1 февраля 2017 г.

Тиробхав Шрилы Вишванатха Чакраварти тхакура


Уход Шрилы Вишванатха Чакраварти тхакура

Родившись в 1638 году, Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур (Хари-валлабха дас) получил посвящение в цепи ученической преемственности, идущей от Шри Нароттамы даса Тхакура. Вишванатха получил дикшу у Шри Радха Рамана Чакраварти. Несмотря на женитьбу, Вишванатха остался безразличен к семейной жизни и вскоре отрекся от нее. Он пришел во Вриндавана-дхаму и погрузился в кришна-бхаджан на Радха-кунде.
Он прославился как «лучший из вайшнавов» благодаря своей преданности, учености и осознанию природы супружеских игр Радха-Гокулананды. Гаудия-ачарьи утверждают, что Шри Рупа Госвами является ваг-деваватарой (воплощением бога речи). Также они говорят (прежде всего, этой точки зрения придерживаются сами ученики Рупы Госвами), что Вишванатха Чакраварти Тхакур является воплощением Шри Рупы Госвами.

Из всех гаудия-вайшнава-ачарьев лишь Вишванатха Чакраварти приблизился к уровню глубочайшего понимания природы Абсолютной Истины, сравнявшись в этом со Шрилой Рупой Госвами. Само слово вишванатха означает «тот, кто обладает драгоценным даром преданности Вишванатхе (Шри Кришне, Повелителю Вселенной)», а слово чакраварти означает «тот, кто усиливает чакру (колесо) бхакти».

Шри Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил: «В средние века (1600 – 1700 гг.) Вишванатха Чакраварти Тхакур был защитником, попечителем и ачарьей в историческом развитии гаудия-вайшнавизма». Развитие гаудия-вайшнавизма началось с приходом Шри Чайтаньи Махапрабху. Позднее благодаря Шриле Бхактивиноде Тхакуру он обновился, с помощью Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати он распространился по всей Индии, а благодаря Шриле А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, основателю-ачарье ИСККОН, стал известен во всем мире.

Во время своего пребывания во Вриндаване, Вишванатха поклонялся Божествам Радха Гокулананды и Шри Гирирадже. Его говардхана-шиле изначально поклонялся Сам Господь Чайтанья, затем Рагхунатха дас Госвами, Кришна дас Кавираджа, Шри Мукунда дас, Шримати Кришна Прия Тхакурани и только потом Вишванатха Чакраварти. В наши дни это Божество Гирираджа Говардхана пребывает в храме Радха-Гокулананды во Вриндаване. Некоторые утверждают, что этот говардхана-шила находится в «Бхагават-нивасе» в Рамана Рети, расположенного неподалеку от Кришна-Баларама Мандира храма ИСККОН.

Во сне Господь Шри Кришна приказал Вишванатхе написать комментарии на труды Госвами, и тот, не откладывая, приступил к этой работе. Каждый раз, когда он брал в руки перо, появлялись облака, которые скрывали его от лучей палящего солнца. Однажды с небес хлынул проливной дождь и залил то место, где он обычно работал над комментариями к «Бхагаватам». Но чудесным образом на рукопись «Бхагаватам» не упало ни одной капли.

Работая над «Мантрартха-дипикой» (объяснением Кама-гаятри), Вишванатха неожиданно столкнулся с проблемой, не понимая, почему Кришна дас Кавираджа в «Чайтанья-чаритамрите» говорит о том, что кама-гаятри состоит из двадцати четырех с половиной слогов, хотя сам он после тщательных исследований пришел к выводу, что в ней двадцать пять слогов. Кришна дас Кавираджа также говорил, что двадцать четыре с половиной слога связаны с двадцатью четырьмя с половиной Лунами, проявленными в трансцендентном теле Кришны.

Но во сне Шримати Радхика объяснила Вишванатхе: «О Вишванатха, пожалуйста, не беспокойся больше по этому поводу. Все, что написал Кришна дас Кавираджа – правда. Он тоже является Моей интимной служанкой, ему известно все о Моих самых сокровенных переживаниях. Эта кама-гаятри предназначена для поклонения Мне. В действительности Меня можно познать, медитируя на слоги этой мантры. Без Моей милости никто не сможет проникнуть в сокровенный смысл этой мантры».

«Объяснение использования последнего полуслога приводится в книге «Варнагама-бхасвади». Прочитав эту книгу, Кришна дас Кавираджа написал следующее. Буква «йа», которая следует за буквой «ви» в словосочетании «кама девайя видмахе», считается полуслогом. Этот слог связан с челом Кришны, потому что Его чело выглядит в точности как полумесяц. А сейчас проснись, прочти эту книгу и напиши об этом для блага каждого».

Тут же пробудившись от сна, Вишванатха в экстазе воскликнул: «Хей Радхе! Хей Радхе! Хей Радхе!». Даршан Радхарани наполнил работу Вишванатхи божественной энергией. Он почувствовал, что был избран стать одной из сокровенных служанок Шримати Радхарани. И его книги отражали это осознание.

Вишванатха Чакраварти Тхакур написал более сорока книг на санскрите, посвященных объяснению принципов науки преданного служения Радхе-Гиридхари. Он также стал автором сладчайших расика-тики (комментариев) на «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гиту», работы Шрилы Рупы Госвами, Кави Карнапуры и Нароттамы даса Тхакура.

«Шри Кришна Бхаванамрита», «Мадхурья-кадамбини», «Враджа-рити чинтамани», «Чаматкара-чандрика», «Свапна-виласамрита», «Санкалпа-калпа-друма» и другие – все это его книги. Жизнь и учение Шрилы Вишванатхи Чакравартипады даруют счастье, воодушевление и трансцендентную мудрость преданным всей гаудия-вайшнава-сампрадайи. Мы искренне молим, чтобы через тысячи рождений, однажды, мы смогли обрести необходимые качества для того, чтобы стать крупицей пыли в тени его лотосных стоп. Шрила Вишванатха Чакравартипада ки джай!

В Кришна-лиле он служит Шримати Радхарани как Винода-манджари. Его самадхи расположено во дворе храма Радха-Гокулананды.

Эта статья была напечатана в 1922 году в бенгальском журнале «Гаудия», выходившем под редакцией Его Божественной Милости Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

Имена Госвами Вриндавана, современников Махапрабху, широко известны. Позднее, когда Госвами покинули этот мир, поток чистой преданности Господу, приняв прибежище у трех знаменитых Прабху – Шринивасы Ачарьи, Нароттамы Тхакура и Шьямананды Прабху – забил с новой силой. Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур был четвертым звеном в ученической преемственности после Нароттамы Тхакура.

История его жизни более или менее известна только гаудия-вайшнавам. Они говорят о высочайших изысканиях Шрилы Чакраварти Тхакура в науке «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиты», а также о его совершенном понимании точки зрения Госвами, выраженном в их книгах. Наш Тхакур – защитник, вождь и ачарья гаудия-вайшнава-дхармы в так называемые «средние века» ее исторического развития.

В наши дни вайшнавы говорят о трех наиболее известных книгах Чакраварти Тхакура:

«Эти три книги – «Уджджвала-ниламани-кирана», «Бхакти-расамрита-синдху-бинду» и «Бхагаватамрита-кана» - вайшнавы считают своим богатством».

Повсеместно известен еще один стих:

«Он указал вишва-васи (обитателям материального мира) путь бхакти, и потому его зовут «Вишванатха». А поскольку он всегда в кругу (чакра) преданных, его величают «Чакраварти».

Шрила Чакраварти Тхакур отстаивает Шри Нароттаму

В былые времена Шрила Нароттама Тхакур Махашайя прославился как Расикарадж, или Царь преданных – знатоков высочайшей мадхура-расы. Таковым он поистине и являлся. Однако некоторые люди, враждебно настроенные к Господу Хари – преданные слуги энергии, воздвигающей серьезные препятствия падшим душам на каждом их шагу – пытались делать выпады в сторону такого удивительного, истинного расики, как Нароттама. Излишне говорить, что их попытки были безуспешны. Неспособные понять чистейшие, духовные деяния Шри Нароттамы Тхакура, многочисленные пракрита-сахаджии прозвали его Сахаджия-кула-бхушаной (украшением семьи дешевых подражателей). Поэтому Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур появился как раз вовремя, чтобы положить конец этим выдумкам и отстоять истинное духовное величие Шрилы Тхакура Махашайи.

Родословная, рождение и годы ученичества Вишванатхи

Шрила Вишванатха родился в брахманской семье в области Радха-деша, Надия, Западная Бенгалия (Радха-шрения-випра-кула). Некоторые говорят, что он также писал книги под псевдонимом Хари-валлабха. У него было два старших брата – Рамабхадра и Рагхунатха. Он вырос в Дева-граме. Изучив вьякарану (санскритскую грамматику), он переселился в Саийядабад-грам, что в направлении Мурашидабада, где изучил бхакти-шастры (вайшнавскую литературу) дома у своего гуру Шри Радха-рамана Чакраварти, который, в свою очередь, был учеником Шри Кришна-чарана Чакраварти, ставшего учеником Шри Ганга-нараяны Чакраварти (одного из главных учеников Тхакура Нароттамы). Позднее Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описал эту ученическую преемственность в своих молитвах «Шри Гурудеваштака», «Шри Парама-гурудеваштака», «Шри Пратапара-гурудеваштака» и «Шри Парама-парат-гурудеваштака». Все эти стотры были обнаружены среди многих других его сочинений в его книге «Шри Ставамрита-лахари» («Волны нектарных молитв»).

Его обитель в Шри Враджа-мандале

Милостью своего духовного учителя Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур жил во многих местах Враджа-дхамы, составляя различные трансцендентные книги. Большинство его книг сегодня очень редки; однако некоторые хорошо известны и считаются величайшим сокровищем гаудия-вайшнавов.

Временами Шрила Чакраварти Тхакур жил на Говардхане, порой – на берегу Шри Радха-кунды, иногда – в Шри Явате, а кое-когда – в Шри Вриндаване, в пределах храма Шри Гокулананды. Его перемещения отчетливо можно проследить по заключительным словам, которыми он завершает свои книги.

Дата его рождения

В попытках определить время рождения Чакраварти Тхакура мы находим, что в конце своей «Шри Кришна-бхаванамриты» он указывает: труд был завершен в полнолуние месяца Пхалгуна (февраль-март) 1607 года эры Шака (1685 год от Р.Х.). Это была годовщина светлого явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Кроме того, в своем комментарии к «Шримад-Бхагаватам» под названием «Сарартха-даршини» он упоминает, что эта тика была завершена в месяце Магха, в 1626 году эры Шака (в 1704 году от Р.Х.) Так что, принимая во внимание то, что родился он примерно в 1560 году эры Шака (в 1638 году от Р.Х.) и покинул этот мир в 1630 году Шака (1708 от Р.Х.), мы можем видеть, что он присутствовал на Земле семьдесят лет.

Его ученическая преемственность

Шри Ганга-нараяна Чакраварти был учеником Шрилы Нароттамы Тхакура Махашайи и жителем Балучара Гамбилы (места, где Нароттама покинул этот мир). По воле Господа сыновей у него не было, однако была дочь по имени Вишнуприя. Также у Шрилы Тхакура Махашайи был прославленный ученик Шри Рама-кришна Бхаттачарья (Барендра-шрения-брахман). Младшего сына Бхаттачарьи, Шри Кришна-чарана, и усыновил Шри Ганга-нараяна. Этот Кришна-чаран приходился парам-гуру, духовным «дедом» Шриле Чакраварти Тхакуру. В комментарии Вишванатхи к «Бхагаватам», «Сарартха-даршини», в начале известной Раса-панчадхьяи (пяти глав, описывающих танец раса-лила Господа Шри Кришны), находим следующий стих:

«Распростершись ниц в возвышенной божественной любви у стоп каждого их моих гуру в цепи ученической преемственности – Шри Радха-рамана Чакраварти, Шри Кришна-чарана Чакраварти, Шри Ганга-нараяны Чакраварти, Шри Нароттамы Тхакура и Шри Локанатхи Госвами – ныне я почтительно склоняюсь перед моим Господом – Шри Гаурангой Махапрабху».

Из этой шлоки становится ясно, что сокращенное имя Шри Радха-раманы было Шри Рама, а Шри Кришна-чарана – Кришна. Слово «натха» указывает на Шри Локанатху Госвами.

Опровержение ложных выводов Рупы Кавираджа

Прославленная дочь Шринивасы Ачарьи, Шримати Хемалата Тхакурани, изгнала завистливого ученика по имени Шри Рупа Кавирадж из общества вайшнавов, и тот пристал к группе отклонившихся от гаудия-вайшнава-сампрадайи ативади. Он проповедовал свою собственную извращенную философию (противоречащую традиции гаудий) о том, что выступать в качестве ачарьи может только отшельник. Он заявил, что семейный человек не может быть духовным учителем. Полностью поправ видхи-марг, или путь преданного служения, основанный на правилах и предписаниях, он пытался проповедовать философию рага-марга, или спонтанной преданности, ничем не регулируемой. Он также проповедовал, что смарана (памятование) возможно и без шраваны и киртаны (слушания и воспевания). Таким образом, дороги Рупы Кавираджа и Госвами окончательно разошлись. Поэтому Шрила Чакраварти Тхакур в своем комментарии «Сарартха-даршини» к Третьей песни «Шримад-Бхагаватам» опровергает все эти ложные выводы, основываясь на «Бхакти-сандарбхе» Шрилы Дживы Госвами.

Опровержение кастовых госвами

В дальнейшем потомки Шри Рупы Кавираджа, так же как и потомки сына Шри Нитьянанды Прабху, Шри Вирабхадры, и потомки отверженных сыновей Шри Адвайты Ачарьи стали присваивать титул «Госвами» ученикам, даже если те оставались семейными людьми. Опровергая эту ложную практику, Шрила Чакраварти Тхакур на основании шастр утверждал, что титул «Госвами» не является собственностью потомков ачарьи. Глубокое заблуждение – добавлять титул Госвами к именам отпрысков недостойных семей, пусть даже они и потомки ачарьи, особенно если это делается из алчности. Поэтому даже тот, кто ведет себя как ачарья, не должен зариться на титул Госвами. Шрила Чакраварти Тхакур утверждал это на благо тех глупцов, кто ведут себя недостойно, невежд, недостойных даже того, чтобы смотреть на них.

Победа гаудия-вайшнавизма в Джаяпуре

Во времена Шрилы Чакраварти Тхакура отпрыски ачарьев сделали титул Госвами наследственным, доказав тем самым свое дремучее невежество. Завидуя Господу и отвергая писания, они весьма гордились принадлежностью к своим вамша-парампарам (родословным). В то же время ачарьи Шри Рамануджа-сампрадайи из храма Шри Говиндадевы в Гулта-граме (близ Джаяпура) бросили гаудия-вайшнавам вызов. Царь Джаяпура пригласил самых выдающихся гаудия-вайшнавов из Вриндавана. Зная их как последователей Шрилы Рупы Госвами, он попросил их встретиться с последователями Шри Рамануджи. Это произошло в 1628 году эры Шака (1706 от Р.Х.), когда Шрила Чакраварти Тхакур был уже в весьма преклонном возрасте (около 68 лет). Он посоветовался с лучшим из своих студентов, Гаудия-вайшнава-ведантачарьей Махамахопадхйайей Пандит-кула-муктой Шрипадом Баладевой Видьябхушаной, и тот отправился в Джаяпур вместе со своим собственным студентом (и учеником Шрилы Чакраварти Тхакура), Шри Кришнадевой Сарвабхаумой.

Кастовые Госвами совершенно забыли о том, что сами они – выходцы из Шри Мадхва-сампрадайи. Пренебрегая истинами об ученической преемственности и не чтя Вайшнава Веданту, они опустились до того, что Шри Баладева Видьябхушана был вынужден написать отдельный комментарий на «Веданта-сутру», который согласовался бы с философией гаудия-сампрадайи. Это было сделано именно для того, чтобы опровергнуть их ложные доводы. Шрила Чакраварти Тхакур даровал ему все полномочия принять вызов, в результате чего Гаудия-вайшнава-парампара получила право свободно проповедовать.

Этот случай – вторая наглядная иллюстрация того, как Шрила Чакраварти Тхакур проповедовал вайшнава-дхарму и блестящий пример того, как он отстаивал величие вайшнавских ачарьев, рожденных вне чистых брахманских семей.