кришны, вы можете пытаться служить этому и понять это. Многие из тех, кто получив посвящение, не следуют правильному процессу, не имеют подобных ощущений. Милость происходит из нашего искреннего стремления служить. В то же время мы говорим о беспричинной милости. «Беспричинная» означает: то, что я делаю, ничего из себя не представляет, но милость все равно приходит ко мне. На самом деле, Господь так велик, что может существовать и без нашего служения. Но, несмотря на это, Он одаривает нас, Своей  милостью, и поэтому она считается беспричинной.

Господь Нитьянанда и наша гуру-варга, видя наше небольшое служение, очень счастливы. Я чувствую, что я ничего из себя не представляю, но когда я вижу, что преданные довольны, мне хорошо. Я постоянно думаю о Втором стихе «Шикшаштаки» – там описано мое положение. Шрила Бхактивинод Тхакур перевел эту шлоку, где говорится:

этадриши тава крипа бхагаван мамапи
дурдаивам идришам ихаджани нанурагах

«О Господь, по Своей беспричинной милости Ты низошел в образе божественного звука, однако, на свою беду, во мне нет любви к Твоему имени».

Я просто ожидаю того дня, когда я что-то обрету. И в то же время, мы не должны пренебрегать своим духовным учителем. Я незначительная личность, но мой Гуру – велик, и он обладает всем. Я горжусь своим Гуру. Духовный учитель обретается по милости Кришны, и мы очень удачливы, что обрели такого Гуру. Когда духовный брат Шрилы Шридхара Махараджа спросил одну преданную о том, как идут дела в Матхе, она ответила: «Посмотрите на меня – ну кто я такая? А в комнате наших Божеств сама Лакшмидеви подметает пол». Она видела это. Когда Шриле Шридхару Махараджу рассказали об этом разговоре, он сказал той преданной: «Очень хорошо, что ты упомянула Лакшмидеви, а не Шримати Радхарани, потому что Лакшмидеви всегда стремится совершать служение Господу Кришне и Его Возлюбленной».

Здесь тоже живет Шрила Шридхар Махарадж, как и в Навадвипе. Я горжусь своим великим Гурудевом. Вам тоже очень повезло.
Я считаю Навадвипу своим домом. Калькутта – это место, где я пытаюсь служить, а Навадвипа – это мой дом, где я храню свою данду (посох). Я постоянно езжу туда. У меня есть служение в Калькутте, но мое сердце все время находится в Навадвипе.

Вопрос:

Правда ли то, что место, где находится храм Шри Чайтанья Сарасват Матха в Навадвипе, называется апарадха-бханджан-пат – место, где прощаются все оскорбления?

Шрила Гуру Махарадж* избрал в Навадвипе место, где прощаются  все оскорбления – апарадха-бханджан-пат. Оно называется Коладвипа, и Шрила Шридхар Махарадж специально выбрал его для нашего храма. После пятилетнего пребывания в Джаганнатх Пури, Господь Чайтанья пришел в Навадвипу, которая находилась тогда на западном берегу Ганги. А на противоположном берегу был дом Видьявачаспати, брата Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Шри Чайтанья, уже принявший к тому времени санньясу, собрал в этом доме всех преданных и дал им прощение за апарадхи, которые они совершили. Поэтому это место называется Колaдвипа – место, где прощаются все оскорбления.

Я знаю, что я очень падшая душа и совершил много апарадх, поэтому мысленно я  постоянно нахожусь там, в надежде, что Господь простит мои оскорбления. Шрила Гуру Махарадж обладал таким смирением, что говорил: «Я выбрал это место потому, что здесь простятся и мои оскорбления».Писания называют Коладвипу «Вараха Кшетра» – место, где Господь явил Себя в образе вепря. Здесь произошло одно удивительное событие. Однажды некий брахман принес Шриле Гуру Махараджу Шалаграмм-шилу. Ранее это Божество находилось в разных Матхах, но преданные, служившие Ему, ощущали какое-то беспокойство. Брахман так же чувствовал нечто подобное, и поэтому он решил отдать Шалаграмм Шриле Гуру Махараджу. 

На каждом Шалаграмме существуют особые знаки, по которым можно определить Его имя. Это описывается в «Хари-бхакти-виласе». Когда Шрила Гуру Махарадж рассмотрел Шалаграмм, он понял, что это Варахадев. Так, Варахадев пришел в Свою истинную обитель – Коладвипу. Шрила Гуру Махарадж сказал, что нужно очень строго придерживаться стандартов поклонения Божеству, иначе могут возникнуть серьезные проблемы. Каждый день, в нашем Матхе готовится специальный вкусный сладкий рис для удовольствия Господа Варахадевы. Таковы игры Гуру Махараджа.

Когда я впервые пришлел в Матх, все было гораздо проще – не было таких больших зданий. Я встретил тогда Шрипада Бхакти Кусум Ашрама Махараджа, и он сказал мне, что в этой простой обстановке живут очень возвышенные концепции. Хотя Шрила Гуру Махарадж был великой личностью, он жил очень простой жизнью и лично заботился обо всех преданных. Это очень привлекло меня.

Когда отмечался День Явления какого-нибудь великого преданного, например, Шрилы Рупы Госвами, Шрила Гуру Махарадж заботился о том, чтобы приготовили блюда, которые этот вайшнав любил. Гуру Махарадж испытывал большую симпатию к западным преданным. Когда до него доходили жалобы, что сабджи (овощи) слишком остры, он пробовал их сам, хотя для его желудка это было вредно. И если это было действительно так, он наказывал повара, говоря: «Сегодня ты постишься весь день». Если это происходило на экадаши, то провинившемуся повару нужно было соблюдать полный пост. Таким образом, тот получал большое благо, так как полный пост в этот святой день очень благоприятен.

Его игры были очень сладостны… В одно и то же время он был мягким и достаточно жестким человеком. Он мог гневаться как лев за какую-то ошибку, но его сердце было полно любви. Я помню, что когда я впервые пришел в Матх, я очень скучал по своему дому и особенно, по своей матери. Разлука с отцом была не так страшна для меня, но вот с матерью… Я все время представлял, как она плачет. Поэтому я сказал одному своему духовному брату о своем намерении посетить родную деревню. Но когда я пришел к Шриле Гуру Махараджу и попросил его отпустить меня ненадолго, он сказал мне такие слова, что я остался, и 16 лет не ездил к матери. Она приходила ко мне. Такой любовью он обладал.

суджанарвуда-радхита-пада-йугам
йуга-дхарма-дхурандхара-патра-варам
варадабхайа-дайака-пуджйа-падам
пранамами сада прабхупада-падам

Как он сам написал в этом бхаджане, посвященном Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру: его любовь была сильнее, чем любовь отца и матери. Шрила Гуру Махарадж был точно таким же. Я очень счастлив видеть вас всех. Если вы сможете продолжать служение Гурудеву, это принесет вам огромное благо.


Авирбхав Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Госвами Махараджа

Шрипад Бхакти Вибудха Бодхайан Госвами Махарадж, действующий ачарья Шри Гопинатх Гаудия Матха, явился в этот мир 21 августа 1964 года в селении Канпур Западной Бенгалии, в канун Баладева Пурнимы, и получил имя Асим дас.

Шрипад Мадана Мохан дас Адхикари Прабху, дедушка Асима и ученик Шрилы Прабхупады Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакура, принимал в своём доме множество великих вайшнавов того времени, поэтому Асим дас находился в обществе преданных с первых лет своей жизни.

Когда Асим был ещё совсем маленьким мальчиком, Мадана Мохан Прабху часто брал его с собой, отправляясь на Хари-катху в разные матхи своих гуру-братьев, один из которых в будущем стал его Гурудевом, — Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Тхакур.

Многие годы Асим дас просил у него прибежище и лишь в 1986 году, спустя восемь лет, его ожидание и терпение были вознаграждены: Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Тхакур дал ему Харинама-инициацию и имя Ачьютананда дас.

В 1990 году по просьбе своего возлюбленного Гурудева Ачьютананда дас уходит жить в матх, где служит своему духовному учителю верой и правдой. Будучи полностью удовлетворённым служением своего Ачьютананды, в 1993 году, в день Гаура-Пурнимы, Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Тхакур вручает ему одежды отречённого монаха (саньясу), нарекая именем Триданди Бхикшу Бхакти Вибудха Бодхайан, тем самым возложив на него ещё больше служения и ответственности. 

В 1997 году Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Тхакур в возрасте 98 лет неожиданно для всех назначает молодого саньяси, всецело предавшегося служению Шри-Гуру и вайшнавам, Шрилу Бхакти Вибудха Бодхайан Махараджа, своим преемником, передав ему пост ачарьи Шри Гопинатх Гаудия Матха. С тех пор он несёт послание Шри Чаитанйи Махапрабху, следуя примеру своего Гурудева, по всему миру.

Уже более тридцати лет он самозабвенно, без остановок и перерывов служит миссии Шрилы Прабхупады, даря людям шанс соприкоснуться с учением Махапрабху в каждом уголке света.

Джайа Нитай Гауранга!