3 сентября 2015 г.

Результат оскорбления вайшнава

Шрила Сатчидананда Бхактивинода Тхакур


Переведено из журнала «Rays of the Harmonist», 2009 
(выпуск, посвященный Картике)
Изначально опубликовано в «Гаудия Патрике», год 7, выпуск 10



Результат оскорбления вайшнава

Среди всех существующих видов оскорблений, которые джива (живое существо), могла бы совершить, нет оскорбления серьезнее, чем критика вайшнава. Вот почему жизненно необходимо разобраться, что же такое вайшнава-нинда, как ее описывают священные писания. 
В «Сканда-пуране» говорится:



ниндам курванти йе мудха
вайшнаванам махатманам
патанти питрибхих сардхам
маха-раурава-самгйите
ханти ниндати вай двешти
вайшнаван набхинандати
крудхйате йати но харшам
даршане патанани шат

Глупец, который осуждает возвышенного вайшнава, вместе со своими предками попадает в ад, известный как Махараурава. Любой, кто: 1) убивает вайшнава; 2) оскорбляет его; 3) чувствует злобу по отношению к нему; 4) не приветствует вайшнава надлежащим образом, когда видит его; 5) сердится на него или 6) не радуется, завидев вайшнава, – вне всякого сомнения, деградирует в результате неверного поведения в этих шести случаях.

В «Шримад-Бхагаватам» (10.74.40) описано:

ниндам бхагаватах шринвамс
тат-парасья джанасья ва
тато напайти йах со пи
йатй адхах сукритач чьютах

Человек, который не покидает немедленно место, где поносят Бхагавана или предавшегося Ему вайшнава, совершает преступление и лишается всех накопленных ранее духовных заслуг (сукрити), и его ожидает дальнейшее падение.

Различные виды джив и правильное отношение к каждой из них.

Теперь, когда мы предупреждены о вайшнава-нинде, прежде всего, необходимо понять, каковы характерные черты, по которым можно определить вайшнава. А затем нужно уяснить, какое поведение ведет к вайшнава-апарадхе(оскорблению вайшнава).

Все дживы подпадают под одну из четырех категорий: 1) обыкновенные дживы; 2) религиозные дживы; 3) брахманы ивайшнава-прайя дживы (то есть дживы, которые напоминают вайшнавов) и 4) вайшнава-дживы.

Следует почитать каждое живое существо, осознавая, что Кришна обитает в сердце всех джив. Особое уважение следует питать к религиозной дживе, а брахмана-дживе и вайшнава-прайя-дживе, необходимо выражать еще большее почтение. И наконец, наивысшее почтение, согласно предписаниям шастр, мы должны выражатьвайшнава-дживам. Таким дживам нужно поклоняться и служить их лотосным стопам.

Если мы не можем относиться с уважением к обычным дживам, почитать религиозных джив, а также оказывать особое почтение брахманам и вайшнава-прайя-дживам, то мы навлекаем на себя грех, или папу. Однако неуважительное отношение к вайшнава-дживе в действительности является апарадхой (оскорблением Божества). 

Любой грех можно искупить наложением определенных епитимий, но вайшнава-апарадху уничтожить не так просто. Грехи влияют лишь на грубое и тонкое материальные тела (но не на душу). Особенность же апарадхи состоит в том, что она уводит дживу от поиска ее изначального чистого и духовного положения и, таким образом, становится причиной ее падения с духовного пути. Поэтому тот, кто желает совершать бхагават-бхаджан (с любовью поклоняться Верховному Господу), должен старательно оберегать себя от совершения апарадхи.

Каништха, мадххьяма и уттама

В «Шримад-Бхагаватам» в следующих трех стихах описаны три категории вайшнавов:

1) Неофит, или каништха-вайшнав:

арчайам эва харайе
пуджам йах шраддхайехате
на тад-бхактешу чаньешу
са бхактах пракритах смритах

Тот, кто служит Божеству Шри Хари с мирской верой, полученной через цепь мирских учителей, не имея при этом желания служить Его преданным и другим живым существам, в сердце которых пребывает Господь Хари, именуется начинающим преданным (каништха-адхикари, или пракрита-бхактой). Другими словами, он лишь в преддверии постижения науки бхакти. («Шримад-Бхагаватам», 11.2.47).

Отличием мирской веры, основанной на традиции, от шастрия-шраддхи, полученной посредством изучения явленных священных писаний, является то, что первая возникает как следствие общепринятого мирского образования, в то время, как шастрия-шраддха, или вера в вайшнавов, появляется благодаря глубокой убежденности в словах писаний и основана на доказательствах, представленных в них. Только обретя шастрия-шраддху, джива становится мадхьяма-вайшнавом (вайшнавом среднего уровня).

До тех пор, пока в сердце не проявилась шастрия-шраддха, кармические узы садхака (практикующего преданного) сохраняются. В этой связи Шриман Махапрабху говорил:

шуддха-вайшнава нахе, кинту вайшнавера прайя

Такие люди еще не чистые вайшнавы, они лишь напоминают вайшнавов.

Канитшха-вайшнав, которого также называют вайшнава-прайя дживой, может стать шуддха-вайшнавом (чистым вайшнавом) исключительно в результате искреннего общения с истинными вайшнавами.

2) Вайшнав среднего уровня, или мадхьяма-вайшнав:

ишваре тад-адхитешу
балишешу двишатсу ча
према-майтри-крипопекша
йах кароти са мадхьямах

Мадхьяма-вайшнавом именуется тот, чья любовь направлена на Верховного Господа, Шри Бхагавана, кто является искренним другом всех вайшнавов, милосердно относится к невинным и игнорирует тех, кто завидует Бхагавану или вайшнавам, иногда проявляя по отношению к ним безразличие, иногда – терпимость, а временами полностью избегая их общества. («Шримад-Бхагаватам», 11.2.46).

Как мы видим, мадхьяма-вайшнав оказывает подходящую случаю милость даже завистливым людям, потому что смотрит на них как на находящихся в невежестве. Только мадхьяма-вайшнав способен по-настоящему служить вайшнавам. Поскольку каништха-адхикари пока не может заниматься подобным служением, его, строго говоря, нельзя называть вайшнавом, скорее он относится к категории вайшнава-прайя-джив (тех, кто напоминает вайшнавов).

3) Вайшнав высшего уровня, уттама-вайшнав:

сарва-бхутешу йах пашьед
бхагавад-бхавам атманах
бхутани бхагаватй атманй-
эша бхагаватоттамах

Уттама-бхагаватой является тот, кто видит собственное экстатическое настроение любви к Шри Бхагавану (бхагавад-бхаву) в сердцах всех живых существ (сарва-бхутешу), а все существа – пребывающими в Шри Бхагаване. Такой вайшнав не видит различий между вайшнавом и невайшнавом. («Шримад-Бхагаватам», 11.2.45)

Классификация Шримана Махапрабху: вайшнавы, вайшнава-тары и вайшнава-тамы

Из всего этого следует, что к категории вайшнавов относятся те дживы, которые, поднявшись над уровнем канитшха-адхикари, обрели шастрия-шраддху (веру в писания) и способность служить вайшнавам. Согласно классификации, предложенной Шриманом Махапрабху, таких джив следует называть просто вайшнавами до тех пор, пока они не обретут качества, позволяющие отнести их к категории мадхьяма-вайшнавов.

К категории вайшнава-тар относятся вайшнавы, начиная с уровня мадхьяма (те, кто обладают качествами вайшнава в высокой степени). И, наконец, вайшнава-тамы – это исключительно уттама-вайшнавы, обладающие вайшнавскими качествами в превосходной степени.

Давайте посмотрим, как Шриман Махапрабху описывает эти три категории вайшнавов:

1) Определение вайшнава:

атаева йанра мукхе эка кришна-нама
сей та вайшнава, кариха танхара саммана

«Того, кто произнес имя Кришны хотя бы один раз, называется вайшнавом, и ему следует оказывать глубокое уважение». («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.111).

2) Определение вайшнава-тары:

кришна-нама нирантара йанхара вадане
сей се вайшнаватара, бхаджа танхара чаране

«Тот, кто постоянно повторяет имя Кришны, является вайшнава-тарой (обладает качествами вайшнава в высокой степени), и нам следует служить его лотосным стопам». («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.72).

3) Определение вайшнава-тамы:

йанхара даршане мукхе айсе кришна-нама
танхаре джаниха тум вайшнава-прадхана
крама кари кахе прабху вайшнава-лакшана-
вайшнава, вайшнаватара, ара вайшнаватама

«Тот, кто одним своим видом вдохновляет других повторять кришна-наму, является самым возвышенным вайшнавом, или вайшнава-тамой (обладает вайшнавскими качествами в превосходной степени). («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.74-75).

Таким образом, Шри Чайтанья Махапрабху разделил преданных на три уровня (вайшнавы, вайшнава-тары ивайшнава-тамы) в соответствии с проявляемыми признаками.

Согласно учению Шримана Махапрабху, тот, кто абсолютно чисто произносит кришна-наму хотя бы раз, достоин называться вайшнавом. Вайшнава-прайи, или вайшнава-абхасы (подобия вайшнавов), относящиеся к категории каништха-бхакт, повторяют лишь намабхасу (тень святого имени). Они не могут произнестишуддха-наму (абсолютно чистое святое имя). Однако те, кто способны повторить шуддха-наму хотя бы один раз, обладают качествами вайшнава и называются шуддха-вайшнавaми. 

Те, кто непрерывно повторяют шуддха-наму, являются вайшнава-тарами(обладают качествами вайшнава в высокой степени), а те, кто одним своим присутствием побуждают других повторять кришна-наму, относятся к уровню вайшнава-тама (обладают качествами вайшнава в превосходной степени).

Если рассматривать ситуацию в рамках реальности (таттвы) Шри Намы, человек, который повторил шуддха-кришна-наму хотя бы один раз, несомненно является вайшнавом, и дикша (инициация) ему не нужна.

Здесь нужно обратить внимание на одну деталь. То, станет ли человек шуддха-вайшнавом, не зависит от процесса принятия дикши (официального обряда посвящения). Дикша – это процесс получения мантры для поклонения Божеству Шри Хари, благодаря которому джива возвышается, по крайней мере, до уровня вайшнава-прайи (подобия вайшнава).

В рамках реальности святого имени (нама-таттвы) дикша необязательна. Как говорил Шриман Махапрабху:

прабху кахе, - «йанра мукхе шуни эка-бара
кришна-нама, сеи пуджья, - шрештха сабакара»

Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Тот, чьи уста хотя бы однажды произнесут кришна-наму, достоин поклонения и является лучшим из людей».

эка кришна-наме каре сарва-папа кшайя
нава-видха бхакти пурна нама хойте хайя

«Даже произнесенное лишь однажды, имя Кришны разрушает все грехи. Процесс преданного служения, состоящий из девяти видов (навадха-бхакти), достигает завершенности лишь через наму».

дикша-пурашчарья-видхи апекша на каре
джихва-спарше а-чандала сабаре уддхаре

«Для того, чтобы повторять кришна-наму, не обязательно проходить через процесс получения дикши или следовать любым другим подготовительным регулирующим ритуалам. Просто благодаря соприкосновению с языком кришна-нама освобождает каждого, включая самых опустившихся из людей (таких как чандалы или сабокоеды)».

анусанга-пхале каре самсарера кшайя
читта акаршийа карайа кришне премодойа

«Вторичный результат повторения кришна-намы заключается в том, что на пути повторяющего больше не возникает материальных препятствий. Основной же плод повторения – это то, что ум и сердце человека, даже против его воли, привлекаются Кришной и, в конце концов, в сердце пробуждается кришна-према». («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.106-109).

атаэва йанра мукхе эка кришна-нама
сеи та вайшнава, каритха канхара самана

«Тог, кто повторил имя Кришны хотя бы раз, называется вайшнавом, и ему следует оказывать глубокое уважение ». («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.111).

Разница между Шри Намой и намабхасой.
Повторяющие намабхасу – не вайшнавы.

Разница между намой и намабхасой не является темой этой статьи. Подробнее об этом мы поговорим в другой раз. Сейчас мы остановимся на этом лишь вкратце: если кришна-нама повторяется с шастрия-шраддхой (верой в писания) и беспримесным вручением себя Кришне, тогда это действительно нама. 

Если же нама повторяется с любыми желаниями, отличными от желания доставить радость Кришне (аньябхилашита), или же если повторение омрачено гьяной (сухим имперсональным знанием), кармой (деятельностью ради вознаграждения), вайрагьей(отречением, рожденным из отвращения) или другими подобными мотивами, такое повторение являетсянамабхасой.

Несмотря на то, что повторение намабхасы может даровать любые плоды, вплоть до мукти (освобождения из оков материальной энергии), вайшнав всегда повторяет только шуддха-наму и никогда не склоняется к повторению любого из видов намабхасы.

Настоящая нама появляется на языке лишь той дживы, которая: 1) обладает знанием о своей истинной сварупе, 2) понимает, что нама и нами (имя и его обладатель) неотличны, и 3) осознает, что нама являет себя лишь тем, чьи чувства трансцендентно чисты.

Как только джива хотя бы однажды произносит наму, она становится вайшнавом. В тот момент, когда нама являет себя, мгновенно уничтожаются все грехи дживы – и те, что уже принесли плоды (прарабдха) и те, что еще не созрели (апрарабдха). И одновременно с пробуждением намы приходит любовь к Богу.

Вайшнав, повторяющий шуддха-наму, наделен всеми благими качествами, свободен от грехов и не испытывает интереса к благочестивой или неблагочестивой деятельности.

Вайшнав по своей природе наделен всеми благоприятными качествами и свободен от любых пороков. В «Чайтанья-чаритамрите» утверждается:

сарва маха-гуна-гана вайшнава-шарире
кришна-бхакте кришнера гуна сакали санчаре

«Все возвышенные добродетели обитают в теле вайшнава. Все трансцендентные качества Кришны переходят к Егобхакте». («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.75).

видхи-дхарма чхади бхадже кришнера чарана
нишиддха папачаре тара кабху нахе мана

«Вайшнав поклоняется исключительно лотосным стопам Господа Кришны, поэтому, даже если он и отказывается от следования предписаниям шастр и правилам варнашрама-дхармы (благочестивого общественного долга), у него никогда и мысли не возникает заняться запрещенной, греховной деятельностью» [1]. («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.142).

агьяне ва хайя йади папа устхита
кришна танре шуддха каре, на карайя прайяшчитта

«Если же вайшнав неосознанно совершил грех, Кришна не заставляет его проходить через предписанный метод искупления. Вместо этого Он лично очищает Своего преданного». («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.143).

гьяна-вайрагьяди-бхактира каабу нахе анга
ахимса-йама-найамади буле кришна-бхакта-санга

«Никогда не путайте развитие знания и отречения с одной из составляющих бхакти, поскольку все благоприятные качества, такие как мягкость, контроль ума, чувств и необходимое отречение следуют за кришна-бхактами». («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.145).

асат-санга-тьяга, - эй вайшнава-ачара
стри-санги-эка асадху, кришнабхакта ара

«Вайшнав естественным образом избегает асат-санги, то есть общения, которое уменьшает его решимость достичькришна-бхакти. А самым разрушительным является общение с теми, кто наслаждается обществом женщин и непреданных». («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.87).

В тот день, когда на языке преданного хотя бы один раз появляется кришна-нама, он теряет всякий вкус к греховной деятельности. Что говорить о греховной, он утрачивает интерес даже к благочестивой деятельности.

Вайшнавы всех трех категорий (вайшнавы, вайшнава-тары и вайшнава-тамы) – безупречны, безгрешны и свободны от любого материального осквернения. Если же человек склонен к греховной деятельности, его не причисляют к вайшнавам. Даже каништха-вайшнавы не имеют склонности к благочестивой или неблагочестивой деятельности.

Нечестивые люди видят недостатки в вайшнавах и осуждают их тремя способами.

Чистые вайшнавы не имеют недостатков, поэтому они находятся выше всякой критики. Однако хулители все равно находят повод незаслуженно осуждать и очернять чистых вайшнавов. Такие грешники со злобой ругают вайшнавов, пользуясь тремя предлогами:

1) Они критикуют недостатки, которые присутствовали в личности до появления в его сердце шуддха-бхакти. В действительности, как только в сердце преданного приходит бхакти, все его изъяны начинают очень быстро исчезать.

2) Пока из сердца вайшнава постепенно уходят последние неблагоприятные склонности, грешники пользуются возможностью осудить его за любые недостатки, которые могут все еще оставаться в нем.

3) Возвышенный вайшнав свободен от дурных склонностей, но иногда, по воле божественного провидения, он может повести себя недозволенным образом. И хотя подобное поведение никогда не перейдет в привычку в характере вайшнава, все же грешники критикуют его за это.

Таким образом эти бессердечные люди сами роют себе могилу, совершая грех оскорбления вайшнава. Поэтому в книге «Нама-таттва-ратнамала» написано:

праг бхактерудьяддошах ашайявашишта эва ча
дайвотпаннашча бхактанам найвалочьях кадачана
сададдешьямрите йасту мришапавадамева ча
дошаналосайаньева са садху-ниндакохадхамаха

«Не нужно обращать внимание на недостатки бхакты – ни на те, что были у него перед появлением бхакти в сердце, ни на те, что временно остаются в нем, пока сердце очищается благодаря процессу бхакти, ни на те, что могут проявиться в его поведении случайно, по воле провидения. Тот, кто заостряет внимание на любом из таких недостатков, причем не с добрыми намерениями, но с целью оклеветать преданного, является оскорбителем праведной личности и в высшей степени падшим человеком».

Отвратительно осуждать вайшнава за прошлые ошибки.

О читатель! Никогда не следует вспоминать об ошибках, которые вайшнав совершил до того, как встал на путьбхакти. Единственное исключение – если намерения самые благие. Не стоит порицать вайшнава за едва заметные следы прошлых недостатков. В «Шримад Бхагавад-гите» (9.30 – 9.31) Кришна говорит по этому поводу:

апи чет судурачаро
бхаджате мам ананья-бхак
садхур эва са мантавйах
самйаг вйавасито хи сах
кшипрам бхавати дхарматма
шашвач-чрантим нигаччхати
каунтейа пратиджанихи
на ме бхакта пранашйати

«Даже если человек дурно воспитан, но решительно настроен совершать любовное служение (ананья-бхаджан), следует считать его святым, поскольку он находится на верном пути бхакти. Такой преданный быстро обретает все добродетели и достигает вечного мира. О Каунтея, смело заявляй каждому, что Мой бхакта никогда не погибнет».

Критиковать вайшнава за те недостатки, которые были у него в прошлом и почти оставили его или за любой промах, который он, вероятно, совершил по воле провидения, является оскорблением.

Самые отвратительные черты характера, которые присутствовали в сердце преданного до пробуждения в нембхакти и со временем стали его второй природой (нисарга), благодаря влиянию бхакти день за днем убывают и в конце концов полностью исчезают. 

Поэтому порицать вайшнава, не имея благих намерений, просто за то, что в его характере все еще сохраняются недостатки, которых постепенно становится все меньше, является вайшнава-апарадхой. И даже если мы явимся свидетелями случайной ошибки вайшнава, которую он совершил по воле Божественного провидения, нам все же не следует осуждать его. Святой Карабхаджана сказал в этой связи следующее:

сва-пада-мулам бхаджатах прийасйа
ейактанй абхавасйа харих парешах
викарма йач чотпатитам катханчид
дхуноти сарвам риди саннивиштах

«Тот, кто оставил все, что у него было, и занят исключительно служением (бхаджаном) лотосным стопам Шри Бхагавана, – очень дорог Ему. Даже если временами у него появляется намерение заняться греховной, запрещенной деятельностью, Парамешвара Шри Хари, который обитает в его сердце, уничтожает не только подобные склонности, но также и все реакции, которые проявляются как результат совершения греха». («Шримад-Бхагаватам», 11.5.42).

Принцип, заложенный в этом утверждении, таков: ошибочный упрек и осуждение вайшнава за любой из только что описанных недостатков, ведет к нама-апарадхе, оскорблению святого имени. К тому, кто совершает вайшнава-апарадху, никогда не придет спхурти (Божественное откровение намы), а без спхурти невозможно стать вайшнавом.

Обращать внимание на недостатки других можно исключительно с благими намерениями.

Возникает вопрос: позволяет ли этикет указать преданному на его ошибку, если она не входит в три перечисленные категории? Ответ таков: в характере вайшнава не может присутствовать недостатков, кроме трех вышеупомянутых. Если в ком-то есть другие изъяны, помимо вышеперечисленных, то, в соответствии с явленными писаниями, его нельзя назвать вайшнавом.

Следует принять во внимание, что, не имея благих намерений, нельзя обращать внимание на недостатки любого живого существа, не говоря уже о вайшнавах, – даже если мы полностью беспристрастны. Осуждать вайшнава – это оскорбление, но осуждение других джив также является грехом. Вайшнавы не желают заниматься подобной греховной деятельностью.

Однако если намерения человека благие, писания не запрещают с осторожностью осудить чьи-либо недостатки.

Благие намерения бывают трех видов: желать блага тому, кого осуждают; желать блага для всех; и желать блага для самого себя.

Существуют три вида благих намерений:

1) намерение разобраться в чьих либо грехах благоприятно, если возникает из пожелания высшего блага этой личности;

2) анализ чужих ошибок будет причислен к благоприятным действиям, если нашим мотивом является благо всего мира;

3) и наконец, размышление над недостатками других ради собственного духовного благополучия тоже может быть благоприятным.

Например, если кто-то, по одной из вышеперечисленных причин, размышляет о недостатках таких исторических личностей, как Вальмики или Джагай и Мадхай, то подобные мысли не станут причиной греха. Еще один пример: если ученик смиренно просит гуру обучить его, как распознавать вайшнавов, тогда духовный учитель, который желает блага ученику и всему миру, объяснит, что те, кто ведут себя неблагочестиво, не являются вайшнавами. Так с помощью антитезиса (или доказательства от противного) он обращает наше внимание на то, как отличить истинных вайшнавов.

Если мотив осуждения – вдохновить преданного принять прибежище у лотосных стоп истинного вайшнава и оставить неискренних, так называемых, «проповедников» религии, то нет риска совершить садху-нинду (оскорбление святой личности) или вайшнава-апарадху (оскорбление вайшнава). В подобных случаях даже критика, напрямую направленная на какую-то личность, не несет в себе греха. Все это примеры критики с благими намерениями.

Оставить плохое общение и принять общество преданных

О читатели! Пожалуйста, внимательно обдумайте эту глубокую тему так, чтобы выражение всевозможного почтения истинными вайшнавам и отвержение общения с непреданными стало незыблемым принципом вашей жизни. Подлинная природа святого имени не раскроется в сердце того, кто хулит истинного вайшнава. В «Шримад-Бхагаватам» (11.26.27) дано следующее наставление:

тато духсангам утсриджья сатсу садджета буддхиман
санта эвасья чхинданти мано-вьясангам уктибхих

«Разумные люди принимают во внимание все эти причины, и поэтому отвергают разрушительное общение. Вместо этого они общаются со святыми, поскольку те силой своих могущественных и добродетельных наставлений вырывают из сердца порочные материальные привязанности и устраняют все беспокойства, которые они приносят».

Лишь мадхьяма-адхикари в состоянии служить святым личностям. Неправедная деятельность развращает.

Не следует думать, что служение непреданному, которого мы принимаем за святого, принесет то же благо, что и служение вайшнаву. Причина, по которой лишь мадхьяма-адхикари, как упоминалось ранее, может по-настоящему служить святым, заключается в том, что каништха-вайшнав (неофит) пока еще не склонен служить им, в то время как уттама-вайшнав (вайшнав высшего класса) не видит различий между праведником и грешником.

О читатели! Вы – мадхъяма-вайшнавы, и поэтому ваш долг состоит в том, чтобы найти святого, распознать его и стать ему другом и помощником. Также вашей обязанностью является проливать милость на непреданных, а в некоторых случаях – не обращать на них внимания. Если же вы оставите свой адхикар (положение, определяемое способностями), то это будет вашей ошибкой. В «Шримад-Бхагаватам» дается наставление о том, что такое зло и что такое добродетель:

све све'дхикаре йа ништха
са гурах парикиртитах
вибарйайаы ту дошах сйад
убхайор эша нишчайах

«Стойкость в выполнении своих обязанностей, в соответствии с занимаемым положением [2], считается хорошим качеством, тогда как уклонение от выполнения своих обязанностей считается недостатком». («Шримад-Бхагаватам», 11.21.2).

Даже если вы попали в плохое общество непреднамеренно, вы станете оскорбителями бхакти. Как сказано в «Шримад-Бхагаватам» (3.23.55):

санго йах самсритер хетур асатсу вихито дхийа
са эва садхушу крито нихсангатвайа калпате

«Если человек попадает в дурную компанию по невежеству, все равно общение с безбожниками приведет его к деградации. Однако если кто-то даже случайно окажется в обществе святых личностей, общение с ними очень быстро уведет его из плохой компании и освободит от мирских привязанностей».

Слава уттама-адхикари, который в каждой личности видит святого, провозглашена в таких священных книгах, как «Бхакта-мала» и «Прапаннамрита». Однако мадхьяма-вайшнав никогда не должен подражать поведению уттама-вайшнава. Если мадхьяма-вайшнав станет так поступать, это навлечет на его грех, известный как анадхикара-чешта[3], или деятельность, не соответствующая способностям или положению. Вследствие этого он быстро деградирует.

Пусть же шуддха-бхакты милостиво сочтут, что наше обсуждение всех затронутых тем имело под собой благие намерения.


---------------------------------------------- 

Примечания редактора

[1] Под регулирующими принципами Шрила Бхактивинода Тхакур понимает не четыре регулирующих принципа, указанные Шрилой Свами Прабхупадой, а систему правил варнашрама-дхармы, описанную в шастрах (виддхи). Например, согласно виддхи, в обязанности отца входит – вовремя выдать свою дочь замуж. А дочь должна быть послушна воле отца, и принять долю жены. Но мы можем видеть, как, ради исключительного служения Кришне, некоторые преданные (как мужчины, так и женщины) освобождаются от своих мирских обязанностей в обществе.

[2] В «Бхагавад-гите» Шри Кришна говорит, что создал классовое деление общества в соответствии с качествами и деятельностью человека. То, какие человек развил качества, и то, как он действует, определяет его положение в обществе. Это положение, соответствующее способностям, называется адхикаром. В контексте чистого преданного служения этим словом часто описывают способность совершать шуддха-бхакти. Поэтому в обществе вайшнавов, как и в варнашраме, есть деление на классы в соответствии с адхикаром.

В варнашраме исполнение своих обязанностей называется дхармой (религиозностью). Если же человек не исполняет свои обязанности должным образом – например, уклоняется от выполнения долга из лени или же, наоборот, берет на себя слишком много, – то это называется адхармой (безрелигиозностью). Тот же принцип действует и в вайшнава-сампрадае – здесь каждый должен следовать своей дхарме, то есть тем обязанностям, которые помогут ему возвыситься духовно.

[3] Чешта – значит усилия. Анадхикара-чешта – усилия, не соответствующие способностям.



ЕгоБожественнаяМилость
ШрилаСаччиданандаБхактивинодаТхакур
(Шрила Бхактиведанта Свами писал, что милостивые Нитай-Горанга прощают много недостатков, кроме распространения сплетен и критики)

-- 
alex sankarshan