17 июля 2023 г.

Уход Шрилы Бхакти Ракшак Шридхары Махараджа

 

 

Его Божественная Милость Шрила 

Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж


Тиробхав Его Божественной Милости Парамахамсы 
Павриджакачарйа-варйи Ом Вишнупад Аштоттара-шата 
Шри Шримад Бхакти Ракшак Шридхарадева Госвами 
Махараджа (35-й Вираха-Махотсав).

Пранама-мантра и Святая Биография

ШРИЛА БХАКТИРАКШАК-ШРИДХАР
ДЭВ-ГОСВАМИ-ВАНДАНА (Пранама-мантра)

нама ом вишнупадайа
гоура-прэштхайа бхутале
шримад бхактиракшак
шридхарадэв госвами наминэ

дэвам дивйа-танум суччханда-ваданам-
баларка-челанчитам
сандрананда-пурам сад-эка-варанам
вайрагйа-видйамбуддхим

шри сиддханта-нидхим субхакти-ласитам
сарасватанам варам
вандэ там рагху-рупа-хридйам
паричарйахлада-дам шридхарам

«Я припадаю к стопам Шрилы Шридхарадева Госвами, который с таким чарующим выражением поёт свои песни, полные сладостного нектара. Облачённый в одежды цвета восходящего солнца, он является истинным Садху – Святым, которому поклоняются Преданные. Его отречённость и знания подобны океану. 

Он – хранилище сокровищ Святой сиддханты, полных и совершенных духовных Истин. Сияющий в божественной Лиле Преданности и Любви, он – обитель чистого духовного восторга. Он – лучший из истинных последователей Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати. Он дарует вечное служение сердцу Шри Рупы и Шри Рагхунатха Даса Госвами. Я поклоняюсь его Святым стопам».

(Или последняя строка читается так:

вандэ там шубхадам мад-эка-шаранам
нйасишварам шридхарам

«Он дарует благую удачу. Он – величайший Полководец среди всех санньяси, он – моё единственное прибежище. Я поклоняюсь его Святым стопам».)


Краткая Биография

Его Божественная Милость Шри Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, основатель Шри Чайтанья Сарасват Матха, родился в Индии, в 1895 году, в респектабельной семье брахманов ордена Бхаттачарьи, в Хапание, в районе Бурдван, в Западной Бенгалии. Он получил образование в Университете Бахарамапур.

Получив благочестивое рождение в Шри Гауда Мандале, святой земле, где Шри Чайтанья Махапрабху являл Свои божественные игры, Шрила Шридхар Махарадж с самого своего детства обладал естественной тягой к миссии Шри Чайтанья-санкиртаны -  великого совместного воспевания святых Имен Верховного Господа.

В 1926 году Шрила Шридхар Махарадж присоединился к Шри Гаудия Матху и стал инициированным учеником его основателя - прославленного Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура Госвами Прабхупады (1874-1937). Позднее, в 1930 году, он принял святой орден санньясы [монашество]. Признавая в нем преданного проповедника совершенных принципов Гаудия Вайшнавизма, обладающего непоколебимой верой, Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Прабхупада даровал ему имя «Шри Бхакти Ракшак», что означает «Защитник преданности». И далее, отражая утверждение великого учителя Вайшнавов, Шрилы Дживы Госвами, который ссылается в своих комментариях на Шри Шридхара Свами как на бхакти ека ракшак [Верховного защитника преданности], Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Прабхупад дал ему триданди-санньясу с титулом «Шридхар». Так он стал Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхаром Махараджем.

Как выдающийся проповедник миссии Шри Гаудия Матха, он интенсивно путешествовал по всей Индии и проповедовал, бегло говоря на бенгали, хинди, санскрите и английском языках, распространяя учение Шри Чайтаньи Махапрабху в университетах, на публичных семинарах и фестивалях санкиртаны.

Также Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Прабхупад высоко оценил написанное Шрилой Шридхаром Махараджем произведение на санскрите Бхакти Винода Вираха Дашакам, считая его предзнаменованием того, что возвышенные идеалы и почетный статус Шри Гаудия-сампрадаи будет совершенным образом поддерживаться и распространяться таким образованным и чутким преданным как Шрила Шридхар Махарадж.

Доказательством этому служит тот факт, что прямо перед своим уходом из этого смертного мира, Шрила Прабхупад пригласил Шрилу Шридхара Махарадж спеть в его присутствии святую молитву Шри Рупа Манджари Пада, наиболее почитаемую всеми Шри Гаудия Вайшнавами.

После ухода Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура Госвами Прабхупады, духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа, его соратники, а также общественность, естественным образом стали почитать его как старшего представителя Шри Гаудия-сампрадаи, хотя сам Шрила Шридхар Махарадж, как смиренный Вайшнав, был более склонен оставаться незаметным. Однако, побуждаемый священным долгом и божественным вдохновением, он основал Шри Чайтанья Сарасват Матх в Шри Навадвипа Дхаме, намекнув в коротком стихе, написанном на санскрите, что Матх – как прибежище, где проповедуется святое послание его Гурудева, Шри Рупы и Шри Чайтаньи Махапрабху – неизбежно станет известен среди искренних и праведных искателей чистой истины и божественности по всему миру.

Шрила Шридхар Махарадж – автор бесчисленного количества классических молитв и комментариев на санскрите и бенгали. Ученые, философы и преданные по всему миру называют его работы драгоценностями чистого Вайшнавизма. Он является автором Шри Шри Прапанна Дживанамритам - трактата на санскрите о божественном предании, который стал образцовым руководством для всех преданных.

Когда ему было уже за восемьдесят, не только индусы, но и люди из Америки, Европы и всего мира стали привлекаться учением и личностью Шрилы Шридхара Махараджа. Он был известен как чистый святой, ведущий очень простую жизнь. Его уважали и любили за его святую простоту, нежную натуру и манеру поведения. Его почитали духовные братья, ученики, другие преданные и общественность. Все без исключения признавали его широчайшие познания и владение священными писаниями, его уникальную, беспрецедентную способность снова и снова проливать свет на наиболее сокровенные философские и эзотерические аспекты чистой Шри Гаудия Вайшнава сиддханты.

Учениками Шрилы Шридхара Махараджа была составлена обширная библиотека его транскрибированных лекций. Из этих записей были созданы книги на английском, отличающиеся своей изысканностью – "В Поисках Шри Кришны", "Шри Гуру и Его Милость", "Золотой Вулкан Божественной Любви", "Любовный Поиск Потерянного Слуги", а также уникальный комментарий и толкование Шрилой Шридхаром Махараджем Шримад Бхагавад-гиты: Скрытого Сокровища Сладчайшего Абсолюта, а также многие другие книги. Впоследствии ожидаются и другие многочисленные издания.

12 августа 1988 года Его Божественная Милость Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж покинул этот мир, чтобы войти в свои вечные игры. Его уход не был уходом величайшей звезды с небесного свода Гаудия-вайшнавизма, но был уходом самой луны. Сама Земля содрогалась в ожидании этого момента. Божественный храм, Храм Единения в Разлуке, был воздвигнут у его святой усыпальницы в Шри Чайтанья Сарасват Матхе в Навадвипе, и поклонение будет продолжаться из поколения в поколение.


о Шриле Бхакти Ракшак Шридхардев Госвами Махарадже

Ом Вишнупад Парамахамса-Мукут Мани Джагат-Гуру Шри Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, Ачарйа-основатель Шри Чайтанья Сарасват Матха, родился в 1895 году в Индии, в деревне Хапанийа (Западная Бенгалия) в брахманической семье.

С детства Шрила Шридхар Махарадж проявлял удивительные духовные качества и имел естественное влечение к Санкиртане —совместному воспеванию Святых Имен Бога. Вот что писал об этом сам Шридхар Махарадж: Помню как однажды, будучи маленьким мальчиком, я сидел на плечах у отца. Вдали проходила группа Санкиртана — я заплакал и стал просить отца подойти к ней. Чтобы я успокоился, мы на некоторое время влились в процессию, а затем возвратились назад.

Окончив Бахарампурский колледж и женившись по просьбе отца, Шрила Шридхар Махарадж в 1926 году присоединился к Шри Гаудийа Матху и принял прибежище лотосных стоп своего Гурудева —Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Прабхупады, сразу же став одним из ведущих проповедников. Шрила Шридхар Махарадж много ездил по всей Индии, принося искренним душам Послание Махапрабху. Он проповедовал на бенгали, хинди, санскрите и английском, успешно распространяя Учение Шри Чайтаньядева в университетах, на семинарах и Санкиртана-фестивалях. В 1930 году он принимает отреченный образ жизни (саннйасу).Видя колоссальное знание Священных Писаний и природную духовную прозорливость своего ученика, Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Прабхупада дал ему имя Шри Бхакти Ракшак Шридхар , что означает Славный Хранитель Преданности.

Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Прабхупада неоднократно отмечал великие духовные качества Шрилы Шридхар Махараджа. За день до своего ухода из этого мира Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Прабхупада попросил его петь свой самый любимый бхаджан — Шри Рупа-манджари-пада , показав таким образом, что Шрила Шридхар Махарадж является его главным преемником и продолжателем линии Шри Рупы Госвами.

После ухода своего Гурудева, из-за возникших в Гаудийа Матхе разногласий, Шрила Шридхар Махарадж какое-то время жил уединенно, а затем, в 1941 году основал Шри Чайтанья Сарасват Матх.

Шрила Шридхар Махарадж, обладая удивительными духовными качествами, был неизменно почитаем и любим всеми Ваишнавами. Его любовь, смирение, скромность, сострадание, безупречное знание Священных Писаний сделали его настоящим Хранителем Чистой Преданности. Труды Шрилы Шридхар Махараджа являются настоящим сокровищем для всех Гаудийа-Ваишнавов.

Хотя большую часть своей жизни он не покидал своей обители в Навадвипе - уединенном и святом месте на берегу Ганги в Бенгале,- стремление к истине и духовной чистоте привело к нему множество искренних душ со всего света.

Его способность привести в гармонию внешние разногласия всех духовных концепций, в то же время не отступая от идеи самопожертвования ради Господа - самой жизни и основания любой подлинной религии - может найти только считанные сравнения в материальном мире. Утренние беседы на солнечной веранде его скромной обители каждый раз были для слушавших новым откровением - хотя всякий раз казалось, что более совершенно, более вдохновляюще духовную реальность описать просто невозможно. Но в своем неподдельном смирении святого Шрила Шридхар Госвами никогда не считал это собственной заслугой. Его непрестанным желанием было служить тем, чье Учение ему было доверено представлять - чистым преданным в преемственности, восходящей к Шри Чаитанйе Махапрабху, явившемуся в XV веке, дабы положить начало проповеди Божественной Любви.

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж завершил свою видимую лилу в 1988 году.


Некоторые из афоризмов Хари-катхи  Шрилы Б.Р. Шридхара Махараджа

-Каждый ищет счастья. Кто-то может сказать: "Я не хочу знания" или "я не ищу силы", но счастье ищет каждый

-Не желающий обманывать себя, нормальный человек не сможет избежать поиска Шри Кришны. Одно из ведущих мест в нашей природе занимает стремление к поиску счастья. Это главное стремление всех живых существ. Поиск Шри Кришны означает поиск расы, высочайшей формы блаженства.

-Материальное никогда не может быть источником счастья. Наша сделка с миром смерти не способна удовлетворить нас; она вызовет лишь потерю наших сил.

-Единственная ценность этого материального мира в том, что находясь в нем, мы можем узнать что-то о мире трансцендентном

- «ОМ» означает большое «Да». То, что вы ищите в глубине сердца существует.

-Реальность для Себя и по Себе. Мир создан не ради наших эгоистических целей; во всем присутствует универсальная цель, а мы всего лишь маленькие частицы этого.

-Реальность - наш друг. Необходимо изменить себя.

- Реальность означает полностью развитый теизм — сознание Кришны — место, где ограниченное заключает в свои объятия все Безграничное. Таков Вриндаван.

-В духовном мире можно обнаружить все, кроме несовершенства, присущего этой ограниченной сфере бытия

-В измерении веры примиряются неразрешимые противоречия

-Обычно, видя красоту, мы полагаем, что она предназначена для нашего наслаждения, но в действительности, красота повелевает всем и все контролирует.

-Для того, чтобы постичь Абсолют, мы должны стать рабами; это подлинная цена. Но рабство у Абсолютного блага и Асболютной красоты является высоким положением.

-Удивительное свойство Кришны таково, что он желает стать рабом своего раба. Непобедимый Абсолют покоряется любви.

-Где находится бхакти? Каковы признаки чистой преданности? Там, где Высший Властитель подчиняется Своему слуге,— это бхакти. Преданность занимает такое особое положение и обладает таким могуществом.

-Лишь там, где живет искренняя преданность, возможна истинная свобода.

-Лучше служить на небесах, чем царствовать в аду

-Духовный прогресс означает "умереть, чтобы жить".

-Для того, чтобы обрести сознание Кришны, не нужно быть ни очень мудрым; очень энергичным, не нужно иметь в своем распоряжении огромное богатство или могущество,— требуется только обладать необыкновенно сильным стремлением к обретению Кришны.

-Сознание Кришны — высочайшая благотворительность. Наш Гуру Махарадж обычно говорил, что этот мир изголодался по кришна-катхе. Мир страдает от недостатка сознания Кришны, разговоров о Кришне.

-Любой опыт, связанный с Господом, передается сверху вниз. От нас здесь ничего не зависит. Мы можем только усилить свое желание, свое стремление служить Господу (севанмукхата), а низойдет Он в наше измерение или нет — на то Его воля.

-Если мы только сможем развить правильное восприятие, улыбающееся лицо Господа выступит из-за завесы. Кришна очень красив, и Он с великой готовностью принимает наше служение.

-В этом духовном царстве каждый будет любить нас. Можно нисколько не беспокоится о своих собственных интересах, но окружение здесь будет настолько благоприятным и доброжелательным по отношению к нам, что мы даже не сможем этого измерить, подобно тому, как ребенок не может измерить величину любви, ощущаемой его матерью. Таким образом, нас будут окружать друзья и домашний уют, и с этим сознанием мы возвратимся назад к Богу, назад домой.

-"Брахма-сутра" советует нам вопрошать об изначальной причине, величайшей и всеохватывающей. Но Шри Чайтанья Махапрабху направил наш поиск к иной цели. «Шримад-Бхагаватам» определил его как кришна-анусандхану, поиск Шри Кришны.

-Шри Чайтанья Махапрабху, наш наиболее благожелательный Господь, пришел сюда, чтобы найти Своих давным-давно потерявшихся слуг и даровать им высочайший идеал Божественной Любви. -Гуара-лила дарует доступ в Кришна-лилу. Без милости Шри Гауранги и Нитьянанды войти в Криша-лилу невозможно -Мы должны приходить к преданным за верой. Они как столпы веры. Своими поступками, своим примером, они стоят как столпы уходящие в небеса, в доказательство Его существования. Отвергая все соблазны этого мира, они стоят с высоко поднятой головой, утверждая и провозглашая свой опыт общения с Высшим Существом.

-Необходимо обрести общение с подлинно реализованной душой, и тогда все встанет на свои места; а царь садху есть Гуру.

-В ответ на наше искренне желание встретиться с Богом, Господь посылает Своего представителя в облике гуру, чтобы утолить наш голод по высшей истине. Мы должны видеть его как представителя Бога.

-Милость выше справедливости, красота выше силы, любовь выше свободы ***


Шрила Шридхар Махарадж о своей биографии в Гаудия-матхе, некоторые воспоминания

Во-первых, Гуру Махарадж происходил из каястха-касты, это шудра, я происходил из браминской семьи. Брамин — Гуру должен быть подходящим. Таким образом, некие сомнения оставались. Затем, когда я приехал в Маяпур, там также я видел много трогательного. Когда Прабхупад увидел меня там в день рождения Махапрабху, он давал лекцию многим джентльменам, приехавшим из Кришна-нагара, образованным людям. Тиртха Махарадж проповедовал в другом месте, в третьем месте Парват Махарадж собирал пожертвования. Во многих местах происходили разные события, и чувствовалась счастливая, трансцендентная атмосфера.

Затем, когда празднование закончилось, Гуру Махарадж сидел на веранде своей комнаты в плетеном кресле, и многие проходили, предлагали пранам (кланялись ему) и расходились по домам. И в этот момент он сказал нечто. Я всегда хотел слушать, слышать его, и в этот момент он сказал: «[Бенгали] — не обманывайте меня, вы, люди». Я был удивлен: почему он говорит об обмане, что он имеет в виду? Люди были приглашены, праздник закончился, теперь они расходятся, с какой стати он говорит об обмане? И затем он пояснил: «Вы совершали служение Кришне, поэтому я вступил в некие взаимоотношения с вами. В качестве дани традиции вы пришли на эту церемонию, а теперь расходитесь по домам, чтобы вновь заниматься мирскими делами. Но вы обещали мне служить Кришне, я разочарован».

«Вы можете сказать: «У меня есть важные дела, когда я закончу, завершу их, то я вернусь к вам». Нет, нет! Если ты скажешь, что мне нужно потушить пожар, а потом вернуться, то в этом также нет необходимости. Если пожар сожжет дотла весь мир, то никто ничего не потеряет: скорее, вы избавитесь от бремени, обрубите связь с этими реалиями и будете счастливы. Все ваши позитивные достижения, ваша внутренняя жажда находит соответствие в Кришне, в святых стопах Кришны, все ваши чаяния будут утолены только там, там только, исключительно, нигде больше». С великой мощью он произносил эти слова. Я был свидетелем.

Столь интенсивно, интенсивная потребность в кришна-бхаджане — я не видел ничего подобного в этом мире. Поэтому я почувствовал: я должен предаться этой личности, этому месту, и я принял решение быть учеником здесь, в этом месте, в этой линии.

Затем моя мать умерла. Мать опасалась, что если старший сын станет санньяси, то он не совершит шраддху (церемонию), поэтому я совершил шраддху, погребальные обряды, и после этого пришел. В последней части апреля я присоединился к Матху.

Бхарати Махарадж сказал: «У тебя есть благоприятный шанс». — «Два младших брата закончат образование, — говорил я, — и тогда я приду в Матх». Он сказал: «Нет, нет, жена умерла: Кришна лишил тебя жены, Кришна забрал мать, Он сделал достаточно для тебя. Если ты упустишь этот шанс, то могут возникнуть другие препятствия, и эта жизнь будет испорчена, не будет надежды». И я спросил: «Каков ваш совет?». — «Немедленно присоединяйся к Матху», — сказал он, и я это сделал.

Я жил с двумя братьями в общежитии, они пришли со мной в Матх и ушли со слезами на глазах: я остался в калькуттском Матхе. Какое-то время я жил там, затем я стал проповедовать, меня просили заниматься издательством, типографией, но мне не очень это нравилось: редакция, редактирование… Мне нравилась проповедь, киртан. Затем меня послали в проповеднический тур в один матх, затем в Бенарес, затем во Вриндаван (там нагар-киртан совершался), затем в Дели, там от двери к двери я ходил, затем Курукшетра-матх был основан, меня поставили во главе матха там.

Дели и Курукшетра — в то время это было уединенное место. И во время солнечного затмения великая раса-ятра происходила, великое множество людей собиралось, но обычно в течение года это было уединенное, пустынное место. Я стоял во главе делийского матха и на Курукшетре в течение двух-трех лет. Сначала на Курукшетре был основан, затем — делийский матх, я возглавлял его. Каждый год мы возвращались сюда, в калькуттский матх на празднование, на один месяц в августе.

Затем Бон Махарадж, Хаягрива Прабху взяли меня с собой в Мадрас, у нас была группа, мы вернулись. Затем Багх Базар Гаудия Матх был открыт, и Божества из Уттаганги(?) были перевезены на колеснице в Багх Базар Гауди Матх из арендованного дома, было празднование, затем в разные другие места. Затем был открыт официальный мадрасский Гаудия Матх. Сначала в арендованном доме, Бон Махарадж был лидером, мне дали санньясу в это время. Я был рекомендован Боном Махараджем. Он сказал: «Этот человек может проповедовать. Он, скорее, хороший проповедник, нежели сборщик пожертвований».

Меня звали Рамендра Сундар Бхаттачарья. Я обращался к людям, представлял им санньяси, но Бон Махарадж сказал: «Он не очень хорошо собирает пожертвование, но он — хороший проповедник, он оратор, он может говорить Хари-катху». Затем мне дали санньясу, в 1930 году в октябре мне дали санньясу, и Прабхупад после того, как там были утверждены стопы Махапрабху, приехал туда, матх был открыт, мы начали проповедовать.

Затем была Вриндаванская парикрама ([обход] всех святых мест Вриндавана), мы присоединились к ней, затем Бон Махарадж поехал в Англию, меня поставили во главе мадрасского матха, храм строился, практически в мое время он был завершен. Бомбейский матх был открыт, меня перевели туда, какое-то время я жил там. Затем группа последователей Прабхупады проповедовала в разных местах Вриндавана в 1936 году.

1 января 1937 года Прабхупад ушел из этого мира. До этого Прабхупад хотел, чтобы я отправился проповедовать в Лондон, но я сказал: «Я непригоден, неквалифицирован, я не в силах понимать произношение западных людей, акцент, и, кроме того, я не склонен близко общаться с западными людьми. Вы заплатите за мое проживание, дорогу, но я не смогу добиться удовлетворительных результатов. Если вы прикажете, я поеду, но…» Тогда он послал Госвами Махараджа вместо меня.

Когда Прабхупад был болен, при смерти, я находился рядом с его смертным одром, и за день до своего ухода он позвал меня. Он попросил меня петь «Шри Рупа Манджари пада». В то время я стоял позади, в заднем ряду и колебался. Кунджа Бабу (Тиртха Махарадж) попросил Пури Махараджа петь, тот начал петь эту песню. Прабхупад чувствовал неудовлетворенность, он сказал: «Мне не хочется слышать мелодию, сладкий звук». Тогда он остановился, и я вынужден был петь «Шри Рупа Манджари пада».

Другие говорили: «Прабхупад дал тебе доступ в Шри Рупа Манджари раса-севу, в этот лагерь он пустил тебя, дал тебе позволение войти». За какое-то время до этого я написал санскритскую поэму о Бхактивиноде Тхакуре, Прабхупад был очень доволен этой поэмой. Когда я показал ему ее, он заметил: «Очень счастливый стиль [буквально], прекрасный стиль». И он сказал Шраути Махараджу: «Эта поэма настолько прекрасна, она не была написана им, она была написана самим Бхактивинодом Тхакуром через него»...