3 октября 2015 г.

Второе «Я» Всевышнего - Статья из журнала «The Harmonist»


Associated-Counterpart
Второе «Я» Всевышнего

Санскритское слово «Гуру» обычно переводится как «тяжелый», в противоположность слову «лагху», что значит «легкий». Но в более глубоком этимологическом смысле оно указывает на «Того, Кто Своими божественными личностными качествами и светом героических примеров божественной силы рассеивает тьму невежества в людских сердцах, а также отдает Себя без остатка тем, кто безусловно и самозабвенно предался Его божественным стопам». Таково определение Гуру в Шастрах. В Шрути сказано: 



тад виджнанартхам са гурум эвабхигаччхет 
самитпаних шротрийам брахма-ништхам 

«Чтобы всецело постичь Господа человек должен смиренно предложиться всего себя святым стопам Гуру, который сведущ в Шраута-шастрах и безраздельно предан Высшему Браману». 

Может возникнуть вопрос: «Что может быть более нестерпимее, чем то, что кто-то станет постоянно контролировать наши поступки, и даже более того, каждый шаг в духовной жизни?» Истинная покорность, подчинение и полное послушание несовместимы с поведением, основанном на эмпиризме и своенравии, когда человек по сути не властен над собой и неизбежно увлекается вслед за неугомонными чувствами. 

Гораздо проще держать посты, совершать аскетические подвиги или исполнять все обязанности в своей жизни, чем беспрекословно следовать воле кого-то другого, даже несмотря на то, что этот наставник — искренний последователь трансцендентной Истины  . Однако предаться Высочайшему Идеалу намного выше и значимее, чем совершить все жертвоприношения вместе взятые, а также самый легкий путь, ведущий в мир безграничного вечного блаженства. 

Подобно сторонникам эмпирической школы, мы тоже нуждаемся в уверении — мы повинуемся Богу, но почему мы должны повиноваться Гуру? Предвосхищая такое опасение, готовое сорваться с наших уст, обличая тем самым наше неосознанное безразличие к Богу, Сам Верховный Господь наставил нас словами, лишенными всякой двухсмысленности: 
  
ачарьям мама виджаниям наваманьета кархичит 
на мартья-буддхьясуйета сарва-девамайо гурух 

«Знай, что Ачарья это Мое второе «Я», неотделимое от Меня. Выказывать неуважение к Нему неприемлемо. Нельзя пытатся оценивать трансцендентное поведение Ачарьи или выискивать в Нем недостатки, основываясь на ограниченном мирском знании. Ачарья это воплощение всего что ни есть Божественного». 

Гуру, или духовный Учитель, это ниспосланный Богом божественный посланник, явившийся спасти нас из рабства эмпирического восприятия. Ни в коем случае нельзя смотреть на Него как на одного из нас, смертных существ. Поступив так мы будем полностью сбиты с толку и неизбежно сойдем с пути Преданности. 

Этот духовный Пастырь, дарующий нам свое покровительство, никто иной как полномочный представитель Господа Вишну, способный привести нас в вечное царство Бога, на Вайкунтху  , свободную от всех недостатков и несовершенств. Господь помогает нам, говорит с нами через Свое второе «Я», то есть через нашего вечного духовного Учителя, Гурудева. 

Нам никогда не воспринять подлинную волю Господа и Его послание без смиренного послушания и искреннего предания нашему духовному Учителю. Этот путь превозносили и искренне практиковали все истинные преданные прошлых веков. Для нас духовный наставник, или Ачарья, это высочайший Идеал. 

Мы не должны позволить гордости, тщеславию и самодовольству помешать нам следовать по Его стопам. Следует принять обет искреннего послушания божественным словам нашего духовного Учителя, видя Его как второе «Я» Господа, Его возлюбленного вечного спутника, пришедшего с Вайкунтхи привести нас в наш духовный дом. Без духовного Учителя, или Гуру, человек подобен лодке без рулевого, или же кораблю без штурвала или компаса, брошенного на волю волн и ветра. В писаниях говорится: 
  
«Те, кто пытаются стать ближе к Богу, игнорируя святые стопы Гурудева, просто создают несчетные трудности на своем пути. Это все равно что обречь себя на сотни бедствий, сравнимых с полным разорением. Своими силами таким людям никогда не разорвать бесконечный круговорот перерождений в этом мире. В точности как человек, намеревающийся пересечь океан и уснувший в лодке без рулевого, может потерять свою жизнь, так и тот, кто стремится к Богу без помощи Гуру, может в любое мгновение потерять все». 

Истинные преданные Абсолютной Истины (Шри Кришны) подобны бесценной соли земли. Они как лекари судеб людей, страдающих от духовного бессилия. Если бы они милостиво не пришли в этот мир, в нем бы не имело бы смысла жить. И нашим Гуру, или духовным Учителем следует принять лучшего из этих преданных. 

 Духовный Учитель выше всех человеческих недостатков, слабостей и невежества. Он подобен Самому Кришне. Он —возлюбленный спутник Кришны, Его второе «Я». 

Поэтому Он как никто иной способен защитить нас от влияния иллюзии, или майи. Лишь Сам Господь в облике Гуру может оградить нас от когтей иллюзии и поддержать светом величия и важности беспримесной Преданности. В том, как Гурудев безраздельно предан Абсолютной Истине, в каждом Его богоугодном поступке присутствует качество заражать этой святой Преданностью других. 

Его бессмертные слова подобны острому мечу, рассекающему тугие путы нашей внутренней привязанности к эмпиризму. Его слова даруют вдохновение нерешительным сердцам и подобны исцеляющему бальзаму для тех, кто страдает от духовного бессилия. Духовный Учитель подобен живому маяку на пути преданности. 

Но где же нам обрести подобный Высочайший Идеал? Только искренняя и смиренная душа, горячо желающая достичь успеха в духовной жизни, может встретить Его. Однако, если мы осознанно или же неосознанно хотим быть обмануты, то нам не избежать обмана. Сам Всевышний Господь сказал: 
  
йе йатха мам прападьянте 
тамс татхаива бхаджамй ахам 

«Я вознаграждаю согласно тому, как человек приближается ко Мне. Если он движим искренним сердцем, то Я тоже отвечаю искренностью и открываю ему подлинный путь, отправляя к нему Своего представителя, не отличного от Меня Самого. Но тех, кто пытаются обмануть Меня, Я погружаю в иллюзию Своей майей». Если божественный наставник так редок, то как же ценно Его духовное руководство. Шрути говорят: 
  
Слишком многие из нас своенравно пытаются служить Богу, при этом пытаясь сохранить материальное благополучие, забывая предостережения Ачарьев против такого неприемлемого совмещения.  
  
«Невозможно пытаться сохранить свое мирское положение и достояния и, одновременно с этим, служить Богу». 

Если мы ревностно пытаемся посвятить свою жизнь служению Абсолютной Истине, Шри Кришне, то должны искренне молиться, чтобы Он наделил нас Своим собственным Сердцем (в противоположность нашему сердцу, которое всегда может предать и подвержено эмоциональным фантазиям), и тогда Он, по Своей беспричинной милости, непременно пошлет нам Своего верного и возлюбленного спутника, Свое второе «Я». Никто, кроме личного представителя Кришны не способен возложить на себя обязанности Духовного Учителя. 

Поэтому выбор Гуру является важнейшим в жизни. Но для того, кто обманут чувствами и феноменами этого мира, почти невозможно выбрать Гуру, который не является частью этого мира. Гуру принадлежит Трансцендентному миру и милостиво нисходит на землю по воле Бога. 

Возвышенное положение Гуру не могут занимать профессиональные священослужители, а также те, кто зарабатывают на жизнь проповедью. Корыстные люди побуждаемы личными мотивами, эгоизмом и тщеславием, а никак не стремлением искренне прославить Бога и принести благо падшим душам, как это делает истинный духовный Учитель. Как скованный по рукам и ногам человек не может освободить другого, попавшего в такое же печальное положение, так и тот, кто провозглашает себя Гуру, находясь при этом в тисках майи, не способен освободить другую падшую душу. 

В выборе духовного Учителя нельзя руководствоваться понятием наследственности или касты. Как говорилось выше, духовный Учитель должен быть посланником Бога, непосредственным представителем Кришны. Поэтому в выборе Гуру нельзя принимать в расчет какие-либо мирские характеристики. Даже согласно обычному здравому смыслу сын лекаря вовсе не обязательно станет в будущем врачом. Представитель Кришны появляется в этом мире независимо знатности своего происхождения. Шри Махапрабху говорит: 
  
киба випра, киба ньяси, шудра кене найа 
джеи кришна-таттва-ветта, сеи ‘гуру’ хайа 

Лишь тот, кто глубоко постиг Кришна-татву (трансцендентное знание о Кришне) достоин стать духовным Учителем, независимо от того, появился ли он в брахманической семье, в семье шудры или же носит одеяния санньясина. 

Из этого следует, что те, кто стремятся к материальной выгоде или же к освобождению, не могут быть Гуру, поскольку сами пребывают в нужде и не достигли своего истинного духовного положения. Утеряв свое естественное положение (вечное служение Кришне как единственную деятельность вечной души), человек непременно будет обманут иллюзорной энергией, майей, которая вынуждает его эксплуатировать материю ради осуществления своих желаний. 

Так он порой начинает пытаться восполнить свою нужду обернувшись карми, и прилагает все усилия для того, чтобы вкусить нектар сома-расы, а также насладиться женщинами, золотом и славой в этом и последующим мирах, или же порой, отвергнув подобное наслажденческое настроение, принимает пессимистический взгляд на мир и начинает стремится к освобождению. 

Обе эти категории людей сами находятся в положении нуждающихся, и поэтому, даже согласно обычному здравому смыслу, не способны вывести из нужды кого-то другого. Шастры настоятельно рекомендуют избегать духовного руководства подобных людей. Следует принять прибежище у святых стоп преданного, служащего Кришне непрерывно и множеством разных способов. 

В заключении, давайте почтительно склонимся к святым стопам Гурудева. Он — вечный спутник Кришны и Его второе «Я». Явившись в этом мире как проявление милосердия Бога, Он постоянно занят лечением глаз джив, пораженных катарактой невежества, тем самым даруя им вечные духовные глаза и умащая их бальзамом беспримесной и бескорыстной любви к Кришне.