5 июля 2020 г.

Гуру-Пурнима. Вйаса-Пурнима.

vyasa (500x394, 47Kb)

Гуру-Пурнима. Вйаса-Пурнима.

В полнолуние в месяце Ашадх, традиционно празднуется Гуру Пурнима. Этот день также известен, как Вьяса Пурнима, день почитания мудреца Веда Вьясы, первого Гуру, который классифицировал Веды, записал восемнадцать Пуран и Махабхарату. В этот день, Гуру предлагают пуджу и арати ученики и последователи.

Поклонение Тебе, О Вьяса, обладающему Мудростью, чьи глаза подобны лепесткам лотоса.
Ты тот, Кто зажег лампаду Знания, заполненную маслом Махабхараты.

Санскритский корень «Гу» означает темноту или невежество, «Ру» означает преодоление этой тьмы, поэтому Гуру – это тот, кто рассеивает и уничтожает тьму нашего незнания и невежества. Только тот, кто удаляет без остатка тьму нашего невежества и майю, и ведет нас к Бхагавану, является Истинным Гуру.

Подобно учителям в обычной школе, которые открывают знание школьникам и ведя их от незнания к знанию, так и духовный Гуру ведет своих детей-учеников от тьмы к свету, от нереальности к Реальности.


Шрила Вьясадева явился в Матхуре на Ашадха-пурниму, полнолуние, выпадающее на июнь или июль. По всей Индии и, особенно, во Враджа-мандале преданные каждой сампрадаи отмечают этот день как Гуру-пурниму, и поклоняются Вьясадеве, своему гуру, а также всей своей парампаре.

Однажды в конце 1980-х годов, накануне Гуру-пурнимы, Шринивас Прабху, Гопал дас и другие преданные Матхуры обратились к Гурудеву с вопросом: «Разве в нашем храме мы не отмечаем день явления Вьясадевы?»

– Я провожу Вьяса-пуджу, – ответил Гурудев.

– А можно ли и нам тогда прийти и предложить вам пушпанджали и пуджу?

– Да. Я в этот день поклоняюсь моему Гурудеву и гуру-парампаре. Всё, что с почтением предложат мне, я передам Вьясадеве.

Обрадованные преданные дружно воскликнули: «Тогда мы все придем завтра утром!»

На следующий день небольшая группа преданных из Матхуры пришла к Шриле Гурудеву. Сначала он провел поклонение Шриле Бхакти Прагьяне Кешаве Госвами Махараджу, гуру-парампаре и Шриле Вьясадеве, и только затем позволил местным жителям, которые приняли его своим духовным наставником, выразить ему почтение, предложив арати и пушпанджали его лотосным стопам.

Шрила Гурудев рассказал собравшимся преданным: «Это день явления Вьясадевы, литературного воплощения Кришны, указавшего  путь к высшей цели жизни – чистой любви к Богу. Он составил Веды, Упанишады, Пураны, Упапураны и другие дополнительные писания. Большинство людей в этом мире мыслят приземленно и стремятся к материальному благополучию. Для них Вьясадева выделил четыре основные цели человеческой жизни: мирская религиозность, экономическое процветание, чувственные наслаждения и освобождение. Однако сделав это, он не ощутил в сердце удовлетворения.

Тогда, вдохновленный Нарадой Риши,  Вьясадева проявил «Шримад-Бхагаватам», зрелый плод древа ведической мудрости. В этом выдающемся писании он совершенным образом описал, как обрести бхакти, чистую любовь к Кришне – пятую и конечную цель жизни. Для живых существ, которые алчут мирского счастья, Вьясадева рекомендовал поклонение различным полубогам.

Подобно рыбаку, который использует наживку, чтобы поймать рыбу, Вьясадева сначала привлекает джив, объясняя, как они могут развиваться в материальном отношении, а потом, завоевав их доверие, постепенно вытягивает их из майи, даруя высший вкус и желание получить према-бхакти.

Вьясадева является инкарнацией Бхагавана, он – изначальный гуру в различных сампрадаях. Таким образом, Бхагаван наделяет Своим могуществом тех,  кто связан с Вьясой через гуру-парампару. Существует четыре авторитетные вайшнавские сампрадаи. Вдохновленный садхака, желающий обрести према-бхакти, должен прийти в одну из них, предавшись истинному Вайшнаву, который почитает Вьясадеву.

В «Падма-пуране» Вьясадева написал:

сампрадая-вихина йе мантрас те випхала матах

шри-брахма-рудра-санака вайшнавах кшити-паванах

(Падма-пурана)

Вайшнава-ачарьи четырех сампрадай, а именно: Шри Рамануджачарья в Шри-сампрадае, Шри Мадхвачарья в Брахма-сампрадае, Вишнусвами в Рудра-сампрадае и Нимбадитья в Чатухсана-сампрадае, очищают своим присутствием всю Вселенную. Никакие мантры, кроме тех, что получены в процессе духовного посвящения (дикши) от учителей этих сампрадай, не принесут желанного плода.

Без милости сад-гуру никто не поймет Вьясу. Майявади просто устраивают шоу, якобы поклоняясь Вьясе, но на самом деле они не следуют анугатье. Они распространяют только спекулятивные идеи и провозглашают себя Богом, разрывая таким образом связь с гуру-парампарой. Это страшное оскорбление.

Шри Чайтанья Махапрабху, Сам Верховный Господь Кришна, принял сампрадаю Своего преданного Мадхвачарьи, а также оказал почтение Вьясадеве, показав тем самым пример, как нужно принимать духовное руководство.  Махапрабху взял суть литературного наследия Вьясы и озарил его факелом Своего учения ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы.

Махапрабху был крайне недоволен лжегуру, которые пропагандировали свои собственные теории. Садхакам Он велел находиться под руководством истинных Вайшнава-ачарий. Так, правильным образом практикуя учение ачарий, они сами смогут стать ачарьями, и их наставления всем принесут благо.

Шрила Гурудев объяснил: «Те, кто хочет выразить почтение Вьясадеве, в первую очередь должны поклоняться своему гуру, который принадлежит к авторитетной вайшнавской преемственности и глубоко почитает Вьясадеву. Сад-гуру не примет поклонение себе – он предложит все своему Гурудеву, тот – своему Гурудеву, и так до самого Вьясадевы. Это и есть настоящая Вьяса-пуджа.

Махапрабху проводил Вьяса-пуджу в Гуру-пурниму, и Его последователи продолжили эту традицию. Те, кто не совершает Вьяса-пуджу, не находятся в линии Махапрабху. В Гаудия-парампаре нашим Вьясой является Рупа Госвами, поскольку он исполнил сокровенное желание Чайтаньи Махапрабху.

шри-чайтанья-мано-бхиштам

стхапитам йена бхутале

сваям рупа када махьям

дадати сва-падантикам

(Према-бхакти-чандрика, Шрила Нароттама дас Тхакур)

«Когда же Шрила Рупа Госвами даст мне прибежище своих лотосных стоп? Поняв сокровенное желание Шри Чайтаньи Махапрабху, он положил начало Его миссии в этом мире и потому очень дорог Господу».

Шрила Рупа Госвами учил нас следовать по стопам тех, кто обладает чистой любовью к Богу. Враджа-деви всегда находятся в анугатье Шримати Радхарани, и наша гуру-варга служит под их руководством.

Шри Гуру необходимо поклоняться в день его явления, а также совершать Вьяса-пуджу на Гуру-пурниму. Почитая Шрилу Вьясадеву, мы почитаем всех ачарий, и к тем, кто правильно соблюдает Гуру-пурниму, придет его могущество.