15 апреля 2016 г.

Ко дню явления Шримад Бхакти Валлабха Тиртхи Госвами

Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж

Ко дню явления Шримад Бхакти Валлабха Тиртхи Госвами

Шрипад Прахлад дас вспоминает о Шри Шримад Бхакти ВаллабхаТиртхе Госвами Махарадже - о том времени, когда он путешествовал и говорил Хари-катху.

Индия, 2013


...Во время одной беседы Гуру Махарадж обсуждал то, что мы сами – только мы и никто иной – являемся причиной собственных проблем. Обычно в одном выступлении неповторяется одна и та же мысль дважды, но если так происходит, то делается это специально для того, чтобы подчеркнуть важность того или иного утверждения. А Прахлад,почему именно Прахлад? В своей жизни, посвященной удовлетворению Господа, он столкнулся со множеством препятствий. Ведь так? Его собственный отец причинил ему столько проблем. Но, несмотря на это, он не отклонился от своего пути ни на шаг. Вот почему снова и снова нам описывают жизнь Прахлада. Он показал нам пример того,как, несмотря ни на что, не оставлять свой путь к Господу, твёрдо следовать слагающим Бхакти. В его случае это была Смарана- Бхакти, памятование о Шри Вишну. Вот,что олицетворяет Прахлад. Итак, Гуру Махарадж говорит, что мы часто жалуемся на страдания и проблемы, препятствия и неудобства, однако чистую Бхакти ничто неспособно прервать.

В одной из наших личных бесед Гуру Махарадж затронул данную тему. Находясь в его комнате, я открыл ему одно своё желание: всегда хотелось, чтобы мои родители тожезаинтересовались жизнью в преданности Господу, ведь дома я единственный, кто проявляет такой интерес. Тогда Гуру Махарадж спросил, почему мои родители возражаютпротив моего поклонения. Я ответил, что они не против, но всё же не относятся к этому с одобрением. Их отношение граничит с безразличием. Тогда Гуру Махарадж напомнил о Прахладе: несмотря на всевозможные препятствия он не оставил свой бхаджан. Хиранйакашипу снова и снова пытался разрушить преданность Прахлада к Господу Хари, однако ничто в этом мире не могло поколебать веру этого маленького мальчика. Тогда я просто улыбнулся и сказал: «Гуру Махарадж, мои родители намного лучше Хиранйакашипу, но я бы очень хотел, чтобы в них проснулось стремление обрести преданность Господу». На это Гуру Махарадж сказал мне одну очень важную вещь. Он заметил, что все живые существа обладают независимостью. Мы свободны,однако Господь способензаставить каждого подчиниться Своей воле. Почему же он не делает этого? Господь желает, чтобы все живые существа подчинились Ему по своей доброй воле. ПреданныеГосподу следуют тому же принципу. Они рассказывают о Господе и Его учении, но не заставляют никого становиться Вайшнавами. Бхакта,говорящий о Бхагаване, наблюдает за реакцией тех, кому он говорит.

Итак, ни Господь, ни Вайшнавы никогоне принуждают силой принять эти идеи.Так или иначе, я вспомнил это в связи с тем, что Прахлад не оставил Преданность Господу, несмотря на многие препятствия, чинимые его отцом. Нас никто не собирается убивать. Но Прахлада постоянно пытались уничтожить. В любую секунду ему грозила смертельная опасность. Однако его вера была настолько крепка, что ни при каких обстоятельствах он не оставлял поклонение Всевышнему Господу. Вот почему Гуру Махарадж постоянно напоминает: следуя примеру Шри Чайтанйи Махапрабху, необходимо снова и снова слушать о жизни Дхрувы и Прахлада. Также Гуру Махарадж, практически в каждой из своих бесед, не упускает возможности упомянуть о том, что Гададхар неявляется обычным человеком. Гададхар это Радхарани, внутренняя энергия Верховного Господа Шри Кришны. Махапрабху и Гададхар обитают в глубинах сокровенных Истин, однако для того, чтобы научить нас, они снова и снова обсуждают чариту (качества и деяния) Дхрувы и Прахлада, чтобы заложить в нашей жизни основы Хари-бхаджана.

В одной своей Хари-катхе Гуру Махарадж говорит: «Не стоит думать, что просто услышав или прочитав о славе чистого Вайшнава, мы сразу осознаем услышанное». Гуру Махарадж говорит, что тот, кто утверждает, будто он понял сказанное и поэтому просит говорить ему что-нибудь новенькое, на самом деле, по-настоящему ничего не понял.Потому что тот, кто по-настоящему услышал славу Бхакты Господа, снова и снова желает вкусить этот нектар. Гуру Махарадж показывает критерий того, насколько правильно мы слушаем Хари- катху. Благодаря этому мы сами можем увидеть степень своего понимания. Критерий заключается в том, растёт ли в нас желание слушать славу Вайшнава больше и больше. Если мы, послушав, считаем, что всё поняли, значит мы не слушали по-настоящему. И напротив, если после сказанного хочется услышать ещё раз, сжеланием быть допущенным в глубины сказанного, тогда произошло истинное слушание Хари-катхи. Таков принцип.

Один бхакта вспоминал объяснения Гуру Махараджа: любая деятельность должна совершаться ради удовлетворения Господа, Гуру и Вайшнавов. В связи с этим у него возник вопрос: как понять, что Верховный Господь, Гуру и Его Бхакты довольны? Ответ был таков: понять это очень просто. Если по мере совершения той или иной деятельности желание совершать её увеличивается, и одновременно с этим растёт желание слушать и воспевать славу Верховного Господа и Его Бхакт, то можно с уверенностью сказать, что ваше служение удовлетворяет Господа. Я могу наблюдать это прямо сейчас, собственными глазами. Когда Гуру Махарадж совершает ту или иную деятельность, он полностью сосредоточен на ней. Он не желает никоим образом отвлекаться на дела этого мира. Когда он совершает служение, например, пишет, он не позволяет беспокоить себя. В это время входить к нему запрещено. Таков его настрой: «Если я взялся за что-то, необходимо сделать это немедленно и с полной ответственностью». Он говорит: «Когда я пишу, не беспокойте меня. Вы сами просите меня что-нибудь писать, поэтому я должен писать. Если я должен, то не могу это откладывать. Нельзя ничего откладывать на завтра. В любой момент можно упустить возможность совершить это служение, оставив тело. Кто знает, что произойдёт через мгновение?» Таким образом, он своим примером учит нас. Если взялся за что-то, не откладывай в долгий ящик; с полной ответственностью приступай немедленно. Мы считаем, что у нас куча времени, чтобы выполнить поручение, но Гуру Махараджу не нравится такое отношение. Он может даже отклониться от своего привычного распорядка, но обязательно выполнит поставленную задачу.

Много раз мы видели, как Гуру Махарадж говорит Хари-катху в Экадаши или любой другой святой день: все его выступления с Хари-катхой готовы ещё за 10 дней до этого. Мы недавно совершали Враджа-мандала-парикраму: вся его Хари-катха была готова за неделю до этого.Иногда некоторые так подходят к служению Хари-катхе: ну если меня попросят говорить, я что-нибудь вспомню по ходу дела. Нет, нужно вот так: меня могут попросить говорить, поэтому я должен быть полностью готов. Гуру Махарадж такой с самого детства. Как только поездка запланирована, например, мы едем в Хайдерабад, и у него ещё за 10 дней всё готово. Даже настоятели матхов порой бывают не готовы настолько, как Гуру Махарадж. Мы звоним в матхи, куда собираемся приехать, и спрашиваем, какие темы стоит затронуть Гуру Махараджу. Как только определились с поездкой - он готов. Часто бхакты не успевают подготовиться к приезду Гуру Махараджа. Но Гуру Махарадж во всём очень аккуратен, «пакка». Он делает всё задолго до того, как его об этом попросят.

Он настолько погружён и увлечён! Много раз я слышал от Тамала Прабху [который был личным севаком до Прахлад Даса] о том, как Гуру Махарадж писал книгу «Спутники Шри Чайтанйи», «Карттик» и многие другие книги. Особенно на английском языке. День и ночь он только и думал о том, как подобрать нужное слово, чтобы иностранные бхакты,лишь недавно узнавшие о Бхакти, не истолковали его ложным образом. Таково его отношение. И до сих пор я наблюдаю это.Когда Гуру Махарадж решает о чем-то писать или что-либо делать, он полностью сосредотачивается на этом. Он абсолютно погружается в эту деятельность. Когда бы вы ни зашли к нему в комнату, он говорит только об этом. Например, если он пишет о каком-то Вайшнаве, он вспоминает последовательность событий – как всё происходило из года в год.

Много раз я наблюдал, как Гуру Махарадж шёл в душевую делать омовение, а потом в гамче выбегал оттуда, чтобы записать тот или иной момент, который он неожиданно вспомнил.Это показывает, насколько его мысли заняты служением. А не так: ну я же принимаю омовение, поэтому можно отключиться от всего и расслабиться. Нет. Гуру Махарадж выбегает в гамче и начинает сосредоточенно писать. Холодно, жарко – не важно. Когда Тамал Прабху рассказывал об этом, Гуру Махарадж работал над книгой «Карттик». Порой он звал Тамала и спрашивал, насколько подходит употреблённое им слово. Таким образом, он показывает, как важно использовать точные слова и выражения.Следует добиваться того, чтобы слушатели или читатели ясно понимали наши мысли. Не должно быть места домыслам. Поэтому мы видим, что в книгах, написанных лично Гуру Махараджем (то есть если это его оригинал, а не перевод с него), будь то на английском или бенгали, нет места никаким расплывчатым понятиям: все слова подобраны предельно точно и к месту.

Несколько раз я видел, как Гуру Махарадж, если не писал письмо сам, просил меня написать письмо кому-либо. Он чётко называл темы, которые следовало затронуть вписьме, подробно объяснял, что и как следует написать. Так, так и так. В конце он уточнял, всё ли понятно. Я отвечал, что всё понятно, а он просил меня писать предельно ясно.«Кому-то слово «Кришна» ни о чём не говорит». Видите, насколько он ставит себя на место читателя. Ему важно, какое восприятие получит человек, прочитав о Шри Кришне.Индрадев, Чандрадев – хорошо, но Шри Кришна – это Верховная Личность Бога. Гуру Махарадж обдумывает каждое слово. Если по его просьбе пишут другие, он просит показать написанное. Он видит нашу обусловленность, поэтому проверяет, всё ли написано корректно. Если что-то не так, он не скажет об этом, просто перепишет сам. Он никогда не скажет: написано плохо. Просто садится и начинает писать сам. Иногда на один абзац у него уходит целый день. Многие бхакты спрашивают, о чём же так долго пишет Гуру Махарадж? Когда он пишет, его сознание погружено в тему более чем на 100 процентов. На абзац, состоящий из четырёх строчек, иногда у него уходит по крайней мере 4 часа. Я не шучу, целых 4 часа! Я лично это видел. А после этого он ещё несколько раз перепроверит написанное. Он зовёт меня и спрашивает, всё ли написано правильно. Спрашивает, всё ли понятно, есть ли неясные моменты. Я отвечаю, что всё просто совершенно. Тогда он просит набрать текст, распечатать и дать ему проверить. Таков подход Гуру Махараджа к служению.

Мы (севаки) заходим к нему и выходим сотни раз,открываем и закрываем двери, но он не обращает на это никакого внимания.Даже если в комнату заберётся вор и вынесет всё ценное, он не обратит на это ни какоговнимания! Так он сосредоточен на своём служении. Иногда мы выражаем обеспокоенность: Гуру Махарадж забывает обо всём, не ест должным образом, не вовремя принимает омовение. Мы уговариваем его, ведь спешить некуда, ещё много времени, но Гуру Махарадж отказывается: сначала необходимо завершить служение, затем всё остальное. Однажды он вспоминал своё детство. Когда он был подростком, ему нравилось заниматься математикой. Друзья приходили позвать его на улицу, но он отказывался, если в это время решал ту или иную математическую задачу. Он говорил им: «Вот закончу и выйду». Как Харидас Тхакур в той истории отвечал женщине лёгкого поведения: «Вот закончу повторение святого Имени Господа Хари по обету и потом уделю время тебе». Друзья приходили к Гуру Махараджу ещё раз, но ответ был тем же. Он вставал только после того, как задача была решена. Такой была его внимательность с самого детства. Как он вспоминает, иногда решение задачи занимало многие часы. Он хотел решить ту или иную математическую проблему до того, как учитель объяснит тему.

Только посмотрите, какая решимость и разум: он решал примеры раньше того, как учитель просил. Иногда задача никак не давалась, он рассматривал ее с различных точек зрения, но всё было тщетно, и тогда приходилось идти к учителю, который объяснял последовательность действий. Гуру Махарадж с самого детства наделён такой способностью сосредотачиваться.

_______________________
запись, транскрипция, перевод:
Шридам дас, Сатйаврата дас
ред. yndas