8 ноября 2015 г.

Панча самскара - процесс инициации - Бхактивинод Тхакур

Ачарья Гаудийа Вайшнавизма
Ом Вишнупад Парамахамса 108 Шри Шрила  Бхактивинод Тхакур

Панча самскара - процесс инициации

… Некоторые люди думают, что прему, или любовь к Богу, можно обрести без панча-самскары. Это совершенно неправильно. Обусловленная душа стала враждебна Божественному, поэтому ее изначальная природа исказилась. Теперь, прежде чем будет восстановлена ее духовная сущность, душе необходимо освятить или очистить себя. Но как достичь этого чистого состояния? Лучший путь -через самскару. Как иначе может душа отбросить этот искаженный облик?


Если мы видим кого-то, чья природа не искажена, мы естественным образом полагаем, что в предыдущем рождении эта личность уже приняла самскару по милости духовного учителя, и что силой этой самскары она обрела свою подлинную духовную природу, в которой возникает према, или любовь к Богу. В другом случае мы думаем, что эта личность незаметно освящена непостижимой милостью Самого Господа. Независимо от того, как мы на это смотрим, всегда присутствует.

С другой стороны, для освобожденных личностей нет необходимости в самскаре, поскольку их природа не искажена. Искажение изначальной природы души является причиной ее рабства в этом мире. По этой причине жизнь обусловленной души нечиста, и даже если человек достиг премы с помощью самскары в предыдущей жизни, он снова принимает самскару, чтобы показать хороший пример ко всеобщему благу.

Самскары существуют во всех религиях и у всех народов. Чем чище религия, тем глубже и полнее ее самскары.

Возникает вопрос: Если практика самскары в вайшнавской культуре так хороша, почему же тогда те, кто ее используют, по-прежнему обусловлены материальной природой? 
Ответ заключается в том, что самая лучшая в мире вайшнава-самскара соблюдается лишь на словах. И духовный учитель, и ученик препятствуют своему духовному прогрессу, так как выполняют лишь внешние аспекты самскары, описанные в начале статьи.

В настоящее время глубочайшее знание о них совершенно не понимают. Когда ученик приближается к учителю, тот дает ему папча-самскару, но на этом все и заканчивается. Что хорошего в такой самскаре!

Внешне может показаться, что с учеником все в порядке, но на самом же деле это не так. Символы Божественной раковины и диска, а также имя Хари украшают его тело. Его язык произносит имя Хари, он поклоняется Божествам, но при этом занимается самой греховной деятельностью. Ночью он принимает наркотики и предается разврату.

О добрый учитель, как же ты благословил своего ученика? Что изменилось в нем после инициации. В действительности он стал еще хуже. 
Он стал лицемером. Он не чувствует раскаяния; он не думает: «Я – грешник. В этом моя беда. Как мне избавиться от греха?» Теперь никто не думает так, принимая прибежище у духовного учителя. Греховная деятельность совершается без малейшего колебания. Какое низкое падение!

Почему же так происходит? Причина в том, что между учителем и учеником развился неправильный вид взаимоотношений.
В шастрах даны правила для регулирования этих взаимоотношений, но эти правила не выполняются. 

Настоящий процесс панча-самскары действует следующим образом: Ученик, пылая в огне материальной жизни, анализируя свое опасное положение, заключает:
«Мои взаимоотношения с материальной природой непостоянны, поэтому для того, чтобы достичь Бога, я должен принять прибежище у духовного учителя». Затем учитель должен обучать ученика около года и наблюдать за его покаянием. 
Это называется тапа (покаяние, аскеза).

Во время такого экзаменационного периода ученик может вдохновиться на еще большее отречение. Когда учитель удовлетворен этим, он запечатлевает на теле ученика символы раковины и диска. Эти знаки постоянны и символизируют чистоту, которую ученик должен поддерживать всю оставшуюся жизнь. (В сампрадайе Рамануджи дают тапу, выжигая на теле символы раковины и диска, однако Господь Чайтанйа учил, что мы должны отмечать тело Харинамой, используя для этого сандаловую пасту вместо клейма). 

Это – тапа, первая для верующей души. Тапа используется не только для тела, но также для ума и души. Но если все это совершается лишь на уровне тела, тогда тапа отсутствует, а религиозная практика становится лицемерием. 

В наше время такое лицемерие ослабило культуру вайшнавов.
Без тапы, или внутреннего покаяния, человек не может стать вайшнавом. Без тапы весь процесс становится бесполезным. Без тапы не очищается сердце.

Поэтому, дорогие друзья, без колебаний совершайте покаяние!

Когда учитель видит, что ученик принял тапу должным образом (иными словами, истинное покаяние совершилось) тогда он, будучи милостивым, дает ученику урдхава-пундру (озарение души, ума и тела). Отвращение к материальному и привязанность к Всевышнему называются типа и пундра.

Пундра это также и знак тилаки на теле.

Без урдхва-пундры тело мертво. Без урдхва-пундры ум становится пассивным, человек привязывается к низменным чувственным объектам и потому растрачивает впустую свое время, рассуждая о низменных предметах. Без урдхва-пундры подлинная природа души угасает, так примите же со всей искренностью урдхва-пундpyl

Затем идут нама, мантра и яга.

Видя возлюбленного ученика, сияющего тапой и пундрой, учитель радостно дает ему наму, Святое Имя Бога, которое пробуждает вечную природу души. Во время инициации учитель также дает ученику личное имя, которой указывает, что ученик является слугой Хари – Хари дасом.

После этого, из любви к ученику, учитель дает ему мантру, которая позволяет с легкостью испытать сладость Святого имени Господа.

Яга – последняя, пятая самскара. Это поклонение Божеству. Используя мантру, принятую от своего духовного учителя, ученик начинает поклоняться Шри Мурти, Божеству Вишну.

Таким образом, панча-самскара дает начало бхаджана-крийе, или индивидуальному служению Богу.