27 апреля 2018 г.

Уход Джаянанды Прабху

Шриман Джаянанда Прабху

Сегодня Уход Джаянанды Прабху

Человечеству известны святые личности, принадлежащие, как к западной, так и к восточной религиозным традициям. Однако святой Джаянанда — единственный в своем роде. Он родился на Западе и был первым слугой Бога, получившим статус святого в восточной духовной преемственности, а именно, в древнейшей традиции бхакти, или преданности Господу Кришне.

Все без исключения святые как волшебный философский камень милости, одухотворяюще влияют на сердца людей, даже тогда, когда покидают этот мир. Джаянанда дас (Джим Кор) из их числа. Соприкасаясь с этой необычной личностью, самые простые люди чувствовали изменения, происходящие в глубине их сердец. Но и после своего ухода он продолжает быть вдохновляющим примером, способным влиять на многих.

Простой нрав, способность с равной теплотой и заботой относиться к каждому, качества истинной святости делали его одинаково дорогим как порядочным людям, так и негодяям. Его непоколебимая решимость в организации и проведении первых в Западном мире величественных праздников колесниц Ратха-ятр дала возможность тысячам обычных людей почувствовать сладкий вкус вечного праздника, соприкоснувшись с духовной реальностью. Его преданность и верность Богу и духовному учителю позволили Шриле Прабхупаде написать о нем: «Я очень горд тем, что у меня был такой хороший ученик» и «Каждый должен последовать примеру Джаянанды».

Пусть же повествования, собранные в этой статье станут источником вдохновения и духовной силы для каждого, кто соприкоснется с прекрасной жизнью Джаянанды Тхакура.

Джаянанда и прасад

«Тот, кому посчастливилось принять остатки пищи, предложенной Господу, без сомнения достигнет освобождения». («Нарада-пурана», Уттара-бхага, 67.41)

Когда Шриман Джаянанда Прабху, прославившийся впоследствии, как «первый святой ИСККОН», стал приходить в храм, Шрила Прабхупада лично кормил его прасадом. Наверное, это было что-то удивительное: почитать прасад, пищу, которую собственноручно приготовил, предложил Господу Кришне и раздал сам Шрила Прабхупада. Такой прасад обладал необыкновенным могуществом и духовной силой: он погружал Джаянанду в сознание Кришны после целого рабочего дня, проведенного за рулем такси.
Джаянанда беззаветно верил в три духовные сущности: святое имя, слова Шрилы Прабхупады и прасад. Именно при их помощи он достигал успеха во всех своих делах, давая сознание Кришны другим. Прежде всего, он всегда раздавал прасад, милость Господа.

«Вся деятельность Джаянанды, вся его жизнь вращались вокруг прасада: заготовка бхоги, приготовление, предложение Шриле Прабхупаде, раздача прасада, принятие прасада и, обязательно, прославление прасада — вот из чего состоял обычно день Джаянанды. Когда он не собирал материалы для колесниц или не планировал очередной фестиваль (центральным пунктом которого была все та же раздача прасада), когда он не готовил и не предлагал, не раздавал и не почитал прасад, — тогда он думал о прасаде, прославлял его или говорил о милости Господа. 

Джаянанда обладал глубокой верой в метод очищения прасадом и в его духовное влияние на обусловленные души. Смысл его жизни состоял в раздаче прасада всем, и чем больше, тем лучше. Таким образом, весь его день, вся его жизнь были подчинены духовному процессу распространения и принятия прасада. Преданный Кришны не желает ни имущества, ни славы, ни последователей, он удовлетворен простым кришна-прасадом и сознанием того, что он слуга Кришны».

Когда Джаянанда вместе с преданными ездил за бхогой, он всегда старался уговорить торговцев пожертвовать что-то для Господа и Его преданных и нередко получал желаемое. У него везде были друзья, которых он щедро угощал прасадом. Закупал ли он бхогу на рынке или вел харинаму по городу — он всегда брал с собой прасад, не упуская возможности поделиться милостью Господа с другими. 

После приготовления воскресного пира, Джаянанда обычно помогал раздавать прасад гостям и преданным, пока все не наедались до отвала, а ведра не пустели. Джаянанда накладывал полные тарелки прасада, и поскольку он был таким внимательным, заботливым и личностным, никто не мог отказаться. Если все же кто-то сомневался в возможностях своего аппетита, то Джаянанда пояснял: «Шрила Прабхупада сказал, что мы должны есть прасад до тех пор, пока не станем ходить вперевалку, как утки». И тому ничего не оставалось, как опустошать тарелку с прасадом.

Накормив всех гостей и преданных, Джаянанда садился сам и с великой радостью глубоко наслаждался экстазом пира из кришна-прасада. Всякий раз, почитая его, он говорил: «Я никогда не ел прасада лучше!» Все преданные улыбались, так как слышали подобное уже не единожды, но соглашались: «Джая!» А Джаянанда приговаривал: «Да, это лучший прасад, какой я когда-либо ел! Кто сегодня готовил? Это, без сомнения, лучший прасад!» И это не было лицемерием с его стороны, или желанием просто ободрить кого-то. Шрила Прабхупада говорил, что благо от принятия прасада получает любой, кто его принимает, но тот, кто почитает его с преданностью и глубоким пониманием того, что он является остатками трапезы Самого Господа, получает наибольшее благо. 

Когда Джаянанда принимал прасад, он не просто утолял голод, для него это был вид духовной деятельности. Кришна-прасад не отличен от Кришны, и когда почитаешь его с таким сознанием, то начинаешь чувствовать его подлинный духовный вкус. А духовный вкус вечно обновляется. Он не статичен, не бывает всегда один и тот же. И Джаянанда по-настоящему наслаждался прасадом Кришны и всегда прославлял его. Он даже слово «прасад» произносил по-особому, так что немедленно возникало желание его попробовать. С благоговением относясь к прасаду, Джаянанда не давал пропасть даже маленькому кусочку упавшему на пол, подбирая все до последней крошки.

После принятия прасада Джаянанда шёл убедиться, что кастрюли и кухня моются должным образом, обычно принимая в этом активное участие. Если же требовалась помощь, он выходил к преданным и гостям и объявлял: «Кто хочет получить нектар?» Когда желающие шли за ним на кухню, он говорил, что вынос мусора и мытье кастрюль — это и есть нектар. И по рассказам тех, кто занимался этим служением вместе с ним, они на самом деле были от этого в полном экстазе! Все что вы делали с Джаянандой вызывало восхищение, поскольку он понимал самую суть служения Господу, сам черпал в нем большое вдохновение и заражал этим других.

Важной особенностью служения Джаянанды прасаду была его способность занимать в нем как можно больше людей. Во времена, когда Джаянанда был президентом храма в Сан-Франциско, там царил необыкновенный дух коллективизма и сотрудничества. Брахмачари, живущие в храме, и грихастхи воодушевленно занимались служением вместе для удовлетворения духовного учителя. И апогеем этого сотрудничества были грандиозные пиры. Это привлекало в храм много новых людей. Шриле Прабхупаде очень нравилась атмосфера в храме, созданная Джаянандой Прабху, и он всегда ставил его в пример другим своим ученикам.

«Ничто в этом материальном мире не имело реального значения для Джаянанды, кроме приготовления, распространения и почитания прасада. Если бы по телевидению объявили о начале Третьей мировой войны и ракеты уже были бы на подлете, Джаянанда просто пошёл бы готовить и раздавать нам прасад, напевая хариболо. А потом все мы насладились бы прасадом как отзвуком святых имен Кришны — и ракеты и всё остальное уже не имело бы смысла, потому что Джаянанда никогда не терял времени. Харибол!»