22 июня 2018 г.

Уход Шримад Баладева Видйабхушаны Прабху

Шримад Баладева Видьябхушана Прабху

Тиробхав Шримад Баладева Видйабхушаны Прабху

Шримад Баладева Видьябхушана Прабху был чистым преданным высочайшего уровня, которого не интересовало ничего, кроме служения Господу. У него не было ни малейшего стремления к имени и славе. Он написал много священных книг, бесценных, как бриллианты, ради величайшего блага всех, кто родился в человеческом теле.

Точное место его рождения, имя отца и матери и генеалогическое древо их семьи неизвестны. Поэтому неизвестны и точные обстоятельства его рождения. Тем не менее, по мнению некоторых, он родился в месте под названием Балешвара, деревне неподалеку от Ремуны, в начале XVIII в. и был сыном вайшьи, земледельца.

В раннем возрасте он выучил грамматику санскрита, поэзию, риторику и логику. Став экспертом по всем этим предметам, он начал путешествовать по разным местам паломничества. Проскитавшись так некоторое время и посетив многие святые места, он остался жить в храме таттвавади - последователей Шри Мадхвачарьи.

Там он стал досконально разбираться в таттвавада-сиддханте, то есть философских и теологических заключениях Мадхвы. После этого он принял санньясу и решительно проповедовал таттвавада-сиддханту по всей Индии.

Путешествуя из одного селения в другое, он постепенно добрался до Джаганнатха Пури.
Там он проповедовал в течение нескольких дней. Тогда же ему посчастливилось встретиться с одним из самых видных учеников Шри Расикананда Девы, Пандитом Шри Радха-Дамодарой, с которым он обсудил принципы преданного служения. Шримад Радха-Дамодара дева Госвами дал Баладеве наставления об исполненных милости играх Шри Гоурасундары, а также о Его учении и изложении Им Гаудия-вайшнава-сиддханты Сарвабхауме Бхаттачарье.

Когда Баладева услышал божественную мудрость от Шри Радха-Дамодары Госвами, его сердце растаяло. Проведя несколько дней в слушании, он попросил об инициации в мантру Радхи-Кришны и начал изучать "Шат-сандарбхи" Дживы Госвами у святых стоп своего гурудева, Радхи-Дамодары Госвами. Вскоре Баладева стал экспертом в Гаудия-вайшнава-сиддханте. Прожив некоторое время с Радха-Дамодарой Госвами, он получил приказ продолжать изучать Гаудия-вайшнавизм и отправиться во Вриндаван, приняв убежище у святых стоп Вишванатхи Чакраварти Тхакура.

Посетив впервые Набадвипу, он вскоре прибыл во Вриндаван. Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур (Шри Хариваллабха даса) был очень рад видеть покорность, скромность, ученость и отречение Баладевы. С этого дня он какое-то время держал возле себя Баладеву и учил его ачинтья-бхеда-абхеда - философии Шри Чайтаньи, а также многим другим важным сиддхантам, имеющим отношение к гаудия-вайшнавской концепции Кришна-бхакти. С этого момента жизнь и сердце Шри Баладевы были полностью посвящены теистической концепции Гаудия-сампрадаи. Его мысли были сосредоточены на этом, он был решителен и не отвлекался ни на какие посторонние предметы. Теперь он начал проповедовать эту философию и исключил все остальные.

Однажды в Джайпуре, в царском дворце, Рамануджа-сампрадая начала спорить об одном нюансе, связанном с гаудия-сампрадаей. Они сказали царю, что в гаудия-сампрадае нет своего комментария на самое важное богооткровенное писание ведической религии - Веданту; поэтому у них нет сиддханты и нет настоящей сампрадаи, или школы. Как следствие, они должны бросить служить Божествам Говинды и Гопинатхи, и доверить это тем, то является истинными представителями истинной сампрадаи.

Тогдашний царь Джайпура был последователем гаудия-сампрадаи. Он немедленно послал Вишванатхе Чакраварти Тхакуру во Вриндаван сообщение об этом нюансе с курьером, желая знать, действительно ли у гаудия-сампрадаи нет никакого комментария на Веданту. Если комментарий есть, то царь хочет, чтобы он был немедленно доставлен в Джайпур для удовлетворения критиков-пандитов из Рамануджа-сампрадаи.

В то время Шри Вишванатха Чакраварти был уже стар и немощен. Он не мог отправиться в трудное путешествие в Джайпур. Поэтому он послал своего ученика, Шри Баладеву. Баладева Видьябхушана был выдающимся ученым и экспертом по всем важным писаниям. Перед огромным количеством собравшихся пандитов из Рамануджа-сампрадаи Баладева бросил им вызов на философскую дискуссию. 

Начался длинный и тяжелый спор, и школа Рамануджи подняла шум. Тем не менее, никто не смог устоять перед его выводами, глубокой ученостью и острым интеллектом. Баладева доказывал, что основатель гаудия-сампрадаи, Шри Чайтанья Махапрабху, установил, что "Шримад-Бхагаватам" является величайшим комментарием на Веданту.

Сам "Бхагаватам" говорит, что он - бхашьянам брахма-сутранам, естественный комментарий на Веданту. Это подтверждается на основе доказательств, приведенных Дживой Госвами в его "Шат-сандарбхе". Поэтому гаудия-сампрадая приняла "Шримад-Бхагаватам" в качестве оригинального комментария на Веданту и не видит необходимости в написании своего отдельного комментария. В этот момент пандиты из Рамануджа-сампрадаи закричали: "Он признал, что у них нет комментария! У них нет комментария!"

Не имея другого выхода, Шри Баладева Видьябхушана пообещал показать им через несколько дней комментарий Гаудии на Веданту. Пандиты изумились и решили, что комментарий все-таки существует. Они подозревали, что здесь какой-то фокус, но тем не менее молчали.

В величайшем беспокойстве Шри Баладева Видьябхушана отправился в храм Шри Говинды к Божеству Рупы Госвами. Предложив Божеству поклоны, коснувшись пола восемью частями своего тела, он рассказал обо всем, что произошло.

Той же ночью во сне Шри Говинда сказал ему: "Ты должен написать комментарий. Этот комментарий будет санкционирован лично Мной. Никто не сможет найти в нем ни одного изъяна".

Увидев такой сон, Баладева очень обрадовался, а его сердце исполнилось силы, и он был готов тут же приступить к работе. После медитации на лотосные стопы Говинды он начал писать свой комментарий. Через несколько дней работа была готова. Этот комментарий известен под названием "Говинда-бхашья - комментарий на Веданту". В приложении к "Говинда-бхашье", после того, как она была опубликована, Шри Баладева написал: "видьярупам бхушанам йе прадая, кхатим нитье тено йо мамударах, Шри говинда-свапна-нирдиштха бхашье, радхабандхурангах с джият". 

"Вся слава Шри Говинде! По своей милости Он явил мне этот комментарий во сне. Этот комментарий, явленный им, особенно высоко ценят великие ученые, и вследствие этого я получил имя Видьябхушана, но именно Шри Говинда заслуживает всех этих похвал. Пусть же Шри Говинда - самое дорогое, что есть у Шри Радхики, - одержит победу над всеми".

С "Говинда-бхашьей" в руках Баладева Видьябхушана пришел в царский зал собраний, где его ждали пандиты. Когда он показал им свой комментарий, они потеряли дар речи. Было провозглашено, что гаудия-сампрадая победила. Царь и все гаудия-вайшнавы были невероятно счастливы. Тогда же пандиты дали Шри Баладеве титул Видьябхушана, или "украшенный знанием", в честь его великой учености. Это было в 1628 году по летоисчислению Шака. На следующий день царь Джайпура издал указ о том, что каждый должен прибыть на арати для Шри Говинды, любимого Божества Гаудия-вайшнавов, которому должно воздать хвалу за такой удивительный комментарий на Веданту.

Пандиты из школы Рамануджи, на которых Шрила Баладева Видьябхушана оказал столь огромное влияние, признали его своим ачарьей и захотели стать его учениками. С великим смирением Баладева Видьябхушана отказался, объяснив свое решение тем, что существуют четыре сампрадаи, среди которых Шри-сампрадая является истинной школой, проповедующей, что служение Богу - это наипервейшая религиозная деятельность. Развивая взгляды гаудия-сампрадаи, он не хотел этим унизить Шри-сампрадаю. Баладева сказал, что обидеть Шри-сампрадаю - значит совершить великое оскорбление.

Шрипад Баладева Видьябхушана вернулся из Джайпура во Вриндаван, неся сообщение о своей победе. По возвращении он упал к лотосным стопам Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура и сообщил ему эту новость. Все, кто пришел в то время во Вриндаван, а также жители Вриндавана, обрадовались, и Вишванатха Чакраварти Тхакура пролил на Баладеву Видьябхушану свои благословения.

После этого Баладева Видьябхушана начала писать комментарий на "Шат-сандабрху". Вскоре Вишванатха Чакраварти Тхакура покинул этот мир, и для вайшнавской общины погас великий маяк божественного света. И тогда Шри Баладеву Видьябхушану стали почитать в общине как преемника пламени и лидера тех, кто понимает учение Шри Чайтаньи.

В своем учении Баладева доказывает трансцендентное положение Вед, а затем то, что они являются самым лучшим доказательством для познания высшей истины.
Шри Баладева Видьябхушана ушел из этого мира в 1768 году по христианскому летоисчислению.