21 сентября 2015 г.

От варнашрамы к Радха Дасйам - Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Махарадж

Парама Ашрайа Виграха Шримати Радхарани


От варнашрамы к Радха Дасйам


Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Махарадж


Преданный: Какую цель преследовал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур посредством Гаудийа Миссии?

Шрила Шридхар Махарадж: Его особая цель заключалась в проповеди служения Радхарани – Радха Дасйам. Полностью отдать себя служению Радхарани – это высочайшая цель. 




Далее, в целом, для распространения сознания Кришны и для того, чтобы создать благоприятные условия этой проповеди, он предложил эту систему, дева варнашраму. Рамананда Самвада, беседа Махапрабху с Раманандой Райей, начинается с варнашрамы, переходит непосредственно к служению Кришне и достигает кульминации в служении Шримати Радхарани. 

Всё окружение нашего Гуру Махараджа служила величайшему благу всего мира, поскольку он предлагал этому миру совершенный теизм – не только преданность Кришне, но преданность величайшему слуге Кришны. Это секрет нашего высочайшего успеха и благой удачи. В сознании Кришны существует система, иерархия слуг, и с точки зрения интенсивности, качества и количества, вершину сознания Кришны можно найти в Радха Дасйам. 

Преданность Кришне – это явление общего порядка. 
Существуют многие религии и пути Вайшнавизма, но отдать себя в распоряжение высшего служения – это ключ к нашей величайшей удаче и такое явление невозможно найти где-то еще. Мы видим, что сознание Кришны, служение Кришне, достигает своего зенита в мадхура-расе, а те личности в этой группе служения, которые обладают высочайшей квалификацией, вступают в область Радха Дасйам, божественного служения Шримати Радхарани. 

Прабхупад, мой Гурудев, был очень доволен поэмой, которую я написал. Шри Гаурануматам, то нечто, что было принесено в этот мир Шри Гаурасундарой, Сваруп видитам – было в полной мере известно Сварупу Дамодару и практикуемо им. Рупагра дженадртам – это нечто было объектом почитания Санатана Госвами. Рупадйар паривешитам – было распространяемо Рупой Госвами и его последователями. Рагу-ганаир асвадитам севатам. 

Рагхунатх Дас Госвами и его окружение переживали вкус этого самого сладостного идеала и обогащали его. Дживадйаир абхиракшитам – а Джива Госвами, подобно стражнику на вратах, заботливо охраняет это божественное сокровище от ложной интерпретации. Ничто не следует ложно приписывать Гауранге, всякий раз мы будем рассматривать это явление, соответствует ли оно видению Махапрабху и Госвами. 

Шива-Шука брахмади самманитам – Шукадев, Махадев и Господь Брахма на большом расстоянии выражают почтение этим священным реалиям. Поэтому прежде, чем принимать что-либо от имени Гауры-Нитая, мы должны изучить это явление. 
Если оно выдержит тест последователей Махапрабху, тогда мы можем принять его. Это божественное сокровище Радха Дасйам, которому они поклонялись и почитали его, Шри Радхапада-севанамртам ахо тад-датам ишо бхаван – этот высочайший нектар божественного служения Шримати Радхики в твоих силах дать, о, Шрила Бхактивинод Тхакур. 

В обычном смысле, он распространяется свободно, и единственная цена – искреннее желание обрести его; в противном случае, возникнет злоупотребление. И такую искренность нелегко найти. Если кто-то желал представить Махапрабху любую шлоку, элегию или поэму, вначале ее проверял Сваруп Дамодар, чтобы убедиться, что там нет какой-либо непоследовательности или ложной идеи, способной причинить боль сердцу Господа. Если произведение могло доставить Махапрабху радость, Сваруп Дамодар пропускал его, в противном случае, оно было отклоняемо. 

Таким образом, Сваруп Дамодар действовал как водный фильтр, не пропускающий скверну. Только чистая вода достигала сердца Махапрабху. Высочайший идеал, служение лучшему слуге Кришны – это Радха Дасйам; человек познается по его идеалу. Мы должны изо всех сил стремиться достичь этого уровня. 

Из миллиардов стремящихся, пусть я буду тем, кто достигнет этого служения там, где все остальные потерпели неудачу. Наше существование имеет подчиненную природу; в силу нашего конституционального положения, никакая прямая связь с Кришной невозможна для нас. Мы можем связаться с Ним только через Его внутреннюю энергию, и в этой личной энергии также присутствует градация и иерархия. 

Там есть близкие, еще более близкие и ближайшие. Эта шакти подобна солнцу: чем ближе подходит к нему человек, тем ярче становится его свет и сильнее жар; чем больше мы приближаемся к лагерю слуг Кришны, тем большую степень интенсивности духа служения, любви, жертвенности мы находим. Интенсивность всех явлений будет возрастать. Благодаря нашему приближению к этому центру, все в окружающем мире будет восприниматься в определенной перспективе. 

Мы лишены прав, все, мое существование, любое положение, которое я могу занимать, - все это приходит по Его милости. Мое положение придет благодаря совершению служения Гуру, Вайшнаву и Гауранге. И если эта связь чиста и удовлетворяет тех, кому мы служим, мы можем вступить в область самого сокровенного служения, Радха Дасйам. 

Целью того, кто способен служить Ему наилучшим образом, будет вступление в Его или Ее группу. Служение – наша жизнь. Сева – это все. Благодаря служению, мы будем жить, а, господствуя над другими, мы будем умирать. Мы должны искать Кришну в духе служения, не наслаждения. Эго наслаждения, собрание многочисленных отдельных интересов, должно быть растворено. Эго подобно черному ящику в самолете. 

Черный ящик содержит записи кармы многочисленных жизней в самой тонкой форме, и по ним можно определить, что он был этим, она была тем и т. д. Специалисты могут определить, что человек пришел из формы жизни тигра, лошади, полубога, насекомого и т. д. Все это содержится в эго, и, возможно, этим людям придется вернуться в эти тела, если их цель – такая форма и место. 

Поэтому рекомендуется работать над тем, чтобы получить билет на Голоку или во Вриндаван, а Нитай и Гауранга распространяют эти билеты. Мне говорят, что это мой дом, и я хочу вернуться на родину. В рассказе Рамананды Райи мы находим все, от начала до конца, и в словах Прабхупады, пуджала рага патха гаурава бханге… также содержится вся полнота истины. 

Наш Гуру Махарадж имел обыкновение говорить, что ежедневно, перед тем, как встать с постели, ты должен взять метлу и сто раз ударить свой ум, прежде чем твои ноги коснутся пола. Как много я сделал со своей жизнью вчера, какой реальный прогресс я совершил? Я теряю драгоценное время и энергию на ненужную деятельность. Так побей себя метлой, чтобы очнуться. 

О, мой Господь, помоги мне, чтобы сегодня я смог совершить некий реальный прогресс, пожалуйста, благослови меня. Стандарт чистоты преданности, присущий Шриле Сарасвати Тхакуру, был столь высок, что, пройдя весь Вриндаван, он сказал: «Такое святое место, но я столь неудачлив, что не могу найти ни одного Вайшнава» - его критерий преданности был столь высоким, редким и исключительным. Какой стандарт беспримесной преданности мы можем найти в нем!

В эту материалистическую, так называемую цивилизованную научную эпоху нети-нети-нети - это не то, и это не то, и это. Так что же принесет удовлетворение самым сокровенным чаяниям наших сердец, самому тонкому пониманию сердца, во всей этой фантасмагории? Если я ничего не найду, эта жизнь – всего-лишь обман, и, утратив надежду, я покончу с собой. 

Ведомый заблуждением, ничего не находя, я прыгну в смерть, вынужденный возвращаться в тот же самый мир неуместного бессилия и ложного суждения. Используя всю мою энергию, я вижу, что все ложно, и рождаюсь в мире горького разочарования, где все страдают в невежестве. 

Нет, скорее, брахма бхута прасанатма на шочати на канкашати самах сарвешу бхутешу мад-бхактим лабхате парам. Отождестви себя с высочайшей концепцией предела этого мирского опыта. Величайшая граница, которая содержит все сущее в определенной сфере, соприкоснись с этим всеобъемлющим аспектом, Брахманом, который является высочайшим достижением человеческого рождения. Прасанатма. 

Если ты сможешь достичь этого положения, последней станции мира эксплуатации, твой ум обретет там мир, поскольку это освобождение от обманчивых явлений этого материального мира. Спасенный от действий и их следствий, я избавлен от этой полной бед жизни. Это отсутствие привязанности к стремлению обрести что-то или к разочарованию, вызванному потерей. 

Но это лишь остановка рядом с сиянием царства Бога, и нам не рекомендуют там задерживаться. Теперь попытайся обратиться к явлениям за пределами этого измерения бытия. Теперь ты находишься в положении, которое позволяет взаимодействовать со Мной. Мад бхактим лабхате парам. Когда ты окончательно освободился от этого долгого опыта жизни действий и следствий, ты можешь придти ко Мне. Я твой очень дорогой друг, ожидающий тебя и всех. Тогда ты достоин быть учеником школы преданности. Все это по-прежнему в пределах границы, за рамками майи, негативной стороны, но позитивное достижение Кришны отсутствует. 

Далее, гйана прайасам удапасйа наманта эва. Очень трудно достичь этой стадии, но где бы ты ни находился, даже в низшем положении этого мира эксплуатации, если ты связан с садху, и они одарили тебя своей милостью, тогда успех твоего путешествия гарантирован. Здесь начинается шуддха бхакти, здесь позитивное начало вступило в сердце негативного и подняло флаг. 

Если любая душа, даже находящаяся в самом низшем падшем состоянии майи, соприкасается с Кришной, майа не будет сопротивляться этому волшебному прикосновению Кришны. Эта душа провозглашается Моей родной! Это понятно. Далее, путь идет через полную славы и величия градацию мира любовного служения и достигает кульминации в нашей самой удачливой связи с Ее Божественной Милостью, данной нашим почитаемым спасителем Шрилой Прабхупадом. 

В то же время, внешняя проповедь массам, варнашрам, дается в качестве фундамента нашего сознания Кришны, но это должна быть динамичная варнашрама, не статичная асура варнашрама, которая имеет демоническую природу, придавая большое значение материальной системе. Но дева-варнашрама предназначена для тех, кто сумели понять качество подготовки в сознании Кришны, - такого рода общество и социальное управление на более глубоком уровне. 

Чтобы вести войну, необходима классификация. Существуют разные армейские подразделения, такие как пехота, кавалерия, и они также разнятся в квалификации. В противном случае, результатом отсутствия стратегии станет хаос, и в мире сознания Кришны мы должны быть организованы таким образом, чтобы идти от невежества к знанию, от материального разума к сознанию Кришны в целом. 
А далее, когда мы вступаем в мир сознания Кришны, мы также должны прогрессировать систематическим образом. Основанием служит варнашрама. 

Для всех невозможно занять себя в исключительном служении Кришне, поэтому домохозяева также допускаются. Но слуги, отдающие все свое время служению, должны иметь большее признание, и они будут сражаться на передовой линии проповеди и культивирования внутренней реализации. И высочайшим идеалом будет осуществление желаний самого чистого представителя Абсолютной Истины, приверженность указаниям Гурудева, высшего посредника. Поток, который течет через души, преданные Рупануге. Кама-рупа, эскадрон смертников, группа, чей девиз – «Сделай или умри». 

В то же самое время, мы не должны думать, что все домохозяева занимают более низкое положение, поскольку мы видим, что во времена Махапрабху было так много грхастха парамахамс. Даже несмотря на то, что они живут семейной жизнью, все-равно они являются вечными слугами, нитйа сиддха. Это трудно, но, тем не менее, это возможно. Когда в свое время Махапрабху устраивал представления, Он просил преданных играть разные роли - Кришны, Радхарани, Баладева, Нарады и т. д. Он подчеркивал, что только те, кто контролируют свои чувства, могут играть эти роли.

Тогда Адвайта и Шривас выразили скорбь, заявляя, что не могут принять участие в представлении: «Мы грхастхи и не можем быть допущены». Махапрабху отвечал им: «Я помолюсь Кришне, чтобы на время представления Он сделал вас квалифицированными участвовать в нем, и вы примете участие в наших спектаклях».

Они могут заявлять, что не свободны от чувственного влечения, но они, тем не менее, свободны. Очень трудно понять природу преданных этой категории, гйана-шунйа-бхакти. Но, на самом деле, в их сердце живет отношение служения. В целом, если мы совершаем что-то в духе безразличия, мы не попадаем в ловушку следствий, реакции не возникают. 

Это негативная сторона, но на позитивной стороне, если что-то делается для удовлетворения Кришны, это действие более высокой природы и никогда не может быть затронуто мирскими реакциями. Мы должны крайне внимательно понять все эти вещи и никогда не обманывать себя, привязанность должна отсутствовать. 

Во Вриндаване наслаждение Кришны – это все и вся. Помощь лиле Кришны осуществляется Йогамайей, не махамайей. Там отсутствует индивидуальный интерес. Следование этому потоку поведет ввысь. Ради того, чтобы способствовать Кришна лиле, эти преданные занимают определенное положение. Поэтому мы не должны стаскивать такого преданного вниз, в качестве грхастхи, в систему варнашрамы и ее законы. Но, тем не менее, следование варнашраме помогает нам стремиться к отречению и преданности. 

Мерилом будет внутреннее влечение, ручи – таков критерий. Мы можем увидеть в домохозяине такое чувство: «Я не могу оставить это чувственное удовлетворение, я недостоин служить Господу». Тем не менее, эти домохозяева стремятся к чистоте. С другой стороны, можно увидеть кого-то, кто внешне выказывает себя слугой Кришны, но внутренне лелеет похотливый темперамент. Волк в овечьей шкуре (букв. «Волк в святых одеждах»). 

Мы видим, что внутреннее стремление – основной фактор, одежда – только физическая форма. Существует пример Амбариша Махараджа, который был императором, но его преданность была оценена по достоинству. 
С другой стороны, Дурваса Риши достиг столь высокого мистического могущества, власти над тонкими силами посредством йоги, но с позиций преданности, он занимает более низкое положение, чем Амбариш Махарадж. 

Речь идет об очень специфической негативной оценке. Думать, что я ничто, у меня нет и капли преданности Кришне, – это признак здоровья, но чувствовать, что некая преданность есть у меня, - опасно; скорее, моя квалификация – это разлука с Кришной.

Преданный: Как возможно оставить привязанность к грхастха ашраму?

Шрила Шридхар Махарадж: Увеличивая наше общение с исключительными преданными и преданностью. Женатые члены миссии, если они враждебны сознанию Кришны, - наши враги, они забирают нашу энергию, которая может быть использована в интересах Кришны. 

Драгоценное время расходуется на поиск еды, одежды, кирпичей и всего остального, и я не могу отдать свою жизнь исключительным образом, когда мои интересы всегда разделены. Но если наш партнер – Вайшнав высшего типа, и он вдохновляет нас идти вперед, такая связь поможет нам, он в большей степени садху, а садху всегда подталкивают нас идти вперед. 

Иди, не становись узником этого временного дома. Мы бесконечно блуждаем в этой вселенной, но когда мы соприкасаемся с подлинным посредником Кришны, тогда у нас есть некая надежда, некая реальная помощь, надежное и осязаемое положение; в противном случае, мы нигде, мы потеряны в безграничном... 

Перевод Муралишвара Прабху