Слава Бхāгавад-гӣты

ХАРИКАТХА Ш́РӢПАД БХАКТИ ПРАПАННА ТИРТХИ МАХĀРĀДЖА
РОССИЯ. г.ВОРОНЕЖ
13 июня 2015 г.


Нам выпал шанс совершать Харикӣрттан. Вы все предоставили мне такую возможность. И поэтому я предлагаю всем свои почтительные поклоны!
После Харкӣрттаны
ванде ‘хам̣ ш́рӣ-гурох̣ ш́рӣ-йута-пада-камалам̣
ш́р
ӣ -гурӯн ваиш́н̣авам̣ш ча
ш́р
ӣ -рӯпам сāграджāтам саха-ган̣а-рагхунāтхāнвитам̣
там̣ са-дж
ӣвам̣
 сāдваитам̣ сāвадхӯтам̣ париджана-сахитам̣ 
кр̣ш́н̣а-чаитанйа-девам̣
ш́р
ӣ āдха- кр̣ш́н̣а-падан саха-ган̣а-лалитā-
ш́р
ӣ-вишāкхāнвитāм̣ш́-ча
В глубоком почтении склоняюсь я к лотосным стопам своего духовного учителя и всех наставников, ведущих меня по пути преданного служения. Я приношу свои почтительные поклоны шести Госвāмӣ — Ш́рӣле Рӯпе Госвāмӣ, Ш́рӣле Санатане Госвāмӣ, Рагхунāтхе дāсу Госвāмӣ и Джӣве Госвāмӣ — и всем их последователям. С величайшим почтением я склоняюсь перед Ш́рӣ Адвайтой Ачāрйей Прабху, Ш́рӣ Нитйāнандой Прабху, Ш́рӣ Чайтанйей Махāпрабху и Его Спутниками, во главе со Ш́рӣвāсой Тхāкуром. И наконец, я в глубоком почтении склоняюсь к лотосным стопам Ш́рӣмати Рāдхарāни, Господа Кр̣ш́н̣ы, и всех гопӣ, во главе с Ш́рӣмати Лалитой и Виш́акхой Девӣ.

Я очень рад видеть, что те, кто приходил к нам в эти дни, сегодня снова здесь! И я очень признателен Ш́рӣпāду Адвайи Гйāну Прабху, Дханиш́т̣хе Ма и всем остальным Преданным,которые помогли организовать эту встречу здесь, в этом городе. Может быть, нас здесь не так много, но нас не интересует количество! Я рад, что вы пришли. Тем самым и я и вы получим благо, ведь мы пытаемся прославлять и помнить Всевышнего Господа! Вы пришли слушать, а я буду говорить. И вы и я будем благословлены, если мы будем делать это искренне!

Я уже говорил, что большинство из нас уже обрели духовную связь. Это не так-то легко! Это очень редко случается! И вы также пытаетесь делиться этим божественным нектаром с другими. И тем самым мы можем получить еще больше милости. Господу очень нравится, когда кто-то, пытаясь спастись сампомогает также и другим! Это очень важный процесс: когда я получаю что-то хорошее, я делюсь этим с другими! И в этом мире единственное, что является действительно благим, это Всевышний Господь и все, что связано с Ним! Его Имена иКачества, Его божественная Слава, это то величайшее, что есть в этом мире. Он низошёл в этот мир, явил Себя миру, явил множество Своих удивительных Игр миру ради нашего блага!

В песне Гопӣнāтх есть такие слова: «Гопӣнāтх, Ты явил столько удивительных Игр этому миру и джӣвы, если они будут говорить о Них, прославлять Их, поклоняться Им, то тем самым они получат высочайшее благо!

Сегодня Адвайгьян Прабху попросил чтобы я сказал что-то о Бхāгавад-Гӣте. Замечательно! Хотите слушать о Бхāгавад-Гӣте? Милостью нашего Божественного Учителя я попытаюсьсказать что-то, что слышал от Него.

Бхāгавад Гӣта, Ш́рӣмāд Бхāгаватам, Чайтанйа Чаритāмр̣та - это Священные Писания. Они являются звуковыми Аватāрами Господа. Эти Писания, они как мать для нас! Сам по себеребенок не может узнать кто его отецТолько, когда мать скажет «Вот твой отец», лишь тогда он будет знать. Это очень легко понять! И поэтому кто такой Бог, каков Его облик, каковы Его деяния, каковы Его качества. Все это нам говорят Священные Писания.

Точно также, как мы принимаем на веру слова нашей матери об отце, также и Писания говорят нам: «Это Бог, это Ш́рӣ Кр̣ш́н̣а, Гаурахари, Он сделал то-то и то-то. Этому легко и естественно поверить. И когда мы будем слушать об этом, мы почувствуем внутри, в сердце, что это так.

Как говорил ГруМахāрāдж, если у кого-то есть глаза, то он может видеть красоту этого мира. А тот, у кого глаз нет, тот слеп и не знает что такое красота. Тот, у кого есть слух, может наслаждаться множеством звуков, а тот, у кого нет слуха понятия не имеет, что такое музыка! Если у нас нет Веры в сердце, для нас Бога нет! Если Преданности в сердце нет, то для нас и Бога нет! Но если есть Вера, есть Преданность, то мы можем почувствовать присутствие Бога! Это вполне научный подход. И предыдущие Āчāрйи, наша Гуру Варга, подтвердили это! То,что они видели, то, что они пережили, они записали для нас свое осознание, свои чувства, свои откровения…

В школе и институте нас учат множеству предметов. И если мы изучаем все это и правильно их применяем, мы можем решить любую задачу. Таким же образом можно сказать, что наши Учителя дали нам эти формулы, применяя которые мы можем понять что есть что. Господь неоднократно являлся в этом мире. И посылал своих представителей, Садху. Он же дал нам Ш́āстры, Священные Писания.

В Чайтанйа-Чаритāмр̣те говорится, что джӣва находится в этом иллюзорном мире. Видя бедственное положение джӣвы в этом мире Господь дал для нее Веды и Пуран̣ы. И вот если по милости Шāстры и Садху какая-то джӣва привлекается к Всевышнему Господу и начинает следовать наставлениям Кр̣ш́н̣ы, то джӣва будет спасена из оков материального мира! Майаоставит такую душу в покое. Это слова Чайтанйа Махāпрабху !

Я думаю сегодня в мире все знают о Бхāгавад-Гите. В России, наверное, многие также знают о Бхāгавад-Гӣте. О ней, теперь знают даже те, кто раньше ничего о ней не слышал! Когда-то в России пытались остановить проповедь Бхāгавад-Гӣты и эти вести разнеслись по всему миру. Но остановить проповедь Бхāгавад-Гӣты невозможно!
В индийских газетах писали, что где-то в Сибири христиане пытались остановить проповедь Бхāгавад-Гӣты и теперь весь мир знает о Бхāгавад-Гӣте! Теперь Она переведена на множество языков! Едва ли можно найти книгу, которая была бы переведена на столько языков, как Бхāгавад-Гӣта!

Бхāгавад-Гӣта относится к одной из Упанишад. Был один знаменитый немецкий философ Макс Миллер. Будучи индологом он изучал индийские Писания и переводил их на немецкий язык. Ему принадлежат такие слова: “В индийских Упанишадах столько нектара, что он способен затопить весь мир!” И мы видим это своими глазами, что сейчас в мире столько удачливых душ читают Бхāгавад-Гӣту. Один из президентов Индии, его имя Абдуль Карам, был мусульманином и очень большим ученым и каждый день читал Бхāгавад-Гӣту! Я также читал в газетах,что один из турецких президентов тоже читал Бхāгавад-Гӣту. И Гуруахāрāдж говорил, что даже атеисты читают Бхāгавад-Гӣту! Поскольку даже для атеизма требуется сила, энергия, оничерпают ее из Бхāгавад-Гӣты! Бхāгавад-Гӣта дает нам смелость, храбрость. Ленивые обретают благодаря ей энтузиазм!

Что же там такого в Бхāгавад-Гӣте? Я читал различные варианты перевода Бхāгавад-Гӣты. Особенное впечатление на меня произвели два перевода. Это Бхāгавад-Гӣта Ш́рӣлы Бхактиведāнты Свāмӣ Махāрāджа и моего Гурудева, Ш́рӣлы Бхакти Ракшак Ш́рӣдхāр-Дев Госвāмӣ Махāрāджа!

Бхāгавад-Гӣта, это Слова Бога на сам̇скр̣те. Сейчас немногие из нас знают сам̇скр̣т. И если кто-то может перевести сам̇скр̣т, благодаря его объяснениям мы можем понять, о чем говорится в Бхāгавад-Гӣте. Кто может понять Бхāгавад-Гӣту? Только тот, кто близок к Кр̣ш́н̣е может понять Ее! Мы можем видеть, что сейчас есть множество интерпретаций, переводов Бхāгавад-Гӣты,но как те, кто не следует Кр̣ш́н̣е, кто не следует Махāпрабху могут вообще понять, что говорит Кр̣ш́н̣а в Бхāгавад-Гӣте?! Множество знатоков сам̇скр̣та, богословов могут механически переводить Бхāгавад-Гӣту, но они не могут сказать в чем истинное значение Бхāгавад-Гӣты, что Кр̣ш́н̣а хочет сказать! Только Чистые Преданные Кр̣ш́н̣ы могут сказать о чем говорится в Бхāгавад-Гӣте! А кто близок к Кр̣ш́н̣е? Чайтанйа Махāпрабху! Он – Сам Кр̣ш́н̣а! Он пришел как Преданный Кр̣ш́н̣ы! Он искал Кр̣ш́н̣у! Плакал в разлуке с Ним! Он учил нас! Поэтому только тот, кто следует учению Махāпрабху, может понять, что хотел сказать Кр̣ш́н̣а в Бхāгавад-Гӣте! Наверное появилось уже больше сотни комментариев Бхāгавад-Гӣты, но большинство из них не могут дать нам правильного понимания Бхāгавад-Гӣты! И поэтому, чтобы понять подлинное значение Бхāгавад-Гӣты мы должны слушать, принимать Бхāгавад-Гӣту от тех, кто действительно безраздельно предан Ш́рӣ Кр̣ш́н̣е!

Я упомянул уже два перевода Бхāгавад-Гӣты с комментариями. Первый это «Бхāгавад-Гӣта как она есть» Ш́рӣлы Свами Махāрāджа. Там Ш́рӣла Свами Махāрāдж очень подробно объясняет значение каждого стиха. А второй, это «Скрытое сокровище Бхāгавад-Гӣты» Ш́рӣлы Ш́рӣдхāр Махāрāджа. Я очень прошу вас прочитать, как Гуру-Махāрāдж объясняет значение Бхāгавад-Гӣты! Но сначала почитайте «Бхāгавад-Гӣту как она есть». И потом почитайте «Скрытое сокровище Бхāгавад-Гӣты». Я могу привести такой пример. Мы можем изучать какой-то предмет в школе и потом продолжать его изучение в институте, но на более высоком уровне. Тема остается той же, но рассматривается больше нюансов, деталей. И вот Гуру-Махāрāдж в своих комментариях дает то, что предназначено для аспирантуры, точнее для докторской стадии изучения Писаний.

Давайте рассмотрим, почему вообще явилась Бхāгавад-Гӣта? Она произнесена Самим Господом Богом и была явлена на поле битвы. Есть вводная молитва: “О, Бхāгавад-Гӣта! Ты источник просветления Арджуны! Ты вплетена в Махāбхāрату! Восемнадцать Твоих глав проливают ливень нектара! Ты всемогущая энергия Господа Бога, спасающего весь материальный мир от страданий! Я храню Тебя в своем сердце на веки!”

Все Упанишады подобны корове, Пāртха, Арджуна как теленок*, (*Известно, что если у коровы нет теленка, она не дает молока. Как только у коровы появляется теленок, у нее появляется и молоко), а слушатели, они те, кто пьет молоко! А нектарное молоко этой коровы и есть Бхāгавад-Гӣта! Таким образом, мы можем видеть, что Гӣта является сутью, сжатым нектаром всехПисаний. Т.е. все Веды как корова, а молоко - Бхāгавад-Гӣта. Сливки всех Упанишад, это Бхāгавад-Гӣта! И Бхāгавад-Гӣта исходит из уст самого Господа Бога! Зачем слушать множество других?! Поэтому мы должны со всей серьезностью отнестись к тому, о чем говорится в Бхāгавад-Гӣте.

Мы можем увидеть, что там даются наставления, советы Кр̣ш́н̣ы, и Кр̣ш́н̣а задает некоторые вопросы Арджуне, потому что он в опасности. Он оказался в очень затруднительном положенииоднако он не какой-то обычный человек: он величайший воин!

В тот день, на поле боя, перед самым началом битвы, в нем проявилась какая-то слабость, растерянность. Это был план Кр̣ш́н̣ы, чтобы преподать урок порочным людям, таким как Дурйодхана. Арджуна сказал: «Я не могу сражаться!» Кр̣ш́н̣а ответил: “Тобой овладели слабость и растерянностьотбрось их и сражайся!»
Будучи не в силах выполнять свой долг кш́атрийа Арджуна сказал: «Я уже не понимаю, что хорошо, что плохо! Я предаюсь Тебе! Научи меня!» И тогда Кр̣ш́н̣а сказал Арджуне могущественные, сильные слова. Эти слова вернули Арджуне его силу и доблесть! И в этом мы видим первый урок Бхāгавад-Гӣты! Нужно, как Арджуна, предаться Кр̣ш́н̣е, принять Его!

Арджуна говорил: «Как я могу сражаться со своим Гуру, со своими родственниками, большая часть которых на противоположной стороне! Если я одержу победу, я не смогу наслаждаться ею, потому что все будет окрашено кровью моих родственников!» И тогда Кр̣ш́н̣а начал давать ему знания о том, кто есть «я», знания о душе. Это вторая глава. Кр̣ш́н̣а сказал, что все мы души, мы никогда не умираем, только меняем тела! Он объяснял это, давая прекрасные примеры. Как человек меняет старую одежду на новую, точно также и душа оставляет старое тело и принимает новое! Таким образом, каждый есть душа! Душу невозможно разрезать, задушить, убить! Душа не умирает никогда! Она вечная! Он очень много говорил о душе! И в связи с этим я могу вам рассказать одну историю:

Был царь и у него было четыре жены. И он любил главную, первую жену. И чтобы она не попросиланаряды, драгоценности, украшения он все ей давал. Но когда царь отправлялся в путешествие он всегда брал с собой вторую жену. С третьей женой он делился своими чувствах, она была для сокровенных бесед! А с четвертой он вообще не общался.

И вот однажды царь заболел. Пришел лекарь и сказал, что у него рак: «Вы умрете через два-три месяца Царь огорчился. Он пришел к первой жене, своей любимице, и сказал, что скоро умрет. Он спросил ее: «Ты взойдешь на погребальный костер, когда меня будут сжигать?»
Дело в том, что в Индии раньше жены настолько любили своих мужей, что когда они умирали, они всходили на погребальный костер своих мужей! Сейчас такого нет! Но недавно во Вр̣ндāвāне был такой случай, что одна жена взошла на погребальный костер своего мужа.
И вот что ответила царица: «Почему я должна умирать с тобой? Я не хочу делать этого!» Царя это сильно удивило: «Я так любил тебя, исполнял любое твое желание!»
Тогда он обратился ко второй жене с тем же вопросом, но и она отказалась, сказав, что поищет себе другого мужа! Тогда царь пошел к третьей жене, но и она отказаласьОна сказала, что придет на кремацию, но в огонь вслед за ним не пойдет! Царь расстроился и спросил четвертую жену, пойдет ли она за ним и она ответила, что пойдет!

Так кто же эти жены? Первая – это тело, которое мы любим, ухаживаем за ним, украшаем его, но, когда тело умрет, оно не пойдет за душой! Вторая – это деньги! Куда бы вы не пошли, вы берете с собой деньги! Если денег нет, вы никуда не пойдете! А если умрете, кто-то другой получит ваши деньги. Деньги не пропадут! Но мы все время ходим с деньгами, не расстаемся с ними! Третья жена – это наши родственники! Они будут провожать нас до погребального костра! Четвертая спутница нашей жизни – это Сверхдуша, Она всегда с нами! А мы в течениевсей своей жизни даже никогда не разговариваем с ней! Мы безразличны к ней!

Как мы можем поверить, что душа есть? Мы не можем видеть душу, но мы можем видеть органы чувств. И мы можем видеть, что органы чувств не соединены с умом. Т.е., если где-то звучит музыка, но я глубоко задумался о чем-то, я не слышу музыку, я не вижу тех, кто прошел передо мной! Со слухом и глазами все в порядке, но мой ум в другом месте, поэтому я ничего не вижу и не слышу! И, таким образом, ум выше чувств. Его функция более важна, более возвышена!

Однако ум также не всегда способен принимать правильные решения! Та сила, что управляет умом, отвечает за принятие решений, называется разумом. Это интеллект. Интеллект обладает способностью принимать самые главные решения. Он направляет нашу волю. Например, вдалеке мы можем видеть то ли деревья, то ли машину, но разум говорит нам, что это не деревья, а машина. Однако душа выше разума! Разум, ум и чувства действуют под влиянием души и когда душа покидает тело, тело мертво. К нему нельзя прикасаться, это неблагоприятно. Оно не чисто. Когда душа есть в теле, тело может двигаться, действовать, разговаривать!

(Так) мы можем понятьчто мы не тела, мы – души! Но над душой есть Сверхдуша, Бхāгавāн! Āтма, Парамāтма и Бхāгавāн Это абсолютно разумная, рациональная система! И это первый урок, который Ш́рӣ Кр̣ш́н̣а дает Арджуне, что мы, на самом деле, души! И после этого Ш́рӣ Кр̣ш́н̣а дает множество наставлений о карма-йоге, джн̃āна-йоге и Он говорит Арджуне, что тот должен стать йоги! Йоги и джн̃āни тоже читают Бхāгавад-Гӣту. Они находят основу своих учений в Бхāгавад-Гӣте! Но они почему-то не обращают внимания на те слова, которые Ш́рӣ Кр̣ш́н̣а говорит в конце Бхāгавад-Гӣты. Ш́рӣ Кр̣ш́н̣а говорит: «Из всех йоги, у которого есть непоколебимая любовь ко Мне, есть твердая вера в Меня, он лучший из йоги! Но из всех лучших йоги,самый лучший бхакти-йоги, тот, у кого есть Преданность Мне!»

И в то же время Ш́рӣ Кр̣ш́н̣а говорит о своей славе Арджуне. Он говорит о своих проявлениях, о том, как проявляется Его величие.

Гуру-Махāрāдж говорил, что четыре ш́локи Бхāгавад-Гӣты обладают особой важностью! Их называют чатух̣ш́локами Гӣты. Свāмӣ Махāрāдж (Ш́рӣла Бхактиведāнта Свāмӣ) в своем комментарии не упоминает об этих четырех ш́локах. Предыдущие Āчāрйи дали объяснения этим четырем шлокам на санскрите и Гуру-Махāрāдж извлек самую суть этих объяснений,изложив их на бенгали и английском.

Итак, что же это за ш́локи? Ш́рӣ Кр̣ш́н̣а говорит Арджуне, обращаясь с помощью него ко всем нам: «Арджуна, ты знаешь кто Я? Я присутствую повсюду и все исходит из Меня! Те, кто по настоящему разумны, они поклоняются Мне! И кто поклоняется Мне непрерывно, искренне, с любовью, с преданностью им Я даю особый разум! Понимание как достичь Меня и обрести Меня!»
Ш́рӣ Кр̣ш́н̣а становится очень близок Своим преданным!
«Преданные, которые думают только обо Мне и которые поклоняются Мне всем сердцем и не знают никого кроме Меня и между собой говорят только обо Мне, они обретают особое удовлетворение, тесные сокровенные отношения со Мной!» Тогда преданные жертвуют всем ради Ш́рӣ Кр̣ш́н̣ы! И получают взамен все! Если обрел Ш́рӣ Кр̣ш́н̣у, ты обрел все! Зная Его, мы будем знать все! Обретя Его, мы обретем все! Вот такова концепция Ш́рӣ Кр̣ш́н̣ы!

И в четвертом ш́локе Ш́рӣ Кр̣ш́н̣а говорит, что своей милостью Он полностью освобождает такого Преданного от невежества: «Я даю ему свет истинного знания ! И в нем не остается больше и тени невежества!» Это 10-я глава8, 9, 10-й и 11 стихи. Вы должны запомнить эти четыре шлоки и попытаться прочитать, как Ш́рӣла Ш́рӣдхāр Махāрāдж объясняет их. Он объясняет гораздо более подробно и намного лучше! Я говорю вам то,что сам слышал из его уст! Мы можем читать подобные вещи, но не всегда их понимаем. Но если мы искренни, если мы смиренны несомненно понимание будет явлено в нашем сердце! Говорится, что своими собственными силами мы не способны видеть.

Однажды Гуру-Махāрāдж рассказывал как один мальчик родился в темнице, когда он немножко подрос один из членов его семьи сказал, что сегодня он покажет ему Солнце! И мальчик сказал, что надо взять с собой фонарь, чтоб увидеть Солнце. «Нет, чтобы увидеть Солнце лампа не нужна! Мы можем видеть Солнце его собственным светом». Своими собственными усилиями, посредством своих способностей мы никогда не сможем увидеть Бога! Но по Его милости мы можем увидеть Его! И вот сейчас наше внутреннее знание покрыто облаками невежества, но когда по Его милости это невежество рассеется, мы сможем видеть!

Мы можем увидеть Бога, но для этого нам нужны особые глаза. Если глаз поражен катарактой, он даже материальные вещи не увидит! Но если катаракту удалить, глаз сможет видеть.Иными словами, наше зрение может быть исцелено бальзамом Преданности. С помощью бальзама Премы Святые всегда видят в своем сердце Шйāмасундара. Непостижимого Господа! Наш разум не способен это осознать! Этот разум порочен! Но по Его милости посредство этого разума мы в какой-то мере можем понять Его слова! Он непостижим! В этих четырех шлоках Ш́рӣ Кр̣ш́н̣а очень глубоко раскрывает Истину о Себе. Он описывает, что обретают предавшиеся ему души! И после этого Ш́рӣ Кр̣ш́н̣а показывает Арджуне Свою вселенскую форму! Арджуна был потрясен, увидев вселенский Образ Господа,
весь мир в Теле Кр̣ш́н̣ы!!! Он увидел, что все его противники уже мертвы!
И когда Арджуна увидел вселенский Образ Господа, он начал молиться: “Господь, Ты древнейший в мироздании. Ты причина всего Творения ! Всем хочется познать Тебя! Но Ты знаешь всех и все! Ты Божественная Обитель!” Вот такими словами молится Арджуна Господу! Пожалуйста, скрой от меня свой вселенский Образ, я не могу видеть Его! Он склонил голову перед Кр̣ш́н̣ой!

Иногда Кр̣ш́н̣а показывает Преданным Свое могущество, Свое величие, чтобы показать какой Он и если мы действительно находимся в сознании Кр̣ш́н̣ы, то мы сможем что-то почувствовать в своем сердце! Мы можем сказать, что ничего не получаем, ничего не чувствуем, но если мы серьезны и серьезно следуем Гуру, Вайшнавам, Бхāгавāну, несомненно к нам придут откровения! Вы почувствуете! Потому что любовь это Преданность! Бхāгавāн любит Преданных, заботится о них. Он показал это Арджуне, потому что любит его, а Арджуна любит Бхāгавāна! Перед битвой на Курукшетре Кр̣ш́н̣а позвал обоих и Арджуну и Дурйодхану, но когда они пришли Кр̣ш́н̣а лежал на кровати, а у изголовья стоял стульчик. И когда Дурьодхана пришел, он сел на стульчик возле Его головы. А Арджуна сел возле Стоп Господа! И поэтому Кр̣ш́н̣а, когда открыл глаза, первым увидел Арджуну. Кр̣ш́н̣а сказал: “У меня есть два предложения. У меня есть очень могущественная армия. Кто из вас возьмет Меня, а кто возьмет Мою армию? Но при этом Я не буду участвовать в битве! “ И первым должен былвыбирать тот, кого Кр̣ш́н̣а увидит первым! Поэтому Дурйодхана забежал в его покои первым, чтобы сесть возле головы Кр̣ш́н̣ы, чтобы первым Он увидел его! Но Кр̣ш́н̣а увидел первым  Арджуну, который сидел у Его Стоп! И Он сказал, что Арджуна выбирает первым! И Арджуна сказал: “Я выбираю Тебя!” А Дурйодхана сказал: “Замечательно! Если Ты не будешь принимать участия в битве, зачем Ты тогда вообще мне нужен! Я беру армию!“

Арджуна любит Кр̣ш́н̣у и потому он получил Кр̣ш́н̣у как своего колесничего! Если мы не обретали такого даршана, такого видения могущества Господа, если такое откровение не приходило к нам, тогда наша вера может быть непостоянной. Однако Арджуна видел Сварӯпу, Космический, вселенский Облик Господа и тут же его голова склонилась к Стопам Кр̣ш́н̣ы! Он показывает своим Преданным Свое величие, великолепие.

Мы видим это в жизни Ш́рӣ Чайтанйа Махāпрабхукогда Он являл Свое величие, когда Он явил Свой четырехрукий образ Нāрāйаны Сарввабхауме Бхат̣т̣āчāрйе, Пракāшāнанде Сāрасвāти,они падали ниц, к Его стопам! Пракāшāнанда Сāрасвāти не принимал Махāпрабху как Господа. «Он обычный саннйāси!» - думал он. Но преданные, такие как Гопӣнāтх Āчāрйа зналиМахāпрабху. Гопӣнāтх Āчāрйа пытался убедить Сарввабхауму Бхат̣т̣āчāрйу: «Как ты к Нему относишься?! Ты что думаешь, что Он простой человек?! Нет, Он – не человек! Он спаситель этой эпохи, Кали-йуга-пāвана Сарвабхаума ответил«Нет, нет! В кали-йугу нет Аватāр! “ Гопӣнāтх Āчāрйа сказал: «Ты пан̣дит, и ты не знаешь таких вещей! Это написано в Махāбхāрате, это написано в Бхāгаватам, что в кали-йугу есть Аватāр и это Ш́рӣ Чайтанйа Махāпрабху! И Он принял образ Преданного и Своей жизнью учит нас всехпоказывая как нужно предаваться Богу!»
В Махāбхāрате (задолго) до явления Махāпрабху было написано он Нем. Вы должны постараться прочесть Махāбхāрату. Она изложена в повествовательной форме. Очень много вещей можно узнать из Махāбхāраты и Рāмāйаны! Вот как Бхишмадев, лежа на смертном одре из стрел восхваляет Кр̣ш́н̣у: «В двапара-йугу Ты явишься в теле золотого цвета и Твой прекрасныйЛик будет украшен чанданой, и примешь образ саннйāсӣ. Ты будешь учить Преданности и Ты будешь шāнта, абсолютно удовлетворен! А также написано в Бхāгаватам о Ш́рӣ ЧайтанйаМахāпрабху.

Когда Нāрада Муни пришел к Нāнде Махāрāджу, он сказал: «Вот теперь Он кр̣ш́н̣а-варна, Он темного цвета, но (в будущем) Он явится в Теле золотого цвета (акр̣ш́н̣а, тапта-канчана) и в обществе Преданных Он будет совершать Сам̇кӣрттану! И те, кто поклоняется Ему с помощью Сам̇кӣрттаны  самые разумные из людей!»

Что нужно джӣве? Джӣве нужна Кр̣ш́н̣а-Према! Он очищает Тӣртхи, Святые места паломничества и Ему поклоняются Шива и Брахма! А кто Шива в этот век Кали? Это Адвайта Āчāрйа! И Брахма это Харидāс Тхāкур! Они поклоняются Махāпрабху! И Он заботится о Своих Бхактах! Он – корабль, на котором можно пересечь этот океан материального существования! Он – Та самая великая Личность, на которую мы медитируем! Пурушоттам Бхāгавāн!

Хотя в Писаниях есть свидетельства, далеко не все способны признать Его, когда Он является. Сарввабхаума Бхат̣т̣āчāрйа, великий пан̣д̣ит, но даже он не принял доказательства Гопӣнāтха Āчāрйи. Он сказал: «Я не буду с тобой больше говорить, доказывать тебе! Ты не способен понять, потому что у тебя нет милости. Если в высушенную землю бросать зерна ничего не прорастет. На тебе нет милости Господа и поэтому ты не видишь кто такой Махāпрабху на самом деле, что Он Сам Бог! Но когда-нибудь ты поймешь и сам станешь танцевать, охваченный Преданностью (Господу)!»

Именно так и произошло: Махāпрабху попросил его объяснить ш́локу из Бхāгаваты и он дал девять вариантов объяснения, но когда он услышал из уст Махāпрабху  восемнадцать объясненийприводя которые Махāпрабху ничего не взял из его объяснений, Сарввабхаума осознал, что ни один человек не способен объяснять подобным образом! Сарввабхаума это не имя,  это почетный титул, потому что он знал все обо всех четырех сторонах света! И он понял, что слова Гопӣнāтха Āчāрйи о Махāпрабху это правда ! Это – не человек! Тогда он пал ниц к стопам Махāпрабху! Поэтому говорится, что мы должны верить Сāдху и Гуру, видеть не глазами, а ушами!