2 сентября 2015 г.

ЛЮБЯЩИЙ ВОР

Шрила Вриндаван дас Тхакур



ЛЮБЯЩИЙ ВОР



Шри Чайтанья-Бхагавата. Шрила Вриндаван дас Тхакур.

Господь Вишвамбхара, окруженный Своими близкими спутниками, был душой санкиртаны, охватившей всю Надию. Ночи напролет вайшнавы проводили в экстатическом танце и пении. Однако безбожники ничего не ведали об этом духовном празднике, двери дома Шривасы Тхакура оставались для них закрытыми.




Однажды теща Шривасы, никем незамеченная, затаилась под огромной корзиной в углу комнаты, желая подсмотреть танец Махапрабху. Но что толку играть в прятки с Богом, если в сердце недостает бхакти? Все равно удачи не будет!
Господь Чайтанья начал Свой танец, но через минуту остановился:
 Не пойму, чего Мне не хватает сегодня?

Господь пребывает в сердце каждого как Сверхдуша и потому знает все, хотя иногда имитирует неведение. Еще через несколько минут танца Он снова сказал:
 Я не чувствую никакого удовольствия, может быть, кто-то чужой спрятался в доме?
Шриваса Тхакур обошел весь дом, но так никого и не нашел. Преданные продолжали петь, от души славя Господа, но Гауранга был печален и не мог ни петь, ни танцевать.

 Я не чувствую обычного экстаза, возможно, это воля Кришны! грустно вздохнул Он.
Среди преданных началось волнение, все были расстроены.
 Здесь нет никого, кроме нас, возможно, кто-то из нас совершил оскорбление, раз Гауранга не чувствует радости от танца.

Шриваса Тхакур не находил себе места, глядя на печального Гаурангу, и снова пошел искать, заглядывая в каждый угол, переворачивая корзины и коробки. Неожиданно он натолкнулся на свою тещу. Шривасу, всегда спокойного и уравновешенного, всегда погруженного в любовную преданность Богу и лишенного гордыни, затрясло от гнева. Вспоминая грустное лицо Гауранги, он схватил ее за волосы и выволок вон. Никто не видел этой картины, но не прошло и мгновения, как Господь Вишвамбхара почувствовал нарастающий восторг любви к Кришне.

 О, Кришна! воскликнул Он, не в силах устоять на месте, и Шриваса, счастливо улыбаясь, присоединился к киртане. Киртана нарастала, преданные восторженно приветствовали танец Господа, все смеялись и танцевали, особенно Господь Нитьянанда.

Прошло несколько дней, и Господь Чайтанья точно также как в прошлый раз остановился и с печальным видом огляделся вокруг.
 Я опять не чувствую никакой радости от танца и киртаны, не знаю, какие оскорбления Я совершил против Кришны и преданных!
Вайшнавы замолчали, недоумевая, что могло случиться. Но на этот раз всему происходящему предшествовала целая история.

* * *
Известный и всеми почитаемый вайшнав Адвайта Ачарья всегда считал себя смиренным слугой Господа Чайтаньи. Когда бы Махапрабху ни восседал на троне Господа Вишну, являя божественное могущество и величие, Адвайта Ачарья садился в ногах, возлагая лотосные стопы Господа себе на голову. Божественное величие Гауранги повергало Адвайту Ачарью в океан блаженства, но когда Господь Чайтанья произносил:

 О Нада, ты Мой любимый слуга! Адвайта Ачарья от счастья чуть не терял сознание.
Господь Чайтанья непостижим в проявлении Своих удивительных чувств. В наивысшей преданности Богу Он плакал и смиренно взывал к Кришне:
 О Кришна, Мой дорогой Господь, Ты моя жизнь! и, падая на землю, прижимал к груди стопы преданных. Его плач мог растопить даже каменное сердце, вызывая ни с чем не сравнимую скорбь и сострадание. У всех на глазах Он забывал о Себе, как о Всемогущем Верховном Господе и вопреки всякому смыслу спрашивал:

 Что творит со Мной эта несдержанность и внутреннее беспокойство! О, почему не приходит мгновенная смерть? Кришна Моя жизнь и душа, Кришна Моя цель, и все вы Мои братья из жизни в жизнь. Нет, служение Кришне, в конце концов, разрушительно! Братья, заставьте Меня думать иначе, а то Я стану капризным и своенравным!

Сбитые с толку преданные метались в беспокойстве, не смея пренебречь словами Господа. Но уже через мгновение Он преображался во всемогущего Верховного и велел всем касаться Его лотосных стоп, несмотря на то, что мгновенье назад брал пыль со стоп вайшнавов и выражал им почтение, чувствуя Себя преданным Кришны. Это всем терзало сердце, и Гауранга, желая облегчить страдания Своих друзей, тепло обнимал их.

Однако Адвайту Ачарью ничего не спасало от внутренней боли, потому что Господь Чайтанья, пребывая в сознании смиренного слуги Кришны, относился к Адвайте как к Своему духовному учителю. Адвайта все время думал о том, как тяжело ему оказывать служение Господу, когда Господь не позволяет ему это делать и в довершение всего еще называет Адвайту Своим «гуру» и берет пыль с его стоп.
Адвайта Ачарья только и думал о том, как послужить Гауранге. 

Он мечтал обрести благословенную пыль с Его лотосных стоп, но это было невозможно, когда Махапрабху пребывал в настроении слуги. Адвайта всякий раз ждал, когда Он погрузится в экстатический транс и взойдет на трон Господа Вишну, чтобы упасть перед Ним ниц и коснуться лотосных стоп. Обняв эти лотосные стопы, он омывал их слезами любви, а иногда совершал полное поклонение. В такие минуты Адвайта Прабху был по-настоящему счастлив. Ближайший среди спутников Господа, Адвайта Прабху всегда жаждал милости и благословений Гауранги. Завистливым безбожникам не оценить удивительных качеств Адвайты Ачарьи.

В тот самый день, когда Господь Чайтанья танцевал в экстазе, Адвайта Ачарья счастливо кружился вокруг Него. Неожиданно Господь потерял сознание, погружаясь в безбрежный океан премы. Адвайта Ачарья воспользовался случаем и схватил лотосные стопы Господа, а потом растер божественную пыль по всему телу.
Через несколько минут Господь поднялся и снова начал танцевать, но Он уже не чувствовал прежнего блаженства.

 Почему Мое сердце молчит?! Что вызывает тоску?! воскликнул Он растерянно. Кого Я оскорбил, что лишился прежней радости? Какой вор украл ее у Меня, и Я не могу теперь беззаботно танцевать? Я чувствую, кто-то взял пыль с Моих стоп... Кто ты? Отзовись! Будь добр, сознайся, тебе ничего не бойся, поверь Мне, ничего с тобой не случится!

Преданные в страхе замерли, все молча слушали Всемогущую Сверхдушу, которая пребывает в сердце каждого. С одной стороны они боялись Адвайту Ачарью, а с другой не сказать Господу правду, потому что это могло навсегда лишить их общения с Гаурангой. И Адвайта Ачарья, понимая внутреннее смятение собравшихся, почтительно сложил руки перед Господом и смиренно произнес:

 Мой дорогой Махапрабху, вор, лишенный сокровища, выжидает момент, когда хозяин отвернется, чтобы обокрасть его. Это я украл пыль с Твоих лотосных стоп! Милостиво прости меня, я никогда больше не совершу подобного, раз Тебе это неприятно!
Слова Адвайты Ачарьи привели Гаурангу в бешенство. Он разразился гневной речью, в которой раскрыл трансцендентные качества Адвайты Ачарьи:

 Возмездие не коснется тебя, даже когда разрушится проявленный космос!
Ноги подкосились у Адвайты Ачарьи от гнева Господа. Он медленно опустился на колени, глядя на Гаурангу широко открытыми глазами. А Господь продолжал:
 Разрушительная сила твоего трезубца не коснется мудрецов, отшельников, йогов и философов, но с теми, кто будут искать твоей милости, ты безжалостно покончишь! Даже если Я останусь один, ты не успокоишься, пока не уничтожишь и Меня!

Я обыкновенный вайшнав из Матхуры, и пришел выразить почтение твоим лотосным стопам. Я ищу милости твоих лотосных стоп в надежде развить любовь к Господу Вишну, но ты разрушаешь даже Мою крошечную преданность. Ты украл Мое богатство бхакти, сняв пыль с Моих стоп. У тебя просто нет сердца, раз ты разрушаешь чью-то преданность!

Господь Кришна одарил тебя всей бхакти, доступной в этом безграничном творении, а ты украл ту драгоценную крупицу счастья, которую Я бережно хранил в глубине сердца! Ты лишен всякого сострадания, ты бессердечен, раз ты разрушаешь чью-то преданность!

В гневе Господь раскрывал трансцендентные качества Адвайты Ачарьи, и все преданные хорошо понимали это, наслаждаясь трансцендентой игрой Господа.
 Ты обокрал Меня и думаешь, Мне нечем тебе ответить?! Подожди, сейчас Я покажу тебе, как обворовывают вора!

Неожиданно гнев исчез, и Гауранга с заразительным смехом обнял Адвайту Ачарью, а потом схватил его за стопы и возложил их себе на голову. Адвайта Ачарья не оказывал никакого сопротивления, потому что силы покинули его. Потом Господь прижал его стопы к груди и сказал:
 Смотри, как крепко Я связал тебя, хитрого вора! Сколько раз в считанные доли секунды ты обворовывал Меня, но теперь ты навечно заточен в темницу Моего сердца, и поверь, теперь-то Я не сведу с тебя глаз!

 Ты прав, ответил Адвайта Ачарья. Ты единственный владелец всего, а я невежественный глупец. Все принадлежит только Тебе моя жизнь, ум, разум и тело. У кого мне искать защиты, если Ты решил наказать меня или уничтожить? Ты источник счастья, и Ты же присуждаешь наказание. Когда Нарада Муни посещал Двараку, моля о милости, Ты в ответ взял пыль с его стоп.

Если Ты решил покончить со Своим преданным, что можно сделать? Даже если Ты позволишь принять пыль с Твоих лотосных стоп, от этого не будет никакого толку, если преданный не послушен Тебе. Ты отовсюду черпаешь наслаждение, таково Твое могущество. В конце концов, это тело Твое, можешь делать с ним, что пожелаешь спасти или уничтожить.

Господь Вишвамбхара ответил:
 Я служу твоим стопам, потому что ты хранитель сокровищницы преданного служения. Пыль с твоих лотосных стоп, коснувшись тела человека, пробуждает любовь к Богу. Знай, что Я твоя собственность, Ачарья, ты можешь продать Меня, кому захочешь!

Преданные удивлялись, видя необыкновенную привязанность Господа Чайтаньи к Адвайте Ачарье. Господь служил ему, это очень возвышенная личность говорили они между собой. Милость, которую получил Адвайта, больше миллиона освобождений. Такая милость едва ли доступна даже Господу Шиве. Нам тоже очень сильно повезло, что мы могли общаться со столь возвышенным преданным. Позвольте же нам обрести пыль с его лотосных стоп!

Господь Вишвамбхара поднялся с громким криком «Хари бол!», и все преданные окружили его и стали танцевать. Адвайту Ачарью переполняли волны экстаза, он пустился в пляс, перебирая пальцами струящуюся серебристую бороду и громогласно вскрикивая: «Джая Гауранга!» Его густые брови сходились у переносицы, и взгляд казался хмурым. Преданные счастливо пели: «Джая Кришна Гопале Говинда Банамали!» Господь Нитьянанда и Господь Чайтанья танцевали в великом восторге. Верный слуга, Господь Нитьянанда, всегда находился рядом с Гаурангой. Когда бы Господь Чайтанья ни терял сознание, Нитьянанда нежно подхватывал Его на руки, предупреждая падение.

Невозможно описать во всей красоте бесконечный танец Господа Чайтаньи. Он пел мелодичные песни о Сарасватидеви и Господе Балараме, и это доставляло Ему большое удовольствие. Через некоторое время Он опускался на трон и смеялся, и Его смех гулко разносился повсюду. Он щедро одаривал преданных Своей милостью, что повергало их в величайшее блаженство.

* * *
Господь Чайтанья продолжал Свои бесконечные киртаны, но они оставались недоступными обычным людям. Когда Он выходил в город, людей ошеломляла Его красота, всем невольно на ум приходила мысль, что, должно быть, это сам бог любви. Безбожникам и завистникам казалось, что Гауранга ведет Себя надменно. Они чувствовали, что Он не придает значения их ученым титулам, общаясь лишь со Своими преданными.

Однажды кто-то из них остановил Господа Чайтанью:
 О Нимаи Пандит, как Твой искренний друг, я посоветую Тебе быть осторожнее, потому что наступит день, когда царь вызовет Тебя во дворец. Люди не видят, зато слышат Твои бесконечные ночные киртаны, и поскольку Ты не даешь им спать, они проклинают Тебя и пишут доносы. И у царя нет оснований им не верить.
 Будь что будет, ответил Гауранга. Если ты говоришь правду, значит, такова воля Кришны. Еще в детстве Я изучил все писания, но Меня никто ни о чем не спрашивал, считая Меня незрелым мальчишкой. Я еще не видел никого, кто хотел бы встретиться со Мной, так что если у кого-то возникнет такое желание, Я соглашаюсь на это с радостью.

 Царь мусульманин, саркастически продолжал безбожник, он не станет утруждать себя обсуждением писаний, ему захочется услышать Твою нектарную киртану.
Господь ничего не ответил и пошел к преданным.
 Давайте начнем киртану, сказал Он. Сегодня Я неважно Себя чувствую, потому что говорил с умствующим глупцом.

И Господь Вайкунтхи Нимаи Пандит начал танцевать, и все Его преданные, танцуя, окружили Его. Неожиданно Гауранга всех остановил и поспешно сказал;
 Дорогие Мои братья, Я не чувствую любовного экстаза, возможно потому, что говорил с безбожником или обидел кого-нибудь из вас. Так что будьте добры, простите Меня и оживите Мою увядшую душу!

Адвайта Ачарья все еще продолжал танцевать, но услышав слова Шри Чайтаньи, не без удовольствия ясно проговорил:
 Как же Ты почувствуешь экстаз, если Нада истощил Тебя?! Ни я, ни Шриваса Пандит не можем вкусить любви к Богу, зато последний мельник и садовник наслаждаются любовным обменом с Тобой. Даже авадхута Нитьянанда получил от Тебя эту любовь, но не я или Шриваса Пандит. Конечно, мы не достойны Твоей любви, но этот авадхута пришел неизвестно откуда и стал хранителем сокровищницы любви к Богу. Послушай меня, мой Господь! Если Ты не одаришь меня божественной любовью, я выпью ее из Тебя по капле, и вряд ли Ты сможешь упрекнуть меня за это!

Адвайта Ачарья был всегда опьянен любовью к Гауранге и подчас не отдавал себе отчета в том, что делает или говорит. Никто не удивился словам Адвайты Ачарьи, потому что это был преданный такого масштаба, что силой своей любви мог передать Кришну, кому захочет, ведь Верховный Господь всецело отдает Себя во власть Своих преданных слуг.

Чайтанья Махапрабху ничего не ответил Адвайте. Не чувствуя в сердце блаженства, Он был растерян и опустошен, а Адвайта хлопал в ладоши и танцевал. Не проронив ни слова, Господь вышел из дома, закрыв за Собой дверь. Нитьянанда Прабху и Харидаса поспешно вышли за Ним. Шри Чайтанья грустно брел по дороге к Ганге и думал о том, что без любви к Богу Ему незачем жить. С этими мыслями Он бросился в воду, даже не замечая, что Господь Нитьянанда и Харидаса Тхакур одновременно прыгнули за Ним. Быстро плывя, Нитьянанда схватил Гаурангу за волосы, а Харидаса за ноги. Они вытащили Вишвамбхару на берег в безопасное место и стали растирать Его. 

Когда Гауранга пришел в Себя, Он спросил:
Зачем вы спасли Мне жизнь? Зачем поддерживать эту безжизненную душу, лишенную любви к Кришне? Вы совершили большую ошибку!
Нитьянанда и Харидаса с тревогой в душе ожидали, что будет дальше. Господь Гаурачандра взглянул на Нитьянанду и спросил;

 Зачем ты схватил Меня за волосы?
 А почему Ты решился на самоубийство?
 Я знаю, Ты полон любви к Богу.

 О Гауранга, пожалуйста, забудь все это. Ты мог легко погибнуть, расстаться с жизнью. Твои преданные в любовной дерзости могут сказать Тебе даже грубость, и что теперь? Ты должен уйти от нас, Твоих слуг, расстаться с собственной жизнью?
В это время голос Нитьянанды дрожал от любви к Господу Чайтанье, а глаза были полны слез. Нитьянанда дорожил Гаурангой больше всего на свете.

 Слушайте внимательно, Нитьянанда и Харидаса, ответил Господь,
 не говорите никому, что вы видели Меня. Если вас спросят, скажите, вы ничего обо Мне не знаете. А Я укроюсь где-нибудь. Если вы ослушаетесь, Я не отвечаю за последствия. И Господь направился к дому Нанданачарьи. А два Его спутника хранили это в тайне, помня предостережение Шри Чайтаньи.

Преданные пребывали в состоянии болезненного шока, не имея никаких вестей о Гауранге. Они молились Господу Кришне, но сердца их разрывались на части от чувства разлуки, которое жгло их огнем. Все было неожиданно, как гром среди ясного неба, и особенно для Адвайты Ачарьи. Он чувствовал себя виноватым и опустошенным. Страдая от разлуки с Гаурангой, он вернулся к домой и стал изнурять себя постом. Остальные преданные тоже разошлись по домам, часы их проходили в глубокой печали. Подобно тому, как лотос закрывается в ненастье, так и преданные закрыли в свои сердца бесценное сокровище лотосные стопы Господа.

Гауранга вошел в дом Нанданачарьи и сел на трон Господа Вишну. Нанданачарья почувствовал, что теперь весь его дом благословлен присутствием Господа. Прямой, как палка, он упал Ему в ноги, выражая почтение. Затем Нанданачарья принес свежие одежды, и Шри Чайтанья переоделся. Нанданачарья украсил Господа божественно прекрасной гирляндой, сандаловой пастой нанес на лицо тонкий узор, натер тело Господа ароматными маслами и подал Ему листья бетеля в камфаре. Гауранга наслаждался подношениями своего чистого преданного и забыл о боли Своего сердца.

 О Нанданачарья, пожалуйста, выслушай Меня. Я хотел бы укрыться здесь.
 Мой дорогой Господь, разве это возможно? В каком месте творения Ты можешь скрыться? Ты пребываешь в сердце каждого живого существа, но, исполняя желание Своих чистых преданных, Ты раскрываешь Себя Верховной Божественной Личностью. Разве может укрыться в этой тесной хижине Тот, кому не спрятаться даже посреди великого молочного океана?

Господь Чайтанья улыбнулся в ответ на слова Нанданачарьи и провел у него ночь. Нандана был очень благочестивой и удачливой душой. К великому удовольствию обоих ночь пролетела в бесконечных беседах о Кришне, о Его божественных играх и обоим показалась одним мгновеньем.

Сначала Господь ругал в сердцах Адвайту Ачарью, но потом проникся состраданием.
 Приведи сюда Шривасу Пандита, попросил Он Нанданачарью.
Нандана тут же побежал к дому Шривасы и вместе с ним вернулся к себе. Увидя Господа Чайтанью, глаза Шривасы украсились слезами любви.
 Ни о чем не печалься, мягко сказал ему Гауранга. Теперь скажи Мне, как там Адвайта Ачарья?

Шриваса Пандит сначала описал печаль преданных, а затем сказал:
 А Адвайта Ачарья постится со вчерашнего дня, хотя жизнь не покидает его. Он очень огорчен. Будь милостив к нему, мой Господь, и сходи к нему Сам. Если бы это касалось кого-нибудь другого, а не Адвайты, я бы так не волновался. Но я знаю, что Ты для него все. Без Тебя, мой Господь, наши жизни пусты и мрачны, мы страдаем, терзаемые мучительной разлукой. Твой уход стал более чем жестоким наказанием для всех. Будь добр, вернись и одари нас Свой милостью.

Слова Шривасы наполнили сердце Шри Чайтаньи великим состраданием, и Он пошел увидеть Шри Адвайту. Он застал его очень мрачным, с глубокой тоской на челе. Адвайта думал о себе, как о великом оскорбителе Господа, он чувствовал, что загордился, получив особую милость, и это наказание потрясло его до глубины души. Жалкое положение Адвайты смягчило сердце Гауранги, и Он ласково обратился к нему: О Адвайта Ачарья, поднимайся, посмотри, это Я, Вишвамбхара, пришел утешить тебя!

Но Адвайта, сгорая от стыда, продолжал молчать. В великой любви смотрел он на лотосные стопы Господа, не смея поднять глаз.
 Поднимайся, Адвайта, снова обратился к нему Господь Чайтанья.
 Хватит терзаться, возвращайся к своим обычным делам.

 О мой Господь, ответил Ему Адвайта Ачарья. Ты хочешь, чтоб я чем-то занялся. Все слова Твои обо мне излишняя похвала, она только кружит мне голову и вскармливает гордыню, которая приведет меня в ад. Другим преданным Ты позволяешь развить в сердце здоровое чувство служения Тебе, но мне Ты все время выказываешь уважение. Ты вдохновляешь меня сделать что-то и прославляешь меня, но Ты же меня и наказываешь. 

Ты говоришь, что я Твой слуга, но в сердце думаешь иначе. Ты моя жизнь, сокровище, тело, ум, Ты все для меня! И все же Ты причинил мне боль. Конечно, это Твое верховное право. Мой дорогой Господь, я молю Тебя лишь об одном милостиво позволь мне вечно служить Тебе, даруй прибежище Твоих лотосных стоп!

Господь Гаурасундара ответил Адвайте Ачарье в присутствии всех собравшихся преданных:
 Послушай, Адвайта, Я объясню тебе сокровенные истины на таком примере. Он раскроет Мою мысль. Когда высокого чина офицер, пользующийся доверием царя, собирается повидаться с царем, вся гвардия и слуги говорят ему о своих проблемах, желая чтобы о них узнал царь. 

Это делается для того, чтобы получить от царя вознаграждение и поддержать деньгами семьи гвардейцев и слуг. И если такой попечитель-офицер совершит недостойное оскорбление, царский приказ о его смерти не лишит гвардейцев и слуг средств к существованию. Будучи царским офицером, он занимал высокое положение и пользовался доверием, но был наказан за свое оскорбление.

Так же и Кришна владыка всех царей и повелителей, господин Брахмы, творца вселенной, и Шивы, разрушителя творения. Господь наделяет всех силой, что бы кто ни творил и ни совершал. Никто не посмеет возразить, если Господь захочет наказать кого-то. Даже Лакшмидеви, богиня удачи, вечная супруга Господа Нараяны терпела наказание, и Господь Брахма и другие полубоги не были лишены его, хотя Своим возлюбленным преданным Господь прощает оскорбления. 

Когда Господь Кришна видит, что кто-то совершает оскорбление, Он посылает наказание, зная, что это возвысит оскорбителя до положения Его вечного слуги.
Так что поднимайся и соверши свое дневное омовение, поешь и ни о чем больше не печалься.

Адвайта Ачарья возликовал. Слуга был счастлив, слушая, как господин ругает его.
 Теперь я могу сказать, что Ты мой Господь и учитель.
И он начал танцевать, хлопая в ладоши. Его обуяла радость, он вновь обрел прибежище у лотосных стоп Господа и позабыл о своих прежних печалях. Преданные были счастливы, и Нитьянанда Прабху с Харидасой Тхакуром радостно смеялись.