18 августа 2015 г.

Сварупа сиддхи

Шрила Бхактивигьяна Бхарати Госвами Махарадж


Сварупа сиддхи

г.Чандигарх, картика 2013 г.

Бог создал джив, и на каждую душу у Него существует Свой план. Давайте разберёмся, как понять это правильно.
Мурари Гупта и Анупама не смогли изменить свою ништху в Рамачандру, даже несмотря на то, что находились в общении с Самим Шри Чайтаньей Махапрабху. Махапрабху сказал Мурари Гупте:


садху садху, гупта, томара судрдха бхаджана

амара вачанеха томара на талила мана

«Честь и хвала тебе, Мурари Гупта! Ты непоколебим в своем поклонении, ведь ты не переменил своё настроение, даже когда Я попросил тебя об этом» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 15.153).

Они не смогли принять Шри Кришну, как Божество своего сердца, хотя у них было общение, в котором они могли бы развить любовь к Шри Радхе и Кришне. Это можно сравнить с тем, как преданные принимают прасад. Они садятся в одну линию, но это не значит, что им нравится одно и то же. Кто-то может очень любить сладкое, но это вовсе не значит, что человек, который сидит рядом, обязательно разовьёт вкус к сладкому. 

У каждого есть свои желания и предпочтения. Также невозможно всем принять одинаковое количество пищи, даже если прасад будет раздаваться неограниченно. Каждый примет что-либо в соответствии со своей способностью и вместимостью (адхикарой).
Вопрос: Что значит разная вместимость? Может ли в садху-санге увеличиваться способность вмещать?
Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Нет, это невозможно. Венката Бхатта, Шрила Прабодхананда Сарасвати и Гопал Бхатта Госвами общались со Шриманом Махапрабху в Шри Рангаме и услышали от Него прекрасное доказательство того, что поклонение Шри Радхе и Кришне выше поклонения Шри Лакшми и Нараяне.


сиддхантатас тв абхеде 'пи

шриша-кришна-сварупайох

расеноткришйате кришна

рупам эша раса-стхитих

«Духовная наука гласит, что между Нараяной и Кришной нет разницы. И все же раса супружеской любви придает Кришне особую привлекательность. Поэтому Он превосходит Нараяну. Такой вывод можно сделать, изучив науку о духовных отношениях» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 9.146).

Однако Венката Бхатта, даже после того как услышал объяснения Махапрабху, не смог оставить поклонение Лакшми и Нараяне. Но привязанность Прабодхананды Сарасвати и Гопала Бхатты Госвами изменилась. В некоторых случаях мы видим, что преданные меняют объект своего поклонения, после того как получают определённое общение, но так происходит не всегда. От чего это зависит? 

От того, какое общение они получают, или от природы их сварупы? И то, и другое имеет место быть. Изменится ли настроение от общения или нет, зависит так же от шаранагати индивидуальной души. Захочет ли она принять то, что даётся ей в общении с садху, или захочет сохранить свою независимость – результат зависит от индивидуального желания.

Шрипад Б.Неми Махардж: Если некая связь в этом со стхаи-бхавой?
Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Нет. В «Чайтанья-чаритамрите» объясняется, что для личности, которая находиться в определённой расе, именно его раса является наивысшей:

ниджа ниджа бхава сабе шрештха кари мане
ниджа-бхаве каре кришна-сукха асвадане

«Каждый из преданных, находящихся в той или иной расе, считает своё чувство к Господу самым лучшим и в таком умонастроении черпает великое счастье в общении с Кришной» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.43).

Объективно понимать, что является наивысшим, можно только увидев это с высоты реализации каждого настроения. Раса каждой дживы является для неё наивысшей, так как она находится в своём индивидуальном положении, она не может должным образом сравнивать, объективно оценивая свою расу с расой другого расика-вайшнава.

Шрипад Б.Бхагават Махарадж: Шрила Бхактивинода Тхакур в «Джайва-дхарме» описывает, что преданные Махапрабху имеют два духовных облика: один в играх Шри Чайтаньи Махапрабху в Навадвипе, а другой в играх Радхи Кришны во нитья-вриндаване. Я читал, что Нарада Муни является одновременно Мадхумангалом и Нарадия Гопи. Другой пример – Рамананда Рай. Он явился в этот мир, объединив в себе две личности – Вишакху Гопи из враджа-лилы и Арджуну из дварака-лилы. Можете ли вы прокомментировать этот феномен?

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: В зависимости от общения или индивидуального окружения будет проявляться то или иное настроение вечных спутников Господа. От этого настроения будет зависеть облик парикара.

Мадхава-прия Прабху: Что это значит? Правильно ли я понимаю: если мой Гуру Махарадж находится в мадхурья-расе и говорит соответствующую катху, то в моём сердце будет появляться желание развить отношения с Господом именно в этом настроении?

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Бывает и по-другому: если ученик не способен принять то, что даёт гуру, то он говорит в соответствии с адхикарой ученика. Если гуру видит, что ваша квалификация слушать только об айшварье Господа или дружбе с Ним, то он будет говорить об этом. Незрелый ученик может подумать в таком случае, что его гуру вечно пребывает в сакхья-расе.

Мадхава-прия Прабху: Всегда ли гуру говорит только в соответствии с адхикаройученика, или возможно такое, что он говорит о том, что позволяет ему его собственнаяадхикара?

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Однажды Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур позвал своих учеников на Радха-кунду принять омовение. Когда они пришли, Шрила Прабхупада сказал, что у них нет адхикары даже на то, чтобы прикоснуться к Радха-кунде. Его ученики последовали этому наставлению, но прошло некоторое время, и они, будучи уже имеющими адхикару, пришли уже вместе со своими учениками принять омовение на Радха-кунде. 

Таким образом, мы видим, что одна и та же личность в разное время поступает по-разному. Как примирить эти противоречия? Во-первых, нужно понимать, что великие ученики Шрилы Прабхупады также являли лилу постепенного прогресса в своём духовном развитии. Если в начале у них не было квалификации принимать омовение в таком возвышенном месте, то постепенно, слушая хари-катху садху, они обрели соответствующую адхикару для дивья-снаны*

Поэтому эти слова Шрилы Прабхупады нельзя рассматривать ограниченно, считая так, что он сказал подобное для всех и каждого, и теперь это должно быть принято на все времена. Каждое утверждение вайшнава имеет определённую глубину и раскрывается ученику по мере его личного духовного прогресса. Каждое наставление ачарьи должно рассматриваться согласно кала-деша-патре (времени, месту и адхикаре). 

Ученики Шрилы Прабхупады не считали себя квалифицированными принимать омовение в Радха-кунде, но, имея в своём сердце великую жажду получить милость Шримати Радхики, они со смирением омывались в водах этой священной кунды. В соответствии с нашими способностями сознания мы будем по-разному воплощать в свою жизнь слова вайшнавов. На каждом уровне бхакти у нас будет проявляться разное понимание наставлений садху.

Гуру также может проходить разные ступени реализации своих отношений с Бхагаваном. Если гуру идёт восходящим путём (через садхану, будучи в прошлом баддха-дживой), то сначала он может рассказывать своим ученикам о сакхья-расе, и те будут думать что их гуру – сакха Кришны. Позже гуру может начать рассказывать о Божественной Чете, и тогда его последователи будут воспринимать его, пребывающим в мадхурья-расе

Другим примером является гуру – нитья-сиддха (нисходящая душа). Например, это может быть вечный парикар (спутник) Шримати Радхики. Такой гуру также может проявлять себя в разных настроениях в соответствии с адхикарой ученика. Обусловленная душа не может отличить, к какому типу относится его гуру: «Кто он? Идущий восходящим путём, либо он вечный спутник Господа?» 

Например, Шрила Бхактиведанта Свами много говорил о сакхья-расе, так как он видел, что его ученики неспособны воспринимать более возвышенные темы. Он понимал, что если он будет рассказывать о Радхе и Кришне, его слушатели не смогут это понять правильным образом. Однако это вовсе не значит, что он не знал о чём-то большем. Он говорил то, что было необходимо преданным на том этапе духовного развития.

Шрипад Б.Бхагават Махарадж: Нарада Муни – это Нарадия Гопи или Мадхумангал –сакха Кришны? Может ли одна душа иметь сварупу не просто в двух обителях Бхагавана, а одновременно в двух разных расах?

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Каждое действие нитья-сиддх – это лила, игра. Даже в этом материальном мире мы можем видеть, как одна и та же личность может играть различные роли. Один и тот же человек может играть роль как попрошайки, так и царя. Мужчина может переодеваться в женщину. В каждой лиле присутствует истинная сварупа. Вся наша гуру-варга подобна актёрам, которые проявляются в тех или иных обликах в соответствии с квалификацией ученика. Это вовсе не значит, что у них множество сваруп, у них есть конкретный облик, но чтобы поддерживать своих учеников в определённой расе, они могут предстать в разных обликах.

Вопрос: Всё же, какова основная сварупа Нарады Риши?
Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Все сварупы, о которых мы знаем, являются их лилой. Махапрабху сказал («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.108):

дживера сварупа хайа – кришнера нитйа-даса

кришнера татастха шакти, бхедабхеда пракаша

 

Сварупой каждой дживы является то, что она вечная служанка Господа. Эта сварупа неизменна для всех, вне зависимости от того, в какой расе душа служит Господу. Родители могут ругать своих детей, но всё же это является их служением детям, чтобы они выросли культурными и образованными. 

Гопи Вриндавана так же могут ругать Кришну, но лишь для Его счастья, в этом их служение Ему. В конце концов Господь всё так Сам устроил, потому что это необходимо Ему и нравится. Поэтому, в какой бы расе ни пребывала душа: в сакхье,ватсалье, мадхурье – она имеет одну постоянную сварупу – слуги Кришны. Это общее положение для всех живых существ, как для нитья-бадха джив, так и для нитья-парикара, без исключения.

Мадхава-прия прабху: Шрила Кави Карнапур Госвами говорит о том, что сварупа Рая Рамананды в лилах Кришны – это Вишакха Гопи, а точнее – совместная форма Пандава Арджуны и Вишакхи. Наш Шрила Гурудев объяснял, что объединение сиддх (совершенных душ) в одном теле того или иного преданного, подобно тому совокупному воплощению, которое было явлено Самим Шри Чайтаньей Махапрабху. Он представляет из Себя совместную форму Шри Шри Радхи и Кришны:

махапрабху шри-чаитанйа, радха-кришна нахе анйа,
рупануга-джанера дживана

Шрила Б.В.Бхарати МахараджОгонь присутствует в дереве, но может ли дерево нас обжечь? Нет. Однако если два куска дерева потереть друг об друга, появится пламя. Как же возможно, чтобы огонь присутствовал в дереве? Мы знаем, что огонь сжигает дерево, как же он может в нём находиться, не уничтожая его? В воде так же содержится элемент огня, но можем ли мы это видеть? При этом мы можем остановить пламя огня водой. Когда придёт время и наступят определённые обстоятельства, тогда мы сможем увидеть огонь, который способен всё сжигать. С помощью своих материальных чувств мы даже не можем понять, каким образом огонь находится в дереве или в воде. Что же говорить о вечных спутниках Господа? С помощью могущества Бхагавана невозможное становится возможным. 

Преданные – сакшад-дхари – неотличны от Бхагавана. Иногда они показывают свои возможности, а иногда скрывают. Обычно преданные не хотят демонстрировать своё могущество, но при определённых обстоятельствах они могут сделать это.

Шаранга Тхакур не желал принимать учеников, но однажды он встретил Шри Чайтанью Махапрабху. Гаурасундара сказал ему: «Почему ты не принимаешь учеников?» Шаранга Тхакур ответил: «Я не вижу тех, кто был бы квалифицирован». На это Махапрабху ответил: «Тот, кому ты дашь квалификацию, будет квалифицирован!» Первого, кого он встретил после указа Махапрабху, был труп, плывущий в водах Ганги. Шаранга Тхакур воскресил его и сделал чистым преданным. После этого случая Шарангу Тхакура стали звать Шаранга Мурари Тхакур, поскольку имя умершего, которого он возвратил к жизни было Мурари. Мы видим, каким образом при определённых обстоятельствах проявилось могущество Шаранги Мурари.

Однажды Расикананда Прабху чистил свои зубы веточкой нима, сидя на разрушенной стене, лежащей на земле. В тот момент ему сообщили, что один пандит хочет сразиться с ним в диспуте. Этот учёный хотел явиться на диспут верхом на тигре. Когда Шаранга Тхакур издали увидел этого пандита, он сказал: «О, столь уважаемая личность приближается ко мне, я должен его достойно встретить». В тот же миг стена начала двигаться навстречу пандиту. Таким образом, Шаранга Мурари Тхакур встретил этого учёного, сидя на разбитой стене. Как только гордый пандит увидел это, то сразу же пустился прочь.

Подобно Бхагавану, преданные могут проявляться в любой форме, в какой они захотят и в какой есть необходимость. Поэтому как же мы, обусловленные дживы, можем понять, что является их нитья-сварупой?! Мы даже не можем осознать, как огонь находится в дереве.

---
*Дивья-снана – омовение, совершаемое на духовном уровне, как душа, вне гун материальной природы, с глубокой преданностью Шри Кришне.